Консультация для воспитателей по руководству начальными видами музыкальной деятельности для детей до четырех лет
методическая разработка по музыке (младшая группа) по теме

 

Консультация для воспитателей по руководству начальными видами музыкальной деятельности для детей до четырех лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultaciya_dlya_vospitateley.doc102.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ  САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА  № 294

СЕВЕРО-ВОСТОЧНОГО ОКРУЖНОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

 ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

проезд Русанова, дом 15, строение 1, Москва,129323

E-mail: detsad294@mail.ru   dou294@yandex.ru 

телефон/факс: (499) 180-01-96; телефон: (499) 180-43-90

ОКПО 53759191, ОГРН 1027739893521, ИНН/КПП 7716199679/771601001


Консультация для воспитателей

 по руководству начальными видами музыкальной деятельности для детей до четырех лет.

 Музыкальный руководитель:

    Федотова С.В.

Москва, 2011

 Музыка — искусство, воздействующее на ребенка уже в первые месяцы его жизни.

        Непосредственное влияние ее на эмоциональную сферу способствует возникновению первоначальных действий, в которых можно видеть предпосылки к формированию в дальнейшем основных музыкальных способностей.

        Чтобы развитие детей в этапе направления совершалось успешно, необходимо организовать работу по музыкальному воспитанию с учетом особенностей музыки и возрастных возможностей детей.

        Содержанием музыкального воспитания детей от рождения до школьного возраста является вовлечение в разные виды музыкальной деятельности, формирование у них внимания, интереса к музыке, подготовка их к приобретению некоторых исполнительских навыков.

        Особо важным звеном в развитии всех видов художественной деятельности детей является формирование музыкально-сенсорных способностей.

         Разработан ряд заданий дидактического характера ( в игровой форме), выполняя которые надо вслушиваться; сравнивать и различать музыкальные звуки, воспроизводить их в певческих интонациях, ритмических движениях, игре на некоторых музыкальных инструментах. Наиболее простые из этих заданий дети могут выполнять уже в раннем возрасте.

         Упражнения, развивающие музыкально-сенсорные способности, группируются в зависимости от поставленной дидактической задачи.

Задания на различение высоты звука.

         В качестве первого задания на различение звуков, разных по высоте, для детей второго года жизни применяются озвученные игрушки: петушки (большой и маленький), кошка и котенок, медведь (большой и маленький), куклы и т. д.

         В конце второго и в течении третьего года жизни это задание выполняется с использованием детских музыкальных инструментов. Дети слушают и различают высокое и низкое звучание большого и маленького барабанов, бубнов (разных по цвету), колокольчиков, металлофона.

         Детям дают послушать звуки « до 1» и «до 2» октавы, одновременно показывая картинки с изображением большой и маленькой птицы или сопутствующих игрушек. При повторном воспроизведении этих звуков дети узнают, « какая птичка поет», указывая на картинку или игрушку.

         Трех-четырехлетние могут не только различать, но и сами воспроизводить контрастные звуки. Так, в музыкально-дидактической игре « Чей домик?» Е.Тиличеевой  ребенок подражает мяуканью кошки или котенка низкими или высокими звуками.

Задания на различение длительности звука.

         Они, так же как и предыдущие, строятся  на основе восприятия и воспроизведения детьми звуков разной длительности, связанных с каким-либо образным действием. Например, долгие удары по бубну могут означать игровой - «медведь идет», короткие - «зайчата прыгают».

         Дети второго года жизни только слушают как педагог действует с игрушками, одновременно отстукивая разные ритмы по бубну, по барабану.

         На третьем году их можно упражнять и в самостоятельном отстукивании контрастного равномерного ритма, связанного с игровым образом: «кошка крадется», « кошка бежит».

         На четвертом году жизни ребенку дается более сложное  задание в музыкально-дидактической игре «Кукла шагает и бегает» Е.Теличеевой, в которой, слушая музыку, он должен определить, что делает кукла, и выполнить с ней соответствующие движения.

Задание на различение звуков по тембру.

          Детей второго года жизни можно упражнять в различении тембровой окраски звуков, т. к. в их слуховом опыте уже имеются представления, связанные со звучанием разных инструментов (дудочка, металлофон). Эти задания вначале проводятся с использованием игрушек (котенок, петушок, корова), которые дети различают и угадывают по их голосам.

           Дети постарше подобные задания выполняют с музыкальными инструментами. Вначале они узнают более контрастные (дудочка-барабан, духовая гармоника-дудочка, металлофон-треугольник и т. д.) Если ребенок узнал по слуху, какой инструмент звучал, педагог предлагает ему поиграть на нем.

Задание на различение силы звука.

            Дети слушают, как педагог ударяет по пластинке металлофона: громко-тихо, падают капли дождя, идет сильный ливень, показывают руки при громкой музыке, прячут при тихой, хлопают в ладоши тихо-громко.

            Все перечисленные задания обеспечивают последовательное формирование музыкально-сенсорных способностей, необходимого звена в художественном развитии ребенка.

           Следует обратить внимание на то, что все задания строятся  таким образом, чтобы дети правильно воспринимали выразительность музыкального звука. Это позволяет в дальнейшем подойти к пониманию особенностей цельного музыкального образа.

          При ознакомлении детей с песней, пьесой...

