«Символика фольклора» (аналитический обзор традиционных народных песен)
методическая разработка по музыке (старшая группа) по теме

Народная педагогика. А что это такое? Это тот механизм, который развивает в человеке способность жить в мире и согласии  с собой и окружающим миром.
Она возникла от осознания своей ответственности за жизнь и судьбу идущего им на смену поколения.
Обществу необходима система воспроизводства национальной культуры, познания культурного кода в условиях современного мира с его засильем развлекательной  музыки, кино, усиливающейся коммерциализацией искусства.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ilyushkina_v._v._no1.doc50.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД №6»

 «Символика  фольклора»

(аналитический обзор традиционных народных песен)

                        Выполнила

                                                                       Педагог дополнительного образования

                                                                        ИЛЮШКИНА ВЕРА  ВИКТОРОВНА

2011 год

«Народ без народности – тело без души»

К.Д. Ушинский

Народная педагогика. А что это такое? Это тот механизм, который развивает в человеке способность жить в мире и согласии  с собой и окружающим миром.

Она возникла от осознания своей ответственности за жизнь и судьбу идущего им на смену поколения.

                  «Воспитание   существует  в   русском народе  столько  же  веков, сколько существует сам народ».      (К.Д. Ушинский).

Первым педагогическим произведением у человечества была колыбельная песня.  Её прямая функция – успокоить, убаюкать ребёнка.  Мудрый народ, не знакомый с основами психологии, понял, что сделать это можно не удалой песней, а тихой, монотонной, умиротворяющей мелодией.  Материнские чувства подсказали содержание, а мечты видеть своё дитя добрым, справедливым, красивым духовно и физически высказываются такими, нежными, идущими  от любящего сердца словами, что придают колыбельной песне ни с чем несравнимую силу.

                                Баю, баю, зыбаю,

Отец ушёл за рыбою.

Мать ушла пелёнки мыть,

Дедушка дрова рубить

А бабушка – уху варить,

Тебя, Славочка, кормить.

Логическим продолжением песен являются пестушки и потешки. Термин «Пестун был равнозначен более позднему слову «воспитатель». Он встречается на страницах летописей.

Особенности потешек – это быстрый ритм, шуточно-юмористическое содержание, связянные с движениями детей -  протягиванием рук, первыми шагами. Но помимо радости и удовольствия, которые несут эти короткие стихи, они одновременно содержат «уроки» жизни, причём уроки ненавязчивые, простые, занимательные.  

Пестушки «Сорока, сорока», идёт коза рогатая», «Ладушки» используются и сегодня.

На смену пестушкам и потешкамв в 3-4 года приходят прибаутки – маленькие смешные сказочки, рассказы или выражения, придающие речи юмористический оттенок. Характерным примером служит известная прибаутка

                                        Тили, тили, тили бом!

Загорелся кошкин дом.

На мир и жизнь каждого существа, выведенного в прибаутках (птица, зверь, насекомое), были перенесены людские связи и отношения. Здесь ясно выступают  те человеческие качества, которые либо одобряются, либо порицаются обществом.

Особый вид прибауток – небылицы и перевёртыши.  Это прекрасное средство для воспитания и развития чувства юмора, пища для детской души, удовлетворяющая потребность ребёнка в смехе, веселье, радости.

                                        Как петух в печи пироги печёт,

Кошка на окошке рубаху шьёт.

Поросёнок в ступе горох толчёт,

Уточка в сапожках избу метёт.

Ребёнок подрастает и к 5-6 годам перед ним стоит задача войти, закрепиться и утвердиться в среде сверстников. Здесь он овладевает способами самовыражения, что естественно влияет на становление его  самооценки, самоконтроля. Известное средство народной педагогики – игра, а  в игре  - считалка, помогающая воспитывать привычку к безусловному подчинению общепринятым нормам и правилам.

                                        Тара-бара,  домой пора,

Коров доить, тебе водить!        

Наименее известные в детской среде – песенки-заклички. Они были приурочены не только к какому-то празднику, но и исполнялись в случаях, когда был нужен дождь, или наоборот, требовалось вёдро.

                                        Солнышко, снарядись!

Красное,  покажись!

Выйди из-за тучи,

Дам орехов кучу.

