Опыт работы
методическая разработка по музыке (старшая группа) на тему

Тимонова Оксана Николаевна

Танец это музыкально-пластическое искусство, которое имеет большое значение для всестороннего развития личности. В танцах заключается большие возможности умственного, эстетического и нравственного воспитания детей, развития их координации движений рук и ног, пластики исполнения, грациозности, гибкости. Поэтому проблема развития творчества посредством танца,  над которой я работаю, актуальна и соответствует потребностям детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty.doc161.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тимонова Оксана Николаевна

Управление образования администрации муниципального

района «Город Старый Оскол и Старооскольский район»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 10 «Светлячок» - Центр развития ребенка

   

«Развитие творческих способностей детей 5-7 лет посредством танца»

                                                                     Автор опыта:

                              Тимонова Оксана Николаевна

Педагог дополнительного образования

                                                                   муниципального дошкольного      

образовательного учреждения        

                                                                 детского сада № 10 «Светлячок» -    

                                                                                 Центр развития ребенка

                       

 

Старый Оскол

Содержание:

1.Информация об опыте на тему «Развитие творческих способностей

 детей  5-7 лет посредством танца»………………………………………3

2.Технология опыта………………………………………………………..7

3.Результативность опыта………………………………………………...

 

4.Библиографический список……………………………………………

5.Рецензия на опыт……………………………………………………….

6. Приложение……………………………………………………………

 

Информация об опыте.

            В течении последних трех лет я провожу исследовательскую работу по теме «Развитие творческих способностей детей 5-7 лет посредством танца».Я, Тимонова Оксана Николаевна, свою педагогическую деятельность осуществляю в муниципальном дошкольном образовательном учреждении детском саду №10 «Светлячок»-Центр развития ребенка. В нашем учреждении функционируют 12 групп. Я работаю во всех возрастных группах детского сада хореографом. Имею вторую квалификационную категорию.

             Изучение проблемы развития творческих способностей детей 5-7 лет посредством танца актуально в связи с тем, что главное условие прогрессивного развития общества-человек, способный к творческому созиданию.

             Создавшаяся сегодня социально-экономическая ситуация не позволяет поднять на должную высоту культурный уровень развития общества, развития творческой личности человека. В настоящее время культурное наследие утратило свою ценность, обнищал духовный мир людей. Мои наблюдения показывают, что у современного ребенка ослабло стремление к творческому проявлению. Поэтому возникает целый ряд противоречий:

              - игровая среда, которая окружает детей дома, ограничивается развлекательными в основном только развлекательными игрушками. Только некоторые родители создают дома все условия для развития творческих  танцевальных способностей  детей, большинство же родителей полагают, что никакое творчество их детям  не нужно, в жизни оно не пригодится;

             -  возрастает количество публикаций по танцевальной культуре, журналов, книг по развитию музыкально-двигательного творчества в танце, но в то же время наблюдаются поверхностные знания, слабый уровень развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста;

              -  повышено внимание общественности к воспитанию творческой личности современного человека, но отсутствуют телепередачи которые творчески развивали бы ребенка.

                Творческий потенциал детей зависит от той базы знаний, которые они приобретают в дошкольных образовательных учреждениях. Коллектив нашего детского сада проводит работу по выстраиванию сотрудничества взрослых с детьми и детей со сверстниками на основе межличностного диалога, формирования детского сообщества, создание условий для активной деятельности каждого ребенка, а так же и танцевальному развитию детей. Танцевальное искусство, как действенное средство художественно-эстетического искусства формирует творческие качества личности.

          Танец это музыкально-пластическое искусство, которое имеет большое значение для всестороннего развития личности. В танцах заключается большие возможности умственного, эстетического и нравственного воспитания детей, развития их координации движений рук и ног, пластики исполнения, грациозности, гибкости. Поэтому проблема развития творчества посредством танца,  над которой я работаю, актуальна и соответствует потребностям детского сада.

             Основная идея опыта работы - развитие творческих способностей детей посредством танца. Танцевальная композиция доступный вид деятельности для детей, способ переработки полученных знаний, впечатлений. В танцах  проявляются особенности мышления и воображения ребёнка, его эмоциональность, активность,  развивающая потребность в движении и общении. Танец – является двигателем творчества, активной деятельности, самовыражения.

              Дошкольный возраст благоприятен  тем, что в это время легко стимулировать детскую любознательность и естественный интерес к

танцевальной деятельности: танцу, легко затронуть чувства, развивать фантазию, повлиять на формирование ценностных ориентиров. Знакомство

детей с различными танцами позволяет не только расширить кругозор, но и

дают возможность экспериментировать и создавать самому, творить. Связь

танцевальных композиций с музыкально-ритмической деятельностью,

способствует формированию у детей более глубоких знаний, развивает воображение, музыкальность и ритмичность, помогает усвоить различные комбинации движений, рисунки танца. Танец, как любой вид искусства имеет собственный выразительный язык, который в силу своей образной условности органично сочетается с условным языком музыки. Чтобы

разучить и поставить танец надо самому быть эмоциональным, придумывать и изменять, импровизировать под музыку, выражать свое отношение,

переживая при этом чувство восторга и удовольствие.

