Воспитание взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в процессе совместной деятельности.
статья по окружающему миру (старшая группа) по теме

Создание благоприятных условий,обеспечивающих нраственное развитие личности дошкольника в условиях детского коллектива.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon alcivanovich.doc591.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Воспитание взаимоотношений детей

старшего дошкольного возраста в процессе совместной деятельности.

Целью работы является создание благоприятных условий, обеспечивающих нравственное развитие личности ребенка дошкольника в условиях детского коллектива.

Задачи:

  1. Формировать положительное самоощущение в любых жизненных ситуациях.
  2. Способствовать развитию регуляции своего поведения.
  3. Воспитывать толерантность к детям младшего дошкольного возраста, а также другим детям, независимо от их национальности, социального происхождения.
  4. Побуждать детей к взаимодействию в практических ситуациях учитывать мнения, взгляды, настроение, желание других.

Актуальность темы.

Современные тенденции развития систем образования в России связаны с реа лизацией запроса на оптимальное обновление его содержания и методов в соот ветствии с прогрессом общества, науки, культуры. Общественный заказ на разви тие системы образования предопределяется основной его целью - подготовка подрастающего поколения к активной творческой жизнедеятельности в мировом обществе, способного к решению глобальных проблем человечества. Социальное развитие личности является средством и результатом, одним из аспектов её со циализации. Социализация - процесс усвоения активного воспроизведения чело века соц. опыта, овладение навыками практической и теоретической деятельно сти, преобразование реально существующих отношений в качества личности. Социализация осуществляется под воздействием целенаправленных процессов (обучение, воспитание) в учебно-воспитательных учреждениях и под влиянием стихийных факторов (семья, улица и др.). Функция социализации связана с её ролью в воспроизводстве субъекта социально-исторического процесса, в обеспе чении преемственности в развитии культуры и цивилизации, поддержание бесконфликтного существования общества как интегрированной системы посредст вом адаптации индивида к социальной среде. Социально-экономические преобра зования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед дошкольными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования учебно-воспитательного процесса с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процес сов.

Проблема развития творческого воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы твор ческой деятельности ребенка, его поведения в целом. В последние годы на стра ницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка, об определении сущности механизмов воображения.

Как показали исследования JI. С. Выгодского, В. В. Давыдова, Е. И. Игнатьева, С, JI. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, В. А. Крутецкого и других, воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, т. е. в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в ДОУ.

Познание детей представляет огромный потенциал для реализации комплекс ного подхода в обучении и воспитании. Большие возможности для развития познавательного интереса представляет совместная деятельность детей.

Всякая деятельность человека, результатом которой является не воспроизведе ние бывших в его опыте впечатлений, создания новых образов или действий; будет принадлежать к познавательной деятельности. Мозг есть не только орган, сохраняющий и воспроизводящий наш прежний опыт, он есть также орган ком бинирующий, творческий, перерабатывающий и создающий из элементов этого прежнего опыта новые положения и новые поведение. Если бы деятельность человека ограничивалась одним воспроизведением старого, то человек был бы существом, обращенным только к прошлому, и умел бы приспособляться к буду щему только по стольку, поскольку он воспроизводит это прошлое. Именно познавательная деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющем своё настоящее. Изучение чело веческих отношений, ставшее по утверждению видных ученых, "проблемой века", является для социальной психологии ключевой проблемой. В детском саду мы должны прививать детям чувство любви к Родине; коллективизм, уважение к старшим, родителям, воспитывать подрастающее поколение в духе высокой ответственности за свое поведение.

Большое значение и актуальность приобретает изучение ребенка в системе его отношений со сверстниками в группе детского сада, т.к. дошкольный возраст - особо ответственный период в воспитании. Он является возрастом первоначаль ного становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстни ками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющее на развитие его личности.

Общение с детьми - необходимое условие психического развития ребенка. По требность в общении рано становится его основной социальной потребностью. Общение со сверстниками играет важнейшую роль в жизни дошкольника. Оно является условием формирования общественных качеств личности ребенка, проявление и развитие начал коллективных взаимоотношений детей. Также ис следования современных педагогов форм совместной деятельности педагога и детей в образовательном процессе ДОУ показывают, что суть личностно- ориентированного подхода в образовании состоит, в том, что за каждым ребенком признается право на прохождение собственного пути самосовершенствования, приобщения к общечеловеческим ценностям культуры, самореализации. В соот ветствии с этим ведущая цель образования в рамках этого подхода определяется, как развитие личности индивида становление его способности быть «субъ ектом собственной жизни в мире» (В.И.Слободчиков) или, по образному выражению А.С. Пушкина, как возможность «достигнуть самостояния». Важной составляющей образовательной среды личностно-ориентированной педагогики, педагогики развития, являются — отношения между участниками образовательно го процесса: между педагогом и детьми. Именно этот аспект образовательного процесса и вносит обновление (изменение) в существующие структуры образова ния.

