Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики рук у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)"
консультация

Гарифянова Валерия Олеговна
Развитие мелкой моторики у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) — это целенаправленный процесс, который помогает улучшить координацию движений, ловкость пальцев и подготовку к навыкам письма, самообслуживания и другим повседневным действиям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики рук у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)

В индивидуальной работе с детьми, имеющими РАС, необходимо применять один из важнейших разделов коррекционно-педагогической работы — развитие мелкой моторики рук, которое тесно связано с речевым, психическим и личностным развитием ребенка.

Детям с аутистическими нарушениями сложно выполнять точные действия с мелкими предметами, когда пальцы руки должны действовать согласованно и координированно. Трудности аутичного ребенка во многом обусловлены дефицитом или неправильным распределением мышечного тонуса и несбалансированностью механизмов движения, поэтому основная помощь должна состоять в передаче ребенку моторного стереотипа действия, движения, то есть в манипулировании руками ребенка: вкладываем кисточку или карандаш в его руку и совместно рисуем или пишем. Многие действия, связанные с тонкой моторикой, формируются именно обучением составным движениям путем манипулирования руками ребенка. Цель такого манипулирования — развитие кинестетической памяти и сознания. Ребенку с аутизмом нужно не просто показать (он не умеет подражать в отличие от других детей), но научить, выполняя операцию его руками до тех пор, пока она не будет доведена до автоматизма.

Диагностика развития мелкой моторики и координации движений рук. Определение уровня мелкой моторики и координации движения рук позволяет правильно спланировать коррекционную работу. Все задания предлагаются ребенку в игровой форме.

Цели диагностики:

- выявить реальный уровень развития моторной сферы ребенка дошкольного возраста и

степень соответствия возрастным нормам;

- определить отклонения и недостатки отдельных сторон развития моторики.

I блок. Оценивается четкость выполнения, удержание позы, переключаемость, объем движения, точность, сила.

1 Сжать пальцы в кулак.

2 Большие пальцы обеих рук отогнуты и направлены в сторону. Согнуть остальные пальцы, разогнуть. Повторить 2–3 раза

3 Ладони раскрыты. Согнуть-разогнуть большой палец каждой руки. Повторить 2– 3 раза.

4 Загнуть каждый из пальцев попеременно то на правой, то на левой руке („пальчики прячутся“).

5 Соединить пальцы одной руки с пальцами другой („пальчики здороваются“).

II блок. Исследование умения действовать с предметами. Оцениваются четкость выполнения, точность.

Материал: мозаика; пуговицы; карандаш; разлинованная тетрадь; нитка; бусинки; коробок со спичками.

1 Выложить узор из мозаики („дорожка“, крест“, домик“) и др.

2 Самостоятельно застегнуть пуговицы на специальном тренажере (сначала крупные, затем мелкие).

3 Чертить карандашом вертикальные линии („палочки“) в разлинованной тетради.

4 Нанизывать на нитку бусинки.

. Укладывать в коробок 5 спичек, правой и левой рукой по одной спичке.

Коррекционная работа.

Для развития мелкой моторики руки используются разнообразные стимулирующие

материалы, основанные на принципе дидактики, от простого к сложному“. Подборка игр

и упражнений, их интенсивность, количественный и качественный состав варьируются в

зависимости от индивидуальных возрастных особенностей детей. Для разностороннего

гармоничного развития двигательных функций кисти руки необходимо тренировать руку

в различных движениях: на сжатие, растяжение, расслабление.

Необходимо следовать следующим правилам:

- систематичность проведения игр и упражнений;

- последовательность в проведении игр и упражнений — „от простого к сложному“;

- все игры и упражнения должны проводиться по желанию ребенка, на положительном эмоциональном фоне; 

- любое достижение ребенка должно быть утилитарным и оцененным, т.к. для любого человека, независимо от его возраста, значим результат.

Коррекционная работа выполняется по следующим направлениям.

1 Массаж и самомассаж.

2 Пальчиковые игры.

3 Игры с предметами и материалами.

4 Изодеятельность.

Массаж и самомассаж.

Массаж является несложным, но весьма эффективным методом развития мелкой

моторики.

- разминание ладони;

- поглаживание наружной и внутренней поверхностей руки ребенка (поглаживание каждой руки по направлению от периферии к центру);

- прямолинейное поглаживание тыльной и ладонной поверхности кисти подушечками выпрямленных пальцев (кроме большого) — это „лучи солнца“;

- пиление“ ладони одной руки гребнями пальцев другой руки;

- точечные нажатия большим и средним пальцами на середину каждой фаланги пальцев по направлению от их кончиков к основанию;

- массаж с резиновым (пластмассовым, деревянным с гладкой или ребристой поверхностью) шариком;

- массаж с бигуди -„липучками“ (расческой-щеткой). Катание бигуди между ладошками.

Пальчиковые игры.

