Конспект интегрированного занятия по художественно – эстетическому и познавательно – речевому развитию детей подготовительной группы ДОУ «Незнайка в школе искусств»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Родичева Татьяна Владимировна

Тема: «Незнайка в школе искусств» 

Цель: Создание условий для развития художественно – эстетических и познавательно -речевых способностей детей старшего дошкольного возраста, формирования их устойчивого интереса к миру искусства

Задачи:

1.Образовательные:

    1)Расширять кругозор, обобщать и систематизировать знания детей об искусстве, как виде творческой деятельности людей, о его роли в жизни человека

    2)Закреплять умение выделять, называть основные выразительные средства произведений искусства, группировать их по видам (литература, музыка, изобразительное искусство), различать жанры (портрет, пейзаж, натюрморт; проза, поэзия, сказка, басня; марш, песня, танец, опера)

   3)Уточнять умение узнавать и называть произведения разных видов искусства, их авторов, определять профессии (художники-пейзажисты: маринист, портретист, натюрморист и художники–графики: иллюстраторы; литераторы: писатель, поэт, сказочник, баснописец; композиторы и исполнители музыкальных произведений: музыкант, танцор, певец…)

   4)Закреплять математические представления о разнообразии форм окружающих предметов, составе чисел из двух меньших; умение ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, понимать перспективу и удаленность предметов относительно друг друга

2.Развивающие:

   1)Развивать художественное восприятие, наблюдательность, воображение, память и умение проводить анализ, сравнение особенностей создания изображений различными авторами

   2)Активизировать творческий потенциал детей через развитие эмоций, эстетических чувств и вкуса

   3)Совершенствовать коммуникативные функции речи, развивать умение аргументировано, развернуто осмысленно отвечать на поставленные вопросы, выдвигать предположения, объяснять свой выбор

   4)Стимулировать развитие умения осуществлять звукобуквенный разбор слов, различать буквы и обозначенные ими звуки родного языка, слоги; подбирать противоположные по значению словосочетания (прилагательное + существительное, глагол + наречие); понимать и подбирать рифмующиеся слова

   5)Поддерживать развитие желания стать учеником, осознания своей готовности к обучению в школе

3.Воспитательные:

   1)Воспитывать основы нравственности, уважение к труду людей по созданию произведений искусства, бережное отношение к ним

   2)Воспитывать интерес к искусству Тихвинского края, гордость за значительный вклад земляков (Н.А.Римский – Корсаков, П.Е.Заболотский) в развитие мирового искусства

   3)Воспитывать доброжелательность, отзывчивость, сопереживание, желание помочь товарищу при индивидуальной работе, в паре, тройке, команде

Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»

Предварительная работа:

= Наблюдения на прогулке

=Рассматривание репродукций картин и иллюстраций детских книг разных художников, произведений других видов искусства

=Слушание музыкальных произведений, игры на детских музыкальных инструментах

= Беседы

=Чтение художественных произведений

=Занятия по знакомству с видами и жанрами искусства

=Творческие занятия в музее Н.А.Римского -Корсакова

=Дидактические и развивающие игры по знакомству с искусством, ФЭМП, развитию речи и коммуникативных навыков

=Совместная и самостоятельная творческая деятельность

=Участие в выставках и конкурсах творческих работ

Оборудование и материалы:

=Интерактивный планшет

=Презентация

=Аудиозаписи «Школьного звонок», «Голос Незнайки», отрывки из опер –сказок Н.А. Римского – Корсакова («Снегурочка», «Садко», «Сказка о царе Салтане»)

=Символы – условные обозначения для «классов», определяющие порядок их посещение

=Игровой, наглядно–практический материал для деятельности детей в каждом «классе»

1 Слайд "Титульный"  

Ход занятия:      

Звучит школьный звонок Слайд2

В-ль: Ребята, что вы слышите?

Дети: Это звонок на урок.

В-ль: Как вы думаете, почему он сейчас прозвучал?

Дети высказывают предположения

В-ль: Звонок прозвучал потому, в школе начинается урок. Ребята, а что такое школа?

Дети объясняют

В-ль: Зачем ходят в школу?

Дети рассказывают

В-ль: Сегодня вечером многие из вас отправятся в школу, в подготовительный класс, а 1 сентября в праздничный день знаний вы все начнете учиться в школе. Вот и наш старый знакомый тоже собирается в школу. Отгадайте, кто это?

Загадка: В шляпе синенькой мальчишка

                Из известной детской книжки.

