Технология по музыкально-ритмическому воспитанию для детей 2-3 лет
методическая разработка по музыке (младшая группа) по теме

Эта технология предназначена музыкальным руководителям по музыкально - ритмическому воспитанию детей 2-3 летнего возраста в которой ставятся такие задачи как: воспитание интереса к музыкально-ритмическим движениям, развитие музыкального слуха, развитие двигательной сферы, развитие элементарных умений пространственных ориентировок и др Можно ее взять для прохождения аттестации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Технология по музыкально - ритмическому воспитанию детей 2-3 лет.

(Авторы Т.Сауко, А.Буренина)

 

 

В последние годы заметно возросла потребность в эффективных методиках воспитания детей раннего возраста. Музыкально-ритмическое воспитание в этом смысле оказывается одним из стержневых видов деятельности, поскольку по своей природе является синтетическим, объединяющим музыку (пение), движение и слово.

            Известно, что с помочью музыки можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденных и растормозить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения.

            Сегодня уже не нужно доказывать необходимость музыкально-ритмических занятий с детьми, их благотворное влияние на психоэмоциональное состояние малышей. Движение под музыку в настоящее время используют очень широко и как средство творческого, музыкального развития, и как инструмент их физического развития, а так же как средство коррекции и лечения при различных патологиях.

            Работая с детьми младшего дошкольного возраста, понимаешь насколько скудный музыкальный репертуар и, как правило, не пополняющийся композиторами и педагогами.

            Эта технология стимулирует мое творческое вдохновение, которое дает удовольствие от хороших результатов у воспитанников. Мною было составлено несколько песенок для движений с предметами: «Танец с листочками», «Танец с цветочками», «Танец с грибочками», «Игра с погремушками».

           

            Построение этой технологии включает в себя три части.

 

В первой частираскрывю содержание работы по музыкально-ритмическому воспитанию в течении года.

 

Во второй частипредлагаю описание игровых упражнений, сгруппированных циклические комплексы по принципу от простого – к сложному, позволяющих малышам постепенно осваивать разнообразные движения в процессе игрового взаимодействия со взрослым.

 

В третьей частипредлагаю описание развлечений  и праздничных утренников с родителями, содержание которых строится на основе разученных ранее игровых упражнений.

Цели и задачи:

 

  1. Воспитание интереса к музыкально-ритмическим движениям.
  2. Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, образно-игровых движений.
  3. Развитие музыкального слуха:
    • музыкальных сенсорных способностей;
    • чувство ритма – способности выражать в движении ритмическую пульсацию мелодии;
    • слухового внимания – умение начинать и заканчивать движения в соответствии с началом и концом музыки;
    • способности менять темп и характер движения в соответствии с изменением темпа и характера звучания.
  4. Развитие двигательной сферы – формирование основных двигательных навыков и умений, развитие пружинящих, маховых движений выразительных жестов, элементов плясовых движений; развитие выразительности движений, умение передавать в мимике и пантомимике образы знакомых животных и персонажей.
  5. Воспитание общительности, умение входить в контакт со взрослыми или ребенком.
  6. Развитие элементарных умений пространственных ориентировок: умение становиться друг за другом, двигаться «стайкой» за ведущим, по кругу, вперед, назад.
  7. Развитие умения выполнять движения в соответствии с текстом песен и потешек.

 

В данной технологии предлагаю апробированный репертуар, представляющий собой песенки, тексты которые сопровождаются соответствующими движениями. Опора на слово имеет особое значение и для развития речи детей, и для конкретизации самого движения, наполнения его смыслом. В целом такие композиции оказывают комплексное воздействие на ребенка, вызывая яркую эмоциональную реакцию и активизируя движение, желание подпевать, танцевать вместе с взрослыми или сверстниками.

Основной метод  музыкально-ритмического воспитания детей – «вовлекающий показ»  двигательных упражнений.  Учитывая особенности детей к подражанию, я максимально выразительно и четко исполняю ритмические композиции, так как от этого напрямую зависит и качество движений детей.

      Эта технология дает мне возможность воспитывать малышей активными, энергичными ловкими, эмоциональными и счастливыми.

      Для систематизации и соблюдения последовательности  мной были составлены: несколько песенок для движения с предметами: «Танец с листочками», «Танец с Грибочками», «Танец с цветочками», «Игра с погремушками» и др.; диагностика по таким разделам: эмоциональная отзывчивость на музыку, навыки и умения, движения с текстом, ориентировка в пространстве, которую я провожу три раза в год; тематическое планирование.

 

Сравнительная диагностика на 2008-2009гг, 2009-2010гг, 2010-2011гг.

 

 

2008-2009гг

2009-2010гг

2010-2011гг

Низкий

425

25%

17%

Средний

39%

58%

47%

Высокий

19%

17%

36%

 

Положительная динамика результатов диагностики по ритмическому воспитанию позволяет сделать вывод о благоприятном влиянии технологии на процесс воспитания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование.