Это направление работы играет чрезвычайно важную роль в формировании у детей навыка принятия и удержания определенной позы рук. Удержание позы (первоначально одной ведущей рукой, а затем и обеими рука» несёт статическую нагрузку и развивает зрительно-двигательную координацию, поскольку ребенок удерживает взгляд на зафиксированной в определённой позе руке. Умение зафиксировать заданной позе является основой любой ручной работы, например: удерем фломастера, кисточки с клеем или действия с карандашом. Навык удержания позы способствует развитию ручной умелости и является основой для формирования произвольного управления — ручной и кистевой динамикой.

Для развития кинестетической основы движений руки необходимо начинать со следующих простых упражнений (без речевого сопровождения). Обращать внимание на качество составления фигуры, координацию движений отдельных пальцев и всей кисти.

- «Пальчики здороваются». Кончики пальцев обеих рук соединяются: большой с

большим, указательный с указательным и т. д. ;

- «Коза». Вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, затем левой

- «Очки». Образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их.

- «Ежик» Ладони соединить, прямые пальцы выставить вверх и растопырить

- «Ножницы». Указательный и средний пальцы правой и левой руки имитируют стрижку ножницами

- «Кольцо». Большой и указательный пальцы образуют кольцо, остальные — вверх

Игры с предметами и материалами.

- игры с резинками, направленные на повышение упругости ручной мускулатуры;

- игры-нанизывания;

- игры с разноцветными камешками. Выкладывая красочные узоры, дети закрепляют знания о цветах, формах, развивают воображение;

- игры со счетными палочками: выкладывание геометрических фигур разного размер, выкладывание вертикальных фигур (колодец);

перекладывание палочек разными способами (используя разные пальцы);

- игры с кубиками;

- игры с разноцветными прищепками (скрепками);

- игры с клавишами;

- игры с мозаикой (конструктором);

- игры с пуговицами (бусинами, косичками, семенами плодов);

- игры на пересыпание (переливание);

- игры со шнурком. (Обучать шнуровать фигурной строчкой.);

Изобразительная деятельность

Развитию ручной умелости способствует художественный ручной труд, представляющий собой творческую работу с разными материалами, в процессе которой создается поделка. Это могут быть рисование пальчиковыми красками и пальцами на песке, крупе, вышивание на картоне, аппликация из спичек (соломки), различные виды аппликации из бумаги, работа с крупой и бобовыми, вышивка и др.

Данная деятельность подготавливает кисть к письму и, что не менее важно, повышает

работоспособность коры головного мозга, стимулирующей развитие внимания, воображения, фантазии, дисциплинирует, воспитывает усидчивость.

- «штампики» (на закрепление знаний цвета и формы, приучение все делать по

очереди). Материалы: вырезанные из картофеля заготовк и - «штампы»; краска; поролон; чистый лист бумаги. Показать ребенку, что сначала надо приложить «штампик» к поролону с краской, а потом на лист бумаги. Так можно создавать разные картины;

- работа с карандашом. Обведение фигур простой конфигурации по трафарету и шаблону, с последующей штриховкой в разных направлениях. Дети обучаются держать карандаш разными способами, стремятся провести больше несоприкасающихся линий;

- выкладывание по контуру мелкими предметами (семенами, скрепками, нитками). Необходимо начинать с простого контура (круг, овал), затем фигурных изображений (снеговика, елочки). Следить, чтобы ребенок придерживался контура предмета;

- лепка. Размазывание пластилина внутри шаблона, отрывание кусочков от большого фрагмента;

- работа с ножницами. Вырезать фигуры по нарисованному контуру; резать по прямой параллельными линиями. Добиваться качественного выполнения работы;

Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями способствует улучшению физического и психического здоровья ребенка, готовит его к успешному обучению в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие мелкой моторики рук у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)»

Развитие мелкой моторики рук у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)...

Развитие мелкой моторики рук у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)

Развитие мелкой моторики рук у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)...

Консультация для родителей "Психолого-педагогическое сопровождение образования детей с расстройством аутистического спектра"

В консультации для родителей дается описание технологий и приемов работы с  детьми с расстройством аутистического спектра....

Консультация для родителей: "Развитие подражательной деятельности у детей с расстройством аутистического спектра (РАС)"

Данная консультация предназначена для родителей детей с расстройством аутистического спектра (РАС). Она предлагает методы и стратегии для развития подражательной деятельности у детей с РАС, что важно ...

Консультация для воспитателей «Коррекционная работа по обучению детей с расстройством аутистического спектра предметно игровым действиям»

Предметная деятельность является первой самостоятельной деятельностью ребенка, которая знакомит его с предметами материального мира, помогает понять их функциональное значение. Пред...

Консультация для родителей: "Формирование коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)"

Формирование коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) является важным аспектом их развития. Эти навыки необходимы для полноценного взаимодействия с окружающими и у...

Консультация для родителей "Формирование коммуникативных навыков у детей с расстройством аутистического спектра"

Формирование коммуникативных навыков у детей с расстройством аутистического спектра является важным аспектом их развития. Эти навыки необходимы для полноценного взаимодействия с окружающими и успешной...