Родительское собрание «Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста»
материал (младшая группа)

Цирк Людмила Леонидовна

Родительское собрание

«Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста»

Цель: повысить интерес родителей к воспитанию культурно- гигиенических навыков у детей.

Задачи: формирование у родителей представления о воспитании культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста; повысить интерес к вопросам укрепления здоровья детей посредством использования игровых приемов и художественного слова.

Участникивоспитателиродители.

Место проведениягрупповая комната.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie.docx34.31 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание

«Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста»

Цель: повысить интерес родителей к воспитанию культурно- гигиенических навыков у детей.

Задачи: формирование у родителей представления о воспитании культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста; повысить интерес к вопросам укрепления здоровья детей посредством использования игровых приемов и художественного слова.

Участники: воспитатели, родители.

Место проведения: групповая комната.

Ход собрания.

Подготовительный этап.

Анкетирование родителей.

Оформление родительского уголка : Папки- передвижки: «Рекомендации для родителей», «Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста

Памятка для родителей (воспитание к. г. н. и самостоятельности у детей)

Приглашение родителей.

Вступительное слово (доклад воспитателя).

Дорогие родители сегодня я посвящаю наше родительское собрание теме очень важной, актуальной, требующей терпения — это формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста.

Сегодня наша задача: привлечь вас к воспитанию ваших детей к воспитанию культурно-гигиеническим навыкам..

Мы стараемся формировать простейшие навыки самообслуживания детей: учим есть самостоятельно, умываться, одеваться и раздеваться. Эти требования умещаются в программе в нескольких строках, но в каждую нужно вложить кропотливую работу, чтобы их реализовать. «Ну что за неряха!» - в сердцах восклицает иной родитель, будто не причастен к тому, что ребенок таков. А ведь опрятность и аккуратность не врожденные качества. В основе их гигиенические навыки и привычки, которые формируются с раннего возраста. Одна из задач воспитания детей раннего возраста - воспитание культурно-гигиенических навыков.

Чтобы облегчить ребенку освоение новых навыков, необходимо сделать процесс доступным, интересным, увлекательным. При этом обязательно учитывается возрастная особенность детей — стремление к самостоятельности. Как это все донести до непонятливого маленького незнайки? Ну конечно через игру, стихи, потешки, сказки. Ему трудно запомнить ваши слова и доводы, а стишок или потешку он обязательно запомнит и с удовольствием будет повторять. И это обязательно поможет вашим малышам разобраться со всеми сложностями воспитательного процесса.

Основная часть.

Мы заранее проводили анкетирование родителей. Для нас важно было знать ваше мнение о том, что вы считаете наиболее значимым для своего ребенка, какими навыками обладает ваш ребенок в большей или меньшей степени и мы вместе будем решать все проблемы в воспитании культурно-гигиенических навыков. (Анкета прилагается.)

Возрастные особенности.

Маленький ребенок достоин того, чтобы его развитие протекало полноценно. Для этого взрослому надо знать особенности раннего возраста, уметь создавать благоприятные условия для самораскрытия возможностей каждого малыша. На данный момент в нашей группе, мы к каждому ребенку находим индивидуальный подход.

Формирование у детей культурно-гигиенических навыков - необходимое условие для здорового образа жизни. Культурно-гигиенические навыки — это не что иное, как привычки. Как известно, самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве, вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять их, чтобы они со временем стали привычками и постоянно совершенствовались.

Для ребенка, приученного к личной гигиене с раннего возраста, гигиенические процедуры — потребность, привычка. Обучение гигиеническим навыкам начинается со знакомства с предметами личной гигиены: полотенце для лица и рук, полотенце для тела, полотенце для ног, банная простынка, небольшая расческа с тупыми зубчиками, стаканчик для полоскания рта, зубная щетка, носовые платки, щеточка для мытья ногтей, мочалка для тела.

Гигиеническое воспитание после года направлено на приобщение ребенка к следующим гигиеническим навыкам :

мыть руки перед едой и после каждого загрязнения;

умываться после ночного сна и после каждого загрязнения;

принимать ежедневно гигиенический душ перед ночным сном, а летом — и перед дневным сном;

мыться с мылом и мочалкой (через два дня на третий);

подмываться перед сном и после сна, если малыш проснулся мокрым;

полоскать рот после приема пищи (с двух лет);

пользоваться зубной щеткой (с двух лет);

пользоваться носовым платком по мере надобности в помещении и на про-гулке (самостоятельно с двух с половиной лет);

пользоваться расческой, стоя перед зеркалом (с полутора — двух лет);

ухаживать за ногтями с помощью щеточки (с двух с половиной лет);

не брать пищу грязными руками (под контролем взрослого на протяжении

всего раннего детства);

мыть ноги перед сном.

