Мастер-класс "Кинезиологическое сопровождение развития детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ совместной деятельности и режимных моментах"
план-конспект занятия по теме

Трифонова Наталия Тагировна
  • Цель мастер-класса: Повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы педагога-Мастера.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коррекционно-развивающая программа "К школе готов" для детей старшей группы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Психологическая готовность ребенка к школьному обучению – это один из важнейших итогов психологического развития в период дошкольного детства. Под психологической готовностью к школьному обучению понимается достаточный и необходимый уровень психологического развития детей для усвоения школьной программы.
На сегодняшний день предъявляются высокие требования жизни к организации воспитания и обучения. Они заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы, нацеленные на приведение методов обучения в соответствие с требованиями жизни. В этом смысле проблема готовности дошкольников к обучению в школе приобретает особое значение.
Лучшая подготовка к школе - это нормально прожитые первые годы жизни. Необходимо учить детей играть. В основе организации педагогического процесса на дошкольном этапе обучения должны существовать игровые технологии. В игре развивается творческое воображение, происходит становление произвольной памяти и внимания, создаются условия для формирования новых интеллектуальных операций. Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной работе. В связи с этим предложена коррекционно-развивающая программа «К школе готов», которая поможет подготовить детей к школе.
Цель коррекционно-развивающей программы – развитие познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста.
Задачи коррекционно-развивающей программы:
- Развитие крупной и мелкой моторики.
- Развитие интеллектуально-языковой сферы ребенка (память, внимание, мышление и т.д.).
- Способствование выработке самоконтроля в отношении своего эмоционального состояния во время общения; формирование толерантности.

СПИСОК СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
Для того чтобы сделать занятия интересными и личностно значимыми для дошкольников, при выборе форм и методов обучения мы руководствовались следующими положениями:
- смысловая целостность занятий;
- динамичность, увлекательность игр и упражнений;
- разнообразие форм работы.
Отличительной особенностью данной коррекционно-развивающей программы является то, что для развития познавательной сферы детям предлагаются задания не учебного характера. Таким образом, серьезная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает детей старшего дошкольного возраста. На занятиях дети выполняют комплексно разработанные задания на развитие наглядно-образного и логического мышления, произвольного внимания, памяти, крупной и мелкой моторики.
При реализации коррекционно-развивающей программы используются следующие формы и методы обучения:
- беседа – как форма организации урока, предусматривающая передачу информации в виде диалога педагогом-психологом и ребенком;
- психологические игры и упражнения;
- методы активного социально-психологического обучения как формы работы, активизирующие процесс освоения теоретического материала, являющиеся способом практической реализации полученных теоретических знаний (метод анализа конкретных ситуаций, сюжетно-ролевая игра, психогимнастические упражнения).
Структура занятий:
Приветствие – с детьми определяем форму приветствия, чтобы создать в группе доброжелательный настрой (3 мин.)
Основная часть – используются игры, которые требуют сосредоточенности, наблюдательности, усидчивости, зрительно-моторной координации (15 мин.)
Релаксация – упражнения направленные на расслабление (5 мин.)
Рефлексия – обсуждение и подведение итогов занятия (3 мин.)
Ритуал прощания – прощание с детьми (4 мин.)

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Данная коррекционно-развивающая программа «К школе готов» предназначена для развития познавательной сферы старшего дошкольника. В ходе ее реализации предполагается развитие и совершенствование познавательных процессов, которые способствуют готовности к дальнейшему обучению в школе.

КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ
В качестве критерия эффективности коррекционно-развивающей программы выступает переход в развитии познавательной сферы на качественно новую ступень развития. Для этого мы используем следующие параметры:
- развитие мышления – качественные изменения в процессе мышления;
- развитие памяти – увеличение объема кратковременной памяти, улучшение процессов запоминания материала;
- развитие внимания – повышение концентрации внимания, скорости переключения внимания;
- развитие мелкой моторики.
Для определения эффективности по данным параметрам используется методика «Психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения» Н.Семаго, М.Семаго.
Критерием отбора для занятий являются показатели ниже среднего по трем и более параметрам.
Этапы программы:
1. Развитие восприятия, наблюдательности, навыков саморегуляции, крупной и мелкой моторики.
2. Развитие логического мышления, произвольной памяти и внимания.
Организация занятий:
Групповые занятия проводятся один раз в неделю. В них участвуют 8 – 10 детей. Продолжительность занятий составляет 25 – 30 минут. Количество занятий: 20 (8 – для первого этапа, 12 – для второго).

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Занятие 1. «Знакомство с предметами»

Цель: подготовка детей к групповым занятиям; выработка стиля группового взаимодействия; развитие образных представлений, зрительного восприятия, наблюдательности, зрительно-моторной координации, умения согласовывать совместные действия в игровой ситуации.
Приветствие:
Игра – «Снежный ком». Дети по кругу передают предмет и называют имена предыдущих участников, а затем свое, после – передают предмет далее.
Основная часть:
1. Игра «Внимание, флажок». Дети стоят возле психолога, который показывает им три флажка разного цвета, каждому из которых соответствует определенное действие: на красный – нужно подпрыгнуть, зеленый – хлопнуть в ладоши, синий – шагать на месте. По сигналу (поднятый флажок) дети выполняют соответствующее действие.
2. Игра «Что перепутал художник?» Детям предлагают рассмотреть две картинки и найти как можно больше отличий в изображениях.
3. Игра-ходилка «Секреты общения». На игровом поле дети передвигаются с помощью игрового кубика на поле другого участника, предлагая дружбу применяя различные речевые обороты, тем самым развивая навыки саморегуляции и когнитивные процессы.
4. Игра «Обведи и раскрась». Детям раздаются трафареты животных. Нужно по контуру обвести животное, затем дорисовать и раскрасить.
Релаксация: «Волшебный сон». Дети ложатся на ковер (удобно садятся на стульях), закрывают глаза, звучит спокойная, тихая музыка. Реснички опускаются, Глазки закрываются. Мы спокойно отдыхаем, Сном волшебным засыпаем. Хорошо нам отдыхать, Но пора уже вставать. Крепче кулачки сжимаем, Их повыше поднимаем. Потянулись, потянулись. Улыбнулись.
Рефлексия: обсуждение вопросов «что понравилось/не понравилось, что оказалось легким в выполнении заданий?»
Прощание: все встают в круг и передают в ладошке соседу свое настроение и пожелание.