Если знания, умения и навыки являются средством развития ребенка и усваиваются в зависимости от его способностей, то нормы взаимодействия усваиваются ребенком почти без изменений и становятся основой даль нейшего развития его личности (М.И. Лисина, К. Роджерс, Э. Эриксон, В.А. Петровский и др.). Это значит, что именно процессы взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками лежат в основе развития в этом возрасте. Процесс взаимодействия является центральным для всей сферы дошкольного образова ния - «сфера дошкольного образования может рассматриваться как система, в которой центральной точкой является взаимодействие педагога с детьми, а программы и формы образования представляют собой элементы второстепенные - в отличие от образования на других возрастных этапах развития» (проект стандарта дошкольного образования РФ). Дети охотно включаются в совместные игровые ситуации, у них проявляется интерес к нравственным качествам. Взаи мосвязь совместной деятельности с познавательной создаёт у детей лично значи мый для каждого ребенка мотив деятельности, а это в свою очередь обеспечивает её эффективность. Образовательные ситуации совместного взаимодействия педа гога и детей в полной мере становится ситуациями СОРАЗВИТИЯ и САМОРЕА ЛИЗАЦИИ взрослого ребенка в современном образовательном пространстве детского сада.

Проблема детских взаимоотношений в нашей и зарубежной психологии

Вопросы становления детского коллектива, характерные особенности группы детского сада и межличностных отношений в ней, влияние дошкольной группы на формирование личности отдельных детей - все это представляет исключительный интерес. Поэтому и проблема межличностных отношений, которая возникла на стыке ряда наук - философии, социологии, социальной психологии, психоло гии личности и педагогики, одна из важнейших проблем нашего времени. Она с каждым годом привлекает все большее внимание исследователей у нас и за рубежом и является по существу, ключевой проблемой социальной психологии, изучающей многообразные объединения людей - так называемые группы. Эта проблема смыкается с проблемой "личность в системе коллективных отношений", столь важной для теории и практики воспитания подрастающего поколения.

Несмотря на то, что дошкольной психологией и педагогикой немало сделано в этой области, многие вопросы все еще остаются недостаточно исследованными. Кроме того, сама сложность проблемы требует использования новых методиче ских средств, применяемых на современном этапе социально-психологической наукой.

Как известно уже, изучение дошкольных групп имеет свои традиции в психо логии. Основываясь на принципиальных положениях во взаимоотношениях личности и коллектива, представленных в трудах А.С.Макаренко и Н.К.Крупской, социально психологические исследования групп детского сада начали в 30-х годах Е.А.Аркин и А.С.Заслужный. Дальше, начиная с 50-х годов советская психология начала развиваться бурными темпами, при этом появилось много работ по проблеме межличностных отношений. Среди них пока, к сожалению, единичны исследования групп детского сада. На эту тему были написаны отдельные работы Я.Л.Коломинского, JI.B. Артемовой и др.

В 1968 г. при Институте дошкольного воспитания, была создана лаборато рия "Формирование личности ребенка". Усилия сотрудников лаборатории были направлены главным образом на разработку комплекса методик и на изучение таких вопросов, как структура взаимоотношений детей на разных этапах до школьного детства; особенности общения и взаимооценок детей в возрастной группе детского сада, а также на решение некоторых вопросов, связанных со сферой самосознания дошкольников.

Как известно, потребность ребенка в общении со сверстниками возникает не сколько позже, чем его потребность в общении со взрослыми. Но именно в до школьный период она уже выражена очень ярко и, если она не находит своего удовлетворения, то это приводит к неизбежной задержке социального развития. А создает наиболее благоприятные условия правильного воспитания и развития, именно коллектив сверстников, в который ребенок попадает в детском саду.

Так в своих работах американский психолог Т.Шибутани, развивая эту мысль, говорит о том, что дети, которых родители удерживают от игр со сверст никами, часто в жизни испытывают трудности во взаимоотношениях. Он писал, что только "группа равных приучает ребенка к взаимным поступкам и сурово исправляет ошибки". Т.Шибутани высказывал предположение о том, что отсутствие того опыта общения ребенка со сверстниками, притупляет способность понимать других людей.

А по определению известного педагога А.П.Усовой, дошкольная группа - это первое своеобразное детское общество, возникающее в совместных играх детей, где они имеют возможность самостоятельно объединится друг с другом и дейст вовать как маленькими, так и большими группами. Именно в этих совместных играх ребенок приобретает социальный опыт, необходимый для развития у него качества общественности.

