"Зимний вечер" . Музыкальная гостиная.
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа) по теме

Якухина Валентина Петровна

Задачи: Воспитывать в детях чувство красоты  природы, музыки, поэтического слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zimniy_vecher.doc47.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

    «ЗИМНИЙ ВЕЧЕР»                 Музыкальная гостиная.

      Старший  дошкольный  возраст

Задачи:   Воспитывать в детях  чувство красоты  природы, музыки и поэтического слова.

Предварительная работа.

1.Слушание произведений: А. Вивальди  Концерт «Зима» 1и 2 части;  П.И. Чайковского «Зимнее утро»; И.С. Бах  «Шутка».

2.Чтение и разучивание стихотворений о зиме.

3. Перед разучиванием танцев  рассказать детям об эпохе создания танцев, рассмотреть  эскизы костюмов XVII – XVIII в., детали украшений, причёски – всё то, что влияло на манеры танцующих.  

4. Разучить романс  с поющим сотрудником детского сада- это будет приятным сюрпризом для детей.

 

Зал оформлен в стиле гостиных прошлых  лет: «горит» камин, кругом вазы с цветами, диваны, кресла. Портреты П.И. Чайковского, А.С. Пушкина.

 Дети входят в зал и удобно располагаются на диванах и креслах.

Ведущий: Здравствуйте, дорогие  гости!  Я  рада  вас приветствовать в  нашей  уютной  музыкальной  гостиной, где нас  снова ждёт  встреча с  музыкой и поэзией.

В прошлую нашу  встречу мы  говорили  об осени, любовались её  разнообразными  красками.  И вот  уже  полноправной  хозяйкой пришла  зима  и всё раскрасила в свой  любимый  цвет.  Всё  кругом  белое, одинаковое…..

Как  это наверное скучно  и  не  интересно?  Расскажите,  какой  бывает  зима?   (Ответы детей:  холодная, суровая, вьюжная, пушистая, мягкая, красивая, заботливая.)

 Послушайте  какой словесный портрет Зимы нарисовала в своём  стихотворении  поэтесса Л. Чарская.  (Звучит  в записи музыкальная пьеса П.И. Чайковского  «Зимние грёзы», на фоне музыки  ведущий читает стихотворение)

Кто в пушистой  шубке  белой                    Новый взмах- и речка  встала

Лёгкой поступью и смелой                          Та, что звонко лепетала

Вышел в час утра?                                        С давних  пор.

На кудрях  её пушистых                               Кверху руку поднимает

Много блёсток золотистых                          Вмиг деревья  накрывает

Много серебра.                                              Чистым  серебром.

На губах зари багрянец,                                По вершинам  бродят  взоры

На щеках живой румянец                             И роскошные узоры

Пышет горячо.                                               Вытканы кругом!

Рукавичкою взмахнула – раз,                       Эта белая шубейка

Куда бы не взглянула                                    Всем знакома, чародейка-

Застлан был  ковёр…                                    Матушка – зима!

(дети делятся впечатлениями, какой образ представили себе, слушая стихотворение)

Ведущий: Если вы внимательно послушаете ещё одно стихотворение, его нам прочтёт Дима , то услышите новые определения. Назовите их.

        Ребёнок:  Вот зима пришла  серебристая

                         Белым снегом замела

                         Поле чистое.

                         Днём с детьми на коньках

                         Всё катается.

                         Ночью в снежных огоньках

                         Рассыпается.

                         В окнах пишет  узор

                         Льдом-иголочкой

                         И стучится к нам во двор

                         С свежей ёлочкой.

Дети называют:  зима – красавица,  чародейка, волшебница, художница, затейница.

Ведущий: Давайте послушаем  фрагмент из концерта «Зима» Антонио Вивальди.  Какая зима видится вам при звуках этой музыки? (звучит 1 часть концерта)

Дети: сердитую, колючую, вьюжную.

 

Ведущий: Почему вы так решили?

Дети: Потому что музыка звучит громко, быстро, отрывисто.

Ведущий:  Да, композитор изобразил картину суровой зимы. Вы слышали вначале надоедающие звуки вьюги, резкие короткие аккорды звучат  как порывы ветра; метёт снег, сыплются колкие снежинки.  На этом  таинственном фоне пронзительно, тревожно, жалобно поёт скрипка. Музыка звучит взволнованно, яростно.

Какими поэтическими строчками  можно рассказать об этой музыке?

Дети читают строки  стихотворений  А.С. Пушкина; С. Есенина

                                      Вот север тучи нагоняя,

                                      Дохнул, завыл – и вот сама

                                      Идёт волшебница зима!

                                                         

Поёт зима, аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном  сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далёкую

Седые облака.

                                                          Кружится и хохочет

                                                          Метель под новый год.

                                                          Снег опуститься хочет,

                                                           А ветер не даёт.

Ведущий: Что же происходит во второй части концерта? Слушаем. (звучит фрагмент  из 11 части концерта)

Дети определяют характер музыки. (музыка звучит спокойно, медленно, задумчиво)

Ребёнок:    Чудная картина                   Свет небес высоких

                    Как ты мне родна               И блестящий снег

                    Белая равнина,                    И саней далёких

                    Полная луна.                       Одинокий бег.

                                                                              А. Фет

                    Ночью  в  полях под напевы метели

                    Дремлют, качаясь, берёзки  и  ели.

                    Месяц меж тучек над полем сияет

                    Бледная тень набегает и тает…

                                                           И. Бунин

Ведущий: После бури всегда бывает затишье. И в эти минуты можно полюбоваться зимним  пейзажем. (предлагаются для рассматривания репродукции картин)  Всё спокойно. Пушистое снежное одеяло покрыло всё вокруг, речка скована льдом. И только снежинки переливаются и блестят в лучах солнца.            

