Опыт работы на тему: «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ДОШКОЛЬНИКА В МУЗЫКАЛЬНО - РИТМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».
методическая разработка по музыке (подготовительная группа) по теме

Данное пособие поможет музыкальным руководителям в развитии творческих способностей дошкольников, а также молодым специалистам в освоении методики в музыкально - двигательной активности детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_razvitie_tvorcheskogo_potenciala..._ya2.docx378.4 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

АДМИНИСТРАЦИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ  ГОРОДА  КРАСНОДОРА

УПРАВЛЕНИЕ АДМИНИСТРАЦИИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ   БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №234»

Бершанской ул.408, Краснодар, 350012, тел(861)227-91-50

ТЕМА: «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО  ПОТЕНЦИАЛА ДОШКОЛЬНИКА

                             В  МУЗЫКАЛЬНО -  РИТМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».

                       

Автор опыта: БРИЦКАЯ НАТАЛЬЯ АНАТОЛЬЕВНА

Музыкальный  руководитель МБЛОУ №234Г.

Краснодар 2012г.

                                

Содержание:

1.Актуальность.

2.Введение.

3.Задачи музыкально-ритмического воспитания дошкольников.

  4.Требования к подбору музыки и движений.

5.Методика разучивания танцевальных композиций.

6.Интеллектуальное  развитие в процессе разучивания танцевальных композиций.

7.Возрастные характеристики .

8.Включение музыкально-ритмических композиций в различные формы работы с детьми

      Актуальность.

В нашем детском саду различные виды музыкальной деятельности дарят детям мгновения чудесного человеческого самовыражения, развивают творчество.  Ребёнок получает огромное удовольствие от того, что двигается под музыку, сочиняет сам!   Ритмопластика  - это вид деятельности, в основе которого лежит музыка, а движения  выражают музыкальный образ. На занятиях я развиваю у ребят музыкальность, двигательные качества и умения, чувство ритма, творческие способности, нравственно-эстетические качества. Одной из основных направленностей ритмопластики  является психологическое раскрепощение ребенка. Также на  занятиях  я совершенствую  коммуникативные навыки и обогащаю эмоциональную сферу  ребенка.
Опыт проведения  ритмопластики  в нашем детском саду показал, её привлекательность и доступность.  Основу для ритмических композиций составляют простые движения.
Приобретая опыт пластической интерпретации музыки, ребята овладевают не только разнообразными двигательными навыками и умениями,  опытом творческого осмысления музыки, развиваются физические и  коммуникативные  навыки. Именно в этом заключается его актуальность.  Занятия помогают ребятам в дальнейшем успешно осваивать и другие виды художественно-творческих и спортивных видов деятельности. Это может быть последующее обучение хореографии, гимнастике, а также занятия в музыкальных школах, секциях, театральных студиях.  

Благодаря системе занятий ритмопластикой у моих  воспитанников:

  1. происходит укрепление здоровья: развитие и рост опорно-двигательного аппарата; развиваются  органы  дыхания, кровообращения, сердечно - сосудистой и нервной систем организма. Для ребят характерна правильная осанка, высокая работоспособность, повышение жизненного тонуса организма. А самое главное, детям эти занятия доставляют огромное удовольствие разнообразием подбора танцевально-ритмического материала.
  2. совершенствуется развитие координации движений, развитие чувства ритма, музыкально - слухового внимания; умение согласовывать движения с музыкой разных жанров. Ребята стали более музыкальны, пластичны, ритмичны и выразительны в движениях, раскрепощены и в то же время собраны; обладают хорошей памятью, вниманием, фантазией.
  3. развивается музыкальность, потребность двигаться под музыку и выражать в движениях характер музыки; воспитывается чувство такта, культуры общения.

Результат работы, проявляется в выступлениях на вечерах развлечений, детских утренниках,  в театрализованной деятельности.

Это стало возможным благодаря программе по ритмической пластике для детей дошкольного возраста А.И. Бурениной «Ритмическая мозаика», которую  я с удовольствием использую и музыкальным композициям которые  разработала самостоятельно и хочу  предложить в данном опыте работы.

Введение.