Занятие 2. «Веселые пальчики»

Цель: развитие образных представлений, зрительного восприятия, наблюдательности, тактильной чувствительности, персептивных действий, творческого воображения, коммуникативных способностей.
Приветствие:
Игра «Поздоровайся без слов». Дети здороваются друг с другом без слов, различными жестами (не повторяясь).
Основная часть:
1. Игра «Назови как можно больше…». Детям предлагается назвать как можно больше предметов определенного цвета и формы, находящихся в помещении.
2. Игра «Угадай на ощупь». Детям раздаются мешочки с макаронными изделиями, горохом, фасолью, мелкими предметами и т.д. Нужно определится, что находится в мешочке.
3. Игра «Собери в единое». Детям раздаются кусочки единой раскраски, им необходимо раскрасить и собрать картинку.
4. Игра «Дорисуй картинку». На листе бумаги изображены схематические рисунки и линии. Нужно дорисовать их, чтобы получилась сюжетная картинка. Можно предложить детям составить небольшой рассказ.
Релаксация: «Волшебный сон»
Рефлексия: обсуждение вопросов «что понравилось/не понравилось, что нового узнали на сегодняшнем занятии?»
Прощание: все встают в круг – «три хлопка себе».

Занятие 3. «Волшебные рисунки»

Цель: развитие восприятия, творческого воображения, умение запоминать многокомпонентную инструкцию, выполнять задание в соответствии с правилами, стимулирование мышечной системы рук, двигательной ловкости пальцев.
Приветствие: Игра «Пожелания».
Основная часть:
1. Игра «Гномик».
Гномик по лесу гулял (указательный и средний пальцы идут по столу)
Колпачок свой потерял (встряхнуть кистями рук)
Колпачок был не простым (ритмичные удары пальцев рук друг о друга)
Со звоночком золотым! (изображаем движения колокольчика)
Гному кто точней подскажет (сжимание и разжимание кистей рук)
Где искать ему пропажу? (все повторить 2 – 3 раза)
2. Игра «Соедини точки». Дети рассматривают рисунок, стараясь разгадать кто в нем спрятался. Посоветовавшись, они делают предположение, что нужно соединить по порядку, ориентируясь на цифры от 1 до 10. Дети соединяют точки и разукрашивают рисунок, дорисовывают его, чтобы получилась сюжетная картинка. Составляют рассказ.
3. Игра «Танграм». В продолжение темы детям предлагают составить зайчика из геометрических фигур.
Релаксация: «Волшебный сон»
Рефлексия: обсуждение вопросов «что понравилось/не понравилось, что нового узнали на сегодняшнем занятии?»
Прощание: все встают в круг и передают в ладошке соседу свое настроение и пожелание.

Занятие 4. «Повторим пройденное»

Цель: развитие зрительного восприятия, творческого воображения, моторной координации кисти рук, мелкой моторики.
Приветствие: Игра «Пожелания».
Основная часть:
1. Игра «Гномик».
Гномик по лесу гулял (указательный и средний пальцы идут по столу)
Колпачок свой потерял (встряхнуть кистями рук)
Колпачок был не простым (ритмичные удары пальцев рук друг о друга)
Со звоночком золотым! (изображаем движения колокольчика)
Гному кто точней подскажет (сжимание и разжимание кистей рук)
Где искать ему пропажу? (все повторить 2 – 3 раза)
2. Игра «Разгладим платочки». Каждый ребенок должен в 3 – 4 приема сложить по диагонали квадратный лист бумаги.
3. Игра «Назови как можно больше…». Детям предлагается назвать как можно больше предметов определенного цвета и формы за окном.
4. Игра «Волшебный мешочек». Детям раздаются мешочки с макаронными изделиями, горохом, фасолью, мелкими предметами и т.д. Нужно определится, что находится в мешочке.
Релаксация: «Солнечный зайчик».
-У солнышка есть «солнечный зайчик» он хочет с вами поиграть.
-Поиграем с ним? -Представьте, что «солнечный зайчик» заглянул вам в глазки. Закройте их. Он побежал дальше по лицу.
Нежно поглаживайте его ладонями: на лбу, на бровках, (подвигайте ими) на носу, на ротике, на щёчках, на подбородке.
Поглаживайте аккуратно, чтобы не спугнуть «зайчика».
А теперь погладьте голову, шею, животик, руки, ноги. Он забрался за шиворот - погладьте его и там. Он бегает по всему вашему телу. Он не озорник – он любит и ласкает вас, хочет с вами подружиться. И вы погладьте его и подружитесь с ним. (2 раза.) -Молодцы!
Рефлексия: обсуждение вопросов «что понравилось/не понравилось, что нового узнали на сегодняшнем занятии?»
Прощание: Игра «Улыбнись другу».

Занятие 5. «Противоположность»

Цель: развитие умения строить партнерские отношения, формирования ответственности, снятие физического напряжения; развитие словесно-логического мышления.
Приветствие:
Игра «Поздоровайся без слов». Дети здороваются друг с другом без слов, различными жестами (не повторяясь).
Основная часть:
1. Упражнение на развитие эмоционально-волевой сферы «Тень». Ведущий предлагает каждому ребенку выбрать себе пару. В паре один ребенок выполняет различные движения, а другой повторяет за ним, как «тень». «Тень» должна не отставать от своего хозяина, а хозяин должен стараться, чтобы «тени» было интересно повторять движения. Затем дети меняются ролями.
2. Упражнение «Объедини слова». Детям предлагается назвать одним обобщающим словом или словосочетанием ряды слов:
• Сталь, бронза, золото, серебро - металлы.
• Суп, каша, гуляш, кисель - еда.
• Роза, ромашка, колокольчик, гвоздика - цветы.
• Брюки, пижама, рубашка, кофта - одежда.
• Курица, гусь, утка, индейка - домашние птицы.
• Поэзия, музыка, живопись, кино - искусство.
• Яблоко, груша, слива, вишня - фрукты.
• Великобритания, Франция, Румыния, Болгария - страны.
• Береза, осина, дуб, ива - дерева.
• Корова, конь, кот, свинья - домашние животные.
• Ботинок, тапочек, валенок, туфля - обувь.
• Кубань, Волга, Дон, Амур - реки.
• Лото, пазлы, дочки-матери- игры.
• Тигр, слон, волк, лиса - дикие животные.
• Чашка, тарелка, миска, ложка - посуда.
3. Упражнение «Назови противоположность». Детям предлагается назвать противоположное по значению слово:
- грязный - чистый;
- красивый - уродливый;
- добрый - злой;
- много-мало;
- низ - верх;
- громкий - тихий;
- большой - маленький;
- спокойный - беспокойный;
- враг - друг;
- поднимать - опускать;
- младший - старший;
- легкий - тяжелый;
- высокий - низкий;
- сильно - слабо;
- твердый - мягкий;
- свет - тьма;
- сухой - мокрый;
- падать - вставать;
- день - ночь;
- утро - вечер.
Релаксация: «Солнечный зайчик»
Рефлексия: обсуждение вопросов «что понравилось/не понравилось, что нового узнали на сегодняшнем занятии?»
Прощание: Игра «Улыбнись другу».

