Инновационный проект "Пой и играй со мной"
методическая разработка по музыке (подготовительная группа) на тему

Шакуева Татьяна Александровна

Суть проекта заключается в поэтапном, игровом, доступном детскому пониманию и выраженном детским языком

освоении учащимися нотной грамоты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poy_i_igray_so_mnoy.docx28.41 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                   

Автор-составитель Шакуева Татьяна

Александровна.

Преподаватель по классу «скрипка»

Ст. Новопокровская

Краснодарский край.

                                           Введение.

  Искусство- неотъемлемая часть человеческой деятельности. Личность человека       может полностью раскрыться и сформироваться лишь при помощи и участия искусства. В воспитании человека наряду с наукой искусство занимает важное место. Оно помогает формированию его чувств, развивает его творческие способности.

Воспитывая современного человека, необходимо позаботиться о развитии  его эстетической восприимчивости, о том, чтобы он умел использовать в своей жизни и деятельности переживания , получаемые от общения с искусством. Сила искусства заключается в том, что, сопереживая, человек незаметно для самого себя начинает любить и сострадать, а в соответствии с этими чувствами проявляет в своей жизни и деятельности определённое отношение к явлениям жизни, поведению людей.

 Музыкальное искусство, непосредственно и сильно воздействующее на человека уже в первые годы его жизни, занимает большое место в его общем культурном развитии. Музыка – постоянный спутник человека во всей его жизни. Она, по выражению Стендаля, является единственным искусством, проникающим в сердце человеческое так глубоко, что может изображать даже переживания его дум. Многие писатели, композиторы, музыковеды неоднократно подчёркивали, что работу по музыкальному воспитанию надо вести систематически, что оно должно входить составной частью в ту деятельность, которую ведут педагоги по воспитанию гармонически развитого человека.

  Музыка – величайший источник эстетического и духовного наслаждения.  Она вызывает эмоциональный отклик, взволнованность, стремление к действию. Она способна вдохновить, зажечь человека, вселить в него дух бодрости и энергии, но может и привести в состояние печали или тихой грусти. Конечно, во многом это зависит от подготовленности человека к восприятию музыки, от уровня развития его слухового опыта, эстетического вкуса, общей культуры.

  Поэтому перед нами, преподавателями музыки поставлена ответственная задача по воспитанию и формированию мировоззрения, морального облика, эстетических взглядов и профессионального мастерства ученика. Исходя из основной задачи музыкальных школ дать учащимся общее музыкальное образование, то есть научить их играть на музыкальном инструменте в объёме учебных программ, привить любовь к музыке, научить грамотно и осмысленно разбираться в музыкальных произведениях и привить навыки, необходимые для дальнейшего музицирования, педагог должен обладать большой гибкостью, наблюдательностью и педагогическим мастерством при составлении индивидуального плана занятий.

  К нам на обучение приводят детей 6-7ми лет. Чем же отличаются дети этого возраста? На 7-м году жизни ребёнок более осознанно воспринимает музыку, запоминает и называет имена композиторов, названия произведений, совершенствуются навыки в пении. Но не стоит забывать о том, что они ещё маленькие дети, для которых школа – это новая игра, направленная на получение новых знаний и впечатлений.

  Работая много лет в музыкальной школе ( 21 год непрерывного стажа и 4 года в школе искусств), я искала новые пути для передачи знаний и умений детям.

 Так появился мой инновационный проект «Пой и играй со мной».

Новизна проекта состоит в более углублённой работе над развитием слуха и голоса в сочетании с обучением игре на скрипке. Для того, чтобы научить ребёнка играть на инструменте, я разработала специальные методы и приёмы, которые были направлены на решение следующих задач:

Образовательные задачи:

  1. Обучение ребёнка навыкам игры на скрипке,
  2. Развитие чувства ритма, голоса для формирования чистой интонации при игре на скрипке.

Эстетические задачи:

  1. Воспитание музыкального вкуса, формирование умения понимать прекрасное.
  2. Формирование восприятия, воображения, памяти, развитие интересов, чувств, склонностей и способностей.

Воспитательные задачи:

  1. Формирование исполнительской деятельности.
  2. Повышение уровня понимания содержания и красоты музыки.

При решении всех этих задач важно учитывать общедидактические принципы:

  1. Принцип систематичности – непрерывность, регулярность, планомерность образовательного процесса.
  2. Принцип доступности – учёт возрастных, физиологических особенностей развития детей.
  3. Принцип усложнения – постепенный переход от более простых к более сложным заданиям по мере овладения и закрепления навыков.