В первые этапы проведенного исследования подтвердилось, что возрастная группа детского сада не есть аморфное объединение детей со стихийно скла дывающимися случайными отношениями и связями. Эти отношения и связи уже представляют относительно устойчивую систему, в которой каждый ребе нок в силу тех или иных причин занимает определенное место. Среди них немаловажную роль играют как личностные качества ребенка, различные его навыки и умения, так и уровень общения и взаимоотношений в группе, что во многом определяется характером.

При исследовании системы взаимоотношений в группе детского сада они вы деляли в них три вида, каждый из которых изучали отдельно с помощью специально разработанных методик. Так, например, большое внимание в исследовани ях лаборатории было уделено изучению особенностей общения в условиях игро вой деятельности, сфере, где наиболее ярко выявляются межличностные отно шения детей-дошкольников (работы Т.В.Антоновой, Т.А.Репиной и Л. А. Роя к). Специальные методики дали возможность получить богатый материал, характеризующий целый ряд особенностей общения и межличностных отношений детей дошкольного возраста. Т.А.Репина особое внимание уделила изучению общения мальчиков и девочек в разных возрастных группах детского сада. Работа Л.А.Рояк посвящена изучению детей с особыми трудностями обще ния, которые приводят нередко к изоляции таких детей от коллектива. Т.В.Антонова исследовала возрастные тенденции проявления некоторых осо бенностей общения.

Изучение ценностных ориентации детей-дошкольников, особенностей их взаимных оценок и самооценок проводилось в исследованиях Репиной, Горяйновой, Стеркиной. В исследовании А.Ф.Горяйновой с помощью специально раз работанных математических приемов изучалась степень единодушия в оценках сверстников у детей среднего и старшего дошкольного возраста, а также основ ные нравственные понятия. Интересная работа была проведена Р.Б.Стеркиной по изучению самооценки детей дошкольного возраста.

Важным направлением в научных исследованиях лаборатории является изу чение совместной деятельности детей дошкольного возраста и влияние ее на их взаимопонимание. Этому вопросу посвятили свои работы Л.А.Кричевский, Т.А.Репина, Р.А.Иванова и Л.П.Бухтиарова.

Исследование прогрессивных психологов показывают, что положение ребенка в группе сверстников не является постоянным, а может меняться под влиянием многих факторов. Изменение положения "непопулярного" ребенка может способствовать не только улучшению "микроклимата" вокруг него с помощью положительных оценок его качеств воспитателем, но и включение его в деятель ность, где он сможет себя показать с луч шей стороны. Над этим вопросом рабо тали и проводили опыты Репина и Бухтиарова.

В зарубежной науке имеет место субъективно идеалистическая теория, счи тающая, что отношения между людьми, в частности, отношения симпатии и антипатии, определяются их врожденными качествами. Соответственно этим своим неизменным качеством тот или иной ребенок якобы будет обречен на "непопулярность" и попадает в разряд "изолированных" или будет "звездой" среди детей, т.е. ему будет обеспечена в любой детской группе особо высокая

"популярность". Представители этой теории пытаются найти в ней оправдание

классовой структуры общества, утверждая, что разделение на классы - это закон природы. Исследования наших психологов доказали обратное, выяснилось, что положительные взаимоотношения у детей также возникают, когда они выполня ют какое-либо задание не для себя лично, а для других людей.

Педагогические и психологические исследования показывают, какую большую роль на формирование отношения детей друг с другом может оказать игра, кото рая является для маленького ребенка не только школой познания окружающего мира взрослых, но и школой взаимоотношения людей. Образ жизни детей в детском саду и особенности их деятельности также накладывают определенный отпечаток на взаимоотношения детей. Массовое обследование, проведенное лабораторией формирования личности ребенка НИИ дошкольного воспита ния, показало, что в сельских детских садах, где часто дети встречаются и посоле возвращения из детского сада, а также в группах с интернатным пребы ванием детей, дружеские привязанности приобретали для них особое значение, общий уровень взаимоотношений и общения в группе были выше. Избиратель ность отношения между детьми были ярче выражены: было больше взаимного выбора, взаимные симпатии более устойчивы, а популярность ребенка в группе в большей степени определялась его нравственными качествами.

Особенности взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста.

В дошкольные годы, особенно в 5-6 летнем возрасте, идет интенсивный про цесс становления самосознания. Важный компонент развития - осознание себя как представителя определенного пола. Усвоение образцов поведения, соответст вующих полу, неотъемлемой частью входит в общий процесс социализации дошкольника. Он осуществляется не только через семью, но и через сверстников.

Группа детского сада - это, по существу, первое детское общество, возникаю щее на основе сюжетно ролевой игры, где имеются благоприятные условия для формирования качеств общественности, начал коллективизма.