Музыкально ритмические движения являются одним из наиболее эффективных и действенных средств воспитания детей, помогающие раскрыть музыкально-двигательные способности, развить слух, научить воспринимать язык музыкальных образов. Доказано, что двигательные упражнения под музыку тренируют в первую очередь мозг, подвижность нервных процессов. В то же время движение под музыку для ребёнка является и одним из самых привлекательных видов деятельности,  возможностью выразить свои эмоции, проявить свою энергию. Программа по Ритмической пластике разработана специально для дошкольников. Одной из главных задач ритмопластики – это приобщение к движению под музыку всех детей: не только способных и одарённых в музыкальном и двигательном отношении, но и неловких, стеснительных, которым нужно помочь обрести чувство уверенности в своих силах. Ритмика - это синтетический вид деятельности, где музыка и движение тесно связаны; в основе лежит музыка, а движения выражают музыкальный образ. Музыка должна нравиться детям, побуждать их к движению, быть понятной, разнообразной по жанру, стилю исполнения, художественно-этичной.   Подражание – самый доступный детям способ восприятия любой двигательной деятельности. Подражательные или имитационные сюжетно-образные движения имеют большое значение в развитии разнообразных видов основных танцевальных движений детей дошкольного возраста. Для композиций ритмических танцев характерна направленность для коллективного исполнения; кроме того, уровень их технического исполнения не требует специальной профессиональной подготовки, подражания образу начинается познание ребёнком техники движений. Знакомство с подражательными движениями начинается с раннего возраста в упрощенной форме, с постепенным усложнением техники выполнения, эмоциональной передачи характера данного образа (мимикой, движениями всего тела и т. д.).    Далее уделяется много внимания развитию основных движений, упражнениям на развитие мышечного чувства, развитие чувства ритма, координации  движений,  пластичности движений.  Часто используется на занятиях разминка-игра. В ней сочетаются как упражнения для различных мышц рук, ног, головы; различные виды ходьбы, прыжков, бега, так и элементы народных и современных танцевальных движений, ориентировку в пространстве. Всё это соединено единым сюжетом-игрой. Дети с удовольствием инсценируют сюжеты песен, хороводов, хороводных игр, перевоплощаются в сказочные или реальные персонажи, проявляя при этом фантазию, выдумку, инициативу, используя разнообразную мимику, характерные жесты действия. При выполнении ритмических движений дети проявляют активность, инициативу, находчивость, реализуя свои творческие способности, совершенствуют музыкально-эстетические чувства. Дети очень любят фантазировать, важно только дать им толчок: через этюды, творческие задания и игру мои  воспитанники сочиняют и импровизируют, благодаря накопленному багажу музыкально-ритмических движений (опыт связи музыки определённого характера с различными движениями, большой объем выразительных жестов, мимики).

Задачи музыкально-ритмического воспитания дошкольников.

Цель  музыкально ритмического воспитания дошкольника  - развитие ребенка, формирование средствами музыки и ритмических  движений разнообразных умений, способностей, качеств  личности. Чем раньше ребенок воспринимает гамму  разнообразных  впечатлений, чувственного опыта, особенно в таком виде деятельности, как движение под музыку, - тем более гармоничным, естественным, успешным будет дальнейшее развитие ребенка, и возможно, меньше будет проблем  у наших детей с развитием речи, внимания, памяти, мышления, формированием красивой осанки. Доказано, что занятия движениями под музыку для детей с задержкой или патологией в развитии имеет особое значение,   Двигательные  упражнения  транируют в первую очередь мозг, подвижность нервных  процессов  (исследованияН.А, Бернштейна, И.М.Сеченова, И.М.Бехтерева, методика М.Филденкрайза и др.). В тоже время, движение под музыку является для ребенка одним из самых привлекательных видов деятельности, игровой, возможностью выразить свои эмоции, проявить свою энергию. Поскольку речь идет о развитии детей в процессе музыкально-ритмических движений и содержание работы связано со спецификой этого вида деятельности, расмотрим детально ее особенности.  Ритмика это синтетический вид деятельности, в основе которого лежит музыка, а движения выражают музыкальный образ и конкретизируют основные средства музыкальной выразительности. Помимо единства художественного образа, настроения и характера исполнения, музыка и движение тесно  взаимосвязаны также тем, что это временные виды искусства, при этом движение, протекающее в пространстве, как бы делает зримые, ощутимым течение времени. Музыка и движение имеют много общих параметров к которым относятся:

- все временные характеристики (начало и конец, темп, ритм);

- динамика (чем громче музыка, тем больше амплитуда движений);

- форма произведения и структура двигательной композиции.

В связи с этой взаимообусловленностью музыки и движения,  вытекают следующие задачи обучения и воспитания детей:

Развитие музыкальности:

-развитие способности воспринимать музыку, то есть чувствовать ее настроение и характер, понимать ее содержание;

- развитие музыкального слуха (мелодического, гармонического, тембрового), чувства ритма;

- развитие музыкального кругозора и познавательного интереса к искусству звуков;

- развитие музыкальной памяти.

