ИГРА «ПОСИДЕЛКИ» КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ
статья

Смирнова Елена Викторовна

ИГРА «ПОСИДЕЛКИ» КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elena_viktorovna_3_statya_.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

                                                               

                                                                    

ИГРА «ПОСИДЕЛКИ» КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ

Елена Викторовна Смирнова,  воспитатель  ГБДОУ детский сад № 112

Фрунзенского района  Санкт-Петербурга

Подготовка ребёнка к школе – ответственейшая задача каждого воспитателя. В нашей Программе «Детский сад – Дом радости» на первое место ставится задача содействовать тому, чтобы воспитанник захотел идти в школу с тем, чтобы там учиться! Автор программы Крылова Н.М. акцентирует наше внимание на необходимости развития у дошкольника на основе самосознания философского взгляда на себя и окружающий  мир.

В первые годы нашей работы (а это уже длится более 20 лет) слово «философия» да ещё применительно к детям, пугало. Но сценарии с подробной разработкой, что и как делать, представленные в программе и технологии «Дом радости», опыт работы на их основе, убедили, что данная задача и доступна, и главное, интересна не только детям, но и мне педагогу.

По своей природе я – творческий человек, люблю писать стихи, придумывать разные истории, в общем, люблю играть! Поэтому так легли на сердце предложенные авторские сценарии, потому что их осуществляем главным образом в игровой форме. Такая форма была названа автором «Посиделки». Проводится она во вторую половину дня, как правило, по пятницам.

Программа  ориентирует педагога на работу с ребенком в двух взаимосвязанных направлениях: первое — на всемерное овладение методикой развивающего обучения, научные основы которого были разработаны отечественными учеными в 70-80-е гг. (А.В. Запорожец, А.М. Леушина, П.Я. Гальперин, Л.А. Венгер, Н.Н. Поддьяков, П.Г. Саморукова, В.И. Логинова, и др.); второе направление — поддержка процессов саморазвития, которые интенсивно осуществляются у  детей, но особенно ярко у одаренных воспитанников (Н.Н. Поддьяков).

Особое значение для развития потребности учиться, как подчёркивает Н.М. Крылова во многих своих публикациях,  имеет рефлексия замысла. Она, как главный механизм обогащения развития интеллектуальной культуры, творческого мышления человека, выполняет роль системообразующего фактора организации когнитивной сферы ребёнка. Овладение  умениями ведёт ребёнка к тому, что каждое знание, осознаваемое им как новое, превращается не просто в его собственное знание, а в его переживание и сопереживание, в мотивацию действий. Умение осуществлять рефлексию замысла характеризует уровень развития ребёнка как личности, способной к выбору на основе предвосхищения последствий результата деятельности. (Б.Г.Ананьев, В.С. Мерлин, В.Н. Мясищев,  и др.).

Таким образом, становится  понятно, что философствование шестилетнего ребёнка – это   новый способ познания им окружающего мира и себя в нём — результат системы воспитания за все предшествующие годы образования по технологии “Детский сад - Дом радости”. 

Одновременно, возникшая у воспитанников потребность в философии — это старт для открытия принципиально новых возможностей  у детей подготовительной группы.

«Посиделки» — как игра является полифунциональным средством образования дошкольника, так как может использоваться профессионалом как метод,   форма или  условие содействия шестилетнему философу  в овладении  им такими творческими путями познания, как:

 систематизация знаний;  

— эвристическое открытие  дискурсивным (выводным) путем противоречивости ранее сформированных систем знаний;

 воссоздание  целостного образа границ своего знания;

самостимуляция потребности в  творческом открытии нового, но при этом, радостным признанием непознаваемости познаваемого, то есть безграничности, многогранности познания окружающего мира и себя как неповторимой индивидуальности.

Игровая форма «Посиделок» очень напоминает игру “Что, где, когда”, в которой каждый участник очень важен для группы, он даёт идеи, вместе со всеми их рассматривает, может ошибаться и никто на него не обижается, не оценивает.