               Главное в моей деятельности – это совместное танцевальное творчество с детьми. Детское танцевальное творчество – это отражение впечатлений, полученных в жизни, выражение своего отношения к образно-

му исполнению, полет мысли, сила воображения, опирающегося на опыт и знания. Творчество детей проявляется в развитии способностей к замыслу и его реализации, в умении комбинировать свои знания, представления, в

искренней  передачи своих мыслей, переживаний, чувств.

                 Развитие творческих способностей в хореографической деятельности современные учёные рассматривают как деятельность высшего уровня познания и преобразования окружающего мира (природного и социального). Основной показатель детского творчества субъективность новизны открытий. Творческая деятельность дошкольников отличается эмоциональной включенностью, стремлением искать и много раз опробовать

различные решения, получая от этого особые удовольствия подчас гораздо больше, чем от достижения конечного результата. Увлёкшись поиском,  дети обязательно закончат его положительным результатом.

                 В своей исследовательской деятельности я опиралась на труды

таких авторов, как  Е.В.Горшкова «От жеста к танцу», С.Л.Слуцкая «Танцевальная мозаика», А.В.Буренина «Ритмическая мозаика», О.А.Апраскина «Музыка в воспитании творческой личности». По их мнению, необходимо как можно раньше побуждать детей к творчеству,

развивать творческие способности в процессе обучения. Отличительной

чертой этих программ является их продуктивная направленность, то есть

направленность на формирование у детей способностей к танцевальному творчеству. Методика занятий по танцевальному творчеству , предусмотренная в этих программах, отличается значительной новизной.

Знакомство с этими программами привело меня к мысли о необходимости комбинировать их для более успешного решения основной задачи моей работы – развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Для развития творчества наиболее благоприятным является танец. Благодаря своим особенностям танец активно воздействует на развитие воображения, которое лежит в основе любого вида творчества. Необходимое условие танцевального творчества – накопление опыта в танце, овладение навыками, замысел, умение комбинировать свои знания и представления,

передавать свои мысли и чувства, переживания, первичная установка (измени, придумай, сочини) в творческой деятельности.

                 Хореографическое искусство обладает большим потенциалом

эмоционального, психологического, социального воздействия. Оно способно

оказывать мощное влияние на развитие личностных качеств, которые могут быть сформированы в совместной танцевально – творческой деятельности.

К ним относятся способность к самостоятельности, инициативе, творчеству, умение сотрудничать и взаимодействовать.

                  Основной идеей моего исследования является системное развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, воспитание

любви и интереса  ко всем видам танцевально-творческой деятельности.

Мною были определены основные принципы, которые легли в основу исследования:

  1. Принцип целенаправленности.

    Я учитываю, что цели и задачи данной работы могут быть достигнуты

    только тогда, когда будут созданы все необходимые условия  для

    развития танцевально-творческих способностей.

  1. Принцип систематичности и последовательности.

     Работу по развитию танцевального творчества  веду в определённой

     системе и последовательности. Исследование провожу поэтапно :

          первый этап – накопление впечатлений

          второй этап – спонтанное выражение творческого начала

          третий этап – поиск творческих решений

          четвертый этап – самостоятельная деятельность детей

          пятый этап – индивидуальное и коллективное творчество.

  1. Принцип доступности.

     Я использую различные формы и методы работы с детьми, провожу

    интегрированные занятия, использую ритмические игры,

    дидактический материал, танцевальные миниатюры и т. д.

  1. Принцип воспитывающего и развивающего обучения.

    Я стараюсь правильно определять ведущие цели обучения:

    познавательную, воспитательную, развивающую; формирую у

    дошкольников интерес к различным видам танцевальной деятельности,

    развиваю творческие способности.

  1. Принцип адаптивности.

      Методы творческого развития детей в танцевальной деятельности

      применяю в зависимости от индивидуальных особенностей и

      возможностей каждого ребенка.

  1. Принцип прочности.

      Я стремилась эффективно  реализовать требования выше

      перечисленных принципов, повторять и закреплять полученные

      знания, формировать умения и навыки, применять их на практике.

                   Все выше перечисленные положения ведущих принципов обучения и воспитания являются стержневой основой моей педагогической технологии. Этапы формирования и воплощения замысла в танцевальной деятельности. Накопление и уточнение представлений об окружающей жизни путем организации телепередач, слушания музыки, чтения книг. Осознание будущего содержания танцевального образа, танца.