                 Он глупышка и зазнайка,

                 А зовут его… (Незнайка)   Слайд 3

В-ль: Действительно, это Незнайка. Посмотрите, Незнайка и правда готовится к школе.

Звучит аудиозвонок Слайд 4

Незнайка: Здравствуйте, ребята! Сегодня мои друзья – коротышки из Солнечного города пригласили меня в необычную школу, а…в какую-то …словом, я ничего не понял…А пока искал волшебные ключи от каждого класса да все рассматривал, по – моему, что –то там перепутал…Я, конечно, самый умный, талантливый и воспитанный… Но жители Солнечного города почему –то очень недовольны…Особенно Тюбик, Гусля и Цветик…Знайка даже приготовил подсказки, но мне одному не справиться…Помогите мне, пожалуйста, навести порядок, найти ключи от каждого класса и понять, чему в этой удивительной школе можно научиться?

В-ль: Ребята, как вы думаете, мы сможем помочь Незнайке?

Дети: Да! Сможем!

В-ль: Тогда давайте узнаем, куда нам нужно отправиться? Внимание на экран!

Дети отгадывают название «класса», в который отправятся Слайд 5     (В слове «живопись» пропущены буквы, обозначающие гласные звуки)

Класс живописи

В-ль: Ребята, мы попали в класс живописи. Как выдумаете, какое основное выразительное средство помогает создавать художникам красивые картины?

Дети: Цвет

В-ль: Верно. С помощью правильного подбора цвета и оттенков, их комбинирования, высветления или затемнения можно создавать настоящие шедевры. Похоже Незнайка тоже хотел подготовить палитру.  Но по–моему, ему нужна наша помощь…Давайте разложим картинки на палитре в соответствии с цветом и формой

 

Игра «Разложи по цвету» /индивидуально/

Оборудование: логические таблицы, предметные картинки разных цветов и форм, тарелочки для раздаточных картинок

Задание: разложить предложенные картинки в соответствии с цветом и формой

 

В-ль: Какие вы молодцы, сделали все правильно и быстро. Значит у нас есть возможность рассмотреть выставку, которая представлена в классе. Что видите на этой выставке?

Дети: Портреты художников

В-ль: Чьи портреты вам знакомы?

Дети: И.И.Левитан, А.К.Саврасов, И.И.Шишкин, И.Э.Грабарь, И.К.Айвазовский, П.Е.Заболотский

В-ль: А это что?  /показать поднос с репродукциями/

Дети: Это Незнайка перепутал все картины

В-ль: Незнайка действительно перепутал только не картины…Где находятся оригиналы -настоящие картины художников?

Дети: В музеях

В-ль: Почему настоящие шедевры мы можем видеть только в музеях?

Ответы детей

В-ль: Незнайка, ты слышишь, что сказали ребята? Действительно, каждое произведение неповторимо, уникально. Его невозможно повторить с такой же точностью, как создал автор и поэтому нужно беречь. Значит, Незнайка перепутал не картины, а ...что?

Дети: Репродукции картин

В-ль: Выбирайте, пожалуйста, фоторепродукции картин и расставьте их к портрету автора

 

Игра «Узнай и назови автора картины» /в парах/

Оборудование: репродукции картин, портреты художников

Задание: дать название картины, назвать автора, определить цветовую гамму /холодная или теплая/; закрепить название специальностей художников /живописец: пейзажист, портретист, маринист/ 

 

В-ль: Рассмотрите внимательно репродукции. Что изображено на большинстве репродукций7

Дети: Природа

В-ль: Как можно их назвать?

Дети: Пейзажи

В-ль: Репродукция картины одного художника особенно выделяется из всех пейзажей. Почему?

Дети: Айвазовский рисовал море

В-ль: Художник – пейзажист И.К.Айвазовский действительно свое творчество посвятил изображению морских пейзажей. Как можно назвать такого художника?

Дети: Маринист

В-ль: Картины художника Айвазовского показывают нам красоту морских пейзажей. Другие пейзажисты радуют нам неповторимостью и красотой природы разных уголков нашей страны в разные времена года. Картины какого автора мы не можем назвать пейзажами?

Дети: Заболотский. Он писал портреты. Он написал Портрет Лермонтова.

В-ль: Чем еще особенно дорого нам творчество этого живописца?

