Особенности музыкального воспитания в логопедическом детском саду
статья по музыке по теме

Особенности музыкального воспитания в работе с детьми имеющими общее недоразвитие речи (ОНР)

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Особенности музыкального воспитания в логопедическом детском саду

                 В дошкольном возрасте, когда выработка спокойной и плавной речи затруднена, руководящая роль музыки может иметь решающее значение.                                                                                                                                                                                                                                                                                    

            Легкость, с которой ребенок воспринимает музыку, и непосредственность этих восприятий, а так же способность его быстро и инстинктивно познавать содержание ее и простейшее средство выразительности облегчают нам задачу оздоровления речи.    

              Поэтому в логопедическом детском саду особенно важно уделять большое значение связи музыки и речи. Музыка всегда претендовала на особую роль в человеческом общении, в гармоничном развитии личности.

             Исследования известных ученых, педагогов, психологов показали, что музыка влияет на развитие памяти, мышления, воображения, повышает работоспособность и умственную активность мозга. Музыкой можно влиять на эмоциональное самочувствие человека. Бессмертные произведения Моцарта, Бетховена, Шуберта, Чайковского способны активизировать энергетические процессы организма и направлять их на физическое оздоровление. Таким образом мы видим, какое широкое влияние оказывает музыка на всестороннее развитие человека во всех областях: нравственной, эмоциональной, физической.

              Но главное, музыкой можно влиять на развитие человеческой речи. Наиболее благоприятного периода, чем детство, трудно представить.

              Поэтому при работе с детьми в логопедическом детском саду важно учитывать большую роль связи слова, движения и музыки во всех видов музыкальной деятельности.

Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь  общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких, как И.П.Павлов, А.А.Леонтьев, А.Р.Лурия. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища., рук., головы, подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.

Наряду, с музыкальным воспитанием, ведущимся по типовой  «Программе воспитания в детском саду» в логопедическом детском саду добавляется еще одно занятие – музыкально-логоритмическое (логоритмика).

Коррекционные задачи выполняются на всех занятиях: и на музыкальных и на музыкально-логоритмических. Но на музыкально-логоритмических эти задачи решаются более углублённо с помощью специально поободранных упражнений, этюдов, заданий, игр.

Поэтому средствами логопедической ритмики являются:

  1. ритмическая разминка,
  1. этюды и упражнения, направленные на развитие основных эмоций или мимики лица,
  2. игры с пальчиками,
  3. упражнения, направленные на развитие правильного дыхания,
  4. музыкально-речевые игры, направленные на развитие общей моторики, чувства ритма, воображение, выразительности жеста,
  5. различные виды самомассажа,
  6. а так же проводимые логопедом артикуляционная гимнастика, чистоговорки, фонетические упражнения и т.д.

Средства логопедической логоритмики можно представить как систему постепенно усложняющихся ритмических, логоритмических и музыкальных упражнений и заданий, лежащих в основе самостоятельной двигательной, музыкальной и речевой деятельности детей с речевой патологией.

Логоритмические средства приобретают свои специфические особенности в деле музыкального воспитания, но в основном они рассматриваются как лечебно-педагогический метод в логопедическом учреждении.

Немного подробнее хочется остановиться на значении развития чувства ритма для коррекции речи детей.

Одним из важнейших компонентов музыки, наших движений и даже нашей жизни является ритм. Ритмические рисунки можно встретить везде.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

           Чередование узоров на ткани – ритмический рисунок, чередование полосок на пешеходном переходе – ритмический рисунок, чередование дня и ночи – временной ритмический рисунок. И чередование этажей в доме, и чередование букв и слогов в слове, а слов – в предложении, и чередование месяцев в году и т.д. – и это все имеет свой, характерный только ему ритмический рисунок. «В ритме есть нечто волшебное; он заставляет нас верить, что возвышенное принадлежит нам.»(И.Гете).

           Всей нашей жизни присущ ритмический рисунок. А уж речь, движения или музыку без ритма представить себе просто не возможно.                  

 Поэтому, чувство ритма у детей дошкольного возраста необходимо развивать как можно раньше.

Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. Движения становятся более плавными, выразительными, ритмичными с помощью стихотворной ритмической речи вырабатываются правильный темп речи, ритм дыхания, речевая память. Стихотворная форма всегда привлекала детей свой живостью, эмоциональностью, без специальных установок настраивая детей на игру.

Ритм можно передать хлопками, шагами, бегом, поворотами туловища, взмахами рук и другими движениями. Используется отстукивание, отхлопывание ритмов, пропевание слов на заданный ритм. Все это служит цели развития чувства темпа и ритма. Для достижения этой цели можно использовать следующие музыкально-речевые игры:

  1. «Мелкий дождик моросит»,
  2. «Листья шуршат»,
  3. «В моем доме тишина»,
  4. «Спой песенку ладошками»,
  5. «Попробуй повтори»,
  6. «К нам гости пришли»,
  7. «Научи матрешек танцевать» и другие.

Так же хочется отметить, что когда в логопедическом детском саду существует тесная связь специалистов, т.е. логопеда, музыкального руководителя, воспитателя, то и результаты логопедической и логоритмической работы становятся эффективнее и достигаются быстрее. Логопед участвует в проведении логоритмических занятий, часто посещает музыкальные занятия, распределяет стихотворные тексты к утренникам, помогает с подбором словесного материала по возрастным группам. Музыкальный руководитель со своей стороны осуществляет подбор музыкального материала для проведения логопедических занятий, музыкально-речевых игр, пальчиковых игр, упражнений, направленных на развитие правильного дыхания и чувства ритма. Воспитатель продолжает и закрепляет эту работу в группе.

И в заключении хочется сказать о том, что дети любят музыкально-логоритмические занятия, всегда интересуются, когда они будут и с какими новыми играми и упражнениями познакомятся на занятии, будут ли играть в уже знакомые и любимые игры. Всё это говорит о систематичности, целостности и целенаправленности музыкально-логоритмических занятий.

           

                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальное воспитание в логопедическом детском саду.

В работе рассматриваются особенности развития детей с тяжелыми нарушениями речи. Представлены цель и задачи музыкального воспитания в речевом саду. Описаны особенности работы по всем видам музыкальной...

Задачи музыкального воспитания детей в детском саду.

Задачи музыкального воспитания детей  в детском саду.                                        ...

Статья. Развитие речи детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях в логопедическом детском саду.

Музыка, музыкаьлное воспитание оказывает большую помощь в коррекционной работе с детьми, имеющими речевую патологию. Под влиянием музыки, музыкальных упражнений и игр положительно развиваются психиеск...

Изучение особенностей экологического воспитания детей в детском саду

Целью экологического воспитания является:  Изучение особенностей экологического воспитания детей в детском саду  Наблюдая за детьми,  я стала замечать, что д...

Мастер-класс МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИГРЫ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОМ ДЕТСКОМ САДУ

Выступление с презентацией- мастер-класс "МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИГРЫ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОМ ДЕТСКОМ САДУ"...


 

Комментарии

Жалина Мария Александровна

Тема интересная.Работая с такими детьми вы наверное разработали свои конспекты занятий? Надеюсь увидеть их на сайте. Спасибо.
Шкурина Елена Валерьевна

Как хорошо иметь в детском саду грамотного специалиста,который понимает всю сложность работы с детьми, имеющими речевые нарушения.
Боброва Людмила Алексеевна

Мария Александровна, вы используете очень полезные упражнения для развития детей, страдающих нарушениями речи. Я в своей практике включаю еще в логоритмику упражнения на развитие внимания и пальчиковые игры. Они тоже благотворно влияют на развитие ребенка.