«Формирование сенсорных представлений у детей раннего возраста по средствам дидактических игр и упражнений»
учебно-методический материал (младшая группа)
«Формирование сенсорных представлений у детей раннего возраста по средствам дидактических игр и упражнений»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 17.22 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование сенсорных представлений у детей раннего возраста по средствам дидактических игр и упражнений»
Сенсорное развитие ребенка раннего возраста -это формирование новых, не существующих у ребенка сенсорных процессов и свойств (ощущений, восприятий, представлений) ;это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положений в пространстве, а также запахе и вкусе и т. д.
Сенсорное развитие у детей раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО наиболее успешно прослеживается в различных образовательных областях:
1. Социально-коммуникативное развитие происходит через развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками в дидактических и сюжетно-ролевых играх.
2. Познавательное развитие происходит через формирование первичных сенсорных представлений об эталонах цвета, формы, величине, вкусе, звучании, количестве, части и целом.
3. Речевое развитие происходит через обогащение активного словаря.
4. Художественно-эстетическое развитие-развитие сенсорного восприятия.
5. Физическое развитие -через развитие мелкой моторики обеих рук.
Сенсорный, чувствительный опыт служит источником познания мира. В раннем детстве ребенок особенно чувствителен к сенсорным воздействиям. Упущение в формировании сенсорной сферы ребенка на ранних этапах его развития компенсируется с трудом, а порой невосполнимы.
Поэтому значение сенсорного развития в раннем возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Сенсорное воспитание включает в себя формирование восприятия сенсорных эталонов- это основные цвета, черный, белый, оттенки, пять геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, три величины (большой, средний, маленький) .
Сенсорное воспитание детей младшего возраста происходит в разных видах деятельности:
- Предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками.
-Экспериментирование с материалом и веществами (вода, песок) .
-Общение и совместные игры с взрослыми и сверстниками.
Сенсорное воспитание у детей раннего возраста наиболее успешно осуществляется в условиях различных дидактических игр. Осваивая сенсорный опыт стихийно, без систематического руководства со стороны взрослых, ребенок длительно идет путем проб и ошибок. И только по средствам различных дидактических игр ребенок наиболее легко все усваивает. На основании этого можно поставить следующие задачи:
-Создать условия для обогащения и накоплений сенсорного опыта детей в ходе предметно- игровой деятельности через игры с дидактическим материалом .
-Формировать представления детей о форме, величине и цвете предметов.
-Формировать умение сравнивать предметы по форме, цвету, величине, используя обследование.
-Развивать умение группировать предметы.
-Развивать координацию движений рук, мелкую моторику.
-Обогащать чувственный опыт детей в разных видах деятельности.
-Воспитывать интерес к окружающему миру.
Учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка можно выстроить работу по сенсорному воспитанию поэтапно. Ребятам, хорошо усваивающим программу, задания в дидактических играх можно менять и усложнять. Малышам, трудно усваивающим материал, предлагать задания в облегченном варианте.
1 этап. Накопление сенсорного опыта. Ознакомление детей с сенсорными эталонами.
Обучение детей обследованию предметов проводить последовательно. Например, беря в руки шар, дети накладывают на него ладони сверху, округляя их и невольно уподобляя форме предмета. Другие игрушки, имеющие грани, дети захватывают уже по- другому. Они берут их сбоку, кончики пальцев фиксируют грани. Полые предметы дети берут иначе. Для накопления сенсорного опыта используются дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Что в мешочке? », «Догадайся, что за предмет».
Для ознакомления детей с сенсорными эталонами можно использовать различные дидактические игры. Их можно разделить на группы:
-Игры по формированию представлений о величине предметов: «Бусы», «Самая длинная, самая короткая», «В какую коробочку»(разложить маленькие листочки в маленькую коробочку, большие в большую) .
- Игры по формированию представлений о форме предметов: «Где круг, а где квадрат? », «Подбери фигуру»(детям раздают карты с вырезанными контурами фигуры. Педагог показывает фигуру, просит назвать ее, какого она цвета, у кого есть такая на карточке, и так далее пока дети не закроют все карточки., «Прятки».
