Мастер-класс для родителей детей старшего дошкольного возраста «Играем в музыкальные игры дома»
методическая разработка
Цель: познакомить родителей с эффективными способами организации музыкального досуга ребенка дома, стимулируя развитие творческих способностей, внимания, памяти и моторики малыша посредством простых игровых форм.
Материалы для занятий:
- Детские музыкальные инструменты (бубенцы, деревянные ложки, детские синтезаторы).
- Карточки с изображениями детских песен.
- Записи детской классической и народной музыки.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 27.16 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для родителей детей старшего дошкольного возраста «Играем в музыкальные игры дома»
МДОУ «Детский сад №11 п. Комсомольский
Белгородского района Белгородской области»
Старший воспитатель
Хожаинова Ирина Александровна
Цель: познакомить родителей с эффективными способами организации музыкального досуга ребенка дома, стимулируя развитие творческих способностей, внимания, памяти и моторики малыша посредством простых игровых форм.
Материалы для занятий:
- Детские музыкальные инструменты (бубенцы, деревянные ложки, детские синтезаторы).
- Карточки с изображениями детских песен.
- Записи детской классической и народной музыки.
Программа мастер-класса
Часть I. Теоретическое введение. «Что такое музыкальная игра?»
Музыкальная игра — это вид игровой активности, в которой ребенок взаимодействует с музыкой: слушает её, воспроизводит самостоятельно, двигается под неё, развивает слуховую память и эмоциональное восприятие.
Как музыка влияет на ребёнка?
- Стимулирует творческое мышление и воображение.
- Улучшает координацию движений и мелкую моторику рук.
- Развивает чувство ритма и музыкальный слух.
- Повышает интерес к искусству и культуре.
Музыкально-дидактические игры -это игры, специально созданные для решения задач музыкального воспитания, обучения и развития детей. Они развивают музыкальные (слух, намять, ритм, эмоциональную отзывчивость), творческие, сенсорные (ощущать, различать свойства музыкальных звуков: высоту, длительность, громкость, тембр) способности детей.
Помогают в игровой, доступной форме усвоить основные выразительные средства музыки, различать музыкальные произведения по жанру, форме, характеру.
Музыкальное развитие и воспитание, в целом благотворно влияет на общее развитие ребенка – эмоциональное, познавательное, речевое, физическое и творческое.
Часть II. Практический этап. Здесь родители попробуют провести игровые занятия вместе с детьми (на мастер-классе родители проводят игру с родителями), следуя инструкциям и методическим рекомендациям.
А сейчас попробуем применить три вида упражнений, адаптированных для домашней обстановки.
1.Игры с ритмом «Кто быстрее?» (без оборудования, но можно подготовить бросовый материал, создать шумовой оркестр).
Ход игры: Игроки садятся в круг. Один участник хлопает простой ритм ладошками, остальные внимательно слушают и стараются повторить точно таким же образом. Затем каждый игрок добавляет своё новое движение (шаг ногой, постукивание пальцами). Побеждает тот, кто точнее воспроизведёт услышанный ритм.
Совет родителям: Поддерживайте позитивную атмосферу, помогайте детям прислушиваться друг к другу и повторять движения правильно.
2. Музыкальное лото «Угадай мелодию!» (Оборудование: карточки с изображениями известных детских песенок). В домашних условиях родители заранее готовят карточки с изображениями известных детских песенок (например, «Антошка», «Прощание с летом»).
Ход игры: Родители (дети) прослушивают начало знакомой мелодии, затем выбирают карточку с изображением соответствующей песни.
Совет родителям: Начинайте с коротких фрагментов знакомых композиций, поощряйте инициативу детей.
3. Импровизация на игрушечных инструментах «Весёлый оркестр!» Предложите ребёнку поиграть на детском пианино, маракасах, колокольчиках или дудочке.
Вместе сочиняйте простую музыку, меняя темп, громкость и длительность звучания.
Если дома нет музыкальных инструментов подойдут любые предметы, которые издают звук. Распределите шумовые инструменты между членами семьи и попробуйте вместе сочинить музыку.
Импровизация (лат. неожиданно, внезапно) - это одна из самых увлекательных и совершенно необходимых форм первичного познания звукового мира ребенком, которая помогает ему изучить и исследовать мир, сформировать детское личностное отношение к миру.
Импровизация - древнейший и генетически первичный вид музыкального творчества, при котором процесс сочинения музыки происходит во время ее исполнения. На протяжении многих веков она была единственным способом рождения и существования музыки. Человек как бы «добывал» музыку из себя. В этом один из глубочайших смыслов импровизационного музицирования, которое формирует позицию деятеля, создателя, исследователя, а не потребителя. Импровизация удивительна и необходима детям.
Совет родителям: Создавайте импровизационные формы музыки совместно с ребёнком, обращая внимание на изменения звука и эмоции, вызванные игрой.
