"Играем дома и в детском саду!" (консультация для родителей)
консультация

Павлова Ирина Николаевна

В системе дошкольного воспитания и обучения детей ведущее  место занимает игра – так как создаёт  наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития....

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_dlya_roditeley_igra.docx174.28 КБ

Предварительный просмотр:

 

В процессе развития игры ребенок переходит от простых, элементарных, готовых сюжетов к сложным, самостоятельно придуманным, охватывающим практически все сферы действительности. Он учится играть не рядом, с другими детьми, а вместе с ними, обходиться без многочисленных игровых атрибутов, овладевает правилами игры и начинает следовать им, какими бы сложными и неудобными для малыша они ни были. И это далеко не все, что ребенок приобретает в игре. Вместе с тем игру рассматривают как деятельность однородную, имеющую в дошкольном возрасте единственную форму выражения. Сюжетно-ролевая игра - это наиболее доступный и понятный нам, взрослым, вид игры. Вот девочки играют в магазин. Одна — продавец, она взвешивает товар, заворачивает его в бумагу, получает деньги. Другая — покупатель, она выбирает, что и сколько купить, оплачивает покупку, кладет ее в сумку, несет домой. Другими словами, берется какой-то сюжет — тема (в данном случае — магазин) и разыгрывается, оживляется с помощью ролей (продавец и покупатель). Соединение этих двух линий (сюжета и ролей) и дает название игре — сюжетно-ролевая.

Значение сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольников.

      Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая очень большое значение для развития ребёнка дошкольного    возраста;    в    ней    развиваются   действия    в    представлении, ориентация в отношениях между людьми, первоначальные навыки кооперации.

      Свободная сюжетная игра — самая привлекательная для детей дошкольного возраста деятельность. Её привлекательность объясняется тем, что в игре ребёнок испытывает внутренне субъективное ощущение свободы, подвластности ему вещей, действий, отношений — всего того, что в практической продуктивной деятельности оказывает сопротивление, даётся с трудом. Это состояние внутренней свободы связано со спецификой сюжетной игры - действием в воображаемой, условной ситуации. Сюжетная игра не требует от ребёнка реального, ощутимого продукта, в ней всё условно, всё «как будто», «понарошку».

     Все эти «возможности» сюжетной игры расширяют практический мир дошкольника и обеспечивают ему внутренний эмоциональный комфорт. Это происходит благодаря тому, что в игре ребёнок воссоздаёт интересующие его сферы жизни с помощью условных действий. Сначала это действия с игрушками, замещающими настоящие вещи, а затем - изобразительные, речевые и воображаемые действия (совершаемые во внутреннем плане, в «уме»).

         Игра имеет значение не только для умственного развития ребёнка, но и для развития его личности: принимая на себя в игре различные роли, воссоздавая поступки людей, ребёнок проникается их чувствами и целями, сопереживает им, начинает ориентироваться между людьми.

        Большое влияние оказывает игра и на развитие у детей способности взаимодействовать с другими людьми: во-первых, воссоздавая в игре взаимодействие взрослых, ребёнок осваивает правила этого взаимодействия, во-вторых, в совместной игре со сверстниками он приобретает опыт взаимопонимания, учится пояснять свои действия и намерения, согласовывать их с другими людьми.

        Однако свои развивающие функции игра выполняет в полной мере, если с возрастом она всё более усложняется, и не только по своему тематическому содержанию.

                 

Чем можно помочь неконтактному ребёнку?

   Во-первых, играть вместе с ним с самых ранних лет, учить принимать на себя определенную роль, действовать в её рамках.

   Во-вторых, если дети не принимают его в свой коллектив – придумать  какую-то другую игру, где он будет более успешен, и   пригласить, остальных играть,  вместе (чаще с этим справляются почему-то папы). При этом важно не вломиться в уже развёрнувшуюся игру, где ваш ребёнок не пришёлся ко двору, а именно организовать новую (может быть, спортивную, соревновательную, народную), главное? требующую соблюдения чётких правил, уже знакомых вашему ребёнку. Как ни странно, чёткая и конкретная организация игр с правилами помогает ребёнку, не владеющему сюжетно-ролевой игрой, но часто оказывается сложной для «игровых» детей, привыкших именно к ней.

   Разный принцип: опора на фантазию, сюжет, социальные и игровые взаимоотношения или на строго утвержденный «свод законов» и правил лежит в основе притягательности и успешности у разных типов детей. А поскольку игры с правилами появляются в детском сообществе позже, и играют в них соответственно более старшие дети, то и большим уважением, авторитетом пользуются те, кто ими уже овладел.

   Кроме спортивных игр, это могут быть любые другие виды детской деятельности, в которых ваш «неудачник» компетентен и успешен. Может, он прекрасно рисует? Дайте ему эту возможность: дома организуйте выставку, а на улице снабдите мелками, и вскоре вся компания будет зачарованно следить за его занятием и униженно просить разрешения «чуть-чуть покрасить» (вспомните Тома Сойера с его забором!). Не может сам рисовать – рисуйте  вместе, но подчёркивайте всё время (и даже утрированно) ведущую роль ребёнка в этом процессе.

