ЗЕЛЁНЫЕ СВЯТКИ
методическая разработка по музыке (старшая группа) по теме

      Фольклорный праздник в старшей группе. Целью мероприятия является воспитание у детей желание познавать культуру своего народа ( через песни, танцы, обряды, костюмы). Познакомить с Троицким обрядом.  Воспитывать чувство уважения к искусству своего народа и гордость за него.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zelenye_svyatki.doc47.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                    МДОУ «ЦРР – детский сад №7 «Алёнушка»

ЗЕЛЁНЫЕ СВЯТКИ

Фольклорный праздник в старшей группе

Музыкальный руководитель Прошина Н.П.

                           

п. Серебряные Пруды, 2011 г.

ЦЕЛЬ.  Продолжать воспитывать  у детей желание познавать культуру своего народа ( через песни, танцы, обряды, костюмы). Познакомить с Троицким обрядом.  Воспитывать чувство уважения к искусству своего народа и гордость за него.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ.

  1. Учить двигаться свободно, непринуждённо, выразительно передавать фольклорные образы.
  2. Закреплять умение петь дружно, слушать друг друга, передавать при исполнении песни её характер.
  3.  Учить инсценировать народные песни.

 РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ.

  1. Развивать способность эмоционально откликаться на русские народные песни, игры, пляски.
  2. Развивать у детей ловкость, быстроту реакции, музыкальную память и слух.

  ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ.

  1. Воспитывать самостоятельность, уважительное отношение к взрослым и друг другу.
  2. Воспитывать волевые качества: умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия на пути к цели.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ.

Консультации, беседы о значении народной педагогики в воспитании ребёнка. Оформление народных костюмов (сарафанов, рубашек, картузов), атрибутов (веночков, кокошников). Видеозапись праздника.

АТРИБУТЫ.

«Речка» (голубое полотно). Корзина с бутафорскими пирогами, кокошники. Под берёзой лежат разноцветные ленты, венки и шёлковые платочки по количеству девочек. Подарки: мелкие игрушки, броши, бусы.

Перед приходом детей музыкальный руководитель рассказывает родителям , гостям об истории народного праздника.

М.р. Здравствуйте, гости дорогие! Сегодня мы проводим фольклорный праздник Семик – Троица. Его ещё называют Зелёные Святки, Русальная неделя, Праздник русской берёзки. Это сложный комплекс обрядов, знаменующий прощание с весной и встречу лета, праздник, прославляющий красоту зеленеющей природы. Троица отмечается в начале лета, когда все мы, как правило, отправляемся в отпуск. А как хочется рассказать детям о таком красивом обряде! Поэтому, забегая вперёд, мы расскажем о нём сегодня.

Начиналась Русальная неделя на седьмой четверг после Пасхи. И назывался этот день Семик. Хозяйки с утра заваривали домашнее пиво, чтобы к Троице поспело, а девицы присматривали  полянку с молодыми берёзками для Троицких гуляний.

В родительскую субботу шли на кладбище помянуть родных. Лес в этот день – именинник. Нельзя дрова рубить, деревья ломать.

А в воскресенье наступала Троица! Хозяйки украшали дома берёзовыми ветками, цветами. А девицы разыгрывали на поляне Троицкий обряд. Завивали лентами ветки берёзы, загадывая желание. Водили хороводы, кумились, хоронили кукушечку (птичку из сухой травы), не заботящуюся о потомстве, как бы отказываясь от кукушества. Потом девицы шли к речке, бросали в воду венки (символ невинности) и по тому, как они поплывут, определяли судьбу. Вода в Троицу тоже именинница. Нельзя бельё стирать, полы мыть.

Затем на поляне устраивалась ритуальная трапеза – домашнее пиво, пироги да яичница.

А в понедельник Духов день! По нему предсказывали погоду на целый месяц. В Духов день земля – именинница! Нельзя ямы и огороды копать.

В остальные дни Русальной недели обходили поля и огороды с молодыми берёзками. Считалось, что берёза спасает от засухи и отдаёт свою силу молодым растениям.

А ещё люди верили, что в эту неделю русалки выходят из воды и могут защекотать одиноких путников до смерти. Поэтому все старались держаться вместе.

Ну, а теперь смотрите обряд Семик – Троица.