Технология опыта.

           Целью данной работы является формирование творческой личности

 дошкольника, развитие природных задатков, творческих способностей на основе хореографии, то есть танцевального творчества.

            Для достижения цели я  определила следующие задачи:

  1. Развивать творческое воображение посредством музыкальных образов.
  2. Побуждать детей выражать свои впечатления в танцевально-творческой деятельности.
  3. Развивать природную способность детей к танцевальному искусству.
  4. Побуждать дошкольников к различным проявлениям творчества, через импровизацию в танце.
  5. Создавать в танце предпосылки к формированию творческого мышления.
  6. Приобщать родителей к совместной танцевально-творческой деятельности, через занятия, праздники, развлечения.

Перед тем как приступить  к планированию работы, мною была

 проведена диагностика и анкетирование родителей. Исходя из данных диагностики, и для успешного осуществления цели составила перспективный план работы по развитию креативных способностей у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по хореографии( приложение № 1), который включает в себя использование музыкально - танцевального и игрового творчества. Это даёт возможность детям творчески проявлять себя в танцевальных и пантомимических импровизациях, танцевальных упражне-

ниях и этюдах ,сюжетных танцах, образных перевоплощениях и танцевальных спектаклях.

               Танцевальное творчество – это умение детей импровизировать под различные мелодии, комбинировать из знакомых танцев различные элементы, комбинации шагов в новые танцевальные композиции.  Простейшие элементы пантомимы, доступные для детского исполнения использованы в художественно-пластической деятельности дошкольников и в частности – танцах. В своей работе я придаю большое значение танцевальной и пантомимической импровизации, так как танцевальное творчество создаётся в этюдах, а этюды – естественное продолжение линии обучения детей языку танцевальных и пантомимических движений. Понимаю, что умение творить, самостоятельно искать различные образы и элементы для дошкольников непросто. Формируя у детей танцевальный вкус и развивая умение создавать свои импровизации, учу критически их оценивать. Только хорошее овладение этими навыками побуждают дошкольников к свободе самовыражения, к творчеству. Учитывая , что творческие способности детей индивидуальны, стараюсь создать наилучшие условия для самовыражения каждому своему воспитаннику, поддержать неуверенного в себе, остановить тех, кто высмеивает неудавшийся  опыт товарища. И даже если танцевальная импровизация примитивна и неинтересна, доброжелательно  уверяю маленького исполнителя, что стоит ещё немного поработать и придет успех.

Наилучшим условием для самовыражения в танце является импровизация. Работа над импровизацией детей веду поэтапно, на первом этапе, использую занятия по пантомимике. Дети с удовольствием повторяют и исполняют различные задания: «Прошу – не надо», «Давай дружить», в упражнении «Баю, баю» музыка Римского – Корсакова, предлагаю детям представить, что на руках у каждого лежит кукла, которую надо укачать. Обращаю внимание на то, чтобы взгляд ребёнка был направлен на лицо воображаемой кукле, также на то, что качание с ноги на ногу должно быть мягким,  без толчков (что бы не разбудить «куклу»).

На втором этапе нацеливаю детей на создание своих танцевальных этюдов. Этюды – это естественное продолжение линии обучения детей языку пантомимических и танцевальных движений, это такие этюды как «Ветер ветерок», «Игра с куклой», «Одуванчики». В этюде «Игра с водой» музыка Ф. Шуберта в начале дети слушают музыку, я спрашиваю у них: « о чем может рассказывать музыка?», выслушиваю их предложения.

«Послушайте ребята, какую сказку рассказала мне эта музыка. И знайте, что участниками этой сказки можем стать и мы с вами (предлагаю детям стать врассыпную лицом ко мне). Однажды погожим утром мы пошли гулять. Солнце светит (поднять голову вверх, слегка зажмурить глаза). Почувствуйте на лице тепло солнечных лучей. Воздух свежий (вздохнуть полной грудью). Но становится жарче (начинаем обмахиваться руками) и вот мы вышли на берег реки. Подошли к краю берега (сделали несколько шагов вперёд). Опустились на колени и погрузили руки в воду. Почувствуйте, какая прохладная, приятная вода, она струится, журчит между пальцам, так и хочется с ней поиграть». Звучит музыка, исполняем первую часть этюда «Игра с водой», обращаю внимание на мягкость рук, движение кистей, направленность взгляда на руки, соотнесение движений с музыкой.

В качестве приёма предлагаю детям послушать музыку с закрытыми глазами и представить, когда руки опускаются вниз, когда поднимаются вверх и т.д. Затем дети пытаются самостоятельно выполнить этюд под музыку. Работу над этюдами, импровизациями веду на протяжении нескольких занятий, усложняя при этом задания для детей.