                        Зимний лес искрится снежной белизною

                        И туман клубится над синею тропою.

                        Ёлочки-красавицы застыли на опушке,

                        А снежинкам нравится сверкать на их макушках.

Звучит пьеса «Декабрь» П.И. Чайковского-девочки исполняют «Танец снежинок».

Ведущий:  Знакомы ли вам эти строки?

                    Буря мглою небо кроет,

                    Вихри снежные крутя.

                    То как зверь она завоет,

                    То заплачет как дитя.

Дети6 Это стихи Пушкина.

Ведущий: Совершенно верно. На эти стихи композитор Яковлев сочинил романс. Хотите послушать?  (Исполняется  романс «Зимний вечер»).

Ребята, а к кому поэт обращается в своих стихах ?(ответы детей) Совершенно верно, к своей няне  Арине Родионовне.  Маленький Саша очень любил, устроившись поудобней, слушать  её сказки, которые часто она придумывала сама.  Давайте и мы с вами немного пофантазируем.  Итак, представьте себе – за окном мороз, вьюга, метель, а в нашей гостиной тепло и уютно, потрескивают дрова в камине, звучит музыка…  И  вот мы уже переносимся во дворец Снежной Королевы.  Её нет дома, там только её помощницы- снежинки,  они танцуют, играют с льдинками.  Но вот появилась их грозная хозяйка и стала их бранить: « Ах, вы , бездельницы,  почему такой беспорядок?  Сегодня во дворце будут гости. Пожалуют    госпожа Метелица  и Вьюга, будет сам Мороз, будут ветры северные,  месяцы зимние.  Чтобы к моему возвращению всё сияло. Музыканты, вы готовы? Вы должны постараться, чтобы гости не скучали.

 

(Звучит «Вальс» Л.Делиба  - приложение к программе А.И. Бурениной «Ритмическая мозаика»  кассета №3 Танец Снежинок и вьюги) Девочки под музыку разыгрывают предложенный сюжет.  Мальчики – музыканты играют на колокольчиках, треугольниках;  на  вторую часть музыки.

Ведущий: И вот гости собрались.  Распорядитель бала или церемониймейстер объявил первый танец  - менуэт.

Звучит «Менуэт» Боккерини – дети танцуют.

Ведущий: Следующим был объявлен вальс.  Кавалеры пригласили дам  и зазвучала музыка.

«Вальс» П.И Чайковского   из «Детского альбома».

Ведущий: А теперь оставим гостей вместе с хозяйкой во дворце, а сами вернёмся в действительность.   Светит  яркое солнце, лёгкий морозец пощипывает щёки, хрустит под ногами снежок. Красота!  Нас ждут зимние забавы. А что можно делать зимой?  

Звучит «Шутка» И. Баха – дети  имитируют игру в снежки, катание на лыжах и санках,  лепят снеговика  и водят вокруг него хоровод.

Ведущий: Молодцы, вам не страшен мороз. Не даром говорится, мороз не велик, да стоять не велит. А теперь все на улицу! Зима вас ещё порадует и удивит.

Обычно вы оставляете мне рисунки на память о нашей встрече. Не будем изменять  традиции и  в этот раз.  Жду ваших работ.

А теперь до свидания,  до новых встреч.

Приложение 1  «Менуэт» муз. Боккерини.

И.П. – дети встают парами в плотную колонну у центральной стены лицом к зрителям.                                1 фигура

Музыка А   1-4т. – пары двигаются шагом (шаг=  );  на сильную долю «раз»        

                          выполняют лёгкое приседание.

  1. – партнёр меняет руку , берёт партнёршу левой рукой и     кружатся в «звёздочке»;

9-12 -  пары расходятся (одна пара направо, другая налево) и

           образуют круг;

  1. - кружатся  в «звёздочке» (руки соединены  вверху)

                                  2 фигура

Музыка В   Пары поворачиваются друг к другу лицом.

              1-4т.-Делают шаг навстречу с правой ноги , левую приставить,  руки      вверху, согнутые    в локтях.

              5-8т. – Шаг назад  левой ногой, правая на месте – поклон.

              Фигуру повторить.

                                                  3 фигура

Музыка А 1-4т   Все поворачиваются направо и идут противоходом.

                   5-8т  Кружатся в «звёздочке»

                   Фигуру повторить.

                                                 4 фигура

Музыка В Пары поворачиваются друг к другу лицом.

  1. Партнёр делает шаг вправо- поклон головой, шаг влево –

поклон.

                    5-8т.  Партнёрша  делает реверанс направо, реверанс налево.

Музыка А  Повторяются движения  1 фигуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальная гостиная: музыкально-поэтический вечер «Ноктюрн»

План детского музыкально-поэтического вечера...

"Три братца зимних месяца" музыкальная гостиная для детей старшего дошкольного возраста

Проект "Классическая музыка в детском саду" продолжается. Музыкальная гостиная "Три братца зимних месяца" раскрывает воспитанникам образ Зимы. Интеграция образовательных областей, предусмотренная ФГОС...

Литературно-музыкальная гостиная в подготовительной к школе группе "Зимний вечер"

Литературно-музыкальная гостиная в подготовительной к школе группе "Зимний вечер"...

Музыкальная гостиная "Зимний вечер"

Музыкальная гостиная "Зимний вечер"...

Музыкальная гостиная «Зимний вечер» (для детей подготовительных групп)

Воспитание в детях чувства красоты природы, музыки, красоты поэтического слова. Музыкальная гостиная проводится в музыкальном зале, с приглушённым светом, с использованием свечей. Красивая музыка и зи...