ХОД  ПРАЗДНИКА

Под народные наигрыши (аудиозапись) входят дети, садятся.

1-я девочка (выходит на середину зала). Девчата, идите сюда! (девочки подходят, шепчутся.) Пошли?

Девочки. Пошли! (Стайкой идут через зал, скрываются за дверью.)

1-й мальчик (выходит на середину зала, смотрит вслед девочкам). Парни! Куда все девчата –то подевались?

Мальчики (встают). Не знаем!

2-й мальчик. А я знаю! Они в лес пошли. Сегодня же Троица! Будут берёзки украшать да хороводы водить.

3-й мальчик. А это как?

2-й мальчик.  Да я и сам никогда не видел, только слышал.

3-й мальчик. Вот бы подсмотреть!

4-й мальчик. А давайте обернёмся лесом , да  и подглядим!

Мальчики. Давайте!

5-й мальчик. Я клёном буду!

Несколько мальчиков. И я!  И я!

6-й мальчик. А я – дубом!

Несколько мальчиков . И я! И я!

Мальчики бегут к стульчикам, берут ветки с дубовыми и кленовыми листьями и садятся.

1-й мальчик.  Тихо! Девчата идут!

На вступление к русской народной  песне «На весенний праздник девицы гуляли» из-за двери появляются девочки. Воспитатель исполняет песню, девочки выполняют движения по тексту.

1-я девочка (обращаясь к мальчикам).

Не радуйтесь, дубы! Не радуйтесь, клёны!

Не к вам красны девицы идут,

Не вам пироги да яичницу несут!

2-я девочка.

Радуйся, берёзка, радуйся, кудрявая!

К тебе красны девицы идут,

Тебе пироги да яичницу несут!

(Ставит корзинку с пирогами под берёзку.)

2-я девочка. Девчата, садитесь на лужок, пировать будем! (Садятся). Вот пирожки, угощайтесь, подруженьки. Сама пекла! (раздаёт).

Девочки. Спасибо!

1-й мальчик (шепотком). Как вкусно пахнет! Прямо слюнки текут!

2-й мальчик. Пускай гуляют, это ведь девичий праздник!

3-й мальчик. А сейчас они будут берёзку завивать да желание загадывать.

Девочки инсценируют русскую народную песню «Мы завьём берёзу».

М.р. Девчата, берёзку украсили?

Девочки. Украсили!

М.р. А желание загадали?

Девочки. Загадали!

М.р. А теперь кумиться пора!

3-я и 4-я девочки вместе:

Давай, кума, кумиться,

Чтоб нам  с тобой весь год не браниться!

Соединяют венки и через них целуются.

3-я девочка. А у меня для тебя подарочек есть. Бусы

Надевает бусы на подружку.

4-я девочка. Спасибо! У меня для тебя кукла! (Отдаёт куклу).

3-я девочка. Спасибо!                                                                                          Обряд кумления повторяют ещё две пары, затем одновременно остальные  дарят друг другу брошки, мелкие игрушки.

М.р. Смотрите, кумушки, если поссоритесь, придётся подарки назад отдавать!

Девочки. А мы ссориться и не собираемся!

М.р. Пора главную куму выбирать! Кто платок выше всех подбросит, та весь день главной кумой будет!

Девочки  берут под берёзкой по платочку и под музыку в записи танцуют и подбрасывают платочки .

Главная кума. Мой платочек выше всех улетел! Теперь, кумушки, вы меня должны слушаться! Пора на кукушечке погадать! Кукушка, кукушка! Сколько лет мне ещё жить в отцовском доме?

М.р. Ку-ку! Ку-ку!

Главная кума. Два года!

5-я девочка. Кукушка, кукушка, сколько лет мне ещё жить в отцовском доме?

М.р. Ку-ку! Ку-ку! Ку-ку!

5-я девочка. Три года.

Главная кума. Пора кукушечку из сухой травы делать да прятать.

Девочки выполняют.

М.р. Теперь пошли к речке – венки в воду бросать, на судьбу свою гадать!

Девочки снимают венки.

2-й мальчик. Парни! Превращаемся в речку!

Два мальчика расстилают голубое полотно поперёк зала, девочки подходят к «речке».

Главная кума. А вот и речка! Венки бросаем по команде! Раз! Два! Три!

Девочки бросают венки на полотно.