На третьем этапе, учу детей сочинять импровизации на заданную тему, например, «Платочек» (русская народная мелодия) после прослушивания музыки дети придумывают движения (хороводный шаг, приставной шаг и т.д.), а затем совместно мы объединяем их в простейший рисунок. Я обращаю своё внимание, на выразительность исполнения постепенно подготавливая детей к постановке танца.  

        Работа над танцевальным творчеством начинается с простых импровизаций, дети придумывают не только отдельные движения, соответствующие характеру музыки, но и целые композиции и сюжеты. Важно обращать внимание на выразительность танцевальных импровизаций, постепенно подготавливать детей к развернутой композиции. Дошкольникам очень нравится, что они могут сами сочинять движения, пляски, проявляя при этом все большую активность. Прослушав музыку того или иного жанра

Дети с удовольствием сочиняют польку или вальс.

Преобладающий вид деятельности в моей работе это постановка различных танцев. В зависимости от композиционного построения, использования выразительной лексики и образного содержания детские танцы делятся на следующие разновидности:

  1. сюжетно-характерный танец во всех его разновидностях (его часто называют сюжетно-танцевальной миниатюрой);
  2. элементы классического танца (соединяющие в себе пластичность исполнения с различными акробатическими и пластическими этюдами);
  3. массовый детский танец;
  4. ритмические танцы;
  5. спортивные танцы (тематического характера);
  6. элементы народного танца.

      Одним из наиболее распространенных детских танцев является сюжетный танец – в котором основным элементом композиции является сюжет. Сюжет в танце – это последовательность изображаемых событий, происходящих в определённой ситуации. Первоначально обучение приёмам образного перевооплащения провожу на материале этюдов, каждый из которых предназначен для работы над образом «кошка», «лиса», «щенок» и другие. От этюдов перехожу к небольшим сюжетным танцам, где взаимодействуют разно-характерные персонажи, например «Красная шапочка и серый волк», «Морячка», «Цыганочка», «Гусары на балу»и другие (Приложение № 2).

Процесс разучивания музыкально-ритмических композиций основан на сотрудничестве детей и взрослого, поэтому я выбираю наиболее оптимальную форму обучения это игровое общение с детьми. При этом и сама стремлюсь получить удовлетворение от музыки, движений, от общения с детьми. Такой мой настрой способствует эмоциональному «заражению», установление тёплой, дружественной атмосферы на занятиях, снятию психологических комплексов, чувства неуверенности. Когда я предлагаю детям новый материал, стараюсь их новой композицией, стараюсь сконцентрировать их внимание, активизирую детей с учётом индивидуальных особенностей.

При постановке музыкально-ритмической композиции «Три поросёнка», детям предлагаю загадку

Нужен дом для трёх друзей,

Чтобы было им теплей,        

Быстро принялись за дело,

Строим быстро и умело,

Раз-два-три и всё готово,

Приходите в дом наш новый!

 Далее спрашиваю детей, кто их приглашает к себе на новоселье, и затем предлагаю вместе с поросятами исполнить весёлую пляску. Активизация внимания достигается за счет выполнения движений по показу. В процессе

подражания дети следят за моим показом  и стараются отразить мои действия в движении. Темп и ритм движений, их последовательность, а так же харак-тер исполнения подчинены показу и звучанию музыки. Я у детей тренирую скорость переключения движений, формирую навыки и умения,  развиваю слуховое восприятие, все виды памяти (двигательная, зрительная, слуховая). Полисенсорная основа (вижу, слышу, чувствую) способствует более эффективному и прочному усвоению материала и гармоничному развитию ребенка. Переход к самостоятельности от подражания требует включения самоконтроля, волевых усилий, быстроты реакции, психологической  раскрепощенности. Из моего опыта работы на первых занятиях не все дети  могут сразу импровизировать, некоторым нужно время, чтобы привыкнуть к музыке, обдумать движения. Я подбадриваю детей, стараюсь стимулировать творческую активность, подбираю образные сравнения, характеризующие игровой образ, внушаю уверенность в собственных силах. В процессе наблюдения за детьми на занятии, определяю те виды упражнений, которые вызывают у детей затруднения. Их сразу же показываю в медленном темпе под счет, использую приемы словесного объяснения в сочетании с музыкой. А затем снова предлагаю детям исполнить всю композицию от начала до конца. Если некоторые сложные движения совсем не получаются у детей, то их заменяю  более простыми.