- Игры по формированию представлений о цвете предметов:
«Сделаем куклам бусы»
Оборудование: Плоскостное изображение кукол, одетых в одинаковые платья разных цветов. Мелкие кружочки – бусы, таких же цветов что и платья.
Ход игры: Предложить детям выбрать кукол. Надо помочь куклам сделать бусы. Дети выкладывают бусы такого же цвета что и платье.
«Подбери чашку к блюдцам»
Ход игры : показывают детям кашку предложить найти такого же цвета блюдце.
«Спрячь мышку», «Цветное лото», «Подбери цвет» и другие.
Дидактический материал вызывает у детей большой интерес, желание действовать. Малыши обмениваются предметами, сравнивают их, делают умозаключение : «Такой же шарик. Предметы одинаковые. Цветочки разные. » Дети учатся сравнивать, сопоставлять цвета. Работу по цвето-восприятию можно продолжить в сюжетно-ролевой игре «Семья».Предложить для куклы в красном платье налить чай красную чашку и поставить на блюдце такого же цвета.
2 этап. Закрепление знаний, умений детей по сенсорному воспитанию.
Когда дети познакомились с дидактическими играми сенсорного содержания, возрос интерес к данным играм можно переходить к следующему этапу работы. Закреплять умение определять цвет, форму, величину предметов. Дидактические игры разученные ранее используют в интегрированном образовательном процессе:
-в образовательной области «Познавательное развитие»( «В какую коробочку», «Чудесный мешочек».)
- в художественно- эстетическом развитии( «Разноцветные капли», «Сложи узор» и др.)
- в речевом развитии( «Назови какой», «Кто вышел погулять») .
3 этап. Обобщение умений и использование игр в совместной и самостоятельной деятельности.
На этом этапе работы предлагать детям такие дидактические игрушки: башенки из различных геометрических фигур, пирамидки разной величины. Можно предложить игры с природного материала, дети с удовольствием сортируют его по коробочкам, выкладывают узор по образцу.Доля самостоятельной игровой деятельности ребят можно предложить такие игры как «Коврик», «Собери пазл», «Кто чей малыш», «Чей домик» и другие. Дети проявляют интерес так же к наборам для завинчивания к мозаике.
В работе с родителями следует проводить консультации по ознакомлению малышей с цветом, формой, величиной, о важности своевременного воспитания сенсорных способностей, а так же о том, какая работа должна проводиться дома для закрепления навыков.
Таким образом благодаря дидактическим играм дети начинают устанавливать связь между действием и результатом, делают выводы, начинают логически мыслить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа самообразования по теме :«Формирование сенсорных представлений у детей раннего возраста посредствам дидактических игр и упражнений ».
Методическая тема самообразования : «Формирование сенсорных представлений у детей раннего возраста посредствам дидактических игр и упражнений ».АктуальностьВ условиях реализации ФГОС ведущ...
"Формирование сенсорных представлений у детей раннего возраста через дидактические игры"
Работа в группе раннего возраста....
Формирование сенсорных представлений у детей раннего возраста в условиях ФГОС ДО
Познавательное развитие по ФГОСПредполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, становление сознания, развитие воображения и тв...
Консультация для родителей ФОРМИРОВАНИЕ СЕНСОРНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Ознакомление с величиной является одной из задач сенсорного и умственного воспитания детей раннего дошкольного возраста. Умение ребенка научиться выделять величину, давать ей соответствующие наз...
"Формирование сенсорных представлений у детей раннего возраста посредством игровой деятельности" Консультация для родителей
Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие. Оно создает необходимые условия для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение дл...
Конспект ООД по Формированию сенсорных представлений у детей раннего возраста На тему: «Волшебная полянка»
Цель: Развитие сенсорных способностей, позволяющих всесторонне воспринимать окружающий мир.Задачи:Образовательные:- учить группировать, устанавливать тождество и различие однородных предметов по одном...
Создание условий для формирования сенсорных представлений у детей раннего возраста
Уровни формирования сенсорных процессов при восприятии ребенком окружающего мира....