КОНСПЕКТ комплексного познавательно-речевого занятия для детей подготовительной группы детского сада по теме "ДЕРЕВЬЯ".
план-конспект урока по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Деревянченко (Зверева)  Светлана Анатольевна

КОНСПЕКТ комплексного познавательно-речевого занятия для детей подготовительной группы детского сада по теме "ДЕРЕВЬЯ".

Составила: воспитатель Зверева С.А.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка детский сад № 20 "Родничок"

КОНСПЕКТ

комплексного познавательно-речевого занятия для детей подготовительной группы детского сада.

Составила: воспитатель Зверева С.А.

г. Светлогорск Калининградская область

2011

КОНСПЕКТ

комплексного познавательно-речевого занятия для детей подготовительной группы детского сада.

ТЕМА: "Деревья"

ЦЕЛИ: познавательные:

- закрепить с детьми умение распознавать лист и плод определенного дерева;

- уточнить знания детей о форме кроны дерева;

- познакомить с методом определения возраста дерева по кольцам на спиле;

- используя ТРИЗ установить, почему лист ели не перемещается по воздуху так, как лист лиственного растения;

- уточнить знания детей о пользе деревьев.

Речевые:

- развивать связную речь;

- обращать внимание на звуковую культуру речи (отчетливо и внятно произносить звуки  р  ш  в скороговорках)

- активизировать словарь детей (крона, березовая роща, дубрава);

- учить подбирать прилагательные к существительным, отвечая на вопрос: Какая?;

- воспитывать нравственные качества (отзывчивость, доброту, сочувствие).

Оборудование:

- листья березы, клена, дуба, каштана;

- карточки для игры "Кто с дубом дружит";

- разрезная картинка "Осень";

- спилы деревьев, увеличительные стекла;

- картинки – силуэты деревьев: береза, каштан, клен, дуб, ель;

- веточки ели, листья березы;

- игровизор "Деревья, листья, плоды";

- фломастеры;

- музыкальная фонограмма;

- большие листья для игры.

- магнитная доска, магниты

- корзинка

- салфетки

- емкости с песком, в котором спрятаны семена и плоды деревьев.

1. Организационный момент.

Дети с воспитателем входят в группу.

- Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с нашими гостями и начнем занятие.

(Здравствуйте!).

(Под ногами, больше около окна рассыпаны листья: дубовые, березовые, кленовые, каштановые).

- Ой, ребята, посмотрите, какой беспорядок. Я открывала окно, чтобы проветрить группу, а тут теперь…

- Как эти листья сюда попали?

(Ветер принес в окно).

- Давайте их соберем.

(Дети собирают. На одном листке прикреплена записка).

- Дети, я догадалась, кто это написал, а вы узнаете, отгадав загадку:

Лето приближается –

Сразу одевается.

Только осень наступает –

Раздеваться начинает.

А зимой, - ну что за вид!

Все раздетое стоит!

(Дерево).

- Правильно, это записка от деревьев. Прочитаем, что здесь написано?

- Покажем, как это случилось:

Ветер щеки толстые надул, надул, надул,

И на листочки пестрые подул, подул, подул.

- Вот трудная задача, поможем листьям вернуться к их деревьям?

(Да).

Кладем листья в корзинку.

2. Основная часть.

1. Дети, чтобы нам отправиться в путешествие, встанем в круг и произнесем такие слова:

1, 2, 3, 4, 5 -                   загибаем пальчики левой руки

Будем                            (выставляются два кулака)

С листьями                   ( ладони на ребро)

Играть                            (показать две ладони)

Листья березы,

Листья рябины,

Листики тополя,               загибаем пальчики правой руки

Листья осины,

Листики дуба    

Мы соберем                 (два кулака)

И в лес осенний   (ладони на ребро)

Их отнесем            (показать две ладони).

Дети строятся за воспитателем и шагают змейкой по группе:

Ша-ша-ша- мы шагаем неспеша;

Шо-шо-шо – это очень хорошо;

Ши-ши-ши – эй последний, поспеши.

2. Ребята, вот и первая преграда на нашем пути. Нужно правильно собрать разрезную картинку. Если сложить правильно, получиться то время года, которое у нас сейчас, что должно получиться? (Осень).

Скажем вместе со мной:

Ре-ре, ре-ре-ре!

Уже осень на дворе.

Ра-ра-ра, ра-ра!

Льет холодный дождь с утра.

Ры-ры-ры, ры-ры-ры!

Песни птичьи не слышны.

Дети, давайте вспомни народные приметы осени:

- Если в сентябре листья на деревьях держатся крепко – зима будет поздней.

- Если листья с дуба опадают дружно – зима будет мягкая, не все сразу – суровая.