Любую гигиеническую процедуру с маленьким ребенком следует проводить

аккуратно, осторожно, чтобы не испугать его, не вызвать неприятных ощу-щений.

И даже тогда, когда ваш малыш научится самостоятельно выполнять ту или иную процедуру, не оставляйте его без присмотра.

Приступая к гигиенической процедуре, заранее продумайте все действия, расположите необходимые предметы так, чтобы ими свободно можно было пользоваться, не тратя время на их поиски, не отвлекаясь. Например, готовясь к купанию, продумайте, где поставить кувшин, куда положить мыло, на какой крючок повесить полотенце. Проверьте температуру воды, уберите все лиш-ние предметы из ванной комнаты.

Для проведения гигиенических процедур с ребенком создайте все необходи-мые условия:

разместите крючок для полотенца на уровне роста (но не глаз) ребенка;

подставьте к умывальнику скамеечку, стоя на которой он сможет достать кран;

прикрепите ручку-держатель к стене, чтобы ребенок мог держаться за нее обеими руками при подмывании, мытье ног, принятии гигиенического ду-ша;

положите в ванной коврик (решетку, чтобы ребенок не поскользнулся.

Предметы, которыми ребенок будет пользоваться самостоятельно, следует подобрать с учетом его возрастных возможностей. Размер куска мыла должен соответствовать руке ребенка; полотенце и петелька на нем должны быть та-кими, чтобы малыш одним движением мог снять и повесить его; стаканчики для зубной щетки и полоскания рта должны быть устойчивыми, удобными и безопасными; расческу следует выбрать с тупыми зубчиками, чтобы не по-вредить нежную кожу малыша, а ее размер должен соответствовать его руке.

Предметы личной гигиены ребенка должны быть красочными, располагаю-щими к запоминанию. Начиная с года, ребенок способен находить свое полотенце, которое всегда висит в определенном месте и имеет какой-либо красочный ориентир (рисунок на ткани, аппликация, вышивка и т. п.).

Удобная организация условий для гигиенической процедуры должна побуж-дать ребенка к активности, самостоятельным действиям.

Формирование навыка опрятности.

Научить ребенка пользоваться горшком для многих родителей представ-ляет известную трудность, особенно сегодня: приученный с младенчества к памперсам малыш, не хочет садиться на горшок. А между тем именно второй год жизни является критическим периодом. Отказ от памперсов в этот период можно рассматривать как настоятельную необходимость. В 1 год 6 месяцев — 1 год 8 месяцев желательно сформировать у малыша навык опрятности.

С ранних лет он должен испытать неприятные ощущения от мокрых шта-нишек, белья, ситуативно совпадающие с его физиологическими отправле-ниями. Только в этом случае у него начнет вырабатываться поведенческая реакция, направленная на устранение причин, приводящих к неприятным ощущениям. Такое поведение можно сформировать у ребенка очень рано, даже на первом году жизни. Уже в 5-6 месяцев малыш способен подавать сигналы своим поведением (мимика, двигательная активность, голос). Если мама понимает, что эти сигналы именно для нее, и немедленно реагирует (поднимая кроху, приводя в соответствующую позу, приговаривая обще-принятые звуки, то добивается должного результата, и ее можно поздра-вить с большим достижением ребенка.

На втором году жизни методика ознакомления с горшком остается той же. Если же малыш привык к памперсам, то здесь приходится говорить не о воспитании навыка опрятности, а о переучивании. Ребенку комфортно в памперсах, он всегда остается сухим, даже не контролируя свои отправле-ния. Этим-то и опасны памперсы: нарушается понимание причинно-следственных связей, не формируется умение управлять собой исходя из собственных ощущений. Теперь придется поработать вам обоим. Ведь не оставите же вы ребенка в памперсах до школы!

Вам поможет то, что ребенок после 1 года 3 месяцев — 1 года 6 месяцев очень хорошо вас понимает. Он еще не умеет словом выразить свои ощу-щения, впечатления, желания, но может понять, на что направлены усилия взрослого. Кроме того, малыш очень дорожит вашим отношением к нему. Если он чувствует, что мама (папа, бабушка и др.) радуется его успехам в самых деликатных ситуациях, то будет стараться доставить вам это удо-вольствие. И, пожалуй, самое главное — после полутора лет совершенствуется физиологическая система естественных отправлений: ребенок способен удерживать себя какое-то время от немедленного результата, а, следовательно, регулировать и понимать свои состояния. Конечно, не сле-дует считать, что на втором году жизни малыш становится абсолютно са-мостоятельным. Потребуется еще много времени, чтобы навык опрятности перешел в привычку.

