Детский творческий конкурс
методическая разработка (музыкально-ритмическое занятие, старшая группа) по теме

Для организации работы с детьми по формированию творческой активности ребёнка средствами музыкального воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_karkovoy.docx29.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №181 городского округа Самара

Внимание!
«Детский творческий конкурс».

Формирование творческой активности ребенка средствами музыкального воспитания.

Составил

старший воспитатель

Карькова О.М.

Самара 2012

      Музыка-модель человеческих эмоций. Благодаря уникальным особенностям музыки, она способствует развитию не только эмоциональной, но и познавательной, и нравственной сфер и, что особенно важно, формирует творческую личность.

 

Б. Танеев

 

         Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Именно в детстве формируются музыкальные и творческие способности, накапливается опыт деятельности, от которого во многом зависит последующее музыкальное и общее развитие человека, его духовное становление.

         В настоящее время,  в связи с реформирование системы дошкольного образования и  выходом в свет ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования  и к условиям ее реализации пересматриваются  устоявшиеся в теории и практике целевые установки, содержание, методы и формы работы с детьми.  Уделяя большее внимание применению гибких моделей и технологий образовательного процесса, предполагающих активизацию самостоятельных действий детей и их творческих проявлений, гуманный, диалогичный стиль общения педагога и ребенка, привлекательные для детей формы организации деятельности, одной из которых является культурно-досуговая деятельность.

         Конкурсы, проводимые как в отдельной группе, так и во всем дошкольном учреждении, в целом являются одной из эффективных форм воспитательно-образовательной работы. А также могут выступить в качестве нетрадиционного способа решения задачи по музыкально-эстетическому воспитанию и развитию творческих  способностей у детей. Они дают возможность выделить лучшие работы, лучших участников, помогают сплотить коллектив, объединить его общей идеей, раскрыть творческий потенциал и личностные возможности каждого его участника.

         Речь, впрочем, идет не о выявлении и подготовке будущих музыкантов – эта задача превосходит возможности детского сад, или детской группы, - но о побуждении интереса к музыке в самом «впечатлительном возрасте» (М. Монтессори), что облегчает путь к овладению духовными богатствами, выраженными универсальным языком музыки. Интерес к музыке способствует в свою очередь раскрытию призвания и развитию различных способностей ребенка.  Ребенок – дошкольник не поймет, ради чего занимается пением, если периодически не будет выступать перед аудиторией, демонстрировать свои достижения.  

        На протяжении многих лет в нашем детском саду организуются и проводятся различные конкурсы, например:

«Театр и художественная литература»,

«Конкурс чтецов»,

«Музыкальный ринг» совместно с родителями и детьми,

«Веселые старты» демонстрирующие возможности ребенка по формированию  музыкально-ритмических движений, танцевально-игрового творчества на базе спортивной школы №18,

 «Мы юные пожарные»,  проводимого в рамках празднования  170 - летия образования пожарной охраны г. Самары и многие другие, где дети выступали с удовольствием и весьма успешно, о чем свидетельствуют дипломы, грамоты участников и лауреатов.

       Так, в 2011 году состоялся конкурс «Маленькие звездочки». Он проходил в рамках районного  фестиваля детских творческих коллективов, организованного администрацией  дошкольного учреждения №75 при совместном участии МОУ ДОД ДШИ №8 «Радуга», ТИМО Кировского района. Такие мероприятия, предполагающие выход за пределы ДОУ, особенно нравятся детям. Гала-концерт фестиваля «Маленькие звездочки» проходил в благоприятной, дружеской обстановке, это был большой праздник для детей. Он создавал атмосферу радости и веселья, что  способствовало повышению общего уровня культуры, развитию коммуникативных навыков, чувства толерантности. Это создало благоприятные условия для демонстрации детьми своих достижений в области музыкального воспитания, повышению  уровня самоконтроля, самоорганизации, самооценки на основе ознакомления с музыкальным репертуаром других детских творческих коллективов.  

       Выделив положительные моменты данного взаимодействия, получив большой эмоциональный заряд, эстетическое наслаждение, наш педагогический коллектив решил продолжить  взаимодействие, что  являться инновационной моделью сотрудничества. Сейчас, в рамках подготовки к участию в гала-концерте (который состоится 16 мая на базе МБДОУ №75) был подготовлен первый отборочный этап конкурса «Маленькие звездочки» и сегодня будет представлен вашему вниманию.  

