Формирование сенсорных представлений у детей раннего возраста посредством развивающих игр и упражнений в условиях детского сада
статья (младшая группа)
Статья посвящена изучению теоретических и практических аспектов проблемы сенсорного развития детей 2-3 лет через равивающие игры.
Ключевые слова: сенсорное развитие, сенсорное воспитание, сенсорные эталоны, развивающяя дидактическая игра.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделены направления\ развития детей дошкольного возраста. В рамках познавательного развития осуществляется сенсорное воспитание ребенка,направленное на развитие первичных представлений об объектах окружающего мира.
Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе и т.д.
Сенсорное воспитание включает в себя формирование восприятия сенсорных эталонов – это основные цвета, черный и белый цвет, оттенки, пять геометрических форм ( круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник), три величины (большой, средний и маленький).
Сенсорное воспитание детей младшего возраста происходит в разных видах деятельности:
- Предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками.
- Экспериментирование с материалами и веществами (вода, песок, тесто и др.)
- Общение и совместные игры с взрослыми и сверстниками.
Сенсорное воспитание у детей раннего возраста наиболее успешно осуществляется в условиях различных развивающих игр. Осваивая сенсорный опыт стихийно, без систематического руководства со стороны взрослых, ребенок длительно идет путем проб и ошибок. И только посредством различных развивающих игр ребенку наиболее легко усвоить признаки предметов.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 17.08 КБ |
Предварительный просмотр:
« Формирование сенсорных представлений у детей раннего возраста посредством развивающих игр и упражнений в условиях детского сада»
Сенсорное развитие ребенка раннего возраста – это формирование новых, не существующих у ребенка ранее сенсорных процессов и свойств (ощущений, восприятий, представлений ).
Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе и т.д.
Сенсорное развитие у детей раннего возраста наиболее успешно прослеживается в различных образовательных областях:
1. Социально-коммуникативное развитие происходит через развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослым и сверстниками в дидактических играх.
2. Познавательное развитие происходит через формирование первичных сенсорных представлений об эталонах цвета, формы, величины, вкусе, звучании, количестве, части и целом.
3. Речевое развитие – через обогащение активного словаря.
4. Художественно-эстетическое развитие – развитие сенсорного восприятия.
5. Физическое развитие – через развитие мелкой моторики обеих рук.
Сенсорный, чувственный опыт служит источником познания мира. В раннем детстве ребенок особенно чувствителен к сенсорным воздействиям. Упущения в формировании сенсорной сферы ребенка на ранних этапах его развития компенсируются с трудом, а порой невосполнимы.
Поэтому значение сенсорного развития в раннем возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное развитие- это одно из важнейших направлений в раннем возрасте. Сенсорное восприятие направлено на то, чтобы научить детей полно, точно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, имеет самостоятельное значение, т.к. полноценное восприятие необходимо для успешного обучения.
Сенсорное воспитание включает в себя формирование восприятия сенсорных эталонов – это основные цвета, черный и белый цвет, оттенки, пять геометрических форм ( круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник), три величины (большой, средний и маленький).
Сенсорное воспитание детей младшего возраста происходит в разных видах деятельности:
- Предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками.
- Экспериментирование с материалами и веществами (вода, песок, тесто и др.)
- Общение и совместные игры с взрослыми и сверстниками.
Сенсорное воспитание у детей раннего возраста наиболее успешно осуществляется в условиях различных развивающих игр. Осваивая сенсорный опыт стихийно, без систематического руководства со стороны взрослых, ребенок длительно идет путем проб и ошибок. И только посредством различных развивающих игр ребенку наиболее легко усвоить признаки предметов.
Например:
Игра «Подбери по цвету»
Цель: Группировать предметы по цвету Различать и называть основные цвета.
Игра называется « Угадай на вкус»
Цель: Различать и называть продукты на вкус (кислый, сладкий, соленый и др.).
Предлагаю закрыть глаза и выбрать любой кусочек. Разжевать один кусочек, не открывая глаз, сказать, каков он на вкус, и как он называется.
А так же и другие дидактические игры:
«Спрячь мышку»
«Воздушные шары»
«Подбери по цвету»
«Что за форма»
«Подбери перышко»
« Вкладыши»
« Найди и вложи такую же форму»
Только в результате специально организованной игры дети научатся обследовать предметы, выделяя их признаки. Устанавливать сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название. Соотносить предметы по форме, цвету и величине. Нанизывать кольца пирамидки по цвету и величине.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование сенсорных эталонов у детей раннего возраста посредством дидактических игр
Сенсорное развитие служит основой познания мира. Видные представители дошкольной психологии и педагогики Я.А. Коменский, Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е. И. Тихеева, ...

программа самообразования по теме :«Формирование сенсорных представлений у детей раннего возраста посредствам дидактических игр и упражнений ».
Методическая тема самообразования : «Формирование сенсорных представлений у детей раннего возраста посредствам дидактических игр и упражнений ».АктуальностьВ условиях реализации ФГОС ведущ...

Формирование сенсорных представлений у детей раннего возраста в условиях ФГОС ДО
Познавательное развитие по ФГОСПредполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, становление сознания, развитие воображения и тв...

"Формирование сенсорных представлений у детей раннего возраста посредством игровой деятельности" Консультация для родителей
Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие. Оно создает необходимые условия для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение дл...

Методическое пособие "Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений»"
Пояснительная записка (актуальность, цель, задачи), организация работы в разных возрастных группах, перспективные планы, описание дидактических игр и упражнений, система работы с родителями...

Создание условий для формирования сенсорных представлений у детей раннего возраста
Уровни формирования сенсорных процессов при восприятии ребенком окружающего мира....
«Формирование сенсорных представлений у детей раннего возраста по средствам дидактических игр и упражнений»
laquo;Формирование сенсорных представлений у детей раннего возраста по средствам дидактических игр и упражнений»...