Собрание в средней группе. "Возрастные особенности детей 4-5 лет".
материал (средняя группа)
Информировать родителей о ключевых возрастных особенностях детей 4-5 лет, обсудить их влияние на развитие, обучение и воспитание в соответствии с ФГОС ДО, а также создать условия для эффективного сотрудничества между детским садом и семьей в целях полноценного развития каждого ребенка.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Мурашкинцева Ольга Юрьевна.
Тема: Возрастные особенности детей 4-5 лет.
План:
1Вступительная часть.
2.Ознакомление с возрастными особенностями детей 4-5 лет.
3.Влияние возрастных особенностей на обучение и наша работа по ФГОС 4.Практические рекомендации по поддержке развития ребёнка в домашних условиях.
5. Обсуждение и организационные вопросы.
Форма проведения: Родительское собрание.
Цель:
Информировать родителей о ключевых возрастных особенностях детей 4-5 лет, обсудить их влияние на развитие, обучение и воспитание в соответствии с ФГОС ДО, а также создать условия для эффективного сотрудничества между детским садом и семьей в целях полноценного развития каждого ребенка.
Задачи:
Ознакомить родителей с психологическими и физиологическими особенностями детей среднего дошкольного возраста.
Показать, как эти особенности учитываются в образовательном процессе группы в рамках ФГОС ДО.
Дать практические рекомендации по поддержке развития ребенка в домашних условиях.
Ответить на волнующие вопросы родителей и выслушать их предложения.
Создать атмосферу доверия и партнерства.
Оборудование:
Проектор (для презентации с фото детей в группе, основных тезисов, примеров развивающих игр).
Раздаточные материалы (памятки с рекомендациями, список литературы).
Бейджики для родителей (по желанию).
Листы бумаги и ручки для вопросов.
Примеры детских работ (рисунки, поделки).
Ход собрания:
1.Добрый вечер, уважаемые родители! Очень рада видеть вас всех. Большое спасибо, что нашли время прийти на наше родительское собрание. Сегодня мы собрались, чтобы обсудить очень важную и интересную тему – особенности развития наших детей в возрасте 4-5 лет.
Прежде чем мы углубимся в теорию, давайте немножко "растопим лед". Мне бы очень хотелось услышать от каждого из вас, какая самая яркая черта или самый удивительный вопрос вашего ребенка радует и удивляет вас в последнее время? Просто одним-двумя словами, чтобы мы почувствовали настроение нашей группы.
Спасибо за ваши ответы! Они еще раз показывают, насколько уникальны и разнообразны наши дети. Цель нашего сегодняшнего собрания – информировать вас о том, какими наши дети становятся в 4-5 лет, какие важные изменения происходят в их развитии, как мы, педагоги, учитываем это в своей работе, основываясь на Федеральном государственном образовательном стандарте
Сегодня мы поговорим о:
Ключевых возрастных особенностях детей 4-5 лет (физическое, познавательное, речевое, социально-коммуникативное и художественно - эстетическое развитие).
Как эти особенности влияют на обучение и воспитание, и как мы работаем в детском саду.
О практических рекомендациях для вас, родители, по поддержке развития детей дома.
В завершение, у нас будет время для вопросов, ответов и предложений.
2. Возрастные особенности детей 4-5 лет: Время "Почемучек" и "Я сам!"
Итак, возраст 4-5 лет – это удивительный период! Наши дети уже не малыши, но еще и не будущие первоклассники. Это время активного освоения мира, время "почемучек" и время, когда ребенок начинает заявлять: "Я сам!". Давайте рассмотрим ключевые аспекты их развития.
(использую презентацию с картинками, иллюстрирующими каждый пункт)
Физическое развитие:
Активность и подвижность: Наши дети очень энергичны, им постоянно нужно двигаться! Бегать, прыгать, лазать – это их естественная потребность. Укрепляется мышечная система, улучшается координация.
Развитие мелкой и крупной моторики: Мелкая моторика рук становится более точной: дети учатся правильно держать карандаш, пользоваться ножницами, застегивать пуговицы, лепить мелкие детали. Крупная моторика позволяет им увереннее прыгать на одной ноге, балансировать, ловить и бросать мяч.
Влияние: Все это позволяет им быть более самостоятельными в самообслуживании и активно участвовать в подвижных и развивающих играх.
Как учитываем (ФГОС): Мы много двигаемся на прогулках, на физкультурных занятиях, используем разнообразные материалы для развития мелкой моторики – мозаику, конструкторы, бусины, песок.
Познавательное развитие:
Развитие мышления, воображения и памяти: Мышление у детей пока наглядно-образное: они лучше всего воспринимают информацию, которую можно увидеть, потрогать. Но уже начинают устанавливать первые логические связи. Активно развивается воображение, проявляется в сюжетно-ролевых играх. Память – непроизвольная, запоминается то, что эмоционально ярко, интересно.
Интерес к окружающему миру: Это возраст "почемучек"! Дети задают бесконечное количество вопросов: "Почему солнце светит?", "Как строят дома?", "Откуда берутся дети?". Важно поддерживать эту любознательность.
Как учитываем (ФГОС): Мы создаем развивающую среду, полную интересных материалов, проводим эксперименты, наблюдения за природой, много читаем, обсуждаем, отвечаем на их вопросы, учим сравнивать и классифицировать предметы.
Речевое развитие:
Активное пополнение словаря: Ребенок 4-5 лет осваивает огромное количество новых слов, начинает правильно использовать предлоги, строить более сложные предложения.
Формирование связной речи:
Дети учатся рассказывать о своих впечатлениях, пересказывать сказки, описывать картинки.
Звукопроизношение:
У большинства детей улучшается звукопроизношение, но могут еще быть трудности с шипящими, свистящими и сонорными звуками.
Как учитываем (ФГОС): Ежедневное общение, чтение, обсуждение книг, игры на развитие речи, артикуляционная гимнастика, развитие фонематического слуха.
Социально-коммуникативное развитие:
Формирование навыков общения и взаимодействия: Дети учатся играть вместе, договариваться, делиться игрушками, уступать, ждать своей очереди. Могут возникать конфликты, но они учатся их разрешать.
Появление первых дружеских отношений: В этом возрасте появляются настоящие друзья, с которыми хочется играть вместе, секретничать.
Развитие самостоятельности: Стремление к самостоятельности в одевании, еде, выборе занятий.
Как учитываем (ФГОС): Основа – сюжетно-ролевая игра, которая учит взаимодействию. Мы учим детей правилам группы, помогаем разрешать конфликты, поощряем самостоятельность и взаимопомощь.
Эмоциональное развитие:
Разнообразие эмоций: Дети ярко выражают радость, гнев, удивление, страх.
Начало понимания собственных чувств и чувств других: Они начинают понимать, что другие люди тоже испытывают разные эмоции, учатся сопереживать.
Как учитываем (ФГОС): Мы обсуждаем эмоции, читаем сказки, где герои проявляют разные чувства, учим называть свои эмоции и выражать их приемлемым способом, формируем эмпатию.
3. Влияние возрастных особенностей на обучение и наша работа по ФГОС
Все эти особенности – не просто набор характеристик, а фундамент для нашей работы с детьми. ФГОС дошкольного образования ориентирован на всестороннее развитие ребенка, поддержку его инициативы и раскрытие потенциала. И главное, он утверждает игру как ведущую деятельность дошкольника.
( Показываю несколько фотографий детей в группе, во время игр, занятий)
Через игру: Мы учим детей всему необходимому именно в игровой форме. Развивающие игры, сюжетно-ролевые, подвижные, дидактические – это основной инструмент. Через игру ребенок познает мир, развивает воображение, учится общаться и решать проблемы.
Индивидуальный подход:
Поскольку каждый ребенок уникален, мы стараемся учитывать его интересы, темп развития, поддерживать его инициативу. Кто-то любит рисовать, кто-то – строить, кто-то – слушать сказки. Мы предлагаем разнообразные активности.
Создание развивающей предметно-пространственной среды:
Наша группа организована таким образом, чтобы дети могли самостоятельно выбирать занятия. У нас есть уголки для конструирования, для ролевых игр, для чтения, для творчества, для экспериментирования. Все это доступно и безопасно для детей.
Значение эмоционального комфорта:
Ребенок учится только тогда, когда чувствует себя в безопасности, когда ему комфортно и интересно. Мы стремимся создать такую атмосферу, где каждый ребенок чувствует себя принятым, любимым и успешным.
Интеграция образовательных областей:
В рамках ФГОС мы не делим обучение на отдельные "уроки". Мы интегрируем различные виды деятельности. Например, во время строительства башни из кубиков (конструктивная деятельность) дети учатся считать (ФЭМП), договариваются (социально-коммуникативное), описывают свою постройку (речевое развитие).
4. Рекомендации для родителей: Поддерживаем развитие дома
Развитие ребенка – это наша общая задача. Что вы, родители, можете сделать дома, чтобы поддержать то, что мы делаем в детском саду, и способствовать гармоничному развитию вашего ребенка?
Общайтесь с ребенком: Слушайте его, отвечайте на все "почему" (даже если их сто!), рассказывайте истории, описывайте то, что видите вокруг. Расширяйте его кругозор.
Играйте вместе: Играйте в ролевые игры ("Магазин", "Дочки-матери", "Врач"), в настольные игры, стройте из конструктора. Это не просто развлечение, а мощнейший инструмент развития.