Воспитательное влияние группы на дошкольника обуславливается как исклю чительной значимостью общества сверстников, так и эмоциональной притяга тельностью. Потребность всегда участвовать в совместной деятельности со сверстниками растет от младшего дошкольного возраста к старшему. И если ребята не принимают своего товарища в игру, исключают из игры в случае нарушения правил - это действенная воспитательная мера детского общества по отношению к своему сверстнику.

     Социально-психологические исследования межличностных отношений обще ния и взаимодействия дошкольников в детском саду, проводимое Репиной, Анто новой, Рояк и Иванковой на протяжении многих лет, показало, что неправильно

рассматривать связи, устанавливающие между детьми в группе, как случайные, неустойчивые, ситуативные и непосредственно эмоциональные.

Группа детского сада для ребенка - источник различных переживаний, как положительных, так и отрицательных. В группе усваиваются навыки социального поведения и нравственные нормы во взаимодействии детей друг с другом в раз личных видах совместной деятельности - игровой, трудовой, изобразительной и др.

     Общество сверстников в группе детского сада наряду с другими функциями выполняет и функцию половой социализации. Наблюдая за общением и деятель ностью детей можно сказать, что склонность более благожелательно относиться к сверстникам одного пола, участвовать с ними в совместной деятельности прояв ляется очень рано. Однако к 4 годам она уже ярко выражается, и дети, которые следуют поведению, предписанному полу, лучше принимаются сверстниками.

      Перед педагогом встает сложная задача - найти пути, способствующие дружбе между мальчиками и девочками и воспитанию нравственных качеств. И один из путей решения этой задачи - использование совместной деятельности на занятиях.

      Роль воспитателя в формировании нравственных качеств у детей 6 лет Формирование личных качеств детей дошкольного возраста в значительной степени происходит в процессе их взаимоотношений. Под влиянием взаимоот ношений детей могут складываться как положительные, так и отрицательные качества личности. Ведущая роль в формировании правильных взаимодейст вий между детьми в детском саду принадлежит воспитателю.

Воспитатель должен знать, что для выявления характера взаимоотношений детей следует провести социометрический эксперимент, рекомендованный Я.А.Коломенским, определить принципы, по которым одни дети становятся авторитетами, лидерами, а другие оказывается в положении отверженных. Воспитатель должен правильно определить свою роль в формировании пра вильных норм общения между детьми. Ему нужно провести наблюдения на правленные на выявление особенностей тематики и содержания игр и реальных взаимоотношений между детьми, провести беседу с детьми, с целью выявления мотивов игрового общения со сверстниками.

Педагогу в специально организованной совместной деятельности положи тельным образом необходимо повлиять на структуру детских объединений (их

состав, стабильность) и характер взаимоотношений в них. А затем уже опреде лить сдвиги в изменении позиции детей, происшедшие под влиянием форми рующих опытов.

    Но воспитателю необходимо самому хорошо изучить группу детей, выяс нить, почему этот ребенок оказался отверженным в группе. Найти в нем такое хорошее качество, чтобы дети поняли, что не такой уж он и плохой. А бывает, что лидером становится совсем не тот ребенок. Здесь также надо хорошо изу чить ребенка и дать понять в процессе беседы с детьми, что за такие качества людей не ценят вовсе, а наоборот их нужно перевоспитать.

     Таким образом, воспитатель должен понимать и помнить, что ему принад лежит ведущая роль в формировании дружеских взаимоотношений у детей, т. к. в детском саду закладываются основы всей дальнейшей жизни ребенка. Важно чтобы уже в детском саду он научился ценить дружбу, товарищество, умел соглашаться с наиболее оптимальными решениями, признавать себя правым и несправедливым.

Влияние совместной деятельности дошкольного возраста на их

взаимо отношения.

      В настоящее время в теории и практике дошкольной педагогики все большее значение придается детской коллективной деятельности на занятиях, как сред ству нравственного воспитания. Совместная деятельность объединяет детей общей целью, заданием, радостями, огорчениями, переживаниями за общее дело. В ней имеет место распределение обязанностей, согласованность дейст вий. Участвуя в совместной деятельности, ребенок учится уступать желаниям сверстников или убеждать их в своей правоте, прилагать усилия для достиже ния общего результат.

