Учебное пособие "Интегрированные тематические занятия образовательной области «Музыка»
материал по музыке по теме

Интеграция – одно из важнейших и перспективнейших методологических направлений становления современного образования. Собственно «интеграция” означает “объединение нескольких учебных предметов в один, в котором научные понятия связаны общим смыслом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchebnoe_posobie.docx16.85 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Учебное пособие

«Интегрированные тематические занятия образовательной области «Музыка»

Интеграция – одно из важнейших и перспективнейших методологических направлений становления современного образования. Собственно «интеграция” означает “объединение нескольких учебных предметов в один, в котором научные понятия связаны общим смыслом.

Интеграция – системное образование, объединяющее: интеграцию – процесс;  интеграцию – результат, отражающую момент фиксации получения в ходе осуществления интеграционного процесса определённого интегрального “продукта” и в целом понимаемую как процесс становления целостности, связанной с обменом идеями, понятиями, методами, взаимопроникновением структурных элементов различных областей знаний, расширению эвристических и познавательных способностей (Н.С. Асимов, А. Турсунов, А.С. Белкин, Н.К. Чапаев, И.П. Яковлев). Интеграция ведет к обобщению и уплотнению, унификации и росту информационной емкости знания; связана с взаимопроникновением структурных элементов различных областей и сопровождается ростом их обобщенности и комплексности, уплотненности и организованности.          Механизмом интеграции является образ, созданный средствами разных видов искусства и создаваемый детьми в разных видах их деятельности. в музыке – мелодия, ритм, гармония, динамика, интонация и др.в изобразительной деятельности – рисунок (форма, объем, пропорции, поза, соотношение предметов в общей композиции по величине), аппликация (форма, цвет, композиция) и др. в литературе средство выразительности – слово (образные определения, эпитеты, сравнения, ритм, метафоры);

Интеграция разных видов искусства и музыкальной деятельности в эстетическом воспитании детей основывается на познании ребенком выразительных средств каждого вида искусства и постепенном понимании того, что образ одного и того же объекта, явления в разных видах искусства создается специфическими для того или иного вида искусства средствами.

Сажина выделяет следующие требования к структуре интегрированных занятий:

  1. четкость,
  2. компактность,
  3. сжатость учебного материала;
  4. продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала разделов программы на каждом занятии;
  5. взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемых предметов на каждом этапе занятия;
  6. большая информативная ёмкость учебного материала, используемого на занятии;
  7. систематичность и доступность изложения материала;
  8. необходимость соблюдения временных рамок занятия.

На основе теоретических положений я разработала свою структуру проведения таких занятий. Занятие начинается с ведущего вида деятельности, в нашем случае это – музыка, а изобразительная деятельность, театр и развитие речи – вспомогательные.

 Вводная часть. Создается проблемная ситуация, стимулирующая активность детей к поиску её решения.

Основная часть. Детям даются новые знания, необходимые для решения этого вопроса на основе содержания разных видов деятельности с опорой на наглядность. Параллельно идёт работа по обогащению и активизации словаря.

Заключительная часть. Детям предлагается любая практическая работа на закрепление полученной информации или актуализации ранее усвоенной.

Интегрированные занятия, проводимые в системе, эффективны, дают высокие результаты, повышают продуктивную деятельность детей. С их помощью успешно решаются следующие задачи развития музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста:

  1. воспитание интереса к музыке путём развития музыкальной восприимчивости, музыкального слуха, которые помогают ребёнку почувствовать и осмыслить содержание услышанных произведений;
  2. развитие эмоциональной отзывчивости и выразительности движений;
  3. развитие творческой активности во всех доступных детям видах музыкальной деятельности: передача характерных образов в играх и хороводах; использование выученных танцевальных движений в новых, самостоятельно найденных сочетаниях; импровизация маленьких песен, попевок;
  4. Формирование самостоятельности, инициативы и стремления применять выученный репертуар в повседневной жизни, музицировать, петь и танцевать.

Интегрированные занятия дают возможность использовать в различных сочетаниях много интересных и действенных приёмов обучения детей.                Таким образом, в заключении  хочется дать  методические рекомендации для успешного проведения интегрированных занятий.

  1. Систематическое проведение таких занятий

2.Увлеченность педагога и осознанность им важности проблемы

     3.Вынашивание замысла, в процессе которого идет дальнейшая разработка    содержания.

   4.Подбор необходимого технического и дидактического оснащения

Литература

  1. Васюкова Н., Чехонина О. Интеграция содержания образования через планирование педагогической деятельности/\ Детский сад от А до Я.2004.№6
  2. Рубан Т., статья «Дети рисуют музыку» журнал «Музыкальный руководитель» №3 2005 год стр.10
  3. Сажина С.Д. Технология интегрированного занятия в ДОУ: методическое пособие.- ТЦ Сфера,2008
  4. Штанько И.В. Воспитание искусством в детском саду: интегрированный подход: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное занятие (образовательная область "Музыка" и "Познание") "Из чего наш мир состоит"

Данное занятие  расширяет знания детей о России, её символах, о нашей стлице Москве; учит детей сопоставлять русские народные сказки с жизненными ситуациями. Расширяет кругозор....

доклад на тему «Развитие музыкально-творческих способностей старших дошкольников в процессе интегрированных занятий образовательной области «Музыка»

В практике моей работы большое место отведено интегрированным занятиям, в которых развитие музыкально-творческих способностей реализуется интеграцией образовательных областей....

Рабочая учебная программа по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения на 2012-2013 учебный год. Образовательная область «Музыка» для детей дошкольного возраста (2-7 лет)

Рабочая учебная программа отвечает требованиям Государственного стандарта и возрастным особенностям детей. Программа разработана с учетом дидактических принципов - их развивающего обучения, псих...

«Зимняя фантазия» интенгрированое занятие образовательная область «Музыка» (подготовительная группа)

Музыкальное занятие со здоровьесберегающими технологиями; интегрированное....

Рабочая учебная программа по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения на 2014-2015 учебный год. Образовательная область «Музыка».

Рабочая учебная программа по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения на 2014-2015 учебный год.  Образовательная область «Музыка» ...

Годовой план учебно-воспитательной работы в образовательной области «Музыка» на 2013-2014 г.

Цели и задачи, разбивка по месяцам воспитательных мероприятий...

Рабочая программа по реализации основной образовательной программы МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 76 » образовательная область «Музыка» на период 2017-2018 учебный год музыкального руководителя Закировой Венеры Мидхатовны

Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС, Приказ от 17 октября 2013 г. N 1155, Концепцией СанПиН от  30.07.2013г.)...