Кроме того определился ряд наиболее эффективных методов, способствующих формированию у учеников эстетических чувств, суждений, оценок, практических действий:

  1. Метод убеждения, направленный на развитие оценки, первоначальных проявлений вкуса.
  2. Метод приучение, упражнения в практических действиях.
  3. Метод проблемных ситуаций, побуждающий к творческим и практическим действиям.

Чтобы обучение носило развивающий характер, я применяю обобщённые способы действий, которые являются основой конкретных методических приёмов.

К числу таких способов относятся:

  1. Способы ориентировки в выразительно-изобразительных средствах музыкального искусства.
  2. Способы приобщения учеников к идейно-эмоциональному содержанию произведений путём соучастия и сопереживания.
  3. Способы ориентировки в самостоятельных действиях при восприятии, исполнительстве и продуктивном творчестве.

Инновационный проект «Пой и играй со мной» рассчитан для детей в возрасте от 5-ти до 7-ми лет и является вводным курсом обучения игре на скрипке.

  Суть данного проекта заключается в поэтапном, игровом, доступном детскому пониманию и выраженном детским языком освоении учащимися нотной грамоты, действий со скрипкой и смычком.

В проекте наряду с изучением нотной грамоты ведётся работа над развитием слуха, голоса и ритма.

Термины, используемые в данном проекте, в основном носят образный характер и являются промежуточными к соответствующим профессиональным терминам.

Часть 1.

«Мой инструмент»

Рассматривая инструмент, мы сравниваем его с фигурой девушки. У нашей скрипки есть головка с кучерявым чубчиком, косички-колки, длинная шейка. У скрипки есть бока, а сердце скрипки – душка, находится так же , как  и у нас, внутри тела. А то, что всё это имеет другое название: гриф, верхняя дека, нижняя дека, обечайка и.т.д., ребёнок узнает чуть позже, когда подрастёт и научится читать.

  Мы знакомим ребёнка со смычком, строение которого намного проще: трость-палочка, конский волос обычно белый и винт, который натягивает конский волос.

  Далее обращаю внимание ребёнка на четыре струны, которые находятся на скрипке. Предлагаю ему их ущипнуть и послушать, найти отличия в звучании.

«Музыкальный теремок».

Спрашиваю у детей, знают ли они сказку про теремок? Предлагаю им послушать сказку про музыкальный теремок. Рисую пять линеек ( очень крупно) и пририсовываю к ним крышу – это наш многоэтажный теремок. Но ключ от этого теремка особенный – музыкальный и называется скрипичным ключом. ( Рисую скрипичный ключ).

Спрашиваю, кто первым пришёл в теремок?

- Мышка.

 В наш теремок тоже первой прибежала мышка, только зовут нашу мышку – мышка «ми». Поселилась наша мышка «ми» под самой крышей нашего домика. Рисую нотку «ми» второй октавы. Кто же пришёл дальше к теремку?

- Лягушка. (Обычно это говорят дети сами).

Нашу лягушку зовут – лягушка «ля» потому, что она очень любит петь: ля-ля-ля.

Поселилась наша лягушка «ля» на втором этаже. Рисую ноту ля первой октавы.

А дальше к нашему теремку пришла собачка . собачка часто сердилась и рычала, поэтому ей дали кличку – собачка «ре». Собачка спросила: «Можно мне с вами жить,

Я буду ваш дом сторожить?» мышка «ми» и лягушка «Ля» согласились. Поселилась собачка «ре» около порога. Рисую ноту ре первой октавы. А затем к нашему теремку пришёл медведь. Он был страшный сладкоежка, поэтому ему назло его назвали медведь «соль». Стал медведь проситься в теремок, но его не пустили, побоялись, что он его раздавит. Тогда медведь решил  поселиться рядом с теремком, а чтобы его не намочил дождь, он сделал себе крышу из двух дощечек. Рисую ноту «соль» малой октавы. Так и живут они все дружно и поют песенки.

- На нашей скрипочке тоже расположились жители теремка. На самой тоненькой струне живёт мышка «ми».  Щипаю струну и даю возможность послушать звук.

Рядом расположилась лягушка «ля». Щипаю струну. Чуть выше, рядом с лягушкой живёт собачка «ре». Щипаю струну. А на самой толстой струне живёт медведь «соль». Щипаю струну.

Домашнее задание:

  1. Запомнить, где живут жители музыкального теремка и как их зовут.
  2. Уметь находить их на скрипке.
  3. Рисовать в нотной тетради окошки, в которых живут жители музыкального теремка.

Учимся держать скрипку и смычок»

На следующем занятии расспрашиваем, из чего состоит скрипка, ребёнок рассказывает сказку про музыкальный теремок и рисует окошки – нотки. Находим нотки на скрипке, находим нотки-окошки в книжке. Пробуем нарисовать окошки-кружочки в нотной тетради.