Занятие 6. «Разгадай»

Цель: развитие зрительного восприятия, образных представлений, наблюдательности, крупной и мелкой моторики, формирование комбинаторных способностей, стимулирование аналитико-синтетической деятельности.
Приветствие: Игра «Комплименты».
Основная часть:
1. Игра «Кто больше завяжет узелков». На куске веревки (ленты) дети за определенное время должны завязать как можно больше узелков, а затем, поменявшись с соседом и закрыв глаза, на ощупь сосчитать их.
2. Игра «Найди такое же колечко». Каждому ребенку дают пирамидку. Сначала они на скорость разбирают и складывают ее. Затем, психолог показывает одно из колечек и просит детей найти такое же. Упражнение повторяется 2 – 3 раза.
3. Игра «Выложи фигуру». Детям предлагается рассмотреть в нем составные части, сложить из палочек, а затем зарисовать и раскрасить.
4. Игра «Танграм». Психолог предлагает рассмотреть контурное изображение «Парусника» и, ориентируясь на образец, составить его из набора геометрических фигур. В процессе работы он загадывает загадку на заданную тему. Если кто-то не может сложить фигуру, следует предложить детям помочь друг другу.
5. Игра «Составим все вместе». Дети коллективно складывают разрезанную сюжетную картинку, далее сочиняют по ней сказку или интересную историю.
Релаксация: «Солнечный зайчик»
Рефлексия: обсуждение вопросов «что понравилось/не понравилось, что нового узнали на сегодняшнем занятии?»
Прощание: Игра «Добрые пожелания».

Занятие 7. «Скажи, как правильно»

Цель: развитие понятийного мышления, развитие внимания.
Приветствие: Игра «Улыбнитесь друг другу».
Основная часть:
1. Упражнение «Закончи фразу». Дети сидя на стульчиках по кругу. Ведущий начинает фразу и одновременно бросает мяч детям. Ребенок, поймав мяч, оканчивает фразу своими словами, а затем возвращает мяч ведущему. Тот, кто дважды не смог закончить фразу, встает со стульчика и наблюдает за игрой со стороны.
Варианты:
- Перец горький, а лимон ...
-Рыба плавает, а птица ...
- Собака лает, а кот ...
- Лодка плавает, а машина ...
- Днем светло, а ночью ...
- Мы видим глазами, а дышим ...
- Небо синее, а трава ...
- У человека две ноги, а у кошки ...
- Летом жарко, а зимой ...
- Певец поет, а балерина ...
- Все едят ртом, а смотрят ...
- Гвозди забивают, а доски ...
- Днем мы обедаем, а вечером ...
- Строитель строит, а танцор ...
- Композитор пишет музыку, а музыкант ...
- Помидор растет над землей, а картофель ...
2. Упражнение «Воздушные рисунки». Ведущий становится лицом к детям и рисует в воздухе различные предметы (дом, машину дерево, цветок и т.д.). Дети должны угадать и назвать рисунок. Задание можно усложнить, предложив угадать буквы и слова.
3. Игра «Назови как можно больше…». Детям предлагается назвать как можно больше предметов, которые находятся в комнате. Ориентироваться нужно на их количество и величину.
4. Игра-шутка «Воробышки». Детям предлагают превратиться в прыгающих воробышков. Они встают в круг, взявшись за руки, закрывают глаза, помолчав 3 – 5 секунд, открывают глаза, улыбаются и говорят друг другу спасибо.
Релаксация: «Спаси птенца»
Рефлексия: обсуждение вопросов «что понравилось/не понравилось, что нового узнали на сегодняшнем занятии?»
Прощание: Игра «Добрые пожелания».

Занятие 8. «Придумай сам»