        При анализе работы детей я оцениваю характер движений, отражающих музыкально-игровой образ,  и показываю приёмы, облегчающие детям осво-ение упражнений. Предлагаю дошкольникам танцевальные композиции, требующие разных установок, и перевоплощения в различные образы. При постановке композиции «Танц-Класс» я играю в артистов балета, при исполнении композиции «Голубая вода» включаю игру-воображение, представление образов природы, ощущения дыхания  ветра, плеска голубой воды. И совсем иную установку делаю на исполнение композиции «Песенка о ремонте» - это обыгрывание ситуации «весело, дружно и энергично делаем ремонт».

        Работа  хореографом много лет, я сделала выводы, что освоение  детьми танцевальных композиций происходит в течение двух-трёх недель. При этом я не ставлю задачу абсолютно точного и синхронного исполнения движений. Дети двигаются кто как может, главное, чтобы с удовольствием.

Работая в системе с различными педагогами (воспитатели, музыкальные руководители, инструктор по физической культуре, руководитель ИЗО), я даю рекомендации по закреплению танцевальных композиций в разных ситуациях (на зарядке, на занятиях, между занятиями, на прогулке и т.д.). Постепенно осваиваются отдельные элементы различных видов движений, опираясь на которые я ставлю танцы индивидуально или с подгруппой детей, но в этом случае, я акцентирую внимание на качестве, выразительности движений.

         Занятия провожу в игровой форме. Например, в игровом занятии «Веселые музыканты» детям было занимательно и интересно творчески обыгрывать различные задания и упражнения (Приложение № 3). В игровом занятии «Городок игрушек» (Приложение № 4), «Путешествие в Играй -

 город» (Приложение №5),я сама сыграла роль хозяйки города игрушек, в ходе занятия дети сами придумывали разнообразные творческие задания, например «тряпичные и деревянные куклы», умение изображать кукол. Все задания отличались выдумкой и фантазией. Благодаря игровой ситуации, я предлагаю ребенку «Мы на воздухе играли», «одуванчик» и другие, дети проявляют свои творческие фантазии.        

        При проведении комплексных занятий «В гостях у трех поросят» (Приложение № 6), «Приходи сказка» (Приложение № 7) дети путешествовали по разным  музыкальным сказкам, выполняли разные танцевально – ритмические гимнастики, самостоятельно импровизировали и придумывали свои танцы на музыку которую рисовали. Соединение живописи, живого слова и танцевальной импровизации внесло в занятие элемент сюрприза, игры, что позволило многогранно проявиться детской фантазии.

          При проведении фронтальных занятий «Снежная баба», «Поиграем в поезд» считаю наиболее эффективным для развития танцевально-творческих способностей применение дидактических игр на развитие творческих способностей.

            При проведении тематических занятий «Комплекс игр- превращений» (Приложение № 8), «Игровой стретчинг» (Приложение № 9) дети овладевают мышцами своего тела, элементами подражания, а игровой стретчинг- относится к длительным творческим играм, в которые дети играют долго и с удовольствием. подобные игры сплачивают ребят вокруг одной цели, объединяют общим интересом, вызывают совместные радостные переживания, стимулируют танцевальное воображение и фантазию.

             При проведении интегрированных занятий «Русская ярмарка» (Приложение №10), «В шляпном королевстве» (Приложение №11) дошкольники вели себя живо и непосредственно, такие занятия это отход от стереотипной структуры. Такие занятия необычны по форме и содержанию.    

        Кроме традиционных форм работы, я использую нетрадиционные формы работы. Танцевальные спектакли по мотивам сказок  «Почему медведь зимой спит» по сказке В. Сутеева «Дядя Миша»;  «Зимняя царица» по мотивам «Елочной сказки» М. Ароштам (Приложение №12);  «Сказка о глупом мышонке» (Приложение № 13), «Сказка об умном мышонке» (Приложение № 14) по мотивам сказок С. Маршака; «Муха-Цокотуха» по мотивам сказки К. Чуковского (Приложение № 15). В танцевальных спектаклях совершенствую у детей выразительность игрового взаимодействия, а так же умения перевоплощаться в образы различных персонажей. Здесь доля детского творчества, по возможности увеличивается, а доля прямых обучающих моментов - уменьшается.    

        Когда я занималась инсценировкой сказки «Муха-Цокотуха» К.Чуковского, я использовала художественный опыт и знания детей. Предварительно дети с воспитателем читали книгу и рассматривали иллюстрации. Эти же иллюстрации я рассмотрела с детьми на занятии, и мы пришли к выводу, что героев этой сказки можно изобразить в пластической импровизации. В процессе обыгрывания я напоминала детям содержание сказки, спрашивала, кто помнит текст наизусть. Вспоминала с детьми персонажей, их внешний вид. Обсуждая образ Мухи, дети давали ей  свою характеристику:  «лёгкая», «изящная», «красивая», «хозяйственная», «надоедливая», «жужжащая», «гостеприимная» и т.д. Я отмечала, что образ Мухи получился противоречивым, поэтому в музыкальном портрете должны прозвучать разные оттенки её  «непростой» натуры. Для изображения характера Мухи я предложила пьесу В.Гаврилина «Каприччио», подбирала музыку, анализируя вместе с детьми её соответствие характеру персонажа.