Поощряйте самостоятельность: Позвольте ребенку самому одеваться (пусть медленно и с ошибками), убирать игрушки, помогать по дому (мыть овощи, накрывать на стол). Не делайте за него то, что он может сделать сам.
Развивайте мелкую моторику: Рисуйте, лепите из пластилина, вырезайте ножницами (под присмотром!), собирайте пазлы, мозаику, застегивайте пуговицы.
Читайте ежедневно: Выбирайте яркие книги, обсуждайте прочитанное, задавайте вопросы по тексту. Чтение развивает речь, воображение и эмоциональный интеллект.
Гуляйте и двигайтесь: Активные прогулки на свежем воздухе, спортивные игры, катание на самокате/велосипеде – это жизненно важно для физического развития и эмоциональной разрядки.
Установите четкие правила и границы: Дети нуждаются в структуре и предсказуемости. Объясняйте, что можно, а что нельзя, и будьте последовательны.
Учите называть и выражать эмоции: Обсуждайте, что чувствует ребенок, как он может выразить гнев или радость. Учите сопереживать.
Ограничьте время у гаджетов: Предпочтение отдавайте живому общению, играм, чтению, творчеству.
5. Уважаемые родители, теперь настало время для наших вопросов, размышлений и обмена опытом.
Вопросы и ответы:
Возможно, у вас возникли вопросы по той информации, которую вы сейчас услышали. Или, может быть, вы заметили какие-то особенности в развитии вашего ребенка, которые вас волнуют или, наоборот, очень радуют? Поделитесь своими переживаниями, наблюдениями. Я готова ответить на ваши вопросы.
Обсуждение предложений:
Мне бы очень хотелось услышать ваши предложения по улучшению нашего взаимодействия между детским садом и семьей. Возможно, у вас есть идеи для совместных мероприятий, мастер-классов, или вы видите, в чем мы могли бы усилить нашу работу? Ваше мнение очень ценно для нас.
(Родители высказали свои предложения.)
Итак, уважаемые родители, подводя итог, хочется еще раз подчеркнуть, что возраст 4-5 лет – это невероятно важный и интересный период в жизни ребенка. Это время активного роста, познания мира, формирования личности и первых дружеских связей. Мы, педагоги, и вы, родители, – одна команда. Наша общая задача – создать благоприятные условия для полноценного развития наших детей, поддерживать их любознательность, самостоятельность и стремление к новым открытиям, основываясь на принципах ФГОС.
Хочу от всего сердца поблагодарить вас за ваше активное участие, за внимание к этой важной теме и за вашу заинтересованность в развитии ваших детей. Ваша поддержка бесценна!
Информация о следующих мероприятиях:
На выходе вы сможете взять памятки с основными рекомендациями и список литературы по развитию детей этого возраста. Также хочу заранее сообщить, что [в следующем месяце мы планируем провести осенний праздник]. Следите за объявлениями в нашей группе.
Еще раз спасибо, что были с нами! До новых встреч!
Памятка "Что должен уметь ребенок 4-5 лет (по ФГОС)
Памятка "10 идей для развивающих игр дома": Конкретные примеры игр с минимальным использованием специальных материалов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к родительскому собранию в средней группе "Возрастные особенности детей 4-5 лет"
В презентации описаны основные особенности детей 4-5 лет....

Родительское собрание в средней группе «Возрастные особенности детей 4–5 лет»
Родительское собрание в средней группе «Возрастные особенности детей 4–5 лет»...

Родительское собрание в средней группе «Возрастные особенности детей 4–5 лет»
Повышение педагогической культуры родителей....

Родительское собрание в средней группе «Возрастные особенности детей 4–5 лет»
Родительское собрание в средней группе«Возрастные особенности детей 4–5 лет» Цель:расширение контакта между педагогами и родителями;повышение педагогической культуры родителей;д...

СЕНТЯБРЬ. ПРОТОКОЛ №1 Тема: «Организационное родительское собрание в средней группе. Возрастные особенности детей 4-5 лет»
Цели:расширение контакта между педагогами и родителями;моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год;повышение педагогической культуры родителей....

родительское собрание в средней группе "Возрастные особенности детей 4-5 лет"
расширение контакта между педагогами и родителями;повышение педагогической культуры родителей;дать знания родителям о среднем возрасте детей и их отличительныхособенностях....
Родительское собрание в средней группе "Возрастные особенности детей пятого года жизни"
Данный материал полезен воспитателем для проведения первого родительского собрания в средней группе. В нем представлены основные особенности развития детей пятого года жизни....