Цель: развитие ассоциативного и логического мышления, воображения, профилактика низкой самооценки.
Приветствие: Игра «Как я встретил утро».
Основная часть:
1. Упражнение «Придумай сам». Ведущий называет слово, а ребенок - другое слово, логически связанное с предыдущим. Например: дом-кирпич; вода - лед; игла - нить.
Слова для упражнения: обувь, телевизор, солнце, зима, девочка, куртка, мяч, тетрадь, школа, заяц, ученик, зеркало, портфель.
2. Сказка «Почему крокодил такой умный»
Это случилось, мой милый мальчик, в далекой и жаркой Африке в те далекие-далекие времена, когда у слона еще не было такого длинного хобота, а верблюд еще не приобрел свой замечательный горб. В то далекое время Земля была новенькая, только что сделанная и жил на этой Земле прекрасный белый крокодил. Он любил лежать на зеленой травке, греться на солнышке и разглядывать свои перепончатые лапки. Новенькие свежие облака носились по лакированному синему небу, а вокруг пели сладкоголосые птицы и копошились диковинные насекомые. Мир и согласие царили на этой новенькой и только что сделанной Земле.
- Мир прекрасен и совершенен! – любил повторять на закате крокодил.
И быстрые зебры согласно топали копытами.
- Все в этом мире прекрасно и совершенно!
И длинноклювые цапли согласно кивали головами.
- А значит, прекрасны и совершенны и все мы, - заканчивал он и отправлялся спать. Но, наверное, кому-то показалось, что новенькая Земля слишком добра и совершенна и тогда на ней появились обезьяны. Появившись, они прежде передрались и перессорились между собой, а потом увидели крокодила. Он преспокойно лежал внизу у деревьев и удивленно открыв рот, наблюдал за этим кичливым и хвастливым племенем. Обезьяны, наконец-то, заметив кого-то еще кроме себя, стали толкаться, показывая друг другу ранее невиданное ими существо, раскачиваться на ветвях деревьев и спускаться к нему поближе.
- Посмотрите, какой он страшный! – вдруг крикнула одна.
- Никогда такого не видела! – крикнула другая.
- Урод! – крикнула третья и запустила в него кокосом.
Мохнатый плод гулко стукнул крокодила по белоснежной голове и откатился в сторону. Крокодильи глаза от удара вдруг уменьшились, а зрачки от обиды сузились и почернели. Обезьян такая перемена обрадовала до последней возможности. Они стали хохотать, показывать на него пальцами и обрушили на свою жертву целый дождь, шквал и ураган кокосовых ударов, от которых крокодил не мог не только открыть рот и что-то сказать, но и круглая голова его постепенно плющилась, а прекрасная белая морда вытягивалась от переполнявшей его обиды.
А сколько гадких и противных слов он выслушал от этих злобных тварей. Они кричали и ругались так, как до сих пор никто не ругался на этой земле. Никогда крокодил не был зол так, как в эту минуту, но это и понятно, ведь никто прежде его не обижал. Он стал бегать вокруг деревьев, в надежде поймать хоть одну обидчицу, но деревья в жаркой Африке были столь высокими, сколько короткими были его лапы. В высокой недосягаемости от земли и крокодила обезьяны обзывались, швыряли в него комья земли и банановые шкурки до тех пор, пока им не надоело это развлечение. И под конец, прокричав что-то вроде « Обезьяны – великий народ» и « Мир прекрасен и совершенен, а значит, прекрасны и совершенны и все мы!», - они гордо удалились, наверное, искать новую жертву для насмешек.
А крокодил, оставшись под деревом, впервые в мире заплакал. Он плакал горько, безутешно, громко и печально. Он плакал так, как никто еще не плакал на этой новой Земле, и слезам его не было конца. Он плакал долго. Очень-очень долго. Так долго, что образовалась целая глубокая река. По берегам она зацвела, заросла тиной, помутнела и позеленела. И сам крокодил, лежа в ней, помутнел и позеленел тоже.
Он уже не был уверен в том, что мир прекрасен и совершенен, как и в том, что прекрасны и совершенны и все мы. Сам себе он был не рад, вспоминая, что говорили эти глупые и злобные обезьяны. И чем он больше вспоминал, тем горше плакал. А чем горше плакал, тем больше ему было жаль себя.
- Они говорили, что я страшный как Египетская тьма, что со мной никто не хочет дружить, что от меня никакого проку, и что меня не любит даже мама. Наверное, это так, - вздыхал он, – им со стороны виднее, - и горькая крупная слеза опять катилась в зловонную зеленую реку.
Не знаю наверняка, сколько это продолжалось бы, но знаю точно, что кое-кто послал в то время крокодилу волшебную птичку Чибис. Птичка села на зеленую и плоскую крокодилью морду и стала петь. А когда от ее пенья высохли у крокодила слезы, она велела ему открыть рот и стала чистить ему зубы. Крокодилу было приятно и чуть-чуть щекотно от прикосновения маленького клюва. Птичка вычистила ему не только все зубы, но и всю его зеленую спину от червячков и насекомых. И когда она закончила, крокодил спросил ее:
- О, прекрасная, милосердная и бесстрашная птичка Чибис, как мне отблагодарить тебя?
- Позволяй мне и только мне подходить к тебе столь близко, и тогда мы оба приобретем пользу от такой близкой дружбы. Я буду добывать себе пищу из твоих прекрасных больших зубов и с твоей прекрасной зеленой кожи, но зато и ты избавишься от надоедливых паразитов.
- Постой, постой, - заволновался крокодил, - ты сказала прекрасная кожа и прекрасные зубы?
- Да ведь они и в самом деле прекрасны, - засмеялась птичка, - тебе только нужно найти пользу от них, а найдя, не забудь себя за это похвалить. Разве ты забыл, что мир прекрасен и совершенен, а значит, прекрасны и совершенны и все мы? И в этом совершенном мире есть прекрасное слово «ЗАТО». Оно поможет тебе. Думай, ведь ты очень умный!
Сказав это, она улетела в синюю высь далекого неба, а крокодил остался в мутной зеленой воде и стал усиленно думать о какой-то пользе и о том, за что же себя похвалить. Он думал-думал-думал и, наконец, придумал!
- Я наплакал целую реку, - тихо сказал он и нерешительно оглянулся, - ЗАТО в ней теперь живут рыбы и лягушки, а значит я молодец.
- Я зеленый и не совсем красивый, ЗАТО меня в воде не видно, прибавил он громче.
- У меня плоская голова, ЗАТО на ней так удобно сидеть птичке Чибис.
- У меня большая пасть и ужасные крепкие зубы, ЗАТО ими так удобно хватать наглых обезьян и всех, кто посмеет еще хоть раз меня обидеть.
- А еще я очень умный, если все это смог придумать сам!
И я, мой милый мальчик, не заметил никого вокруг, кто мог бы ему хоть что-нибудь возразить. С тех пор, слезы проливает кто угодно, только не он, особенно, если рискуют попить из мутной реки без его позволения. А сам крокодил по-прежнему любит вылезать из реки и греться на солнышке. Птичка Чибис часто прилетает к нему в гости. И так близко с ним дружит только она.
- Мир прекрасен и совершенен, - любит повторять крокодил на закате.
- О, да, - робко соглашаются с ним рогатые антилопы.
- Все в этом мире прекрасно и совершено! - рычит он.
- Это так, - неуверенно поддакивают длинноногие страусы.
- А значит, прекрасны и совершенны и все мы! – довольно заканчивает он и отправляется спать.
Поспешим согласиться с ним и мы, мой милый мальчик, и тоже отправимся спать, для того, чтобы начался новый день, а с ним и новая сказка.
3. Игра «Что перепутал художник?» Детям предлагают рассмотреть две картинки и найти как можно больше отличий в изображениях, соблюдая правило: отвечать только по сигналу психолога и не повторяться.
Релаксация: «Спаси птенца»
Рефлексия: обсуждение вопросов «что понравилось/не понравилось, что нового узнали на сегодняшнем занятии?»
Прощание: Игра «Рукопожатие по кругу».

Занятие 9. «Расскажи правильно»

Цель: развитие моторной координации, восприятия, наблюдательности, воображения, коммуникативных способностей.
Приветствие: Игра «Улыбнитесь друг другу». Игра «Комплименты»
Основная часть:
1. Игра «Соедини точки и раскрась». Дети с помощью карандаша соединяют точки, ориентируясь на их чередование. Они раскрывают секрет картинки, дорисовывают и закрашивают их, объединяя в общий сюжет. Затем каждый ребенок придумывает интересную историю, которая произошла с его героями. Дети выбирают понравившуюся историю.
2. Упражнение «Ловкие руки». Каждому ребенку дают по коробочке, в которой находится катушка и карандаш. По сигналу психолога дети наматывают нить на карандаш и по сигналу останавливаются. Затем, согласовав свои действия со сверстником, делают следующее: один ребенок держит карандаш, а другой наматывает нить на катушку, затем меняются. Потом определяют, какая пара справилась быстрее.
3. Игра «Что перепутал художник?» Детям предлагают рассмотреть две картинки и найти как можно больше отличий в изображениях, соблюдая правило: отвечать только по сигналу психолога и не повторяться.
4. Игра «Разрезанные картинки». Детей разбивают на подгруппы, каждой из которых дают конверт с частями разрезанной картинки и задание быстро сложить картинку. Какая группа справится с этим лучше? Начинают работать по сигналу психолога. При составлении картинки есть определенные трудности. Психолог умышленно меняет части картинок в конвертах. Выполнив задание, каждая подгруппа должна составить по своей картинке рассказ.
Релаксация: «Спаси птенца»
Рефлексия: обсуждение вопросов «что понравилось/не понравилось, что нового узнали на сегодняшнем занятии?»
Прощание: Игра «Рукопожатие по кругу».

Занятие 10. «Повторим пройденное»

Цель: развитие дифференцированного восприятия, творческого воображения, координации движений кисти рук, мелкой моторики, коммуникативных способностей.
Приветствие: Игра «Комплименты».
Основная часть:
1. Игра «Раскрась рисунок». Дети рассматривают рисунок, а затем раскрашивают его цветными карандашами, стараясь не выходить за контуры.
2. Игра «Попрыгунчики». Детям раздается по две большие пуговицы и предлагают одной пуговицей надавить на краешек другой так, чтобы та подпрыгнула
3. Игра «Рисование по клеточкам». Дети рассматривают рисунки, психолог говорит, что животных, человечков можно рисовать по клеточкам. Это не сложно, нужно только внимательно рассмотреть рисунок и сосчитать клеточки. Дети самостоятельно выполняют задание.
4. Игра «Составим все вместе». Дети коллективно складывают сюжетные картинки, составляют интересную историю по ней.
Релаксация: «Спаси птенца»
Рефлексия: обсуждение вопросов «что понравилось/не понравилось, что нового узнали на сегодняшнем занятии?»
Прощание: «три хлопка себе».