Дети: Он наш земляк

В-ль: Я рада, что вы можете рассказать Незнайке о художнике Тихвинского края

Пересвет: П.Е.Заболотский родился в нашем городе Тихвине и своими портретами прославил наш Тихвинский край. В свое время он давал уроки живописи знаменитому русскому поэту М.Ю.Лермонтову. Его имя носит художественное отделение школы искусств, где и дети, и взрослые могут развивать свои творческие способности и учиться писать картины.

 В-ль: Мы с вами рассмотрели все картины с выставки и правильно определили их жанры. Картин какого жанра нет на выставке?

Дети: Нет натюрмортов

В-ль: Действительно, репродукций с изображением натюрмортов нет. Но что это? Для чего?

/Дети обращают внимание на подготовленные места для создания натюрмортов/

В-ль: Сколько мольбертов выставлено для создания натуры?

Дети: Два

В-ль: Значит, чтобы научить Незнайку готовить натуру для натюрморта, нам нужно разделиться на команды. По сколько человек будет в каждой команде?

Дети: По три

В-ль: Догадайтесь, с помощью чего мы можем узнать, какие предметы нужны для натуры и где их расположить?

Дети: С помощью схемы

 

Игра «Составь натюрморт по схеме» /в тройках/

Оборудование: игрушки, предметы, таблица с условными символами

Задание: составить натюрморт из предложенных игрушек, предметов в соответствии с символами. Одна команда выставляет предметы с учетом цвета, другая – без учета цвета фигур

 

В-ль: Ребята, в каком классе мы с вами сейчас помогали Незнайке?

Дети: В классе живописи

В-ль: Мы выполнили все задания, навели порядок? Какое же выразительное средство помогает живописцам сделать их произведения яркими, красивыми, уникальными?

Дети: Цвет

В-ль: Мы вспомнили основное выразительное средство живописи – цвет, значит, сможем найти ключ к этому классу?

/Дети находят карточку-символ с изображением ключа и цветового спектра/

В-ль: Ребята, что же нам дальше делать?

Дети: Помогать Незнайке.

В-ль: Давайте узнаем в какой класс нам нужно отправиться? Слайд 6

/Дети рассаживаются перед интерактивным планшетом и отгадывают название «класса» (В слове «графика» пропущены буквы, обозначающие согласные звуки)/

 

Класс графики

В-ль: Если живописцы делают свои произведения прекрасными с помощью использования разных комбинаций цвета, то что же используют графики?

Дети: Линии разные

В-ль: Давайте и мы с помощью линий попробуем создать небольшие изображения

 

Игра «Выложи по схеме»/индивидуально/

Оборудование: «Геоборд» /«Математический планшет»/

Задание: составить на планшете предложенное на схеме изображение

 

В-ль: Если есть схема –это хорошо. А если нет?

Дети: Это сложнее. Нужно придумать

В-ль: Давайте придумаем и дорисуем картинки, которые оставил Незнайка, в парах

 

Игра «Незаконченные рисунки» /в парах/

Оборудование: карточки с незавершенными контурными изображениями предметов, простой карандаш для каждого ребенка

Задание: рассмотреть картинки, догадаться, что на них изображено, обсудить в паре, дорисовать недостающие линии (детали) и назвать рисунки

 

В-ль: Ребята, а в этом классе тоже есть выставка, и снова портреты. Кто на них изображен, вы знаете?

Дети: Это художники. Они рисовали картинки к книгам

В-ль: Все верно. Это портреты художников – иллюстраторов. Каждый, используя разные линии, штрихи и цветовые пятна создавал неповторимые изображения, которые украшали детские книги. Но где же эти иллюстрации?  /Дети находят подносы/

В-ль: Ребята, догадайтесь, как мы опять будем работать? Сколько будет команд? По сколько человек?

Дети: В командах. Три команды. По два человека

 

Игра «Узнай и назови»/в тройках/

Оборудование: карты с портретами художников – иллюстраторов, картинки с изображениями сюжетов из разных литературных произведений

Задание: узнать манеру изображения художника – иллюстратора, назвать его фамилию, разложить на карты с портретом художников по три картинки, дать название произведениям, фамилию автора

 

В-ль: Какое выразительное средство считается основным при создании графических работ?

Дети: Линия, штрихи, пятна

В-ль: Ребята, а вот и ключ от класса графики. Куда нам следовать дальше? Узнаем? Слайд 7

Дети рассаживаются перед интерактивным планшетом и отгадывают название следующего «класса». (В слове «литература» пропущены слоги «ту» и «те»)

 

Класс литературы

В-ль: Мир вокруг нас очень разнообразен и каждый в нем замечает что–то свое, особенное. Иногда своими впечатлениями человек хочет поделиться с окружающими его людьми. Пейзажисты это делают с помощью изображения картин с использованием цвета, графики – применяют разные линии, штрихи и пятна, а литераторы?