Инициатива философствования может принадлежать  педагогу или  кому-то из детей. Такая игра проводится только тогда, когда всем детям тема хорошо известна. Речь участников сохраняется в форме ситуативности, т.е. недосказанная, эмоциональная, дополненная жестами, интонацией и мимикой. Главный инструмент ведущего игру  высказать интонации сомнения, удивления, восхищения  и изредка, как намёк, изображение действия или жест, направляющий внимание участника на часть предмета.

Метод “посиделок” строится каждый раз по-новому, “по живому” усилиями его участников и потому всегда оригинален, неповторим. В нём складывается возможность развернуть участникам цепь умозаключений, переходящую в рассуждение, что и является истинным проявлением у каждого мышления как процесса. Ребёнок может дискурсивным, опосредованным путем открыть новое для себя знание. Главным, подчёркивает Н.М. Крылова, является знание из области морали, которые преобразуются  самим ребенком в его нравственные знания.

Приведу пример посиделок «Этажи леса» с детьми подготовительной группы. Логика проведения такого вечера была разработана автором (1), но я дополнила сценарий своим содержанием. Изюминка подготовки заключается в том, что  с каждой из четырех  подгрупп детей я более глубоко работаю над уточнением знаний об одном этаже леса. Поэтому когда все дети собираются  вместе, знания у них разные. Про один «этаж леса» – «ясные», а про три других «этажа» – «неясные» (так их называет Н.Н. Поддьяков).(2)

Вторая половина дня. Подъем. Обращаю внимание детей на то,  что за окном холодно, а у нас в группе тепло. Предлагаю обсудить из каких материалов люди строят дома. Владение детьми культурой полилога позволяет выстраивать содержательное и эмоционально насыщенное общение. Дети перечисляют разные материалы: глину (хата), снег (иглу) и др. А может ли лес быть домом? Для кого?

Потом предлагаю разобраться и расселить всех по « этажам». 

Показываю четыре мольберта. На столах, под экологическим окном (фотообоями), подготовлены картинки животных и растений, которые ярко связаны между собой экологическими зависимостями. Дети их рассматривают, рассуждают, подбирают в группы и расставляют на мольбертах: клевер, пчелы, бабочки; мухи, лягушки, дождевые червяки и т.д. 

Хороводная игра « По малину в сад пойдем…» помогает мне собрать внимание детей и я уточняю у них, что же мы решили сделать?
 
Первая часть « Посиделок» - цель: открыть границы знаний о лесе.

Под песню В.Шаинского «Вместе весело шагать…» мы отправляемся в лес (подходим к фотообоям). Включаю запись «Звуки леса» (слушаем кукушку)

Предлагаю понюхать веточки ели и сосны. Читаю свое любимое стихотворение о лесе. Прошу вспомнить В.Бианки, как он вел наблюдения в лесу и т.д.

Мы вместе рассматриваем фотообои и я предлагаю посмотреть сначала, что делается под землей. Но, как попасть туда? Выбираем в кого мы хотим превратиться. Эта игра проходит весело. Я использую свои стихи. Нам помогают волшебные слова: «Лес, лес, полный чудес. Раз, два, три. В…червяков нас преврати.»
-Червяки, проройте ход,
Просит грустно старый крот,
Трудно стало землю рыть
И в амбар зерно носить,
А у вас, червей, сноровка,
Вы работаете ловко!
Ребята «подползают»  к подземному дому и я   предлагаю рассмотреть почву в банке.