4.Игра "Кто я?" Игра проводится по типу «Крокодил», нужно (мимикой, жестами), изобразить предмет или живое существо, а отгадывающие должны отгадку изобразить звуками. Например, ведущий изображает: поезд, машину, чайник, собаку (все зависит от выдумки ведущего). Ребенок должен прогудеть, как поезд, проби-бикать, пыхтеть, как чайник, гавкать и так далее.
Совет родителям: После правильного ответа следует спросить, как ребенок догадался и узнал то, что изображалось.
Часть III. Заключение. Подведение итогов мероприятия, ответы на вопросы родителей. Обмен впечатлениями и мнениями.
Мастер-класс позволяет каждому родителю убедиться, насколько важно проводить свободное время с ребенком интересно и полезно, способствуя развитию его творческого потенциала и музыкальной одарённости.
Дополнение к мастер-классу «Играем в музыкальные игры дома»:
Репертуар для разных возрастных категорий
Возраст 2-3 года:
- Простые потешки и пальчиковые игры с песнями («Сорока-белобока», «Ладушки»).
- Песенки-игрушки («Колобок», «Курочка Ряба»).
- Мелодичные колыбельные народные композиции («Баю-баюшки-баю»).
- Легкие танцевальные песни («Танец маленьких утят», «Паровозик Чух-Чух»).
Цель: развивать тактильную чувствительность, умение подражать звукам и простым движениям.
Игры с ложками (или другими звучащими предметами):
Дайте их малышу и, напевая знакомую мелодию, лучше русскую народную, ритмично стучите вместе с ним. Учите ребенка держать ложки за ножки и стучать спинками. похвалите его, следите за тем, чтобы ребёнок не «колошматил» ложками друг об друга. Объясните, что играть надо не сильно, а то ложки сломаются. Постепенно малыш научится измерять силу удара и стучать ритмично. В следующий раз включите весёлую музыку с четким ритмом в записи, игра будет более эмоционально насыщенной.
Игра «Тихо-Громко»
Выразительно напевайте песенку со сменой динамики, выполняя движения по тексту, побуждая малыша прислушиваться к тихим и громким звукам.
Тихо напевайте песенку и тихо хлопайте в ладоши, а ребёнок будет повторять:
У ребяток ручки хлопают. Тихо-тихо ручки хлопают.
Мама громко поёт, звонко хлопая в ладоши. Малыш тоже звонко хлопает, подражая маме:
Громче хлопают, сами хлопают.
Ну и хлопают, вот так хлопают.
Взрослый тихо поёт слегка, притопывая на месте, малыш повторяет:
У ребяток ножки топают, тихо-тихо ножки топают.
Взрослый громко поёт, топая ногами. Малыш повторяет:
Громче топают сами топают.
Ну и топают, вот как топают.
Возраст 3-4 года:
- Коллективные хороводы и подвижные танцы («Каравай», «Мы танцуем хоровод»).
- Простые русские народные песни («Во саду ли, в огороде», «Ах вы, сени мои, сени»).
- Маленькие музыкальные пьесы («Маленькая полька», «Марш деревянных солдатиков»).
- Весёлые песенки-шуточки («Два весёлых гуся», «Петушок Золотой гребешок»).
Цель: совершенствовать координацию движений, учить запоминать простейшие мотивы и двигаться синхронно.
Игра на развитие интеллектуальных музыкальных способностей и музыкальной памяти «Весело-грустно»
Цель: различать построение музыки
1 вариант
Ход игры: Ребенок слушает музыку и самостоятельно выбирает карточку с изображением веселого или грустного клоуна.
2 вариант – слушает и изображает мимикой.
Игры на развитие тембрового слуха
«Угадай, на чем играет зайчик (или другой герой)»
Цель: Различать тембры различных музыкальных инструментов: погремушка, барабана, бубна, ложек, дудочки, колокольчика.
Ход игры: Собрать волшебную коробочку с инструментами, выбрать героя. Сделать ширму (например из стула). Ребенок угадывает, на чем играет зайка.
«Кто в домике живет»
Цель: Развивать у ребенка память, связав героев сказок с определенным музыкальным инструментом.
Ход игры: Познакомить ребенка с персонажами сказки, которые живут в музыкальном домике. У каждого персонажа есть любимый музыкальный инструмент (медведь – бубен, заяц – барабан, петушка – погремушка, птичка - колокольчик). Ребенок запоминает и угадывает, кто в домике живет по звучанию соответствующего инструмента.
Возраст 4-5 лет:
- Русская народная песня «Светит месяц светит ясно».
- Танцевальные мелодии («Калинка-малинка», «Барыня»).
- Краткие произведения композиторов-классиков («Камаринская» Чайковского, фрагменты из балета «Щелкунчик»).
- Сказочные песенки («Терем-теремок», «Маша и Медведь»).
Цель: формировать способность различать оттенки звуков, повышать концентрацию внимания и поддерживать интерес к музыке.
«Ритмическое эхо»
Цель: развитие чувства ритма.
Ход игры: Родитель предлагает превратиться в эхо, только в эхо не обычное, а ритмическое, и оговаривает с ребенком правила игры, которые заключаются в том, что эхо абсолютно точно повторяет пример предложенный взрослым (после обучения игре, роль ведущего может исполнять ребенок), а именно:
- точное воспроизведение ритмического рисунка, темпа, способа выражения (хлопки, шлепки, притопы);
- эхо окрашено тихой динамикой.