Дети: Книги, рассказы, сказки

В-ль: Я согласна с вами. Однако, чтобы появились эти произведения, авторам нужно искусно владеть особым ключиком. Какое выразительное средство помогает создавать произведения для чтения, рассказывания?

Дети: Слова

В-ль: Конечно, слово! Человек какой профессии с помощью грамотного подбора слов пишет рассказы? Стихи? Сказки? Басни?

Дети отвечают

В-ль: Но слова бывают разные. Автору важно отобрать такие, чтобы людям его литературное произведение понравилось, запомнилось, чтобы его хотелось еще и еще раз прочитать, а может и выучить, рассказать… Давайте же поможем Незнайке узнать, как точнее можно подбирать и изменять слова …Разбирайте картинки и попробуйте найти пары с противоположным значением

 

Игра «Слова наоборот» /в парах/

Оборудование: картинки с изображениями

Задание: подобрать пары антонимов (противоположных словосочетаний: прилагательное + существительное, глагол + наречие)

 

В-ль: В отличии от рассказов и многих сказок, стихи и басни обладают еще одной особенностью. Какой?

Дети: В них есть рифмы

В-ль: Похоже у Незнайки с рифмами тоже возникли проблемы…Давайте поможем ему подобрать рифмующиеся слова

 

Игра «Подбери рифму» /в тройках/

Оборудование: карты и картинки с изображениями рифмующихся слов

Задание: выложить картинки на картах в соответствии с рифмами

 

В-ль: Ребята, а это что? /привлечь внимание к списку произведений/

           По–моему, это список для отбора произведений литературы. Хотите узнать, что отобрал Незнайка?

 

Игра «Литературная викторина» /вместе/

Оборудование: список с вопросами викторины

Задание: дать правильные краткий ответ на вопрос

1.Кем была в русской народной сказке лягушка? (Царевной)

2.На чём разъезжал Емеля в сказке «По щучьему велению»? (На печке)

3. Какой фрукт усыпил царевну в «Сказке о мертвой царевне» А.Пушкина? (Яблоко)

4.Как называются произведения устного народного творчества? (фольклор)

5.Куда отправил К.Чуковский доктора по телеграмме? (в Африку)

6.Как звали собаку в сказке А.Толстого «Золотой ключик или Приключение Буратино»? (Артемон)

7.Кто написал сказку «Золушка»? (Шарль Перро)

8.Как звали удава из сказки Киплинга «Маугли»? (Каа)

9. Кто сражался с мышиным королём в сказке Гофмана? (Щелкунчик)

10. Кто пробирается сквозь густой валежник в стихотворении С. Маршака «Апрель»? (Медведь)

11.Кто автор басни «Стрекоза и муравей»? (Крылов)

12. О ком мы узнали из рассказа А. Митяева ″Первый полёт″?

13.Как называется рассказ Виктора Драгунского, про мальчика, который вылил на прохожего манну кашу? («Тайное становится явным»)

14.Самый знаменитый житель Цветочного города? (Незнайка)

 

В-ль: Ура! Мы помогли Незнайке запомнить  какое выразительное средство считается основным в литературе?

Дети: Слово

В-ль: Ребята, где же ключ от этого класса? Куда нам следовать дальше? Посмотрите-ка, Незнайка кажется устал, давайте и мы присядем и узнаем, где оказались? Слайд 8

Дети рассаживаются перед интерактивным планшетом и отгадывают название следующего «класса». (В слове «музыка» слоги поменяны местами)

Класс музыки

 

В-ль: Чтобы узнать и прочувствовать произведения в этом классе, действительно, можно прикрыть глаза, и слушать. Почему?

Дети: Музыку мы слышим. Музыка звучит.

В-ль: Верно, какое же основное выразительное средство в музыке?

Дети: Ноты. Звуки

В-ль: Ноты – это символы, специальные знаки, своеобразный шифр, который помогает мастерам записывать и понимать звуки музыки. С помощью каких специальных предметов люди научились издавать разные звуки, сочиняют и исполняют музыку?

Дети: Музыкальные инструменты

В-ль: Мир звуков окружающего мира очень широк. Давайте научим Незнайку различать и называть инструменты для исполнения музыки

 

Игра «Найди лишний инструмент? /индивидуально/

Оборудование: карточки с изображением музыкальных инструментов

Задание: определить инструмент, который не подходит к группе, объяснить почему.