Развитие двигательных качеств и умений:

-развитие ловкости, точности, координации движений;

-развитие гибкости и пластичности;

-воспитание выносливости, развитие силы;

-формирование правильной осанки, красивой походки;

-развитие умения ориентироваться в пространстве;

-обогащения двигательного опыта, разнообразными  видами движений.

Развития творческого воображения и фантазии:

-развитие способности к импровизации: в движении, в изобразительной деятельности и слове.

Развитие психических  процессов:

-развитие эмоциональной сферы и умения выражать эмоции в мимике.

-развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления.

Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности.

- воспитание умения сопереживать другим людям и животным;

-воспитания умения вести себя в группе во время движения, формирование чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми.

 Требования к подбору музыки и движений.      

Основу для музыкально-ритмических композиций составляют простые, но
вместе с тем разнообразные движения (имитационные, танцевальные,
общеразвивающие и др.), позволяющие выразить различные по характеру
эмоциональные состояния, сюжеты, образы и настроения музыкальных
произведений.
Приступая к разучиванию танца с детьми, я  стараюсь подбирать материал в соответствии с возрастом, моторным и психическим развитием детей.  Большое значение  имеет музыкальное сопровождение.

     Произведения, используемые для музыкально - ритмических движений должны обладать рядом особенностей:

  - музыка должна быть художественная, яркая, вызывающая эмоциональный отклик у детей;

  -доступность содержания музыкального произведения. Произведение должно быть близко и понятно дошкольникам, их жизненному опыту.

  - моторность звучания (физиологическое воздействие, побуждающее к действию). Это свойство ярко выражено в танцевальных мелодиях, современных песнях В.Шаинского, Б.Савельева, Е. Зарицкой и другие;

  -объем музыкального произведения от 1,5 минут для младших  до 3=4 минут для старших.)

-четкая, ясная структура и фроазировка для младших дошкольников и разнообразные по форме (вариации, рондо и т.д.) для старших;

Подбирая музыкальный материал я стараюсь чтобы он был разнообразным по жанру (плясовые, песни, маршевые мелодии и по характеру (веселые, задорные, спокойные, грустные, шутливые, торжественные, изящные и т.д.). Например:

-детские песни современных российских композиторов  В.Шаинского,   Е.Зарицкой,

В. Оншина,

-народные мелодии «Светит месяц», Красный сарафан» и т.д.

- эстрадные  мелодии музыкальные произведения в исполнении оркестра  Поля Мариа «Под музыку Вивильди»,  «Голубая вода».

- классические произведения «Менуэт»  И.Баха,                 Э.Бетховена.

 Разнообразие музыкальных жанров  и стилей развивает у наших детей кругозор, воспитывает интерес к музыкальному искусству,  выявляет  индивидуальные предпочтения к музыке, формирует художественный вкус.

  доступность для двигательной интерпретации подбираю соответственно возрастным возможностям.  Определение доступности движений связываю  с анализом следующих параметров:

    1.координационной сложности;

    2.объема движений;

    3.переключаемости движений;

    4.интенсивностью нагрузки.

Методика разучивания танцевальных композиций.

    Начинаю разучивание танца:

  1. с прослушивания музыкального произведения, уточнения его характера и стиля;

  2.разучивание отдельных движений, входящих в танец включаю в разминку  каждого музыкального занятия,  таким образом у детей совершенствуется навык качественного выполнения движения;

  3.разучивание всей композиции по этапно.

Чтобы дети поняли и почувствовали форму движений, стараюсь выразительно и четко  показывать их детям. Так же важны и словесные объяснения. Они должны быть кратки, образны и конкретны. Показ музыкально - ритмических  движений необходим во всем процессе работы над ним. Дети должны видеть художественное воплощение музыкально - двигательного образа - это будит воображение. Иногда показываю движения всей группе в исполнении одного – двух успевающих детей. Ребенок легче схватывает и понимает движение, его связь с музыкой, когда его выполняет ровесник. Такой прием учит видеть и оценивать хорошее исполнение. Так же стараюсь  поддерживать интерес у детей, постоянно внося в задание занимательные элементы, будить воображение, возбуждать творческую фантазию.

  Методика обучения детей имеет ряд особенностей:

   1.обучение ребенка движениям с музыкой должно носить характер игры;

   2.в работе с детьми хорошо использовать разнообразные пособия и игрушки, действия с которыми интересны детям;

   3.каждое занятие с детьми должно заключать в себе что-то новое, чтобы не иссякал интерес детей, не утомлялось их внимание;

   4.необходимо внимательное отношение к каждому ребенку, знание его темперамента, душевного мира, потребностей детского возраста;

   5.общение с детьми должно проходить в атмосфере радости, и это самое главное, так как радость - могущественное и наиболее благотворное воздействие на ребенка. Из всех чувств радость лучше всего влияет на жизнь ребенка, развитие его способностей. В атмосфере радости душа ребенка легче всего открывается навстречу  прекрасному.