Народная мудрость выработала способы выхода отрицательных эмоций ребёнка в слове,  а именно -  в дразнилках. 

За что дразнили чаще всего? За неряшливость, нечестность, несобранность, болтливость, обидчивость, обжорство.

                                Агашка – грязная рубашка!

                                ************************

                                Стёпка – растрёпка!

                                *************************

                                Мишка-медведь, научи меня реветь!

Быстрый, удачный ответ на дразнилку помогал ребёнку пережить чувство обиды, впредь быть предусмотрительным и стараться не попасть в подобную неприятную ситуацию.

                                Была бы я (был бы я),

Да очередь твоя.

Дразнилка формирует открытость при выяснении отношений, прямоту в осуждении недостойного поведения.

Обществу необходима система воспроизводства национальной культуры, познания культурного кода в условиях современного мира с его засильем развлекательной  музыки, кино, усиливающейся коммерциализацией искусства.


АНАЛИЗ   НАРОДНЫХ   ПЕСЕН

Регион

Жанр

Содержание

Символ

Бытовое и сценическое назначение

Влияние на формирование личности

МЕДИУМ

Шуточная Хороводная

«Как на тоненький ледок…»

Как на тоненький ледок

Выпал беленький снежок.

Зимняя природа

Драматизация

Разыгрываем сюжет песни с помощью жестикуляции, мимики.

Отметить ласковые слова о природе:  ледок, снежок

Забота о ближнем, чуткость

Формирование коммуникативных навыков, пластика движений

Игровая

Трудовая

«Во кузнице»

Во ку…, во кузнице,

Во ку…, во кузнице,

Во кузнице молодые кузнецы,

Во кузнице молодые кузнецы…

Весёлые кузнецы

Кузнечное ремесло

Инсценирование,

Номер в концерте

Импровизация с использованием русских ударных инструментов

Воспитание активности, ловкости, удальства

Формирование любви к творческому ремеслу кузнеца

Масленичная

Плясовая

Блины

Мы давно блинов не ели,

Мы блиночков захотели

Блины

Традиция праздника масленицы

Пляска с солистами,

Сопровождение пения рефрена игрой на народных ударных инструментах

Формирование трудолюбия, хозяйственности, гостеприимсства

Лирическая

Хороводная

Ах, улица, улица широкая

Ах, улица, улица широкая,

Травушка-муравушка зелёная

Молодая берёзка

Семик – зелёные святки

Хоровод с элементами пляски,

Номер в концерте

Формирование внутренней культуры

Понимание традиций своего народа



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

обобщение опыта работы по теме: "Приобщение старших дошкольников к традиционной народной культуре посредством народных праздников"народной куль

Учитывая значимость данного опыта для развития личности ребенка, автор пришел к пониманию необходимости организовать работу по приобщению дошкольников к традиционной народной культуре в соответствии с...

«Приобщение старших дошкольников к традиционной народной культуре посредствам народных праздников»

«Приобщение старших дошкольников  к традиционнойнародной культуре посредствам народных праздников»...

Мастер класс "Приобщение детей к народной культуре посредством изготовления традиционной народной куклы Веснянка"

Восстановить и передать умение делать национальные куклы, пробудить интерес к народным традициям и обрядам....

Консультация для воспитателей "Традиционная народная кукла. Применение традиционной куклы в совместной деятельности с детьми дошкольного возраста"

Данная консультация для воспитателей содержит информационный материал по традиционной народной кукле и возможности ее использования при работе с детьми....

План мероприятий по приобщению старших дошкольников к традиционной народной культуре посредством народных праздников

тематическое планирование по приобщению старших дошкольников к традиционной культуре посредством народных праздников...

Аналитический обзор методического обеспечения программ подготовки детей к обучению грамоте.

Подготовка детей к обучению грамоте занимает особое место в развитии детской речи, в становлении осознанности, преднамеренности и произвольности детской речи. Интерес детей к чтению и социальный заказ...

Практикум «Приобщение воспитанников ДОО к истокам русской национальной культуры посредством русских народных песен, народных игр».

laquo;Приобщение воспитанников ДОО к истокам русской национальной культуры  посредством русских народных песен, народных игр»....