 

В-ль: В каждом музыкальном произведении звуки исполняются по–разному. Музыка может менять свой характер. Объясните Незнайке с помощью картинок, какие вы знаете жанры музыкальных произведений?

 

Игра «Узнай жанр»/в парах/

Оборудование: карточки с изображением марша, песни, танца, карты для выкладывания карточек

Задание: найти соответствующую карту, назвать жанр произведения

 

В-ль: Ребята, человек какой профессии исполняет песни? ..танцы? музыку?

Дети: Артист. Танцор. Музыкант

В-ль: А сочиняет ее?

Дети: Композитор

В-ль: Некоторые композиторы могут объединять разные по характеру жанры и создавать очень большие серьезные произведения, такие как симфония, опера.  Кто расскажет Незнайке, что такое опера?

Дети: Это музыкальный спектакль, где все актеры поют

В-ль: Назовите, пожалуйста, композитора, который писал оперы – сказки и прославил наш город

Дети: Н.А.Римский -Корсаков.

В-ль: Что вы можете рассказать Незнайке об этом человеке?

Денис: Н.А.Римский –Корсаков – всемирно известный композитор, педагог музыки, который родился в нашем городе Тихвине. Его семья жила на берегу реки Тихвинки в старинном доме, который построил дед Ники. В семье Римских-Корсаковых мужчины принадлежали к династии моряков. Николай Андреевич тоже закончил морской кадетский корпус и даже побывал в кругосветном путешествии. Но любовь к музыке победила. Римский–Корсаков с детства сочинял музыкальные произведения, а когда вырос, стал великим композитором. Он писал музыку для симфонического оркестра и оперы – сказки.

В-ль: Спасибо за подробный рассказ. Ребята, давайте поможем Незнайке определить название музыкальных отрывков и опер-сказок Римского – Корсакова.

 

Игра «Знакомая мелодия»

Оборудование: записи отрывков из опер Римского – Корсакова, картинки с изображением героев, афиши, соответствующих опер

Задание: прослушать музыкальные отрывки, дать название оперы, произведения, на основе которого написана опера, автора, героя оперы, которому соответствует данный отрывок

 

Рефлексия:

В-ль: Ребята, посмотрите, Незнайка, по–моему очень доволен Слайд 9

          =А вам интересно было?

=Сколько классов мы сумели посетить? (4)

         = Ключи от каких классов мы нашли? (Живопись, графика, литература, музыка)

         = Как вы думаете, что это такое? (виды искусства)

         =Значит, в какой школе мы сегодня побывали в школе...? (в школе искусств)

=Чему вы сегодня научились? 

=Что было особенно трудно?  

=Что вы узнали для себя нового?

= Куда бы пригласил своих друзей?

= Все ли классы школы искусств сегодня мы смогли посетить? (нет)

= В каких классах вы хотели бы побывать? (кино, скульптура, архитектура, театр…)

 

В-ль: Ребята, в классе музыки я заметила афиши. Как вы думаете, зачем они?

Дети: приглашение на спектакль

В-ль: Так может мы отправимся в класс театра?

          Только как в народе говорят: всякому делу сое время и место. Давайте, как в настоящем театре сейчас устроим антракт, отдохнем, а потом поиграем в классе театра. Согласны?

Дети переходят к свободной деятельности


 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект нод по познавательно-речевому развитию детей подготовительной группы.

Материал помогает выявить готовность ребенка к обучению в школе....

ИГРА «ПОСИДЕЛКИ» КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ

ИГРА «ПОСИДЕЛКИ» КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ...

Конспект интегрированного занятия по познавательно-речевому развитию детей подготовительной группы "День Защитника Отечества".

Конспект поможет детям расширить свои представления о защитниках нашей Родины, подробнее узнать о службе пограничников....

Конспект открытого занятия по познавательно - речевому развитию детей подготовительной группы "Путешествие в страну добрых дракончиков" с использованием мнемосхем.

Цель: обогащение и активизация речевой практики детей, расширение словарного запаса, формирование у детей умения правильно строить высказывания.Задачи:учить соотносить признаки объектов к графическим ...

Конспект по познавательно-речевому развитию детей подготовительной группы по теме: «Знакомство с профессией швея»

Цель:формировать у детей представление о роли труда и значимостишвеи в жизни общества....