«Игра это серьезно! Почему дошкольнику так важно играть и иметь время для свободной игры?»
методическая разработка (младшая группа)

Повысить педагогическую компетентность родителей в понимание роли игры и свободной (самостоятельной) деятельности в развитии ребенка 3-4 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_eto_serezno.docx19.34 КБ

Предварительный просмотр:

«Игра это серьезно! Почему дошкольнику так важно играть и иметь время для свободной игры?»

ЦЕЛЬ: Повысить педагогическую компетентность родителей в понимании роли игры и свободной (самостоятельной) деятельности в развитии ребенка 3-4 лет

Задачи:

  • Обсудить с родителями значение игры как ведущего вида деятельности дошкольника.
  • Раскрыть важность свободной игры для развития самостоятельности, воображения и эмоционального блогополучия
  • Развеять миф о том, что «игра  это бесполезное времяпрепровождение
  • Дать практические рекомендации по созданию условий и организации игр дома

Блок 1: «Что развивает игра? Игра как главная «работа» ребенка».

1.Рассказ воспитателя (с опорой на  примеры конркетного ребенка):

2.Физическое развитие: игры с мячом, лазанье, бег  развивают кординацию, моторику.

3.Познавательное развитие: игры с песком, водой, конструктором первые опыты; сюжетные игры познание мира взрослых.

4.Речевое развитие: в игре ребенок комментирует действия, диалоги между игрушками это  лучшая речевая практика.

5.Социально-коммуникативное развитие: игра «в дочки-матери», «стройку» учит договариваться, распределять роли, понимать чувства других (эмпатия).

6.Эмоциональное развитие: в игре ребенок проживает страхи, радости, учится управлять эмоциями (например, будучи «доктором» или «смелым пожарным»).

Блок 2: «Свободная игра и организованная. Почему важно «ничегонеделание»

1.Работа с понятиями:

Организованная игра (дидактическая, подвижная с правилами) --важна, но задана взрослым.

2.Свободная (самостоятельная) игра это инииатива, сюжет, выбор материалов и партнеров принадлежит ребенку.

Ключевой тезис: Именно в свободной игре развиваются воображение, креативность, самостоятельность, умение занять себя и решать возникающие проблемы. Это «полигон» для отработки жизненных навыков.

  1. 3.Дискуссионный вопрос родителям: «Что делает ваш ребенок, когда предоставлен сам себе дома? Как часто у него есть такое время?
  2. просмотр и обсуждение короткого  видеородика из жПизни группы, где дети увлеченно играют в самодеятельную игру.

Блок 3: «Роль взрослого: не руководить, а поддерживать».

Советы родителям:

1.Создайте игровую среду: не обязательно дорогие игрушки. Важны: безопасное пространство, коробка с «бросовым» материалом (пуговицы, лоскутки, коробки), природные материалы.

2.Выделите время для свободной игры без телевизона и гаджетов.

3.Наблюдайте, а не вмешивайтесь сразу. Дайте возможность разрешить конфликт самостоятельно.

4.Подключайтесь по приглашению и правилам ребенка: «Чем ты занят? Можно я буду покупателем?» Следуйте за сюжетом ребенка.

  1. Не навязывайте «правильные» способы игры (кубик может быть и кусочком мыла и машинкой).

IV. Практическая часть (рекомендации)

«Играем дома»: Воспитатель раздает и кратко комментирует  конкретные идея:

  • Игры на кухне (сортировка круп, тесто для лепки).

  • Сюжеты для игр в 3-4 года (уход за-куклой, поездка на машине, кормление животных, поликлиника и пр.).

  • Как обыграть прочитаную сказку.

  • Примеры предметов-заместителей.

Ответы на вопросы. Воспитатель отвечает на конкретные вопросы родителей.

Итог. Ведущий подводит итоги: игра – не антипод обучению, а его фундамент. Давая ребенку время и возможность свободно играть, мы инвестируем в его гармоничное развитие, самостоятельность и счастливое детство.


Почему игра  это серьезно?

сегодня мы собрались, чтобы поговорить о, казалось бы, самом простом и естественном для ребенка деле  - - об игре. Однако в современном миренаполненном развивающими занятиями, гаджетами и стремлением к ранним успехам, ценность обычной детской игры часто недооценивается, а ее время  сокращается. Давайте вместе разберемся, какую фундаментальную роль играет игра в жизни вашего 3-4 летнего ребенка, опираясь на данные классической и современной психологии.

Согласно трудам выдающихся психологов Льва Выготского, Алексея Леонтьева и Даниила Эльконина, игра является не просто развлечением, а ведущей деятельностью дошкольного возраста. Это означает, что именно в игре происходят главнейшие изменения в психике ребенка: развиваются его мышление, речь, воображение и эмоциональная сфера. Игра,  это та самая «работа» чрез которую малыш познает сложные законы мира взрослых, примеряя их на себя в безопасной, условной ситуации. Когда ваш ребенок берет в руки игрушечный молоточек или укачивает куклу, он не просто копирует ваши действия он осмысливает с.циальные роли, нормы и отношения, строя основу своей будущей личности.