После обсуждения музыкального оформления сказки я предложила детям самостоятельно найти выразительные движения для каждой роли. При работе над данной инсценировкой я стремилась к творческому раскрепощению детей, это и есть цель моей работы над танцевальным спектаклем. Результатом работы над инсценировкой сказки явился спектакль «Муха-Цокотуха», который мы показали для родителей и для детей других групп.

            Для обеспечения эффективности в своей работе использую такие средства обучения как музыка, слово, движение, пантомима, танцевально-ритмические композиции, танцевальные спектакли в их единстве. НА занятиях по хореографии использую технические средства обучения  телевизор, музыкальный центр, комплекты дисков «Ритмическая мозаика», «Ладушки», «Детский праздник», «Инструментальная музыка», «Народная музыка». Звучание этих дисков использую на занятиях и праздниках.      

             Большое внимание уделяю подготовке развлечений, праздников. Фольклорные праздники «Русская ярмарка», развлечение «Танцевальный альбом», праздничный конкурс «Мисс-Сентябрина» (Приложение № 16), инсценированная игра представление «Заяц  Пляши - гуляй» (Приложение № 17), «Конкурс танца», представление «Большая сказка из маленькой коробки» «Приложение № 18», выпускной вечер «Вовка в тридевятом царстве», «Сказки из бабушкиного сундука», «Колядки» (Приложение № 19). На этих праздниках дети испытывают радость собственного творчества, фантазируют, импровизируют, исполняют танцевальные композиции изученные на занятиях.

                На протяжении трех лет я веду работу в танцевальном кружке «Очарование». Дети вместе со мной занимаются изучением разнообразных танцевальных композиций, проводится  репетиционная и постановочная  работа над элементами эстрадного танца. Мои воспитанники очень любят танцевать, мы часто выступаем, участвуем в творческих конкурсах.

             Успешное развитие творческих способностей может быть достигнуто только при тесном взаимодействии с родителями воспитанников, поскольку те знания, которые получает ребенок в детском саду, должны подкрепляться в условиях семьи. Поэтому, я стараюсь убедить родителей в необходимости создания условий для творческой активности ребенка, консультирую их «Импровизация - как один из приемов развития творческих способностей детей дошкольного возраста на занятиях по хореографии», «Сюжетный танец. Обучение образному перевооплощению» (Приложение № 20), «Танец как вид искусства. » (Приложение № 21). На консультациях родители стали чаще интересоваться вопросами танцевального воспитания в семье. Проблемам творчества были посвящены и открытые хореографические занятия для родителей. Родители, которые в основном видели своих детей в повседневной жизни, удивлялись, они и не предполагали, что их дети умеют импровизировать под музыку, прекрасно танцуют и сочиняют танцы.

Результативность опыта.

          За последние три года, используя в своей работе новые методики, инновационные технологии, я получила хорошие результаты. Усвоение знаний программы «От жеста к танцу» Е.В.Горшковой, «Танцевальная мозаика» С.Л.Слуцкая дали мне возможность лучше направлять детей, учить

их активно мыслить. Работу по развитию танцевально-творческих способностей  детей старшего дошкольного возраста  посредством танца считаю успешной, потому что на занятиях, праздниках и в повседневной жизни дети получали ощущение радости и с нетерпением ждали новых встреч. Главный критерий , в оценке результатов творческих способностей детей , для меня  - это не только правильность выполненных заданий, а возник ли у них интерес к этому занятию, стремится ли каждый к самостоятельной деятельности, к совершенствованию своих поисков. Лучшая награда за мою работу – сияющие глаза детей, всегда ожидающие чуда, их быстрый, изобретательный ум, раскрепощенность, неиссякаемый интерес к музыке, движению, умение включаться спонтанно в любую танцевальную импровизацию, пластично и выразительно исполнять движения под музыку.

            В своей работе столкнулась с некоторыми трудностями. Одна из них тесно связана с формированием  навыка творческих проявлений, необходимых для танцевальных импровизаций. Ребёнок часто не владеет своими творческими фантазиями, их умственная деятельность не всегда может выразить или придумать, какой либо музыкальный образ. Эмоциональная сфера также являлась  трудностью в работе. У не эмоциональных детей мимика бедная, движения не выразительные , таких детей привлекаю к участию в различных танцевальных играх, спектаклях, сказках. В результате ребенок с большим интересом сочиняет элементы танца, увлеченно импровизируют образы разных сказочных героев, зверей.