       Прежде всего важно заранее решить, каким образом будет предъявлено за дание, чтобы оно предстало перед детьми, как коллективное. Следовательно, воспитатель должен не только поставить перед детьми цель, достичь которую они могут вместе, но и обсудить способы, при которых будут согласовываться совместные действия при достижении цели. Задача воспитателя, состоит в том, чтобы разъяснить как следует договариваться, учитывая желание друг друга, предлагать свои варианты, не допуская грубости, справедливо распределять задание между собой, выслушивать мнение товарищей, возражать в корректной форме и пр. Организация такой деятельности возможна лишь на этапе закреп ления имеющихся навыков, когда дети не нуждаются в разъяснении приемов работы и их внимание можно сосредоточить не другой задаче. Для того чтобы раскрыть особенности методики воспитательной работы, которая приводит к формированию у детей способов сотрудничества, необходимо было опреде лить, какое содержание занятий позволяет объединить детей в небольшие группы с общим заданием. Начинать работу надо таким образом чтобы задача стояла как коллективная (т. е. ставить цель, для достижения которой требуются общие усилия; разъяснить целесообразность организации коллективной дея тельности), в какой форме оценю результат работы как итог усилий, стараний всех участников.

     Способы сотрудничества формируется у детей постепенно. Вначале следует предлагать несложные задания, которые объединяют результаты деятельности всех участников в общий итог. Таким образом, можно сказать, что объединение детей в небольшие группы для совместного выполнения заданий позволяет сформировать у них прочные способы сотрудничества, а также определенные нравственные качества работы в коллективе. Такие занятия не оказывают отрицательного влияния на формирование взаимоотношений у дошкольников, а наоборот способствуют их укреплению.

Сформированные на занятиях способы сотрудничества оказываются доста точно устойчивыми, так как они реализовывались детьми в собственной прак тической деятельности. Накопленный опыт социально нравственных качеств дети переносили в другие виды совместной деятельности (в труд, в игру), а также в повседневное общение.

      Совместная работа с детьми как форма организации их деятельности может применятся в старших группах, когда осваиваются какие-то новые трудовые процессы. Воспитателю следует принимать участие в том случае, когда была он не уверен в том, что дети доведут дело до конца. Его участие предупреждает нежелательное поведение детей. Воспитателю можно принимать оценку про межуточного результата, например: "Вот мы уже половину сделали своей рабо ты, осталось немного до конца и дело сделано". Таким образом, фиксируя и поощряя промежуточные успехи детей, воспитатель ведет их к достижению конечной цели.

       Совместная деятельность взрослых и детей обогащает тех и других. Совме стная деятельность открывает детские сердцу глубокому нравственно- социальному воздействию. Не случайно В.А.Сухомлинский считал совместную работу с детьми самыми радостными часами педагогического труда.

       Таким образом, можно сделать вывод, что чем чаще они участвуют в совме стной деятельности, тем лучше и прочнее их взаимоотношения, их нравствен ные качества. Руководствуясь и основываясь на всех выше перечисленных теоретических знаниях, считаю возможным во второй главе работы перейти к практическим материалам по развитию взаимоотношении детей в процессе совместной деятельности.

Перспективный план работы на год в старшей группе.

месяц

Мероприя тия

Целепологание

Роль

взрослого

Предполагаемый результат

Сен тябрь

С/р игра «семья»

Дать элементар ное понятие о последователь- сти этапов жиз ни человека

Планирова ние дея тельности

Умение детей слышать друг друга, объяснять - друг другу, дого вариваться о рас пределении ролей

Сен тябрь

Речевая творческая деятель ность

«откуда взя лись фами лии»

Развивать уме ние анализиро вать и делать самостоятель ные выводы, воспитывать ин терес к прошло му.

Вое-ль с привлечени ем детей.

Способность де тей нести ответ ственность за общее дело.

Ок тябрь

Познава тельная СД «возрас тная ли ния» (эта пы жизни ребенка)

Формировать представления о процессе физи ческого разви тия ребенка по сле рождения.

Вое-ль с привлечени ем детей.

Умение детей ра ботать в микро группах, по 3-4 человека.

Ок тябрь

Аппликация «Москва - столица Рос сии»

Формирование представление детей о том, что Москва, это са мый большой город в нашей стране. В Моск ве есть красная площадь, Кремль, Мавзолей В. И. Ленина.

Создание проблемной ситуации, подталки вающей де тей к взаимодействию. (Невозмож но выпол нить одному)

Умение детей ор ганизовывать це лостность трудо вого процесса, радоваться со вместному ре зультату.

но ябрь

Экспериментирование «из чего построен дом?» Ознакомление со  свойствами материалов глина - камень; дерево -лёд; железо - пласт масса;

Учить детей выделять материалов, характеризовать их, совершенст вовать умение определять предметы их этих материалов на ощупь.

Планирова ние деятельности

Развитие умения детей согласовывать действия друг с другом.

но ябрь

С/Д по конструирова нию «посёлки и крепости славян» работа с бросовым и строитель ным мате риалом.