Затем я прошу ребёнка стать ровно, чуть расставить ножки. Кладу ему на плечо скрипку и прошу её придержать подбородком. Предлагаю ребёнку сделать несколько шагов со скрипкой на плече и прочитать какое-нибудь стихотворение. Обычно ребёнок разговаривает, стиснув зубы и задрав плечо. Забираю скрипку, ложу себе на плечо и читаю стишок. Затем прошу то же самое сделать ученику. Обычно со второго и третьего раза у него это получается более легко и свободно.

  После этого убираю скрипку и прошу ребёнка представить , что в его левой руке находится волшебное зеркальце и надо в него посмотреть. Ребёнок поднимает кисть с «зеркальцем» на уровень глаз. Проделываем это упражнение несколько раз, после чего опять кладём  скрипку на плечо и пробуем поднять зеркальце. Подставляем кисть-зеркальце под скрипку, опускаем. Проделываем это упражнение несколько раз.

  Затем убираем скрипку. Даю ребёнку карандаш и предлагаю положить на него пальцы правой руки. Устанавливаю пальцы на карандаше, обращаю внимание ребёнка на красивое их расположение и прошу его помахать кистью правой руки, как будто с кем-то прощаемся.

Домашнее задание:

  1. Повторить, где живут нотки «ми», «ля», «ре», «соль». Уметь их писать, находить в книжке.
  2. Держать на плече скрипочку, ходить с ней по комнате, читать стишки, держа скрипку на плече.
  3. Подставлять руку-зеркальце к шейке скрипки.
  4. Красиво располагать пальцы на карандаше.

Упражнения для пальцев левой руки.

После того, как ребёнок научился свободно держать скрипку плечом и подбородком, подставлять к ней левую руку-зеркальце, учим его ставить пальцы на струны и прижимать для получения звука.

Упражнение «Пальчики».

Ставим первый пальчик на струну, прижимаем его, щипаем струну пальцем правой руки, чтобы услышать новый звук и говорим:

- Первый пальчик хочет спать.

Затем ставим чуть дальше второй пальчик, прижимаем, щипаем пальцем правой руки струну, слушаем новый звук и говорим:

- Второй пальчик лёг в кровать.

Ставим на струну рядом со вторым пальчиком – третий пальчик, прижимаем его, щипаем пальцем правой руки струну, слушаем новый звук и говорим:

-Третий рядом прикорнул,

Вытягиваем четвёртый пальчик, ставим на струну, прижимаем, щипаем струну пальцем правой руки. Слушаем новый звук и говорим:

- А четвёртый уж заснул.

Оставляем все пальчики прижатыми к струне и произносим текст дальше:

- солнце красное взойдёт,

Утро ясное придёт,

Станут птички распевать,

Станут пальчики вставать:

Четвёртый пальчик, вставай! (резко поднимаем 4-й пальчик)

Третий пальчик, вставай!        (поднимаем третий пальчик)

Второй пальчик, вставай,!       ( поднимаем второй пальчик)

Первый пальчик, вставай!       ( поднимаем первый пальчик)

Пошли умываться,                     ( опускаем левую руку вниз)

Стряхнём воду с пальцев.         ( трясём кистью левой руки)

Ещё одно упражнение помогает добиться чёткого падения пальцев на струну, ставить пальцы рядом и отдельно.

Упражнение «Часы».

Показываем ребёнку настоящие часы и предлагаем ему послушать, как они тикают.

Кладём  скрипку на плечо, устанавливаем руку на корпусе скрипки, большой пальчик под скрипкой. Первый пальчик плотно прижимает корпус скрипки. Второй пальчик должен  сделать шаг вперёд, при этом стукнуть по корпусу скрипки. Затем поднять его и поставить рядом с первым пальцем. Опять стукнув по корпусу скрипки. Звук должен быть похож на тиканье часов: «тик-так, тик-так».

Чтобы интереснее было выполнять упражнение, делаем шаги пальцами под чтение стишка:

Мы ходим ночью, ходим днём,

Но никуда мы не уйдём,

Мы бьём исправно каждый час.

Но вы, друзья, не бейте нас.

Затем под чтение стишка-загадки шагает третий и четвёртый пальчики.

Изучение нот, их расположение на скрипке.

Развитие слуха, голоса. Ритма.

Начинаем учить новые нотки на струне ля. Про каждую нотку я сочинила маленькие песенки. Сначала мы разучиваем песенку. Определяем, в  каком направлении движется новый звук. Поём и прохлопываем ритмический рисунок песенки. Записываем ритм песенки в тетради длинными и короткими палочками. Приписываем к палочкам ноты. Подбираем песенку на скрипке щипком.