Затем мы возвращаемся к мольберту и дети рассказывают кого они поселили под землей.
Необходимо выслушать несколько ответов детей, поддержать и тех, кто будет дополнять и уточнять рассказ собеседника.
Затем дети по одной картинке несут на наборное полотно и расставляют в нижнем кармане .
Я предлагаю проверить и назвать признаки:
1. Все жители подземного этажа живут в почве.
2.В почве живут животные!
3.В почве есть корни растений!
4. А еда там для животных есть?
Дети отвечают на вопросы.
Я прошу зафиксировать результат - загнуть пальчики и сосчитать сколько признаков получилось , а сама бросаю в корзинку шишки.(Всего 4)
Раздается голос кукушки или другой птицы - он   зовет всех дальше.
Этот алгоритм повторяется четыре раза. Превращаемся в шмелей и под музыку Римского-Корсакова «Полет шмеля» летим на поляну, заселяем второй этаж. Когда дети говорили о грибах предложила сравнить содержимое двух баночек (С сухими и игрушечными деревянными грибами).Потом кукушка зовет ребят на третий этаж, где растут кустарники и живут обитатели этих мест. Здесь я включала запись голосов птиц во время игрового упражнения «Узнай по голосу». На четвертом этаже угостила ребят орешками, которые они узнавали с закрытыми глазами .
Потом я подвела итог первой части « Посиделок».

Что же у нас получилось?(Дом!)
Сколько этажей?(Четыре)
И может ли обойтись первый этаж без второго, третий без первого и т. д.
Все этажи важны и друг без друга обойтись не могут.

вторая часть « Посиделок».
Я предлагаю сесть на полянке и отдохнуть. Задаю вопрос: Много ли вы знаете о лесе? А хотите  еще узнать?
Здесь я сообщаю детям новую информацию о лесе. Спрашиваю было ли детям интересно и что они сейчас узнали нового?

Третья часть «Посиделок»
Я говорю детям:
-Вы знали много, да я вам еще знаний добавила! Вы Да я… много получилось..
А все ли мы теперь знаем о лесе? (высказывания детей)

А что вы еще хотите узнать о лесе?
А где об этом можно узнать? (спросить, прочитать…) А еще где?
Ну, теперь самый важный вопрос…Зачем столько знать о лесе? Зачем нужно узнавать новое?

Давайте вместе Землю украшать
Сажать сады, цветы сажать повсюду…
Давайте вместе Землю уважать
И относиться с нежностью, как к чуду!
Мы забываем, что она у нас одна-
Неповторимая, ранимая, живая!
Прекрасная, хоть лето, хоть зима…
Она у нас одна, одна такая!
Е. Смирнова.




Список литературы

  1. Н.М.Крылова В.Т.Иванова Детский сад-дом радости подготовительная к школе группа Май. Стр.74-75. 1996 г
  2. Николай Поддьяков Психическое развитие и саморазвитие ребенка-дошкольника. Ближние и дальние горизонты. С-Пб – М.,2013

Елена Викторовна Смирнова,  воспитатель  ГБДОУ детский сад № 112

Фрунзенского района  Санкт-Петербурга,

Почётный работник общего образования,

Адрес

Адрес  e -mail:   evsmi1961@yandex.ru

СПб, Фрунзенский район. Ул. Ярослава Гашека, д.8, к.1, кв.146,

м.т.+79214320575


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ комплексного познавательно-речевого занятия для детей подготовительной группы детского сада по теме "ДЕРЕВЬЯ".

КОНСПЕКТ комплексного познавательно-речевого занятия для детей подготовительной группы детского сада по теме "ДЕРЕВЬЯ".Составила: воспитатель Зверева С.А....

Формы реализации познавательно-речевого направления развития детей дошкольного возраста в ДОУ

Целью познавательно-речевого развития является: -Всестороннее развитие личности ребенка,-приобщение к общечеловеческим ценностям,-формирование творческого воображения, развитие любознательности, ...

Конспект нод по познавательно-речевому развитию детей подготовительной группы.

Материал помогает выявить готовность ребенка к обучению в школе....

открытое познавательно речевое занятие для детей подготовительной группы "Что? Где? Когда?"

Закрепление пройденного материала по познавательному и речевому развитию с детьми 6-7 лет...

Познавательно-речевое занятие для детей подготовительной группы "Что? Где? Когда?"

Закрепление пройденного материала по познавательному и речевому развитию с детьми 6-7 лет...