6-я девочка. Мой венок к берегу раньше всех пристал! Значит, из нашей деревни мой дружок!

7-я девочка. А мой утонул! Неужели Ванечка со мной поссорится?

8-я девочка. Не расстраивайся, может, лучше найдёшь!

9-я девочка. А мой-то уплыл, что и не видно! Знать, издалека мой друг придёт!

М.р. Ну, кумушки, на веночке погадали?

Девочки. Погадали!

М.р. Берёзку завивали?

Девочки. Завивали.

М.р. Друг с дружкой кумились?

Девочки. Кумились!

М.р. Пироги да яичницу ели?

Девочки. Ели!

М.р. А теперь наряжайтесь и отправляйтесь на деревенский пятачок. Вас, наверное, парни там заждались.

Девочки надевают кокошники, воспитатели им помогают. Девочки встают стайкой слева, мальчики – справа.

Дети читают дразнилки (стенка на стенку).

1-я девочка.

Эй, Сашка –таракашка, на сарай полезай,

Там кошку дерут, тебе хвостик дадут!

1-й мальчик. Римка – картинка прыгала, скакала, в лужу упала!

2-я девочка.

Наш Илюша- простата купил лошадь без хвоста,

Сел задом наперёд и поехал в огород!

2-й мальчик.

Анечка – пышка на улицу вышла,

На лавочку села, комарика сьела!

3-я девочка.

Данилка – невидимка, на коне катался,

На берёзу наскочил, без лаптей остался!

3-й мальчик.

А у Даши на носу кошки ели колбасу!

4-я девочка.

Коля-Коля – воробей продавал червей,

На тарелочке носил, три копеечки просил!

5-я девочка.        

Хватит вам дразниться! Давайте лучше частушки петь!

Дети поют «Частушки на Троицу».

М.р. Ребята! Кто со мной? Ай да танцевать!

Танец «Приглашение», р.н.м.

1-й мальчик. Собирайся, народ! Кто играть идёт?

Дети (подбегают к мальчику). А потом не примем, за уши поднимем! (Образуют круг.)

Хороводная игра «Царевич – королевич».

М.р. Кто в «Ручеёк» играть хочет? Догоняй!

Игра «Ручеёк» («Гори, гори ясно», р.н.м.)

М.р. Сегодня на фольклорном празднике мы рассказали и показали, как в далёкую старину отмечали на Руси Зелёные Святки или Семик – Троицу. Это только малая капля в океане русского народного творчества. Это наша национальная культура, которую мы всегда будем любить, беречь и передавать будущим поколениям. В заключение праздника дети исполняют хоровод под песню Г.Струве «Моя Россия».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Зелёные Святки"

"Зелёные Святки" - это музыкальный праздник для детей старшей разновозрастной группы. Этот праздник позволяет детей легко и непринуждённо познакомить со сложнымии обрядами и традициями, проводимыми в ...

Внедрение элементов программы «Зелёный огонёк здоровья» (из опыта работы) Внедрение элементов программы «Зелёный огонёк здоровья» (из опыта работы)

Внедряя элементыпрограммы "Зелёный огонёк здоровья" формируем у маленького ребёнка интерес к своему личному здоровью, ответственность за себя....

Святки, святки - песни, игры да колядки!

Святочное развлечение для старшей группы....

Конспект занятия в 1 младшей группе по рисованию «Ёлочка зелёная в гости к нам пришла» Занятие по рисованию «Ёлочка зелёная в гости к нам пришла» (первая младшая группа)воспитатель НовоселоваЛ.В. Программное содержание. Учить детей передавать в рисовани

Конспект занятия в 1 младшей группе по рисованию «Ёлочка зелёная в гости к нам пришла»Занятие по рисованию «Ёлочка зелёная в гости к нам пришла»(первая младшая группа)воспитатель НовоселоваЛ.В. П...

Сценарий фольклорного развлечения "Зелёные святки"

Сценарий предназначен для разновозрастной группы от 5 до 7 лет. Без особой подготовки позволяет провести летнее развлечение, посвященное фольклорному празднику "Зеленые святки", содержит сти...

Тематическое занятие «Святки-колядки» для детей подготовительной группы «Святки-колядки»

Приобщение детей к русской культуре, знакомство с обрядом колядования на Руси....