Формирование элементарных понятий о посе лениях народа, от которого мы произошли, о первых славян ских селениях.

Создание проблемной ситуации

Умение детей выбирать материал,  договариваться о предстоящей деятельности, радоваться общему результату.

де кабрь

Игра-путешествие «в прошлое жилища»

Дифференцировать   представ ление об от дельных атри бутах русской национальной культуры: под ворье (изба, хлев, амбар)

Воспитатель с привлече нием детей

Умение детей по лучать согласие сверстников на высказывание предложений, умение работать в микро группах.

де кабрь

Творческое рассказывание «день самоуправления в детском саду, или чтобы мы сделали в Д/С, если бы не было взрослых

Расширение и уточнение представлений детей о функциональных обязанностях сотрудников Д/С.

Создание проблемной ситуации

Умение детей решать кон фликтные ситуа ции социально-приемлемым спо собом, умение детей планиро вать предстоящую деятельность

ян варь

С/Д по изо «создание Волшебной книги исто рии Моск вы»

Формирование первоначальных представлений о символике госу дарства. (флаг, гимн, герб своей страны)

Воспитатель с привлече нием детей.

Умение детей ор ганизовывать це лостность трудо вого процесса

ян варь

Сюжетно - ролевая игра «семейный обед»

Расширить представление детей о родо словной, се мейных тради циях, реликви ях.

Вос-ль с привлечени ем детей.

Умение детей со гласовывать дей ствия друг с дру гом, договари ваться в распре делении ролей

фев раль

Труд детей по благоус тройству участка д/с

Учить детей видеть различие трудовых дейст вий, орудие труда в древно сти, в наши дни.

Создание

проблемной

ситуации

Умение детей планировать предстоящую деятельность.

фев раль

С/Р игра «погранич ники»

Формирование представлений о службе погра ничника, воспи тывать уваже ние к защитни кам Отечества.

Вос-ль с привлечени ем детей.

Развитие полоро- левой социализа ции в игре.

март

ИЗО, лепка, аппликация, «создание семейного древа для лисички Лизы»

Создание се мейного древа через образы или предметы, учить детей рас сказывать о семье

Создание

проблемной

ситуации

Умение детей выбирать матери ал, договаривать ся о распределе нии ролей, радоваться совместному результату

Март

Творческое рассказыва ние «по смотрите на эту вазу и попробуйте рассказать о человеке, который  сделал, расписал»

Формировать представление детей о том, что труд, работа, нужен человеку, без труда нельзя обойтись

Вос-ль с привлечени ем детей.

Умение детей по лучать согласие сверстников на высказывание предложений.

ап рель

Совместная речевая дея тельность «разное на строение»

Обучение детей видеть необхо димость перейти на помощь друг другу.

Проблемные

ситуации

Умение детей решать кон фликтные ситуа ции социально - приемлемым спо собом, умение принимать разно образные роли.

ап рель

С/Р игра «через тер нии к звез дам»

Формировать у детей эмоцио нальное - дей ственное отно шение к космо навтам, которое выражалось бы в желании под ражать им в ловкости, сме лости, стремле нии быть похо жими на них.

Вос-ль с привлечени ем детей.

Умение детей распределять ро ли, слышать друг друга.

Май

Творческое рассказыва ние «народы мира»

Закрепить зна ния детей о на циональностях, живущих в тун дре, пустыне, особенностях внешнего вида, быта, обычаев культуры

Проблемные ситуации

Умение работать в микро группах, радоваться об щему результату.

 Май

ИЗО, лепка, аппликация, создание альбома «забытые праздники»

Закрепление по нятий о празд никах, народных традициях.

Создание проблемных ситуаций.

Умение детей выбирать матери ал, договаривать ся о распределе нии ролей, радо ваться совмест ному результату.

май

Совместный физкультур ный празд ник «давайте жить друж но»

Развитие двига тельных качеств детей, воспита ние навыков ве дения здорового образа жизни.

Воспитате ли, родите ли, дети.

Развитие способ ности у детей не сти ответствен ность за общее дело.

Экспериментальные исследования по теме «Воспитание взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в процессе совместной деятельности», проводилось на базе Д\С №20, с детьми старшего дошкольного возраста по следующим направлениям: 1 Давай познакомимся; 2 Один и вместе с друзьями; 3 Конфликты между детьми; 4 делаем вместе;

Каждое направление реализовалось в процессе 2х этапов: подготовительного, цель которого: получение познавательных сведений, и основного, его цель - развитие чувств, эмоций, формирование навыков поведения посредством совместной деятельности. На подготовительном этапе процессе бесед знакомства с художественной литературой и т.д. решались задачи, направленные на получение познавательных сведений, основной этап предполагал работу по совместной деятельности как средство рразвития чувств, эмоций, формирование навыков поведения ребенка в детском коллективе.