              Вторая трудность состоит в том, что в группы старшего дошкольного возраста , с которыми я работаю, были переведены дети из других детских садов. Проверка их уровня  хореографических способностей показала,  что не все дети умеют сочинять простейшие танцевальные импровизации, комбинировать движения. Для улучшения показателей мне пришлось провести большую работу, где я индивидуально занималась с этими детьми, в результате которой дети стали проявлять интерес к танцу, самостоятельно импровизировать под музыку. Начали замечать, что образ какого либо сказочного персонажа, животного можно изобразить пластически.

              При сравнении диагностики за последние три года, выявлены следующие  данные о развитии творческих способностей детей на занятиях по хореографии:

                                    высокий             средний            низкий

2004-2005 г.                     60%                     32%                   8%

2005-2006г.                      52%                     42%                      6%

2006-2007г.                      63%                      36%                      1%

январь 2008г.                   66%                       34%                      -

(Приложение № 22)

Мои наблюдения показали, что дошкольники стали намного собраннее, общительнее, добрее по отношению друг к другу. Педагоги и родители заметили, как дети стали активнее, легко исполняют танцевальные композиции, фантазируют, сочиняют элементарные танцевальные движения. Воспитание и обучение носило творческий характер, мною тщательно продуман и подобран наглядный,  практический, дидактический материал. Непременным условием для успешного обучения и воспитания является танцевальная предметно – развивающая среда. Музыкальный зал оборудован современными техническими средствами : есть зеркала, которые позволяют лучше проводить занятия по хореографии, атрибутами, костюмами для яркости выступлений, в каждой группе есть магнитофон. Всё это дает возможность дошкольникам  проявлять свои творческие способности посредством танцев. Родители, педагоги одобрили мой опыт работы с детьми. Воспитатели используют речевые, музыкально – ритмические игры, игры для развития творчества на занятиях и прогулках, педагоги дополнительного образования применяют творческие задания, упражнения, в то числе, физкультурные минутки.

             Положительным результатом своей работы считаю участие моих воспитанников в смотрах, конкурсах, фестивалях. Их выступления не остаются незамеченными.

2004  год - участие в городском конкурсе «Моя Родная Белгородчина» ( победитель номинации «Самые артистичные»).

2006 год – дошкольное учреждение  победитель городского фестиваля «Нетрадиционных форм работы с детьми».

2006 год - участие в городском конкурсе «Дочки-матери».

Итоги наблюдений, осуществлённых в процессе исследования, позволяют мне сделать выводы о позитивных результатах проведённой работы:

  1. дети научились самостоятельно импровизировать под музыку разных ритмов;
  2. дошкольники проявляют творчество в выразительном исполнении танцевальных композиций различной тематики и характера, импровизируют в соответствующих ситуациях в повседневной жизни;
  3. у ребят появилось желание придумывать элементы движения к танцам, элементарные рисунки танца;
  4. дети творчески передают действия персонажей в танцевальных спектаклях, этюдах, с удовольствием перевоплощаются  в различные образы;
  5. с помощью родителей, воспитателей ребята изготавливают атрибуты и костюмы к танцам;
  6. дошкольники выполняют творческие задания с выдумкой и фантазией;
  7. заметно изменились взаимоотношения детей, они стали проявлять больше внимания друг к другу.

Вывод: разработанный мною комплекс мероприятий по повышению уровня  творческих способностей старших дошкольников на занятиях по хореографии и в повседневной жизни достаточно эффективен.

Библиографический список

1.   АмироваН.М.,Власенко О.П., Лунева Т.А. Осень в гости к нам  

      пришла/ Амирова Н. М., Власенко О.П., Лунева Т.А. – Волгоград,

      Учитель,2007. – 316 с.

2.   Буренина А.И. Ритмическая мозаика/ Буренина А.И. – С.-П. ,

       2000. – 220 с.

3.   Горшкова Е.В. От жеста к танцу / Горшкова Е.В. – М.: «Гном и

      Д», 2002. – 120 с.

4.   Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду /

      Зацепина М.Б. – М. : Мозаика-синтез, 2006. – 96с.

  1.  Зацепина М.Б., Антонова Т.В. Народные праздники в детском

       саду/Зацепина М.Б. , Антонова Т.В. - М. : Мозаика-синтез, 2005. –  

       152с.

  1. Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду./ Картушина М.Ю. -  М.: ТЦ «Сфера»,2003. – 192 с.

  1. Слуцкая С.Л. Танцевальная мозаика / Слуцкая С.Л. – М.: Линка-Пресс, 2006. – 272 с.

  1. Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. Са –Фи – Дансе./ Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. – СПб.: «Детство – пресс»,2001. – 352 с.