Учим пользоваться горшком.

Предложение воспользоваться горшком должно совпадать с естествен-ной потребностью ребенка. Лучше это делать перед прогулкой, перед сном и после него, если ребенок проснулся сухим.

Физиологическая потребность, как правило, возникает у малыша через 20-30 минут после еды. Учитывая это, можно предложить ребенку сесть на горшок до еды, но не сразу после еды.

Как только малыш оказался мокрым, следует обратить на это его вни-мание и немедленно сменить штанишки на сухие.

Ребенок должен ощутить разницу.

Проследите, чтобы ребенок не проваливался в горшок. Края горшка должны быть теплыми и сухими.

Ребенку следует напоминать о возможной потребности, даже когда он не подает вам сигналов.

Взрослый должен стараться уловить момент наивысшей потребности ребенка и добиться положительного результата именно в этой ситуа-ции. Можно считать, что такая ситуация — начало и конец ваших проблем: малыш теперь будет предвосхищать ее сам. Порадуйтесь, пока-жите, что вы довольны, похвалите его. И ребенок будет повторять и повторять такие "желанные" для вас процедуры.

Следует знать, что опорожнение кишечника у малыша возникает раньше (если есть потребность), чем мочеиспускание. Желательно приучить его опорожнять кишечник с утра.

Не следует держать малыша на горшке более пяти минут.

Не оставляйте ребенка на горшке одного, без присмотра. Он еще слишком мал, чтобы вы могли положиться на его благоразумие и самостоятельность.

Что нужно знать о памперсах.

Памперсы рекомендуется использовать только в раннем младенчестве, сочетая их с подгузниками (например, на ночь или через раз). Памперсы следует использовать избирательно, исходя из ситуации (например, при сборах на прогулку, в гости или при особых обстоятельствах, таких, как болезнь ребен-ка, длительный переезд и т. п.).

Нужно учитывать физическое состояние ребенка. Если он ослабленный, нервный, тревожный, беспокойный ночью, то памперсы ему необходимы на данном этапе его "пограничного" нервного состояния. Тогда, как говорится, из двух зол выбирают меньшее.

На втором году жизни взрослые должны отказаться от памперсов в уходе за ребенком, постепенно приучая к посильной самостоятельности в столь деликатном вопросе: он должен осознавать возникшую потребность и сообщать об этом взрослому.

Отношение к памперсам на втором году жизни ребенка должно поменяться: не памперсы держат вас на крючке, а вы держите их в узде. Обходитесь без них дома, но, если нужно куда-то поехать, можете надеть памперсы на всякий случай.

Отучать ребенка от памперсов легче летом и дома, когда можно не прибегать к трудоемким переодеваниям малыша. Затем откажитесь от использования их во время прогулок. Это возможно, т. к. малыш после 1 года 6 месяцев испытывает потребность в естественных отправлениях реже, чем на первом году.

Что такое культурно-гигиенические навыки?

Культурно-гигиенические навыки – это навыки по соблюдению чистоты тела, культурной еды, поддержания порядка в окружающей обстановке и культурных взаимоотношений детей друг с другом и со взрослыми.

Подведение итогов собрания.

Для закрепления полученных знаний родителям предлагаем продолжить фразу: «Я, как и все мы понял.». Благодарим всех родителей за участие и подготовку нашей встречи. Всего вам хорошего!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста»

Тема:Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Цели:показать важность работы по развитию мелкой моторики рук. Задачи:• обозначить взаимосвязь развития мелкой моторики рук и разв...

Конспект проведения родительского собрания "Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста"

Конспект родительского собрания "Воспитание культурно-гигиенических наыков у детей раннего возраста посредством использования игровых риемов и художественного слова"....

Конспект родительского собрания "Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста"

Формирование у родителей представления о воспитании культурно-гигиенических навыков у детей; повысить уровень компетентности родителей в вопросах формирования культурно-гигиенических навыков; повысить...

Родительского собрания «Воспитание культурно-гигиенических навыков в младшей группе».2020 г. 13.10.22

Родительского собрания «Воспитание культурно-гигиенических навыков в младшей группе»...

Родительское собрание " Воспитание культурно - гигиенических навыков у детей 2 - 3 лет.

Воспитатель. - Уважаемые родители,  рады вас приветствовать на нашем родительском собрании.- Как вы думаете, что такое культура здоровья?(Рассуждения родителей.)Под культурой здоровья ребёнк...