Мой эксперимент начался с того, что я определила последовательности решения задач каждого направления.

  1. Давай познакомимся.

Цель: Формировать положительное самоощущение в любых жизненных ситуациях, учится самостоятельно устанавливать контакты. Работа по этому направлению начиналась с воспитания положительных эмоций по отношению к себе и сверстникам, для этого рассматривались иллюстрации, читалась художественная литература, изучались пословицы о дружбе, рассматривались домашние фотографии.

На основном этапе дети учились выражать свое положительное отношение к другим детям через игры-трёнинги, составление рассказов. В результате, в процессе совместной деятельности дети сумели установить контакты, учились слышать и видеть другого.

  1. Один и вместе с друзьями.

Цель: Воспитывать толерантность к детям младшего дошкольного возраста, а также другим детям, независимо от их национальности, социального происхождения. После того, как дети овладели навыками устанавливать контакты мы перешли к следующему направлению «один и вместе с друзьями». На подготовительном этапе велись беседы об одиночестве, чтение художественной литературы и изучение пословиц: «Один в поле не воин», «Одному не под силу - зови товарищей». На втором этапе использовала спортивные эстафеты, настольные печатные игры с несколькими участниками, сюжетно-ролевые игры. Большой интерес вызвало совместное познавательно-исследовательская деятельность «Где живет воздух». Дети пришли к выводу о преимуществах коллективных действий.

  1. Конфликты между детьми.

Цель: Способствовать развитию регуляции своего поведения. Для достижения задач этого направления большое значение имело разрывание сценок ссор и примирения, внесение альбома: «Считалки, мирилки,

дразнилки», «Хочу со всеми жить в мире» все это способствовало освоению способов регуляции конфликтов, умения анализировать причины ссор.

4 Делаем вместе.

Цель: Побуждать детей к взаимодействию в практических ситуациях учитывать мнение, взгляды, настроения, желания других. На подготовительном этапе проводились беседы, создавались совместные коллажи, внесла альбом поговорок и пословиц о труде: «Дружно - не грузно». На основном этапе дети вовлекались в совместные подвижные игры, сюжетно-ролевые игры, игры-эстафеты. В совместной трудовой деятельности «Уборка в группе» у детей появились навыки сотрудничества, были интересны отзывы детей о сотрудничестве «Интересно, но и трудно, потому что надо уметь договариваться». Я провела социометрический экс перимент, рекомендованный Я. А. Коломенским. Я провела с детьми игру «Секрет», в основу которой положена методика «выбор в действии»

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ИГРЫ

Перед началом игры я давала каждому ребенку инструкцию: «сейчас я дам тебе 3 игрушки. Ты можешь положить их тем детям, которым ты хотел бы их подарить, только каждому по 1. Можешь положить и тем детям, которых нет сегодня.» Результаты заносились в таблицу. В результате этой игры выяснилось, что группа детей дружная. Два члена группы получили по 8 выборов. Это «Звёзды» группы, они в группе популярны. «Предпочитаемый» - член группы, получивший 4-6 выборов. Таких 5 человек. «Оттесанный» - член группы, получивший 1-3 выбора. В группе их 12 человек. «Отверженный» - член группы,"получивший 0 выборов. Таких - 1 человек. Взаимовыбора нет у 9 человек.

ВЫВОДЫ ПО ИГРЕ «СЕКРЕТ»

После проведения эксперимента выяснилось, что дети, не получившие взаимовыбора - это те, которые начали недавно посещать группу, часто болеют, малоподвижны, необщительны. В общем группа детей довольно дружная. Это было подтверждено в процессе проведения игры «Секрет», во время бесед с детьми данной группы, а также в процессе наблюдения над проводимой совместной деятельностью ( игра, труд...). По результатам игры «секрет», я смогла вычислить коэффициент сплоченности данной группы по формуле:

КС= Количество взаимовыборов * 100

Количество выборов

Кс= 11/19*100

КС= 57%

Коэффициент сплоченности группы показывает, что воспитание дружеских взаимоотношений у детей данной группы идет хорошо. Я провела большую работу по сплочению коллектива. Я направила свою работу на укрепление дружеских чувств и воспитанию нравственных качеств в данной группе. Провела мероприятия, в которых дети учились давать оценку своим поступкам, договариваться между собой и радоваться совместному полученному результату. С целью выяснения взаимоотношений в группе во время совместной деятельности, я организовала и провела несколько спортивных эстафет и спортивный праздник. Я выяснила отношения детей к победе и поражению. Продолжая свой эксперимент, я провела игру «Секрет», но уже совсем по другому. Для проведения этой игры я изготовила фото часы (приложение№ 1) и поочередно у каждого спрашивала, с кем бы он хотел дружить, с кем не хотел бы. Дети поворачивали стрелку на фотографию того ребенка, о котором они говорили. В результате этой игры я выяснила, какие отношения у детей в группе, по каким критериям дети выбирают себе друзей. Количество детей у которых небело взаимовыбора уменьшилось до 3 человек, отверженных нет. В 6 летнем возрасте дети правильно выбирают хорошие качества у детей, умеют правильно оцени вать поступки детей. Они делают правильные выводы.