Ключ к развивающей силе игры лежит в концепции «зоны ближайшего развития», которую сформулировал Лев Выготский. Эта зона  это разрыв между тем, что ребенок умеет делать самостоятельно, и тем, что он может сделать с помощью взрослого или более умелых товарищей. Так вот, качественная, особенно сюжетно-ролевая игра, как раз и становится идеальным пространством для преодоления этой зоны. Взяв на себя роль доктора, пожарного или мамы, ребенок вынужден действовать по правилам этой роли:

говорить определеные слова, совершать последовательные действия. Это сложнее, чем просто играть, но увлекательный сюжет мотивирует его приложить усилия. Таким образом, игра мягко «поддтягивает» ребенка на новый уровень развития, тренируя его ум, волю и социальный интеллект.

Особое значение в современном мире приобретает свободная, самостоятельная игра, где инициатива сюжет иправила полностью принадлежат ребенку. Исследователи, такие как Питер Грэй, подчеркивают, что в этой кажущейся взрослым «беспорядочной» деятельности формируются критически важные навыки XXI века. Когда ребенок сам придумываеткак построить крепость из диванных подушек или чем накормить плюшевого зайца, он развивает внутреннюю мотивациюкреативность и умение решать нестандартные задачи. Он учится саморегуляции, ведь даже в его собственном сюжете есть внутренние правила («этот стул - - наша лодка, с нее нельзя падать»). Именно в свободной игре ребенок учится управлять своим временем, справляться со скукой и проживать сложные эмоции в безопасной символической форме. Дефицит такой игры ведет к пассивности, снижению любознательности и неумению занять себя без внешних указаний.

Важно понимать, как выглядит игра в 3-4 года, чтобы не предъявлять к ребенку завышенных ожиданий. В этом возрасте происходит важнейший переход от простого манипулирования предметами к отобразительнной игре. Малыш начинает не просто катать машинку, а «везти кирпичи на стройку». Появляется первая, еще неустойчивая роль («Я водитель!»), а сюжеты короткие и могут быстро меняться. Самый яркий показатель расцветающего воображения это активное использование предметов-заместителей: палочка становится градусником, а камушек становитя пирожком. Это свидетельство развития абстрактного мышления, и его нужно всячески поощрять, предлагая не только готовые игрушки, но и коробки, лоскуты, шишки.

Какова же в этом процессе оптимальная роль взрослого? Современная педагогика говорит о позиции «поддерживающих лесов» (скаффолдинг). Наша задача  не руководить спектаклем по своему сценарию, а создать безопасную и богатую среду для игры, наблюдать за интересами ребенка и подключаться по его приглашению, мягко обогащая игру. Например, увидев, что малыш кормит мишку, можно спросить: «Кажется, мишка заболел после прогулки. Может, его нужно полечить?» и тем самым помочь сюжету развится, не ломая его. Мы есурс и партнер, а не режиссер.

Подводя итог, хочется подчеркнуть: игра — это не антипод обучению, а его биологически и психологически обоснованная основа. Предоставляя ребенку время и возможность для свободной, глубокой игры, вы инвестируете не в сиюминутные знания а в развитие его гибкого ума, самостоятельности, эмоционального интеллекта и способности строить отношения с другими. Вы позволяете работать самому эффективному, созданному природой механизму взросления. Давайте не будем спешить и доверимся мудрости детства ведь играя, ребенок созидает себя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет "Игра как приоритетное развитие дошкольников" (фрагмент педсовета - игра "Что? Где? Когда?"

Педсовет "Игра как приоритетное развитие дошкольников" (фрагмент педсовета - игра "Что? Где? Когда?"...

Влияние современных условий на развитие сюжетно-ролевой игры дошкольников. Сюжетно-ролевая игра, как условие социализации дошкольников

  Современные исследования игровой деятельности дошкольников привели к выводу, что игре необходимо учить, сама по себе игра и ребенок в игре без руководства развиваться не будут. С этой це...

Деловая игра для педагогов ДОУ "Дошкольник, детский сад, игра"

Деловая игра для педагогов ДОУ "Дошкольник, детский сад, игра"...

Консультация для родителей «Почему дошкольнику так важно соблюдать режим дня»

Режим дня — это система распределения периодов сна и бодрствования, приемов пищи, гигиенических и оздоровительных процедур, занятий и самостоятельной деятельности детей.Бодрое, жизнерадостное и ...

Почему детям так важно играть...

На первом курсе института нас учили, что для детей первый вид деятельности это ИГРА. И с помощью правильно подобранной игры можно добиться в развитии рабенка очень много....

Игра — это серьезно почему игры с детьми младшего возраста — основа развития в детском саду

Воспитатель младшей группы часто слышит от родителей вопрос: «А чем вы сегодня занимались?». И когда в ответ звучит: «Играли», у некоторых может сложиться впечатление, что день...