Дата

Репертуар

 

 

Сентябрь

 

 

Октябрь

 

 

Ноябрь

«Вот как мы умеем»

«Ладошечка»

«Да-да-да»

«Прятки»

«Чок да чок»

«Танец с грибочками»

«Танец с листочками»

«Ноги и ножки»

«Устали наши ножки»

Ладушки – ладошки»

«Игра с погремушками»

«Маленькая полечка»

«Ой, летали птички»

«Ай-да»

«Кап – кап»

«Поезд»

 

 

Декабрь

 

 

Февраль

 

 

Март

«Марш»

«Кулачки»

«Ходим - бегаем»

«Повторяй за мной»

«Веселая пляска»

«Разминка»

«Пляска с погремушками»

«Зайчики и лисичка»

«Санки»

«Спокойная пляска»

«Едем на поезде»

 

 

Март

 

 

Апрель

 

 

Май

«Марш»

«Лошадка»

«Научились мы ходить»

«Резвые ножки»

«Русская»

«Велосипед»

«Танец с цветочками»

«Тихо – тихо мы сидим»

«Пляска с кулачками»

«Приседай»

«Воробушки и кошка»

«Бойцы идут»

 

 

 

Содержание работы

 

сентябрь – октябрь – ноябрь

 

  1. Дети осваивают ходьбу и бег как основные, контрастные виды движений. («Вот как мы умеем», «Ноги и ножки»)
  2. Дети учатся передавать простейшие игровые движения. («Прятки»,  «Птичка и собачка»)
  3. Дети обучаются ритмично исполнять простейшие танцевальные движения: притоп ногой, притоп поочередно, «фонарики»…(Пляска «Ай-да», «Чок да чок», «Маленькая полечка»)
  4. В знакомых упражнениях дети повторяют слова и звукоподражания («тук-тук», «ля-ля», «кап-кап», Баю-бай»)
  5.  

декабрь – январь – февраль

 

  1. Совершенствовать ходьбу  и бег.
  2. Развивать выразительные, образно – игровые движения. («Зайцы и лиса»)
  3. Развивать умение передавать ритм мелодии в пляске с погремушками.
  4. Формировать умения исполнять простейшие плясовые движения. («Ах вы, сени»)
  5. Развивать желание подпевать, вместе с педагогом повторять слова.
  6.  

март – апрель – май

 

  1. Ходьба вперед и пятясь назад. («Научились мы ходить»)
  2. Прямой галоп. («Лошадка»)
  3. Полуприседание. («Пружинка»)
  4. Пляска в парах. («Приседай»)
  5. Разнообразные образно – игровые упражнения с предметами. (Куклы, платочки, ленты, погремушки)
  6. Пляски и упражнения проводятся в различных исходных положениях и построениях. (Парами, по кругу, врассыпную, сидя и лежа на ковре), что позволяет разнообразить движения рук и ног.

 

 

 

 

 

 

Требования к уровню усвоения технологии

 

  1. Интерес к музыкально – ритмическим движениям.
  2. Эмоциональная отзывчивость на музыку, образно – игровых движений.
  3. Уровень развития музыкального слуха.
  4. Формирование навыков и умений. (Ходьба, бег, прыжки., развитие пружинных, маховых движений, выразительность жестов, плясовых движений).
  5. Выполнение движений соответствии с текстом. (С жестами, эмоциями).
  6. Уровень развития пространственных ориентировок: умение становиться друг за другом, двигаться «стайкой» по кругу, выполнять движения вперед и назад.

 

Критерии.

 

  1. Эмоциональное поведение детей.
  2. Желание заниматься вместе.
  3. Умение сосредоточиться на выполнении упражнений.
  4. Точно выполнять движения по показу воспитателя.
  5. Желание импровизировать под знакомую и незнакомую музыку, использовать в спонтанных плясках различные атрибуты (платочки, ленточки, различные игрушки).

 

Перечень литературы и средств обучения

 

  1. Программа по музыкальному воспитанию детей двух – трех лет «Топ – хлоп, малыши» А.И.Бурениной, Т Сауко.
  2. Фонограмма мелодий к программе «Топ – хлоп, малыши» А.И.Бурениной, Т.Сауко.
  3. Сборник по музыкально – ритмическим движениям для детей младшего дошкольного возраста.
  4. Журнал «Музыкальная политра» А.И.Буренина.
  5. Сборник «Колокольчик» А.И.Буренина.

+V

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Методы применения технологий разучивания музыкально-ритмических движений»

Мастер-класс по теме «Методы применения технологий разучивания музыкально-ритмических движений»...

Здоровьесберегающие технологии в музыкально-ритмической деятельности

Музыкально-ритмическая деятельность с использованием здоровьесберегающих технологий (старшая группа)...

Мастер-класс для музыкальных руководителей.Тема: Использование инновационных технологий в музыкально-ритмической деятельности . Музыкальные пазлы.

Из данного мастер -класса можно узнать, как можно  мотивировать дошкольника к проявлению инициативы, самостоятельности, творческой активности в музыкально-ритмической  деятельности  сре...

Технология развития музыкально-ритмических движений

Технологии развития музыкально-ритмических движений  Бурениной и Суворовой...

Технология развития музыкально-ритмических движений дошкольников

    Данный материал представляет собой готовую педагогическую технологию музыкального обучения, воспитания и развития дошкольников и будет интересен музыкальным руководителям, воспита...

«Технология развития музыкально – ритмических движений»

Развитие танцевального творчества и музыкально - ритмических движений посредством игр и этюдов...

Использование инновационных технологий в музыкально - ритмической деятельности с детьми дошкольного возраста

Развитие ритмическог слуха является  неотьемлемой частью в развитии музыкальности....