    

   

 Интеллектуальное  развитие в процессе разучивания танцевальных композиций.

Ритмопластика  способствует успешности ребенка в школьном  обучении и дальнейшей жизни.   В соответствии с   ФГТ      при разучивании танцевальной   композиций   я   интегрирую свою работу с  образовательными  областями, что  способствует всестороннему и  интеллектуальному  развитию детей.  Дети  в процессе исполнения самых простых плясок   должны соблюдать одинаковые  расстояния между парами, равняться в шеренгах, рассчитывать движения, чтобы точно под музыку выполнять разнообразные перестроения.  Это сложные задания,   которые без специальной подготовки не так просто выполнить. В процессе танца дети следят за  движением рук, что тренирует глазные мышцы. Таким образом,  занятия ритмикой имеют коррекционную направленность  и  для детей с нарушением зрения.  Кроме того,  важно подчеркнуть роль профилактики глазных патологий, значение укрепление зрения для будущих школьников. Занятия музыкальными движениями развивают образное, ассоциативное  мышление, поскольку музыка способствует созданию  новых образов воплощенных в пластике. Обсуждение с детьми музыкально – пластических образов развивает не только фантазию, но и речь, умение пользоваться словами эпитетами, способность описывать в словах воображаемые образы.   Занятия ритмикой развивают способность к математике. Разучивая  танец,   я обращаюсь  ко многим математическим понятиям.   Например, я даю задание построиться в один большой круг или встать в два маленьких  круга, перестроиться парами в две колонны, выполнить  перестроение на основе деления целого круга пополам затем еще пополам (4 части). Понятие как количественный,   так и порядковый счет постоянно тренируются в процессе разучивания танцев.   В процессе музыкального движения развивается не только творчество,  музыкальные способности и двигательные качества ловкость, четкость, координация движения, гибкость, пластичность,   занятия  ритмопластикой  чрезвычайно важны для  формирования положительных черт характера, эмоционально волевых  качеств личности,  так как движения получаются у детей далеко не с первого раза.

Возрастные характеристики .

Занятия ритмической гимнастикой начинаются с детьми 4-5 лет. В этом возрасте движение, особенно под музыку, доставляет детям особую радость. Основными задачами, которые ставит педагог для этого возраста, являются:-развитие гибкости, пластичности, мягкости движений, а также воспитание самостоятельности в исполнении, побуждение детей к творчеству.    На данном этапе развиваем у детей музыкальность, воспитываем любовь к музыке и желание её слушать. У детей обогащается слушательский опыт, так как на занятиях звучат произведения композиторов-классиков (например,П.И.Чайковский «Марш деревянных солдатиков»,М.Майкапар «Мотылёк» и др.»), русские народные мелодии, а также произведения современных композиторов. В движении развиваем умение передавать различный характер музыки, а также оттенки (весёлое – грустное, шаловливое – спокойное, радостное, торжественное, шуточное и т.д.). Учимся реагировать на изменение темпа, динамики, метроритма, различаем 2-х и 3-х частную форму. Детям предлагаются общеразвивающие упражнения на различные группы мышц, на гибкость и плавность. В работе используются имитационные движения, раскрывающие определённое настроение или заданный образ ( например, «хитрая лиса», «усталая старушка», «бравый солдат»).Дети овладевают танцевальными движениями, доступными их возрастной координации-например, поочерёдное выставление ноги на пятку, притопывание ногой, «выбрасывание ног», полуприседания и др.    Учимся ориентироваться в пространстве, самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом.В этом возрасте уже начинается работа над творческими проявлениями. У детей возникает потребность в самовыражении под музыку. Формируются умения исполнять знакомые движения в различных игровых ситуациях. Дети способны сами подбирать оригинальные движения, характеризующие пластический образ.           