Занятие 11. «Разгадай задуманное»

Цель: развитие устойчивости внимания, произвольного запоминания посредством приема группировки, наглядно-образного и словесно-логического мышления, сообразительности.
Приветствие: Игра «Имя и цветок».
Основная часть:
1. Игра «Будь внимательным». Детям предлагается небольшой текст из книги, в котором нужно зачеркнуть букву «о».
2. Игра «Не ошибись». Дети встают в круг. Психолог бросает кому-то из детей мяч и называет слово, например «капуста». Ребенок, возвращая мяч, должен назвать обобщающее слово – овощи. Обращаясь к другому ребенку, психолог каждый раз называет новое слово.
3. Игра «Группировка». Перед детьми в случайном порядке разложены картинки, на которых изображены различные виды транспорта в соответствии со способами передвижения: наземный, воздушный. Детям необходимо разложить картинки по группам и назвать обобщающим словом. Проводятся игровые упражнения «Какой группы не стало?» и «Что изменилось?». Затем картинки переворачиваются изображением вниз. Психолог показывает на одну из них. Дети должны назвать рисунок. Психолог проверяет правильность ответа. Таким образом, дети вместе с психологом могут воспроизвести все картинки.
4. Игра «Четвертый лишний». Из четырех предметов нужно исключить лишний и объяснить, почему:
Стол, стул, кровать, кукла, кот, собака, корова, теленок
Автобус, грузовик, трактор, самолет, клубника, черника, клюква, вишня
Морковь, помидор, редис, свекла, береза, липа, сосна, дуб
5. Игра «На что это похоже». Психолог показывает детям карточки с рисунками и предлагает придумать как можно больше вариантов того, на что это может быть похоже. Картинки он поворачивает в разных направлениях.
Релаксация: «Спаси птенца»
Рефлексия: обсуждение вопросов «что понравилось/не понравилось, что нового узнали на сегодняшнем занятии?»
Прощание: «Придумай подарок».

Занятие 12. «Волшебная ручка»

Цель: развитие идентификации,
Приветствие: Игра «Имя и цветок».
Основная часть:
1. Игра «Найди двух братцев». Детям предлагают рассмотреть рисунки, посчитать слоников, среди них найти двух совершенно одинаковых и двух чем-то похожих. Ребенок, первым выполнивший задание, объясняет своим сверстникам, чем похожи два братца. Затем психолог предлагает детям найти схожие признаки друг у друга (цвет глаз, волос, одежда и т.д.).
2. Игра «Конкретизация понятий». Детям предлагают картинки, на которых изображены: чайник, чашка с блюдцем, глубокая тарелка, ложка, вилка, кофейный набор, котелок, миска, кружка, фляжка. Картинки положены в случайном порядке. Дети должны разложить их по группам и назвать обобщающим словом «посуда». Затем следует назвать каждую группу предметов (чайная, столовая, походная посуда) и объяснить, почему она так называется. Психолог просит назвать и другие признаки, по которым можно разгруппировать посуду (например, по материалу: фарфоровая, керамическая, металлическая, деревянная).
3. Игра «Почемучки». Психолог предлагает детям поиграть: задавать друг другу вопросы и отвечать на них. Если дети затрудняются в формулировке вопросов, психолог демонстрирует несколько вариантов, например: «Для чего дети ходят в школу? д/с?», «Почему взрослые работают?», «Для чего нужен детям и взрослым велосипед?» и т.д. Психолог учит детей задавать простые и сложные вопросы, затем предлагает игру «Незаконченное предложение». Он проговаривает начало предложения, а дети завершают.
Если человек добрый, то он…
Если человек злой, то он…
Люди строят дома, чтобы…
Дети ходят в д/с, чтобы…
Милиционер остановил машину, чтобы…
Мальчик смеется, потому что…
Если помогать маме и папе, то…
В дом пришли гости, друзья, потому что…
Дети могут ссориться, потому что…
Если долго смотреть телевизор, то…
4. Игра «Группировка». Картинки: цветы – луговые, полевые, садовые (по 1 каждого вида). Дети раскладывают их по группам и называют обобщающим словом. Далее проводятся групповые упражнения «Какой группы не стало?» и «Что изменилось в ряду?».
5. Игра-шутка. Психолог вызывает к себе 3 – 4 детей и предлагает ребятам запомнить, где кто стоит и во что одет, затем просит всех закрыть глаза и ставит ребят в другом порядке, изменив что-то в их одежде. Дети должны определить, что изменилось. Игра повторяется несколько раз.
Релаксация: «Спаси птенца»
Рефлексия: обсуждение вопросов «что понравилось/не понравилось, что нового узнали на сегодняшнем занятии?»
Прощание: «Комплименты».
Занятие 13. «Повторим пройденное»
Цель: развитие внимания, наглядно-образного и словесно-логического мышления, сообразительности, мыслительных операций (обобщение, группировка, классификация), памяти, речи.
Приветствие: Игра «Имя и цветок», «Улыбнитесь друг другу».
Основная часть:
1. Игра «Кто где спрятался». Психолог вместе с детьми обсуждают погоду за окном и выделяют ее основные признаки (теплая, солнечная, холодная, ветреная, идет дождь, дует сильный ветер и т.д.). Затем он предлагает рассмотреть рисунок, найти признаки плохой погоды, создает игровой сюжет: «Начался сильный дождь, тучи заволокли небо, дует ветер. Все животные спрятались кто куда. Найдите их». В сочетании линий дети должны найти белочек, божью коровку, ежа, птичек, кошку, кузнечика. Психолог поощряет стремление детей помочь своим сверстникам.
2. Игра «Загадки-отгадки». Психолог читает загадки, обращая внимание детей на картинки-подсказки. Дети отгадывают загадки в парах.
Зеленый, полосатенький, а в середине красненький. (Арбуз)
Не портной, а всю жизнь с иголками ходит. (Еж)
У нашей Анютки зверь в отличной шубке. Возле печи греется, без водички моется. (Кошка)
Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает. (Книга)
Не мышь, не птица в лесу резвится, на дереве живет и орешки грызет. (Белка)
Выпучив глаза сидит, не по-русски говорит, родилась в воде, а живет на земле. (Лягушка)
3. Упражнение «Гимнастика для ума».
• Посчитать быстро до 10 и обратно.
• Быстро назвать любое слово, начинающееся на определенную букву.
• Назвать 5 мужских и 5 женских имен.
• Назвать 10 слов, начинающихся на определенную букву.
4. Упражнение «Часть - целое»
Ведущий называет предмет, а ребенок - любую его часть. Например: стул - ножка, спинка, сиденье.
Затем наоборот: ведущий называет составные части, а дети – называют предметы. Например: двери, полки, ножки - шкаф.
Релаксация: «Волшебный сон»
Рефлексия: обсуждение вопросов «что понравилось/не понравилось, что нового узнали на сегодняшнем занятии?»
Прощание: Игра «Спасибо за приятный день». Все стоят в кругу, один в центре. Первый к нему подходит и говорит, взяв за руки: «Спасибо за приятный день». Затем подходит следующий ребенок и, взяв любого из круга за руку, говорит тоже самое. Последний круг замыкает.

