Консультация для родителей "Роль куклы в воспитании и обучении дошкольников"
консультация

Саяхова Елена Владимировна

Консультация для родителей на тему “Роль куклы в воспитании и обучении дошкольников”

В современном мире, насыщенном информацией, новыми технологиями, в дошкольном воспитании и развитии детей очень важно чтобы ребенок не потерял способность познавать мир умом и сердцем.  В последнее время у детей все больше наблюдается искажение понятий о добре и зле, заботе, дружбе, честности, великодушии и справедливости, уважения к окружающим и к своей Родине, гражданственности и патриотизме.

Нравственное воспитание дошкольников особенно важно еще и потому, что именно в этом возрасте ребенок особенно восприимчив к усвоению нравственных норм и требований, что является ключевым этапом формирования личности.  Нравственные ценности помогают ребенку понять, что такое добро и зло, и формируют его мировоззрение. Это основа для построения цельной картины мира. Также нравственное воспитание тесно связано с развитием эмоции. Ребенок учится управлять своими чувствами, выражать их социально приемлемым способом и строить отношения с другими людьми на основе таких понятий, как дружба и любовь. В результате нравственного воспитания ребенок начинает действовать не потому, что хочет заслужить одобрение взрослого, а потому, что считает необходимым соблюдение самой нормы поведения, как основного правила в отношениях между людьми. Решать конфликты и находить компромиссы, что помогает ему успешно взаимодействовать с окружающими в будущем.

Существуют различные средства для достижения этой цели: использование художественной литературы, музыки, примера взрослого, игры, труда и так далее. Но наиболее приемлемым для детей этого возраста средством нравственного воспитания является игра. А любая игра немыслима без игрушки.

Кукла занимает особое место в воспитании и обучении ребенка. Она больше всего отвечает потребностям его познавательной деятельности. Игра в куклы осуществляет важнейшую социальную и психологическую функцию, выполняя и создавая определенный идеал, кукла воплощает в себе важную роль товарища, друга, который все понимает и не помнит зла, посредника в общении с которым ребенок может «уединиться вдвоем», давая выход сокровенным чувствам, а в старшем возрасте - символа детства, любви, привязанности.  Также кукла олицетворяет голос разума, и  ту бессознательную часть, которая непрерывно продолжает свою работу, даже когда мы спим.

В чем смысл куклы? Это не только игрушка, но и универсальный инструмент для обучения и воспитания детей. Она воспитывает у дошкольников целый комплекс важных качеств таких как социальные, эмоциональные, и творческие.  Во время игры ребенок придумывает диалоги и сценарии, выполняет действия с ней (одевает, расчесывает), тем самым он развивает речь, фантазию и креативность, а также тренирует мелкую моторику рук. Детское творчество проявляется в замысле игры и в поиске средств для его реализации. Сколько выдумки требуется, чтобы решить, в какое путешествие отправиться, какой соорудить кукольный домик из коробки или игрушечный гарнитур, какое подготовить оборудование! В игре дети одновременно выступают как  бутафоры, декораторы, актеры. Однако они не вынашивают свой замысел, не готовятся длительное время к выполнению роли, как актеры. Они играют для себя, выражая свои мечты и стремления, мысли и чувства, которые владеют ими в настоящий момент.

Кукла задает образ человека, формирует понятие у ребенка о добре и зле, хорошем и плохом. Кукла способствует развитию фантазии, особенно если у нее непроработанные черты лица. Это заставляет детскую фантазию работать во всю, так как ребенок сам, в таком случае задает настроение кукле.

Игра с куклой дает ребенку возможность «воспитывать» себя и тем самым передавать свои знания, активизировать их, учиться аргументировать, упражняться в проявлении нравственных качеств. Игры с куклами способствуют развитию произвольности дошкольников, что является фундаментом нравственных качеств. Все вышесказанное будет зависеть от образа используемой куклы, содержания детских игр и педагогического руководства воспитателя.

Чему учит кукла? Во время игры с куклой ребенок «проигрывает» реальные жизненные ситуации, например, уход за ребенком или лечение, купание, укладывание спать и другие действия, которые в обычной жизни направлены на самого малыша. Все это, способствует пониманию окружающего мира и созданию ролевого поведения в социуме.

Кукла-знак человека, его игровой образ-символ. В этой роли она фокусирует время, историю культуры, историю страны, народа, отражая их движение и развитие. Издавна человек был соединен с куклой куда более прочно, чем мы можем себе представить.  Кукла также выполняет важную функцию в процессе человеческой социализации. Каждое поколение, развивалось из своего «детства», своего культурного типа и одновременно преодолевая его, оставляет в наследство другому поколению «куклу-знак».  А.М. Горький высказывал свою мысль что, «Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить». В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Разнообразие ролей, приписываемых кукле, бесконечно.

Во время игры ребенок «Оживотворив» куклу, ощущает взрослую ответственность за действия куклы, за ее «жизнь», слова, поведение; учится находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям, развивать произвольное внимание и способность к концентрации.

Кукла обладает огромным педагогическим потенциалом, содействующим воспитанию дошкольников, так как она раскрывает в детях зарождающееся родительское чувство, является для ребенка союзником по общению в игре. Кукла позволяет вызывать социальный интерес к человеку, кукла – объект переноса тех качеств личности, которые особенно привлекательны для ребенка, через игры с куклами дети входят в жизнь полноправными членами общества, а также она является посредником между взрослыми и ребенком, так как позволяет взрослому без принуждения и насилия над чувствами и желаниями детей управлять их поведением. Игры с куклами позволяют ребенку имитировать способы поведения, соотносимые с нормами и правилами, принятыми в обществе, приводят к умению оценивать с этой точки зрения свои и чужие действия. Необходимо помнить, что детям нужно демонстрировать, как можно играть с той или иной игрушкой, не лениться играть вместе с ними, тогда игрушка может стать и развлечением, и учителем, и настоящим другом для ребенка.

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация «Гендерный подход в воспитании и обучении дошкольников»

Обеспечение гендерного подхода в социализации дошкольников....

Использование куклы в воспитании и обучении дошкольников

В статье представлены  рекомендации о том, как можно работать с куклой с дошкольниками, какие виды кукол следует использовать...

Консультация для педагогов на тему: « Игра, как средство развития, воспитания и обучения дошкольников». ФГОС

Игра - наиболее доступный ребёнку вид деятельности, своеобразный способ переработки полученных впечатлений. Она соответствует наглядно-образному характеру его мышления, эмоциональности, активности.Игр...

Консультация для родителей на тему “Роль куклы в воспитании и обучении дошкольников”

Кукла занимает особое место в воспитании ребенка. Это та игрушка, которая больше всего отвечает потребностям его познавательной деятельности....

Консультация для родителей на тему “Роль куклы в воспитании и обучении дошкольников”

Кукла занимает особое место в воспитании ребенка. Это та игрушка, которая больше всего отвечает потребностям его познавательной деятельности....