 В возрасте 5-6 лет дети владеют выразительностью движений под музыку, могут координировать свои движения с основными средствами музыкальной выразительности, способны запоминать и самостоятельно исполнять различные музыкальные композиции. Это даёт возможность подбирать для работы с детьми более сложный репертуар, в основе которого не только народная музыка, детские песни, но и некоторые классические произведения (например, «Менуэт» Л.Боккерини, «Вечерняя серенада» Ф.Шуберта).    На занятиях большое внимание уделяется овладению элементов плясовых движений: поскоки, «ковырялочка», боковой галоп, приставной шаг с приседанием, шаг с притопом и др.Используются упражнения на развитие гибкости, точности и ловкости движений. Выполняются упражнения с мячами, гимнастическими палками, лентами и др. Дети самостоятельно выполняют перестроения на основе танцевальных композиций        («змейка», «воротики», «спираль» и др.).     Проводится работа по развитию нравственно – коммуникативных качеств личности.На занятиях дети учатся сопереживать своим сверстникам, радоваться успеху других. На занятиях у детей воспитывается чувство такта, умение вести себя во время занятий, находить своё место, не толкаясь, высказываться самому и слушать товарищей. Мальчикам уметь пригласить девочку на танец и затем проводить её на место и т.д.   В возрасте 6-7 лет у детей освоен большой объем разнообразных композиций и отдельных видов движений. В работе уделяется внимание качеству исполнения и разнообразию видов двигательной активности. В этом возрасте у детей происходит обогащение слушательского опыта разнообразными по стилю и жанру музыкальными произведениями, включая классические и современные произведения крупной формы( например, «Аквариум» К.Сен-Санса, «Танец Анитры» Э.Грига, «Картинки с выставки» М.Мусоргского и др.). На занятиях дети учатся передавать образно – игровые движения, жесты, раскрывающие понятный детям образ, динамику настроений или состояний (в природе, в настроениях человека, в вымышленных игровых ситуациях). Усложняются танцевальные движения: шаг польки, переменный шаг, шаг с каблучка и т.д.    На данном этапе у детей хорошо развито воображение, фантазия, умение находить свои оригинальные движения для выражения характера музыки, умение оценивать свои творческие проявления и умение дать объективную оценку другим детям.    Игровой метод придаёт учебно – воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоение упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребёнка.

Включение музыкально-ритмических композиций в различные формы работы с детьми.

При проведении  утренников и развлечений  я активно использую музыкально-ритмические композиции  для  передачи  содержания сценария. Праздники и развлечения в детском саду это день радости  и веселья.  У детей на таких мероприятиях есть прекрасная возможность показать свои навыки и умения  в танцевальных композициях, театрализации и других видах деятельности.  Танцуя,  дети получают  радость, удовольствие, чем больше такого радостного опыта в детстве, тем больше будет  «запас радости», готовность к празднованию, умение создать праздник,  несмотря на любые заботы  и трудности «взрослой жизни».  А как часто этого не хватает нам, вечно занятым взрослым.

  Занятия ритмопластикой поможет естественному развитию организма ребенка, морфологическому и функциональному совершенствованию его отдельных органов и систем,  создаёт необходимый двигательный режим, положительный психологический настрой, моральное удовлетворение.  Всё это способствует укреплению здоровья ребенка, его физическому и умственному развитию.

Список литературы.

      1.«Поиграем, потанцуем» Г.П.Федорова  С-Пб, Издательство «Акцидент» 1997год.

  1. Логоритмика» О.А.Новиковская  С-Пб «Корона принт» 2005год.
  2. «Ритмическая пластика для дошкольников» А.И.Буренина  С-Пб. 1994год.
  3. «Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей» Учебно-методическое пособие для воспитателей и педагогов.   Москва 1997год.
  4. М.Ю.Картушина «Логоритмические занятия в детском саду».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы на тему: «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ДОШКОЛЬНИКА В МУЗЫКАЛЬНО - РИТМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».

Данное пособие поможет музыкальным руководителям в развитии творческих способностей дошкольников, а также молодым специалистам в освоении методики в музыкально - двигательной активности детей....

опыт работы по теме "Развитие творческих способностей в музыкально-театрализованной деятельности"

Предлагаю свой опыт работы по теме " Развитие творческих способностей детей в музыкально-театрализованной деятельности"...

Тема: «Развитие творческого потенциала дошкольника в аппликационной деятельности»

Описание опыта работы по теме  «Развитие творческого потенциала дошкольника средствами аппликационной деятельности».Аппликация – один из видов изобразительной техники, основанной на вырезании, на...

Опыт работы по теме: «Развитие творческих способностей дошкольников на основе техники «Пескография» или рисование песком»

Обобщение передового педагогического опыта работы по теме: " Развитие художественно - творческих способностей дошкольников на основе техники "Пескография" или рисование песком"...

ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ»

Изобразительная деятельность – специфическое образное познание действительности. Из всех ее видов детское рисование изучено наиболее полно и разносторонне.Рисование тесно связано с развитием наг...

Обобщенный педагогический опыт работы по теме: «Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования»

Исследование, посвящено проблеме использования нетрадиционных техник рисования влияющих на развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности. Рисование является одним из важне...