Занятие 14. «Поиграем все вместе»

Цель: развитие произвольного внимания, словесно-логического мышления, речи.
Приветствие: Игра «Круг приветствия». Дети становятся в круг на расстоянии вытянутой руки друг от друга. На слова ведущего:
«Здравствуй, друг» - здороваются с соседями слева и справа.
«Как мы рады всем вокруг» - разводят руки в стороны, как знак желания обняться. «Мир прекрасен, в мире Я» - руки складывают на груди.
«Вот и все мои друзья» - все берутся за руки, образуя круг.
«Если дружными мы будем, то скучать не будем» - берутся за руки, образуя круг, раскачивают руками вперед-назад.
Основная часть:
1. Упражнение «Чем он был раньше?» Психолог называет какой-либо предмет, а дети по порядку называют, чем он был раньше:
- утка - яйцом;
- лошадь - жеребенком;
- рыба - икринки;
- мука - зернышком;
- хлеб - мукой;
- кофта-тканью;
- дом - кирпичом;
- кот - котенком;
- стол - деревом
2. Игра «Четвертый лишний». Дети сидят по кругу. Ведущий бросает мяч ребенку, при этом он проговаривает названия четырех предметов. В этом смысловом ряду три слова относятся к одному общему понятию. Ребенку нужно назвать один лишний предмет, то есть тот, который не имеет отношения к другим, объяснить свой выбор и вернуть мяч ведущему.
Варианты слов:
- кресло, диван, кровать, кастрюля;
- корова, коза, овца, карась;
- сосна, липа, дуб, крыжовник;
- огурец, морковь, лук, заяц;
- дневник, газета, тетрадь, портфель;
- арбуз, помидор, яблоко, мяч;
- кукла, машинка, мозаика, книжка;
- собака, волк, медведь, лиса;
- поезд, самолет, самокат, корабль;
- воробей, сокол, пчела, ласточка;
- лыжи, коньки, лодка, санки;
- стул, молоток, топор, пила;
- снег, мороз, жара, лед;
- черешня, клубника, картофель, смородина;
- автобус, трамвай, самолет, троллейбус;
- река, лес, асфальт, поле;
- пожарный, космонавт, танцор, полицейский;
- парта, доска, ученик, ежик;
- змея, черепаха, лягушка, комар;
- карандаши, краски, чайник, альбом;
- кефир, кофе, сок, хлеб;
- кепка, стена, двери, окно;
- нога, рука, голова, туфля.
3. Игра «Угадай вопрос». Дети сидят в кругу. Ведущий бросает мяч ребенку, называя существительное. Ребенок, возвращая мяч, называет вопрос к этому существительному «Кто?» или «Что?».
4. Упражнение «Сравни предметы». Ребенок сравнивает пары предложенных ему предметов (в чем сходство, а в чем отличие). Ребенок должен иметь представление об этих предметах.
Пары слов:
- пчела и стрекоза;
- шалаш и дом;
- кресло и стул;
- книга и тетрадь;
- вода и молоко;
- пила и отвертка;
- гитара и барабан;
- щекотать и гладить;
- город и деревня.

Релаксация: «Волшебный сон»
Рефлексия: обсуждение вопросов «что понравилось/не понравилось, что нового узнали на сегодняшнем занятии?»
Прощание: Игра «Спасибо за приятный день». Все стоят в кругу, один в центре. Первый к нему подходит и говорит, взяв за руки: «Спасибо за приятный день». Затем подходит следующий ребенок и, взяв любого из круга за руку, говорит тоже самое. Последний круг замыкает.

Занятие 15. «Поиграем самостоятельно»

Цель: развитие произвольного внимания, запоминания, логического мышления, речи.
Приветствие: Игра «Цвет настроения».
Основная часть:
1. Игра «Внимание, можно начинать». Дети рассматривают рисунок. Психолог дает задание: «На рисунке изображены геометрические фигуры. В квадратике находится комар, в круге – божья коровка. Необходимо сосчитать комариков и божьих коровок». После завершения работы дети сообщают о количестве найденных насекомых. В том случае, если у них получается разное количество, спросить: «Почему так получилось?» - «Кто-то был невнимательным?»
2. Игра «Повторяем друг за другом». Один ребенок называет какое-нибудь слово, другой повторяет его и называет свое и т.д. (до 7 – 8 слов). В случае затруднений психолог оказывает помощь. Игра должна проводится энергично, без длительных пауз.
3. Игра «Лишнее слово».
Щука, карась, окунь, рак – ромашка, ландыш, сирень, колокольчик.
Ветка, яблоня, груша, слива – ухо, лицо, нос, рот, глаза.
Рысь, медведь, тигр, кошка, лев – змея, паук, ящерица, дерево, улитка.
4. Игра «Составим все вместе». Дети коллективно складывают сюжетные картинки, составляют интересную историю по ней.
Релаксация: «Водопад». - Закройте глаза и представьте себе, что вы находитесь под небольшим водопадом. Вода чистая, свежая и прохладная. Небо светлое, голубое, нежное. Воздух очень-очень свежий. Вода мягко струится по вашей спине. Она приятно освежает тело. Вода стекает с тебя и продолжает свой бег дальше. Постой немного твое тело, пусть она смоет с тебя все печали, невзгоды, неприятности и унесется прочь. Вот теперь ты чист и свеж телом и мыслями, тебе легко, хорошо. Ты уверен в себе. А теперь открой глаза. Сохрани чувство легкости с собой на весь день.
Рефлексия: обсуждение вопросов «что понравилось/не понравилось, что нового узнали на сегодняшнем занятии?»
Прощание: «три хлопка себе».