РЕЦЕНЗИЯ

на целостное описание опыта

Тимоновой Оксаны Николаевны, педагога дополнительного образования хореографа дошкольного образовательного учреждения детского сада № 10 «Светлячок»- Центр развития ребенка на тему: «Развитие  творческих способностей детей 5-7 лет посредством танца».

          Тимонова Оксана Николаевна в опыте работы на тему  «Развитие  творческих способностей детей 5-7 лет посредством танца» показала, что             изучение этой проблемы актуально в связи с тем, что главное условие прогрессивного развития общества-человек, способный к творческому созиданию. Танец – является двигателем творчества, активной деятельности, самовыражения.

           Заслуживает внимание практическая направленность опыта, где широко представлен  материал:  перспективное планирование, различные формы занятий, сценарии праздников, консультации для родителей, жанровые фотографии занятий и развлечений, костюмы, эффективные методы и приемы, способствующие развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством танца.

Старший воспитатель МДОУ д/с № 10                               Голова Н.М.

         

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение № 1             Перспективное планирование работы по развитию креативных способностей детей старшего дошкольного возраста на занятиях по хореографии.

 Приложение № 2            Видео – танцевальные композиции.

Приложение № 3              Конспект занятия по хореографии «Веселые                

                                              музыканты » для детей 5-7 лет.    

Приложение № 4              Конспект занятия по хореографии «Городок 

                                             игрушек » для детей 5-7 лет.

Приложение № 5              Конспект занятия по хореографии  

                                             «Путешествие в Играй-город» для детей 5-6 лет.

Приложение № 6             Конспект занятия по хореографии  

                                             «В гостях у трех поросят» для детей 6-7 лет.

Приложение № 7             Конспект занятия по хореографии  

                                            «Приходи, Сказка.» для детей  5-6 лет.

Приложение № 8              Комплекс игр-превращений для детей 5-6 лет.

Приложение № 9             Игровой стретчинг для детей 6-7 лет.

Приложение № 10            Интегрированное занятие по хореографии

                                             «Русская ярмарка» для детей 5-7 лет.

Приложение № 11            Интегрированное занятие по хореографии

 «В шляпном королевстве» для детей 5-7 лет.

Приложение № 12           Конспект занятия- инсценировки по хореографии

                                           «Зимняя царица» для детей 5-7 лет.

Приложение № 13            Конспект занятия- инсценировки по хореографии

                                             «Сказка о глупом мышонке» для детей 5-7 лет.         

Приложение № 14           Конспект занятия- инсценировки по хореографии

                                             «Сказка об умном мышонке» для детей 5-7 лет.         

Приложение № 15           Конспект занятия- инсценировки по хореографии

                                            «Муха-Цокотуха» для детей 5-7 лет.         

           

Приложение № 16           Праздничный конкурс  «Мисс Сентябрина»

                                            для детей 6-7 лет.

Приложение № 17           Игра-представление «Заяц  Пляши-гуляй»

                                            для детей 6-7 лет.

Приложение № 18          Развлечение «Большая сказка в маленькой

                                           коробке» для детей 5-6 лет.         

Приложение № 19           Фольклорное развлечение «Колядки»

                                             для детей 6-7 лет.

Приложение № 20           Консультация для родителей «Сюжетный

                                            танец. Обучение образному перевоплощению.»

Приложение № 21           Консультация для родителей « Танец как вид

                                            искусства.»

Приложение № 22           Диагностика развития творческих способностей

                                            детей старшего дошкольного возраста на

                                            занятиях  по хореографии.

             

                                                                 

 

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Порфолио воспитателя на конкурс "Воспитатель года 2017" по теме " Опыт работы по теме «Совместная работа воспитателя, учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»

Семья и Детский сад -  два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают те условия, которые нужны для вхожден...

Опыт работы по организации методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников в процессе работы на метеостанции"

В статье описывается опыт работы по организации методической работы с педагогами  по теме "Экологическое воспитание дошкольников в роцессе работы на метеостанции"...

«Система работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ планирование работы по организации трудовой деятельности)»

Данная презентация знакомит с системой работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ по организации трудовой деятельности)...

Опыт работы «Современные формы работы с родителями по физическому развитию детей. Семейный клуб «Здоровая семья» как эффективная форма работы по вовлечению родителей в образовательный процесс ДОУ»

Одним из принципов стандарта является – «сотрудничество организации с семьей».  Задача Стандарта в области работы  с семьей –  обеспечение психолого-педагог...

Опыт работы по обучению детей безопасному поведению на дорогах и опыт работы с родителями по профилактике ДДТТ

Наш детский сад расположен в  микрорайоне города Бавлы Республики Татарстан недалеко от федеральной магистрали «Москва-Оренбург», по которой беспрерывным потоком едут автомобили и поэ...