      Чтобы мероприятие стало праздником для детей по-настоящему веселым, ярким, интересным была проведена многоплановая творческая работа с привлечением всех участников педагогического процесса, включая и родителей через несколько последовательных этапов.

Особенность мероприятия (конкурса) состоит в том, что все участники образовательного процесса, включая родителей  - не сторонние наблюдатели, а  активные участники совместного мероприятия организуемого в ДУ творческого процесса

Цель – инновационные преобразования ради достижения нового качества работы по художественно-эстетическому воспитанию детей.

Основными задачами мероприятия:

-   актуализация роли семьи в художественно-эстетическом развитии ребенка, формирование            гармоничных отношений между детьми и взрослыми;

- создание системы мониторинга качества, эффективности  воспитательно-образовательной работы по музыкальному воспитанию детей;  

-  проектирование инновационной модели комплексного подхода к организации  совместных мероприятий с целью  раскрытия творческого потенциала личности ребенка;

-   социализация ребенка в микросоциуме;

- обогащение материальной базы дошкольного учреждения  (костюмами, атрибутами к музыкальным номерам);

 -  пополнение методической копилки сценариями нетрадиционных совместных мероприятий,  видового разнообразия музыкального репертуара для дальнейшего использования в профессиональной деятельности;

-   повышать уровень самоконтроля, самоорганизации, самооценки у детей.

Этапы реализации

  1. Подготовка продукта музыкально-творческой деятельности детей совместно со взрослыми к защите.
  2. Участие в музыкальном районном фестивале  «Маленькие звездочки».

 На данном этапе – участие в коллективном анализе и оценка результатов общей и индивидуальной работы на основе использования видеоматериалов, которые позволяет участникам увидеть себя и весь проект со стороны. Награждение. Освещение проведенного мероприятия на страничке сайта ДОУ, через выпуск информационного листа, с  размещением отзывов родителей о проведенном мероприятии, детских впечатлений, оформление стенда «Наши праздники», фото, видео материалы. Информационное освещение конкурса на страничке сайта ДОУ.

  1. Результат деятельности (Фестиваль) - это своеобразный итог педагогического процесса,

а с другой стороны  – внесение каждым участником своего вклада в общее дело.

              Срок реализации один месяц в несколько последовательных этапов.

Каждый этап имеет свои задачи, план действий и результат. Первый этап – подготовительный.

Модель организации комплексного подхода к проведению смотра-конкурса «Маленькие звездочки»

Подготовительный этап

Задачи

Определение темы.

Построение модели деятельности. Выбор участников творческой группы.

План действий

Результат

Приказ о проведении смотра-конкурса по ДОУ.

Составление плана работы участников творческой группы.

Уточнение имеющейся информации, обсуждение задания, сроков реализации.

 Определение объема работы между участниками творческой группы.

Практический этап

Задачи

 Постановка задач и определение форм их реализации.

Сбор информации, выбор оборудования и  критериев оценки результатов деятельности, планирование.

Распределение ролей в группе. Синтез и анализ идей. Выбор оптимального варианта.

План действий

Результат

Работа в микрогруппах по созданию

 рекламно-информационного освещения смотра-конкурса:

объявление, афиша, реклама, индивидуальный лист – заявка на участие.

Изготовление «Приглашения» на итоговый концерт силами детей и взрослых.

Оформление уголка для участия зрителей по определению лучших музыкальных номеров.  

Информационно-методическое обеспечение

Анкетирование родителей воспитанников: «Семейный отдых и музыка»

Интервьюирование «Ваши музыкальные способности».

Проведение консультаций: «Досуг ребенка дома», «Танец это просто». «Искусство, творчество, дети».

Разработка положения о проведении смотра-конкурса,

критериев оценки результатов, сроков проведения.

Составление сценария проведения конкурса.

Перспективное планирование организации индивидуальной и подгрупповой работы с детьми с учетом заявленных конкурсных выступлений. Индивидуальная работа с конкурсантами-родителями и детьми. Просмотры музыкальных номеров по заявкам участников.

Материально-техническое оснащение.

Привлечение родители к пошиву костюмов для детей, приобретению подарков, оформлению зала, организации видеозаписи мероприятия.

Создание реквизитов участников, атрибутов к оформлению зала, проведению музыкально-игрового взаимодействия взрослых и детей.

Техническое оснащение: подготовка фонограмм, и осуществление звукорежиссерской работы на мероприятии, наличие видеоаппаратуры.

