Главные вкладки

    Конспект интегрированного занятия по теме: "Роль ритма в музыкальном развитии детей"
    методическая разработка по музыке (старшая группа) по теме

    Тетерина Ирина Николаевна

    В методической разработке использованы различные источники, в том числе энергосберегающие технологии.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект

    интегрированного открытого занятия по теме самообразования  «Роль ритма в музыкальном развитии детей»:

    « Ритм вокруг нас»

    Задачи: закрепить представления детей об весенних изменениях в

                  природе.

                  Воспитывать эмоциональную отзывчивость  на

                  красоту весенней природы.

                  Развивать внимание, координацию движений при

                  выполнении музыкально-ритмических движений.

                  Развивать наглядно-образное мышление: мыслительные

                  операции анализа, сравнения.

                  Совершенствовать умение решать познавательные задачи.

                  Продолжать расширять знания детей о творчестве

                  П.И.Чайковского.

                  Формировать  чувство ритма через игру

                  на инструментах, в польке, марше, песне.

                  Соединить в занятии образовательные области      

                  «Коммуникация», «Музыка», Физкультура»          

    Оборудование: портрет П.И.Чайковского, записи произведений, картины

                                    с зимним и весенним пейзажем, музыкальные

                                    инструменты, фланелеграф на магните, цветы и кружочки

                                    для игры.  

    Ход занятия:

    Дети стоят врассыпную по залу. Предложить детям закрыть глаза. Тот, до кого педагог дотронется , говорит: «Здравствуйте!» или «Доброе утро!». Все остальные повторяют приветствие .

    Музыкально –ритмические движения:

    «Чики-чики-чикалочка» русская народная прибаутка.

    Муз.руковод.:ребята, а какое у нас сейчас время года

    Дети: ……………..

    Муз.руков.: назовите пожалуйста, признаки зимы.

    Дети………………………..

    Муз.руков.: А теперь наступает весна. Давайте отправимся в лес и

                         рассмотрим в лесу признаки весны.

    Двигаясь по залу зигзагом , в соответствии с темпом дети выполняют прямой приставной шаг, боковой приставной шаг, пружинящий топающий шаг.

    Дети садятся на стульчики  и под руководством муз. руководителя рассматривают две картины .

    Муз.руков:   давайте рассмотрим признаки весенней погоды.

    Дети:……………………………(дети перечисляют признаки весенней  

    природы)

    Муз.руков:  а какие животные живут в лесу?

    Дети перечисляют животных и птиц, проживающих в лесу.

    Слушание музыки.

    Муз.руков: Сегодня мы с вами знакомимся с творчеством П.И.Чайковского. Произведение называется «Утренняя молитва». П. И. Чайковским написан целый цикл произведений по каждому месяцу года. Этот цикл называется  »Времена года».

    «Утренняя молитва» соответствует месяцу Февраль. Давайте повторим названия зимних и весенних месяцев.

    Дети :………………….

    Далее дети рассказывают свои картины природы после прослушивания произведения П.И.Чайковского и путем анализа приходят к признакам весенней природы.

     

    Развитие чувства ритма, музицирование.

    Далее идет прослушивание произведения П.И.Чайковского «Марш оловянных солдатиков»

    Муз.руков: ребята, в лесу живет много разных животных и птиц. Давайте подумаем, что могут делать звери под ритм этого произведения. Для начала давайте прохлопаем  в ладоши. А затем простучим ритм на бубне.

    В заключение предлагается пальчиковая гимнастика на ритм произведения.

    Детям выдаются ударные инструменты для передачи ритмического рисунка. В результате дети должны прийти к выводу: ритм марша.  

    Распевание. Пение.

    Упражнение «Вопрос- ответ». Упражнение на разогревание голосовых связок.

    Голос за сценой:

    Кричу в лесу: -А-а-а-у-у-у!

    А мне в ответ: -А-а-а-у-у-у!

    Опять кричу: -А-а-а-о-о-о!

    А мне в ответ: -А-а-а-о-о-о!

    Кричу в лесу: -А-ы-ы-ы-ы-ы!

    А мне в ответ: -А-ы-ы-ы-ы-ы!

    Опять кричу: -А-и-и-и-и-и!

    А мне в ответ: -А-и-и-и-и-и!

    Дальше предлагается исполнить песню «Про козлика» муз. Г. Струве  с инсценировкой.

    Муз. руков: теперь ребята предлагаю вам поиграть  в загадку. На                       фланелеграфе я выкладываю ритмический рисунок. Повторяю                        вам: цветочки – длинные нотки, а кружочки – короткие. А вы                       попробуйте угадать песню или часть песни.

    Муз.руков . выкладывает ритмический рисунок припева, просит детей

    назвать длительности звуков (длинный-короткий), простучать их в ладоши, проиграть на музыкальном инструменте, разбив детей на подгруппы: хор и оркестр.

     

    Пляска.

    Исполняется полька на «Музыкальный момент» Шуберта.  Перед исполнением предлагается простучать ритм по танцевальному рисунку, предложить выбрать ритмический движения .

     

    Игра.

    Как заключение проводится игра на произведение П.И.Чайковского «Па-де-труа» из балета «Лебединое озеро».

                     

                                         

                                                         Литература:

    1. И. Каплунова, И. Новоскольцева.  Праздник каждый день. Пособие для музыкальных руководителей.  Старшая группа. - Санкт-Петербург 2010: изд-во «Композитор»
    2. Радынова О.П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. фак-ов дошк. воспит. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 240 с.
    3. «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения». О.И.Арсеневская.В.: Учитель,2011.

    4. «Сценарии оздоровительных досугов для детей 4  - 5 лет».    

         М.Ю.Картушина. М.: ТЦ Сфера,2005.

    5. » Сценарии оздоровительных досугов для детей 5 - 6 лет».

          М.Ю.Картушина. М.: ТЦ Сфера, 2004.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Ритм в музыкальном развитии детей»

    Консультация для родителей...

    Консультации для родителей по теме: "Роль детской книги в речевом развитии детей"

    Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Детский поэт  И. Токмакова называет детскую литературу первоосновой воспитания. По словам В.А. Су...

    Консультации родителям на тему: "Ритм в музыкальном развитии детей "

    Консультации  родителям на тему: "Ритм в музыкальном развитии детей "...

    Консультация "Ритм в музыкальном развитии детей"

    Для работы с  детьми старшего дошкольного возраста....

    Консультация для родителей «Ритм в музыкальном развитии детей»

    Вместе с развитием музыкальных способностей детей мы уделяем самое серьезное внимание ритмическому воспитанию. Но прежде чем излагать некоторые соображения по этому вопросу, давайте, определим природу...

    Консультация для родителей «Ритм в музыкальном развитии детей»

    Материал содержит информацию о важности и нужности развития чувтва ритма у дошкольников....