Занятие 16. «Мои фантазии»

Цель: развитие произвольного внимания, запоминания, логического мышления, воли, умения действовать согласно правилу.
Приветствие: Игра «Цвет настроения».
Основная часть:
1. Игра «Дорисуй узор». Психолог предлагает детям рисовать по клеточкам узор, объясняет новое правило; двигаться можно наискосок по клеточкам, затем говорит: «Поставьте карандаш на точку пересечения клеточек в тетради. А теперь слушайте меня внимательно и выполняйте команды: - одна клеточка вправо, - две клеточки наискосок вниз, - две клеточки наискосок вверх, - одна клеточка вправо, - две клеточки наискосок вниз, - две клеточки наискосок вверх». Продиктовав несколько элементов узора, психолог предлагает детям дорисовать его самостоятельно. По завершении работы дети оценивают правильность своего изображения, сравнивая его с образцом.
2. Игра «Запомни слова парами».
Кошка – молоко, мальчик – машина, стол – пирог, дерево – листья, тетрадь – карандаш.
3. Игра «Разрезанные картинки». Дети делятся на две подгруппы, каждой дается конверт с картинкой, разрезанной на 12 частей. Составив картинку, дети придумывают сказку по ней.
4. Игра «Что запоминали?». (см. упр.2). Психолог называет первое слово, дети – второе.
5. Игра «Танграм». Составление фигуры-силуэта «Дом» без образца.
Релаксация: «Каждый спит».
Напряжение улетело и расслаблено все тело (2 раза).
Будто мы летим на травке, на зеленой мягкой травке,
Греет солнышко сейчас, руки теплые у нас.
Жарче солнышко сейчас, ноги теплые у нас,
Дышится легко, ровно, глубоко.
Губы теплые и вялые, и нисколько не усталые,
Губы чуть приоткрываются, все чудесно расслабляется.
Все чудесно расслабляется,
И послушный наш язык быть расслабленным привык.
Нам понятно, что такое состояние покоя (2 раза).
Рефлексия: обсуждение вопросов «что понравилось/не понравилось, что нового узнали на сегодняшнем занятии?»
Прощание: «три хлопка себе».

Занятие 17. «Умелые пальчики»

Цель: развитие произвольного внимания, памяти, логического мышления, речи.
Приветствие: Игра «Свеча».
Основная часть:
1. Игра «Дорисуй узор». Психолог предлагает детям нарисовать в тетради в клеточку узор двумя приемами: 1) по прямой, 2) наискосок.
2. Игра «Кто живет в аквариуме?». «Рассмотрите рисунок и найдите в аквариуме живых существ, которые спрятались от кота».
3. Игра «Запоминали». Золотая рыбка – аквариум, море – дельфин, улитка – водоросли, вода – кораблик, бассейн – пловец.
4. Игра «Продолжи предложение». Золотая рыбка – это…
Аквариум – это… Вода – это... Водоросли – это …
Релаксация: «Путешествие в волшебный лес».
Лягте удобно,расслабьтесь, закройте глаза. Представьте себе, что вы в лесу, где много деревьев, кустарников и различных цветов. Прислушайтесь к звукам и наслаждайтесь запахами вокруг вас. Пахнет влажная земля. Ветер доносит запах цветов. Вы слышите пение птиц и шорохи трав, стрекот кузнечиков, жужжание пчел. Это успокаивает вас, снимает напряжение и волнение. Вам хорошо и спокойно. Приятная истома охватывает вас. Все неприятности ушли. Вам легко. Спокойно и хорошо... Сохраните это ощущение на весь день.
Рефлексия: обсуждение вопросов «что понравилось/не понравилось, что нового узнали на сегодняшнем занятии?»
Прощание: «три хлопка себе».

Занятие 18. «Что за чем»

Цель: развитие памяти, логического мышления, наблюдательности.
Приветствие: Игра «Приятные слова».
Основная часть:
1. Игра «Зеркало». Дети идут под музыку по кругу. По окончании музыки останавливаются и повторяют движения психолога. Игра повторяется 2 – 3 раза с новым ведущим.
2. Игра «Последовательность событий». Дети делятся на две подгруппы, каждой из которой дается конверт с сюжетными картинками. Дети должны разложить картинки в логической последовательности и составить рассказ или сказку.
3. Игра «Запоминаем вместе». Один ребенок называет предмет, второй повторяет названное слово и добавляет свое.
4. Игра «Найди по описанию». Дети по очереди описывают друг друга и отгадывают, кто это.
Релаксация: «Плывем в облаках».
Займите удобное положение. Закройте глаза. Дышите легко и медленно. Вообразите, что вы находитесь на природе в прекрасном месте. Теплый тихий день. Вам приятно, и вы чувствуете себя хорошо. Вы абсолютно спокойны. Вы лежите и смотрите верх на облака - большие, белые, - пушистые облака в прекрасном синем небе. Дышите свободно.
Во время вдоха вы начинаете мягко подниматься над землей. С каждым вдохом вы медленно и плавно поднимаетесь навстречу большому пушистому облаку. Вы поднимаетесь еще выше на самую верхушку облака и мягко утопаете в нем. Теперь вы плывете на вершине большого пушистого облака. Ваши руки и ноги свободно раскинуты в стороны, вам лень пошевелиться. Вы отдыхаете.
Облако медленно вместе с вами начинает опускаться все ниже и ниже. Пока не достигнет земли.
Наконец, вы благополучно растянулись на земле, а ваше облако вернулось к себе домой на небо. Оно улыбается вам, вы улыбаетесь ему. У вас прекрасное настроение. Сохраните его на весь день.
Рефлексия: обсуждение вопросов «что понравилось/не понравилось, что нового узнали на сегодняшнем занятии?»
Прощание: «три хлопка себе».

Занятие 19. «Учимся у зайки»

Цель: развитие внимания, быстроты мышления, словесно-логического мышления
Приветствие: Игра «Приятные слова».
Основная часть:
1. Игра «Сколько в слове слогов?» Дети сидят в кругу. Ведущий бросает мяч ребенку, называя слово. Ребенок, поймав мяч, называет количество слогов в этом слове и возвращает мяч ведущему.
Варианты слов: дуб, коза, брат, вода, поле, зима, кот, колодец, слоненок, кит, шуба, шар, слово, часы, рука, шарф, чашка, книга, мир, лес, мальчик, голова, хлеб, собака, корова, змея, кино, семена, ученик, рыба, рубашка, курица, бабочка, бочка, вода, лето, дом, снег.
2. Игра «Найди пару». Ребенку предлагается выбрать из ряда слов и назвать пары (близкие по значению) для слова:
- доска (дом, олень, шкаф, комната, мел);
- рисунок (чашка, скатерть, дерево, краски);
- комната (книга, машина, улица, квартира);
- озеро (двери, лампа, цветок, лодка);
- дерево (гвоздь, полка, люстра, ветвь);
- лицо (смех, игра, свет, слезы);
- лиса (снег, куст, мех, картина);
- лето (зверь, река, солнце, зонтик);
- школа (волк, очки, ученик, цветок);
- лес (ребенок, дерево, ночь, книга);
- игра (звезда, мяч, тетрадь, дорога);
- дождь (солнце, дом, облако, двери);
- зима (дуб, солнце, снег, яблоко);
- ученик (портфель, полотенце, утро, свет).
3. Игра «Назови правильно предметы». Ведущий называет обобщающее слово, а дети по очереди называют один соответствующий предмет. Например: овощи-мебель-дерево - .... транспорт - обувь - .... фрукты-одежда-игрушки - ... и т.д.
4. Игра «Что сначала, что потом?».
- сначала завтрак, потом… - сначала вторник, потом… - сначала весна, потом… сначала пять, потом… - сначала ночь, потом…
Релаксация: «Тихое озеро». Лягте в удобное положение. Вытянитесь и расслабьтесь. Теперь закройте глаза и слушайте меня.
Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого, прекрасного озера… Слышно лишь ваше дыхание и плеск воды….Солнце ярко светит, и это заставляет вас чувствовать себя все лучше и лучше… Вы чувствуете. Как солнечные лучи согревают вас… Вы слышите щебет птиц… и стрекотание кузнечика… Вы абсолютно спокойны…
Солнце светит. Воздух чист и прозрачен… Вы ощущаете всем телом тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны как это тихое озеро.
Приятная истома охватывает вас, вы чувствуете себя спокойными и счастливыми, вам лень шевелиться. Вы отдыхаете...
А теперь открываем глаза. Мы снова в д/саду, мы хорошо отдохнули, у нас бодрое настроение и приятные ощущения не покинут нас в течении всего дня.
Рефлексия: обсуждение вопросов «что понравилось/не понравилось, что нового узнали на сегодняшнем занятии?»
Прощание: «три хлопка себе».