Информация размещена и  донесена до родителей воспитанников.

«Приглашения» оформлены.

Оформлен уголок  «Мой лучший музыкальный номер».  

Утверждено положение смотра-конкурса, критерии оценки результатов деятельности.

Составлен график просмотра заявленных конкурсных выступлений и проведен отбор лучших номеров.

Разработан и утвержден сценарий проведения смотра-конкурса.

Демонстрация и оценка заявленной конкурсной программы.

Протокол заседания жюри.

Оформлен музыкальный зал к проведению конкурса.

Видеозапись мероприятия.

Оценочный

Задачи

Анализ выполнения творческой деятельности.  Учет  достигнутых результатов и вклада каждого участника на основе использования видеоматериалов. Поиск талантливых детей и их родителей и популяризации их творчества среди  коллективов района.

Проведение смотра-конкурса «Маленькие звездочки» в форме концертно-игрового сценария «Клоун Клепа и принцесса Шаринья в гостях у детей». Отборочный тур для участия в районном фестивале.

Подготовка  лауреатов смотра-конкурса «Маленькие звездочки» к участию в гала-концерте района. Заполнение анкеты-заявки.

Приказ по итогам смотра-конкурса по ДОУ.

Награждение лауреатов смотра-конкурса «Маленькие звездочки» ДОУ.

Выражение благодарности родителям, за внесение большого вклада по организации концерта и за участие в  проведении.

Утверждение анкеты-заявки на участие в открытом конкурсе – фестивале детских творческих коллективов.

Презентативный  

Задачи

Подготовка концертного выступления. Участие в коллективном анализе и оценке результатов общей и индивидуальной работы. Обмен опытом работы участников проекта, самооценка деятельности.

План действий

Результат

Согласование регламента выступлений участников ДС с программой открытого конкурса – фестиваля детских творческих коллективов района.

Участие победителей первого этапа смотра-конкурса в гала-концерте «Маленькие звездочки».

Интервьюирование среди родителей и детей «Отзыв о проведенном мероприятии».

Подведение итогов конкурса между творческими группами дошкольных учреждений.

Награждение. Информационное освещение (стенды, памятки, ширмы). Размещение информации на страничке сайта ДОУ.

Выпуск тематического буклета «С утра до вечера» с  участием родителей, детей.

      По результатам опроса, все родители, принявшие участие в данной форме работы (конкурсе), позитивно оценивают эту идею и готовы в дальнейшем участвовать в них.

       Творческий подход к проведению  данного мероприятия оказывает позитивное влияние на повышение профессионального мастерства специалистов ДОУ. Эта деятельность требует от педагогов тщательного взаимодействия, определения оптимальной нагрузки на детей, выбор индивидуальных творческих маршрутов для детей, четкости и последовательности в подборе материала.

       Подготовка и проведение ярких праздников, участие в конкурсах, фестивалях дарит их участникам радость и новые впечатления, позволяет выразить себя, создает особую атмосферу сотворчества взрослых и детей. Совместное участие в творческих мероприятиях помогает наполнить ее досуг семьи новым ярким содержанием. Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и взрослых способствует единению педагогов, родителей и детей, что в свою очередь, формирует положительное отношение друг к другу и является залогом успешной работы коллектива.

     В ходе реализации мероприятия педагогический опыт распространяется не только в детском саду,  но и в районе, вызывает интерес у коллег, что стимулирует педагогические коллективы к его широкому  применению, демонстрирует ценность взаимодействия родителей воспитанников и общественности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение о проведении детского творческого конкурса «Безопасность дошкольника» в МБДОУ д/с "Колокольчик" сл.Б. Мартыновка

Конкурс проводится с целью предоставить возможность участникам проявить свой творческий талант  в области  знаний и умений по  пожарной безопасности и пропаганде соблюдения правил дорож...

Положение о проведении детского творческого конкурса «Мастерская Деда Мороза» в МБДОУ д/с "Колокольчик" сл.Б. Мартыновка

Цели конкурса: Экологическое и нравственное воспитание детей дошкольного возраста через     привлечение внимания к вторичному использованию различных материалов....

Положение о проведении детского творческого конкурса «Серебристый голосок" и аналитическая справка по итогам конкурса

Конкурс проводится с целью выявления, развития и поддержки талантливых детей в области «Художественно-эстетическое развитие», повышения уровня музыкального развития дошкольников....