«Ля – си» ( на струне ля).

        си,            си,         кош-ка             си,           на-лит            си.

Ля -         ля –       се-ла             на так-      и сиг-            нот-ку

Вот ритм песенки: 11 11 1111111 1111111.

           

Дальше знакомимся с ноткой до второй октавы, которая играется на струне ля вторым пальцем. Песенка называется «Ля-си-до». Способ изучения нотки такой же как и с ноткой   си.

              До.                  До.                  ка  сви-            до.          пе-ла:             до!»

      Си-                   си-                 точ-                гнез-        про-                  си-

Ля-                   ля-               Лас-                    ла             И                  «Ля-

Ритм песенки выглядит так:  111 111 1111 111 1111 111.

Дальше мы знакомимся с ноткой ре второй октавы, которая играется на струне ля третьим пальчиком. Учим песенку про нотку ре.

                              Ре.                                 ре:                              ре!»

                    До-до,                          на за-                          до-до,

          Си-си,                       шок пел                          си-си,

Ля-ля,                      Пе-ту-                            «Ля-ля,

Ритм песенки выглядит вот так: 1111111 1111111 1111111.

Затем переходим к изучению нот на струне ре. Ставим первый пальчик на струну – это нотка ми, которая пишется на первой линеечке и играется первым пальчиком. Учим песенку про новую нотку «ми».

      Ми,      ми,           ра-ла                ми.            пе-ла                ми».

Ре-        ре-      по-иг-          я с деть-       И про-          им: « Ре-

Вот ритм песенки:  11 11 1111111 1111111.

Теперь знакомимся с ноткой фа, которая играется на струне «ре» вторым пальчиком, а пишется между первой и второй линеечкой. Учим песенку про новую нотку.

              Фа-фа,                             шок пел                               фа-фа,

      Ми-            ми-ми,            ту-              на- за-              ми-            ми-ми,

Ре-                               ре. Пе-                               ре: «Ре-                              ре.

Вот ритм песенки:   1111111 1111111 1111111.

Дальше знакомимся с ноткой «соль», которая играется на струне ре третьим пальчиком и пишется на третьей линейки. Учим про неё песенку.

                                  Соль.                                   соль,              рох-                           плох.

                       Фа-фа,                              есть фа-                  го-                        нас не

           Ми-ми,                               ро-де                            щё                  жай у

Ре-ре,                                В о-го-                                а е-              у-ро-

Вот ритм песенки: 1111111 1111111 11111 1111111

Все эти песенки мы играли щипком. Параллельно работали над движением смычка по струнам. Для этого я предлагала ребёнку придумать пять имён девочек и мальчиков, состоящих из трёх слогов, например: А-лё-на, Се-рё-жа и.т.д. Эти имена надо было играть смычком на всех струнах,  каждое имя вверх и вниз. При  этом очень легко следить за движением смычка. За положением пальцев на смычке. После таких упражнений переходили на игру ласкательных имён, которые играли половинкой смычка: Ле-ноч-ка, Ми-шень-ка, и.т.д.

После того, как ребёнок познакомился с нотками на двух струнах и научился правильно водить смычком по струнам, переходим к игре песенок из любого сборника для начинающего crhbgfxf/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект " Играй как я, играй со мной, играй лучше меня"

Игра — основная форма проявления активности дошкольника, обогащающая его воображение и эмоциональный мир, пробуждающая творческие силы, развивающая навыки общения с окружающими людьми. В пункте ...

Дидактические игры используемые мной

Виды дидактических игр которые есть у меня...

Сценарий развлечения в рамках инновационного проекта «Дворовая игра как средство развития коммуникативных навыков старших дошкольников в ДОУ». «Дворовые подвижные игры летом в детском саду»

Игры – это наилучшее средство сделать процесс воспитания ребенка приятным и полезным для него самого и для окружающих его взрослых. Играя, ребенок познает мир вокруг себя, изучает те явления, с ...

Методическая разработка "Играй как я, играй со мной, играй лучше меня"

Играй как я, играй со мной, играй лучше меня Цель проекта: Формирование игровых умений, развитие культурных форм игры. Создание дружеской атмосферы сотрудничества между ребенк...

Игры, созданные мною

Игры на основе кругов Лиллуя...

"По играй со мною папа"

Роль отца в семье!...

Формирование основ безопасного поведения детей на прогулке. Конспект совместной деятельности психолога с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Выходи играть со мной»

Представленные конспекты затрагивают такие моменты, как безопасность детей во время игр в группе и на прогулке. Помимо основ безопасности в них рассматриваются еще и такие аспекты, как дружба и доброж...