   А может, вы с ним вместе склеили бумажного змея? Это сейчас мало кто умеет, и прославиться, завоевать всеобщее уважение можно легко.

   А, в крайнем случае, можно просто вынести на улицу новые игрушки или конструктор, только придётся следить, чтобы вашего ребёнка «не затирали», а игрушки не отнимали.

   Простор для вашей фантазии и творчества открыт.

                   

   Главное – не  оставляйте ребёнка, не владеющего в достаточной степени навыками общения, одного со сверстниками, будьте рядом, помогайте, защищайте, но только ненавязчиво. При этом важно помнить, что нет необходимости сразу же «внедряться» в толпу детей со своими идеями, иногда (и часто) вполне достаточно организации контакта вашего ребёнка с одним – двумя  сверстниками.

   Существуют разные дети, с разной потребностью в общении. Одному достаточно единственного друга, с которым и видятся-то они раз в неделю, чтобы не чувствовать себя одиноким и гордо считать: «У меня есть друг». А другому плохо, если вокруг него не клубится целая крикливая компания, где каждый подчиняется его слову и даже жесту. Если этой «свиты» нет, то и «король» чувствует себя уже не у дел, ему скучно, а занимать сам себя он не умеет.

   Как правило, страдания и переживания начинаются в том случае, если потребность в общении и игре ограничена невозможностью в этой игре участвовать, или если признанный лидер вдруг в силу непредвиденных обстоятельств теряет возможность свои «лидерские замашки» реализовать (например, попал в новый коллектив, где есть вожаки и покруче).

   В принципе любого ребёнка надо учить самому себя занимать, расширять сферу индивидуальной игры и вне игровых видов деятельности, и одновременно помогать ему, овладеть теми общепринятыми среди детей способами общения и игры, которые необходимы, чтобы не быть изгоем. И если вы видите, что вашего ребёнка не принимают в игры, редко звонят ему по телефону, пренебрежительно здороваются или вовсе игнорируют его робкое «здравствуй»,  то пора (и давно пора) брать дело в свои руки.

   Ранняя невротизация у детей с ослабленной нервной системой во многих случаях является результатом их социальной изолированности. И если сам ребёнок не в состоянии найти себе друга (или друзей), полноправно участвовать в играх и других видах детской деятельности, то без помощи родителей положение будет только ухудшаться. Поэтому необходимо обеспечить ребёнку круг общения, причём именно детский. Если в старой компании, где его все знают, добиться признания и уважение бывшему «изгою» почти невозможно – значит, нужно искать другую компанию.  Запишите его в кружки (выбирая те, где ваш ребёнок будет на высоте), гуляйте в другом месте. В самом крайнем случае переведите его в другую группу в детском саду или смените школу. Но это крайняя мера, поскольку дети дошкольного и младшего школьного возраста (а иногда и старше) переносят такие перемены очень тяжело, и идти на это можно, только если физическому и психическому благополучию ребёнка что-то серьёзно угрожает, например, его не просто не принимают в игры, но постоянно бьют и унижают. Несмотря на своё незавидное положение в коллективе, эти дети всегда опасаются, что в новом месте будет ещё хуже  ведь они социально некомпетентны, обычно очень тревожны и склонны к тяжёлым эмоциональным реакциям, что чревато уже настоящим неврозом.

   Задача родителей – обеспечить  ребёнку уверенность и эмоциональный комфорт в разных видах деятельности, с разными по возрасту детьми (очень часто таким детям гораздо легче подружиться с  младшими и почувствовать в себе силу и уверенность хотя бы на их фоне). А главное  помните, эта задача разрешима, и чем раньше начать её  решать, тем легче она окажется.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логоритмика дома и в детском саду (консультация для родителей).

Большинство родителей сосредоточены на раннем развитии интеллекта ребёнка, в частности, на обучении чтению. Практика последних лет, ознаменованных взрывом популярности методик раннего развития, показы...

Знакомство с русскими народными играми и хороводами в детском саду. Консультация для воспитателей.

 Знакомство с русскими народными играми и хороводами в детском саду....

Консультация "Как организовать прогулки с детьми в зимнее время дома и в детском саду" Консультация для воспитателей

Прогулки в детском саду зимой – не только прекрасное время для развлечений на открытом воздухе, но и замечательный способ оздоровления. Зимние прогулки чрезвычайно полезны для детского организма...

Сенсорные игры в детском саду.Консультация для родителей.

Сенсорика берет своё название от латинского слова sunser – «ощущение». Речь идёт об ощущениях, которые поступают от внешних раздражителей. Умение распознавать эти ощущения, анализировать их и опериров...