Ведущий воспроизводит ритмический рисунок, а ребенок его повторяет, выполняя правила игры.
«Музыкальная мозаика».
Цель игры: активизировать у ребенка творческие ассоциативные способности, вызвать в них интерес к музыке, развить мелкую моторику рук.
Необходимое оборудование: комплект цветной мозаики, музыкальные записи.
Ход игры. Взрослый говорит о том, что музыку можно не только исполнять, слушать, но и рисовать и даже выкладывать при помощи мозаики, чем сейчас и займутся игроки. Ребенок устраивается за своим столом или на ковре — кому как удобно. Получает комплект обычной игровой мозаики. После ознакомления с условиями приступает к игре.
Задача: в течение того времени, пока звучит музыкальное произведение, выложить мозаикой любые фигуры, используя те цвета, которые «подсказаны» музыкой.
Примечание. В качестве музыкального репертуара рекомендуется использовать произведения П. Чайковского (из «Детского альбома»), С. Прокофьева, Д. Кабалевского и других композиторов. Произведения могут звучать в записи или в живом исполнении.
Возраст 5-6 лет:
- Народные инструментальные пьесы («Русская плясовая», «Перепёлочка»).
- Произведения классиков русской музыки («Детская симфония» Прокофьева, миниатюры Римского-Корсакова).
- Театрализованные песни с сюжетами («Доктор Айболит», «Здравствуй, милая лошадка»).
- Ансамблевое исполнение народных мотивов («Ой, лопнул обруч», «Раз-два-три-четыре-пять»).
Цель: углублять понимание музыкального искусства, развивать эстетический вкус и способности коллективного исполнения.
Творческие и развивающие игры
«Сочиняем мелодию»:
Наберите в бутылки разное количество воды, расположите их по высоте звука (низкий — слева, высокий — справа) и попробуйте сыграть простую мелодию, постукивая по бутылкам ложкой.
Затем предложите ребенку сочинить свою мелодию, а затем усложняйте задачу, добавляя больше бутылок или других предметов, например, колокольчиков.
«Звуки животных»:
Предложите ребенку спеть известную песню («В лесу родилась елочка» или другую знакомую песенку), но не словами, а голосами животных.
Например, сначала «уточки» издают «кря-кря», затем «коровки» — «му-у» и так далее.
«Слушаем тишину»
У детей повышена эмоциональность, и они всё делают громко: не говорят, а кричат, если радуются, то визжат от восторга, если огорчаются — рыдают навзрыд. Это нормально. Они иначе не могут. За это их нельзя ругать.
Но иногда предложите им присесть, остановиться, замереть и послушать… тишину. Это можно сделать и дома и на природе. Итак, условия игры: -Тише, — говорите вы. — Ещё тише. Совсем тихо. Давай сыграем — кто лучше услышит тишину и назовёт больше звуков. Говорим по очереди.— Вот машина проехала. Вот птичка пропела. Гудок поезда. Чей-то разговор. Деревья прошелестели ветками. Ребёнок вслушивается в тишину, в окружающие звуки. Начинает понимать, что среди этих звуков есть и такие красивые и завораживающие, как пение птиц, шум леса, реки или моря. Кстати, тишина, пауза — вполне, музыкальная категория. Выдержать точно паузу (ещё мгновение и она оборвётся) — большое искусство. Побеждает тот, кто назвал большее количество таких источников.
Эти списки рекомендуемых произведений и игр позволят сделать процесс домашнего музицирования увлекательным и полезным занятием для каждого возрастного этапа. Важно учитывать индивидуальные предпочтения малышей и вносить разнообразие в репертуар, обогащая детский опыт восприятия музыки и творчества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект мастер – класса «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»
Конспект мастер – класса «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...
Мастер-класс по рисованию для детей старшего дошкольного возраста " Кот Васька"
В данном мастер-классе представлено поэтапное изображение кота (из двух кругов разного диаметра)....

Мастер-класс «Развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»
В презентации представлены игры, используемые нами в работе по развитию диалогической речи дошкольников....

Мастер-класс "Кинезиологическое сопровождение развития детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ совместной деятельности и режимных моментах"
Цель мастер-класса: Повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы педагога-Мастера....
Мастер-класс по рисованию для детей старшего дошкольного возраста " Заяц белый, куда бегал?"
В мастер -классе представлено поэтапное изображение животного в зимнем лесу....

Мастер-класс «Рождественский ангел» для детей старшего дошкольного возраста совместно с родителями.
Украшение дома к празднику это всегда трогательное и приятное занятие. А создавать украшения своими руками это еще и очень увлекательный процесс, который объединяет всех! Данный конспект мастер-...

Мастер - класс для педагогов «Обучение детей старшего дошкольного возраста игры в шахматы»
Знакомство педагогов с игровыми ситуациями, способствующими формированию навыков игры детей в шахматы....