Дети, посещающие детский сад, с большим желанием объединяются в различной деятельности, прежде всего в игре. Между некоторыми детьми устанавливаются особо дружеские отношения: они предпочитают именно с теми или иными товарищами играть, трудиться, разговаривать, делиться радостями и огорчениями. Для формирования дружеских взаимоотношений у детей можно рекомендовать не только игры, но и беседы, чтение художественной литературы, развлечения, спортивные праздники, праздники на темы дружбы и товарищества. Дети на таких праздниках учатся в танцах, играх, вместе поют, читают стихи, а это сплачивает их в коллектив. У них появляются одни интересы, они стараются помочь друг другу, если что-то не получается. Из всего можно сделать вывод, что сама по себе группа не будет дружной. Сплочение коллектива не будет хорошим, если не проводить в нем какую-то работу по формированию дружеских взаимоотношений. Нужно детям разъяс нять что такое "хорошо" и что такое "плохо". Лишь только тогда у них сформируются правильные взаимоотношения в группе. Да и потом в школе и вообще в жизни дети будут уметь дружить, находить контакт с людьми, будут честными, добрыми, справедливыми, а эти качества ценятся в людях. Воспитатель, выяснив "отверженного" ребенка в группе, обязан помочь ему войти в коллектив, воспитать в нем дружеские отношения к своим сверстникам на примере своих товарищей или героев книг. Он должен давать ему какие-то поручения для совместного выполнения с другими детьми группы. Дошкольный возраст - особо ответственный период в воспитании, т. к. является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющие на развитие его личности. Знание особенностей отношений между детьми в группе детского сада и тех трудностей, которые у них при этом

возникают, может оказать серьезную помощь взрослым при организации воспитательной работы с дошкольниками.

Общение с детьми - необходимое условие психологического развития ре бенка. Потребность в общении рано становится его основной социальной потребностью. Общение со сверстниками играет важную роль в жизни дошкольника. Оно является условием формирования общественных качеств личности ребенка, проявления и развития начал коллективных взаимоотношений детей в группе детского сада. Дети все имеют разный характер.

Таким образом, в работе по изучению общения дошкольников друг с другом в группе детского сада я пришла к выводам:

  1. У детей шестилетнего возраста идет активно сплочение коллектива.
  2. Взаимоотношения довольно устойчивые.
  3. Основными мотивами выбора являются игровой, трудовой и нравственный.
  4. Удачным методом воспитания взаимоотношений является совместная деятельность.
  5. У детей шести лет можно сформировать осмысленны нравственные представления.

Т.о. наметилось положительная динамика по итогам диагностики на

конец учебного года, которые можно увидеть в приложении


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тезисы «Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в процессе совместной деятельности со взрослым»

В данной работе представлены тезисы, раскрывающие необходимость и значимость эмоционального развития старших дошкольников. Выявлена актуальность данной темы, поставлены цели и задачи работы, указаны м...

«Воспитание эмоционально творческой культуры детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности».

Одной из основных задач музыкального воспитания является развитие музыкальных и творческих способностей детей в различных видах музыкальной деятельности: восприятия и исполнительства, певческой деятел...

Методическая разработка. Коррекционно-развивающая деятельность по теме: «Формирование звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста в процессе индивидуальной деятельности»

Методическая разработка коррекционно - развивающей работы в процессе индивидуальной деятельности рассчитана на детей старшего возраста. Для достижения целей и реализации задач используются современные...

Статья «Особенности формирования положительных отношений детей старшего дошкольного возраста в процессе совместной деятельности»

Проблема формирования положительных взаимоотношений детей дошкольного возраста - одна из важнейших проблем нашего времени, которая в разные периоды  исследовалась педагогами и психологами. Ежегод...

Статья «Воспитание культуры межнационального общения детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности»

Статья «Воспитание культуры межнационального общения детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности»...

Методическая разработка. Коррекционно-развивающая деятельность по теме: «Формирование звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста в процессе совместной деятельности»

Методическая разработка коррекционно - развивающей работы в процессе совместной деятельности рассчитана на детей старшего возраста. Для достижения целей и реализации задач используются современные...