Занятие 20. «Повторим пройденное»

Цель: развитие произвольной памяти, логического мышления, внимания.
Приветствие: Игра «Поздоровайся радостно».
Основная часть:
1. Игра «Что изменилось?». У психолога на столе 10 игрушек. Он предлагает детям поиграть в прятки с ними. Дети закрывают глаза, а психолог прячет 1 – 2 игрушки. Дети открывают глаза и говорят, что изменилось.
2. Игра «Последовательность событий». Дети делятся на две подгруппы, каждой из которой дается конверт с сюжетными картинками. Дети должны разложить картинки в логической последовательности и составить рассказ или сказку.
3. Игра «Запоминаем вместе». Один ребенок называет предмет, второй повторяет названное слово и добавляет свое.
4. Игра «Повторяем друг за другом». Один ребенок называет какое-нибудь слово, другой повторяет его и называет свое и т.д. (до 7 – 8 слов). В случае затруднений психолог оказывает помощь. Игра должна проводится энергично, без длительных пауз.
Релаксация: «Плывем в облаках».
Расслабьтесь, дышите ровно и глубоко. Закройте глаза. Представьте, что перед вашими глазами радуга.
Первый цвет голубой. Голубой цвет приятно ласкает глаз в жару, он освежает тебя как купание в озере. Ощутите эту свежесть.
Следующий - желтый. Желтый приносит радость, он согревает нас, как солнышко. Он напоминает нам нежного пушистого цыпленка, и мы улыбаемся. Если нам грустно и одиноко он поднимает настроение.
Зеленый цвет - цвет мягкой лужайки, листьев и теплого лета. Если нам «не по себе» и мы чувствуем себя неуверенно, зеленый цвет поможет почувствовать себя лучше.
Откройте глаза. Что вы чувствовали и ощущали. Когда представляли себе, что смотрите на голубой, желтый и зеленый цвет? Возьмите с собой эти ощущения на весь день.
Рефлексия: обсуждение вопросов «что понравилось/не понравилось, что нового узнали на сегодняшнем занятии?»
Прощание: «три хлопка себе».

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Девина И. Возможности настольных игр в работе психолога // Школьный психолог – 2008. - №24. – с.61
2. Зеленцова-Пешкова Н.В. Игротерапия для дошкольников – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2014. – с.154
3. Программа занятий для детей старшего дошкольного возраста и первоклассников – 2014 [Электронный ресурс]
4. Ткачева Т. Психотерапевтические сказки для взрослых и детей – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2015. – с.93
5. Тухова Е.В. Методическая разработка (старшая группа) // Релаксации – 2014
6. Шарохина В.Д. Коррекционно-развивающие занятия – М.: Просвещение, 2002. – с.267



Предварительный просмотр:

                РАЗВЕРНУТЫЙ ПЛАН-КОНСПЕКТ МАСТЕР-КЛАССА

  • Тема мастер-класса: «Кинезиологическое сопровождение развития детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (целиакия и пищевая аллергия тяжелого течения) в совместной деятельности и режимных моментах»;
  • Педагог-мастер: Трифонова Наталия Тагировна;
  • Продолжительность матер-класса: 10-15 минут;
  • Цель мастер-класса: Повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы педагога-Мастера.
  • Задачи мастер-класса: 

1. Конструирование (воссоздание) педагогом-Мастером перед участниками мастер-класса кинезиологического сопровождения развития детей старшего дошкольного возраста;

2. Обучение участников мастер-класса кинезиологогическим упражнениям в совместной деятельности и режимных моментах;

3. Демонстрация умения педагога-Мастера проектировать успешную деятельность дошкольников;

4. Популяризация кинезиологического сопровождения развития детей дошкольного возраста;

5. Оказание помощи участникам мастер-класса в определении задач их профессионального самосовершенствования.

  • Оборудование:

1. столы для участников мастер-класса – 4шт.

2. доска для рисование мелом – 1 шт.

  • Раздаточный материал: карандаши цветные, листы альбомные А4, мешочки с песком.
  • Ход мастер-класса:

Вводная часть (3 минут): Эмоциональный настрой. Тестирование участников мастер-класса.

Основная часть (10 минут): Интергированное  занятие с показом кинезиологических упражнений в совместной деятельности и режимных моментах педагога с детьми.

Заключительная часть (2 минуты): Упражнение на релаксацию. Заключительное слово педагога-Мастера.

  • Проверка реализации поставленных задач в достижении цели мастер-класса осуществляется с помощью следующих приемов: Формат общения «Вопрос-Ответ».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в процессе совместной деятельности.

Создание благоприятных условий,обеспечивающих нраственное развитие личности дошкольника в условиях детского коллектива....

Тезисы «Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в процессе совместной деятельности со взрослым»

В данной работе представлены тезисы, раскрывающие необходимость и значимость эмоционального развития старших дошкольников. Выявлена актуальность данной темы, поставлены цели и задачи работы, указаны м...

Формирование социальной компетентности детей старшего дошкольного возраста посредством организации совместной деятельности в ДОУ

Развитие социальной компетентности будет успешным, если будут обос­нованы и определены условия для проявления воспитанниками социаль­ной активности, так как формирование социальной компетентности напр...

Статья «Особенности формирования положительных отношений детей старшего дошкольного возраста в процессе совместной деятельности»

Проблема формирования положительных взаимоотношений детей дошкольного возраста - одна из важнейших проблем нашего времени, которая в разные периоды  исследовалась педагогами и психологами. Ежегод...

Консультация для педагогов на тему: "Формирование у детей старшего дошкольного возраста готовности к совместной деятельности со сверстниками в дошкольной образовательной организации"

В ФедВ Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одной из задач является формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, развития способнос...

Доклад из опыта работы «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста на основе совместной деятельности воспитателя и детей в течение дня»

Доклад из опыта работы по речевому развитию старших дошкольников на основе совместной деятельности...

Методическая разработка. Коррекционно-развивающая деятельность по теме: «Формирование звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста в процессе совместной деятельности»

Методическая разработка коррекционно - развивающей работы в процессе совместной деятельности рассчитана на детей старшего возраста. Для достижения целей и реализации задач используются современные...