педагог прежде всего стремится вызвать у них эмоциональный отклик,      соответствующий настроению произведения. Этому способствует выразительное исполнение и применение наглядных средств. Как показывает практика, в первые годы жизни наиболее эффективно использование с этой целью игрушек. Обычно педагог перед исполнением песни дает детям посмотреть игрушку, отмечая ее характерные особенности, созвучные музыкальному образу (птичка летает, чирикает, зайчик прыгает, машина быстро едет). Затем произведение исполняется 2-3 раза.

             Педагог, беседуя о содержании песни, выразительными интонациями своей речи стремится закрепить у детей эмоциональную настроенность. На последующих занятиях игрушку можно не показывать, если дети реагируют эмоционально.

              На втором году жизни педагог уже привлекает внимание детей к наиболее ярким особенностям музыкального произведения, вызывая у них интерес к изобразительным средствам. Так, форшлаги в верхнем регистре напоминают - чириканье птиц, арпеджированные аккорды на стаккато — лай собаки, глиссандо ассоциируется — с санками, летящими с горы. Дети, запомнив эти особенности, при повторном исполнении ждут их появления, запоминая таким образом и всю песню или пьесу.

               Следует активизировать детские певческие проявления. Важно, чтобы ребенок отвечал на пение педагога, воспроизводя вначале отдельные звуки. И только тогда, когда он научится петь целые фразы, можно перейти к формированию певческих навыков.

               Дети, подражая взрослому, обучаются протяжному, естественному пению, внятному и отчетливому произношению каждого слова.

               Более пристальное внимание следует уделять правильной передаче мелодии. Для этого педагог поет с детьми без инструментального сопровождения, вызывает петь индивидуально, проигрывает мелодию песни на фортепиано, приучая прислушиваться и подстраиваться.

               Игровые приемы и игрушки помогают вызвать у каждого ребенка живой интерес к предстоящим действиям. Например, предлагая детям угадать, про кого они будут петь песню, педагог показывает несколько игрушек, в том числе и ту, о которой поется в песне. Или, предлагая узнать мелодию, исполняет ее на разных музыкальных инструментах.

                С детьми этого возраста следует работать и над слаженным звучанием. Некоторые малыши поют отставая или опережая друг друга. Поэтому воспитатель, исполняя с ними песню, должен привлечь их внимание к тому, что надо петь дружно.

Развитие ритмических движений...

предполагает связь с музыкой, движения отражают особенности музыкального произведения. Предпосылкой этой деятельности должна стать элементарная ритмичность в действиях ребенка, связанных с музыкой (отдельные движения, совместные взрослого и малыша на первом году жизни)

                  В два-три года, дети активнее осваивают простейшие связи музыки и движения. Они могут почувствовать и передать в движении равномерный ритм, характер марша или пляски, начало и окончание пьесы, смену частей.                                                           Постепенно, двигаясь под музыку во время игр, плясок, упражнений (для них подбирается специальный репертуар), дети овладевают музыкально-ритмическими навыками.

                 В упражнениях осваиваются отдельные элементы: ритмичные хлопки, плясовые движения. Игры и пляски строятся на сопоставлении двух частей контрастного музыкального произведения. Например, звучит спокойная музыка — дети гуляют по залу, звучит веселая — останавливаются и хлопают.

                 Малыши второго года жизни часто нуждаются в показе. Затем некоторые из них начинают действовать совместно с педагогом, а наиболее активные по его указанию и самостоятельно.

                 Трехлетние могут узнавать музыку к игре, пляске, упражнению. После прослушивания пьесы их можно спросить: «Что надо делать?» Дети отвечают: «Плясать, ходить, прыгать.»Это позволяет им действовать осознанно, уверенно.

                  Уделяя такое внимание детям, грамотно распределяя вокальную и ритмическую нагрузку, наши воспитанники отправятся в школу с хорошим «музыкальным багажом» и никогда не будут безразличными к искусству!

Используемая литература:

  1. Теплов Б.М. « Проблема индивидуальных различий» - М., 1961г.
  2. Ветлугина Н.А, «Музыкальное развитие ребенка» - М., 1968г.
  3. «Эстетическое воспитание в детском саду» под редакцией Н.А.Ветлугиной, М.: Просвещение, 1985г., стр. 207.
  4. «Методика музыкального воспитания в детском саду», «Дошкольное воспитание» под редакцией Н.А.Ветлугиной, М., «Просвещение» 1989г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей по руководству начальными видами музыкальной деятельности для детей до четырех лет

Консультация для воспитателей по руководству начальными видами музыкальной деятельности для детей до четырех лет...

Консультация для воспитателей «Развитие интереса к музыкальной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с помощью музыкально-дидактических игр»

Консультация для воспитателей старшего дошкольбного возраста по развитию интереса у детей старшего дошкольного возраста с помощью музыкально-дидактических игр...

Консультация для воспитателей «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народной музыке через разные виды музыкальной деятельности»

Большие возможности погружения ребёнка в мир народной музыки открываются перед педагогами дошкольных учреждений. Ведь с давних пор педагогикой признавалось огромное воспитательное значение народного т...

Консультация для воспитателей : "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста и эмоционально-познавательной сферы через различные виды музыкальной деятельности".

Ребенок в творческой деятельности выявляет свое понимание окружающего и отношение к нему. Через продукт детского творчества есть возможность раскрыть внутренний мир ребенка....

Семинара для музыкальных руководителей ДОУ «Приобщение детей к музыкальному искусству через разные виды музыкальной деятельности»

Семинара для музыкальных руководителей ДОУ «Приобщение детей к музыкальному искусству через разные виды музыкальной деятельности» 22 марта 2018 года в МБДОУ № 4 прошел муниципальный с...