- В лесу много рябины – осень будет дождливая, мало – сухая.

- Поздний листопад – к суровой, долгой зиме.

- Богатый урожай желудей на дубах – на теплую зиму. Молодцы!

Пойдем дальше. Дети с воспитателем идут по группе под речевку.

3. Дети, посмотрите, сколько деревьев вокруг. Давайте их изобразим:

Руки подняли и помахали,

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти стряхнули –

Ветер срывает листву.

Дети, как узнать, сколько лет вот этому высокому дереву?

Как определить возраст деревьев (по кольцам на спиле дерева).

Ребята, недавно у нас был сильный ураган, много деревьев сломалось, теперь на их месте нужно будет посадить новые, а мы попробуем определить их возраст. (Дети берут спилы и увеличительные стекла и определяют возраст деревьев).

4. Дети, почему говорят, что деревья наши друзья?

(Чистый воздух, красота).

А что люди делают из дерева? (Дома, мебель, посуду, игрушки и т.д.).

Давайте отдохнем, присаживайтесь на пенечки. (На стульчики).

Игра "Кто с дубом дружит?". (Дети выбирают маленькие карточки белки, сойки, дубовый лист, желудь, кабан и т.д.)

Воспитатель: Дети. С глубокой древности поклонялись люди дереву. Много обычаев осталось с тех давних времен. Деревья сажали в память о великих событиях, в знак дружбы и мира между народами, в честь рождения ребенка: если рождался сын – сажали дуб, если дочь – сосну или березу. У каждого народа были свои священные деревья, а вот дуб-богатырь прославляется в народных песнях и сказаниях у многих народов.

Ребята, прохладно в осеннем лесу, давайте погреемся.

Самомассаж:

Руки растираем (потираем ладони) и разогреваем (хлопки).

И лицо теплом своим мы умываем (сверху вниз по лицу).

Грабельки сгребают все плохие мысли (движения пальцами от середины лба к вискам).

Ушки растираем вверх и вниз мы быстро,

Щечки разминаем, чтобы надувались,

Губки разминаем, чтобы улыбались. Идем по группе под речевку.

5. Ребята. Вот мы и пришли. Деревья стоят, а листьев на них нет.

Дети, как можно узнать дерево, если нет листьев?

(По кроне).

В нашей "Копилке трудных слов" Есть слово "крона", что оно значит?

(расположение веток на дереве).

Назвать дерево: "береза", прикрепить нужный лист рядом.

Ребята, как называется роща из берез? (березовая).

Аллея из каштанов? (каштановая). Правильно, скажем вместе.

Как называется лес из дубов (дубрава).

Дети, дерево "ель" есть. А его листочек к нам не прилетел. Почему?

(Варианты ответов детей).

Поставьте ладошки и сравните лист березы и еловую лапку.

(Лист березы легче, занимает большую поверхность, лист ели изменен в форме иголок, тяжелый, поэтому не летит). Давайте подуем, как ветер.

Ребята, а в земле под деревьями тоже можно найти что-то интересное. Давайте поищем. (Дети находят в песке семена и плоды деревьев). Выкладываем находки на тарелку, называя их.

Ребята, вы хорошо справились с заданием, деревья благодарны вам, что вы вернули им их листочки.

6. А сейчас выполним еще одно задание. Садитесь за столы.

Задание: узнать дерево и соединить его линией с листом и плодом, если ошиблись, воспользуйтесь салфеткой и исправьте ошибку. (Игровизор).

7. Молодцы, справились со всеми заданиями, нам пора отправляться в детский сад.

Звучит музыка. Игра с листьями. Детям вкладываются листья в руки, стоят в кругу. Ребята отгадывают на ощупь, какой у кого лист.

"Эй, осенние цветы,

Листья дивной красоты.

Обернитесь, покружитесь

И в букеты соберитесь."

(Дети объединяются в "букеты". Танцуют под музыку).

8. А вот мы и в детском садике. И гости наши нас уже заждались.

Давайте вспомним, где мы были?

- Чем занимались?

- С какими трудностями справлялись?

На память оставьте себе эти листочки.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию связной речи детей подготовительной группы детского сада на тему "Пересказ русской народной сказки "У страха глаза велики"

Структура занятия:1. Организационный момент2. Чтение сказки "У страха глаза велики"3. Беседа по содержанию произведения4. ФИЗМИНУТКА  «Звериная зарядка»5. Игра "Какой? Какая?"6. Повторн...

Конспект занятия на тему "Осень" для детей подготовительной группы детского сада

Цель: Повторение и закрепление имеющихся знаний.Задачи:1. Закрепить знания детей о времени года - осень, растениях, птицах, овощах;2. Развивать внимание, зрительную память, мышление, воображение, речь...

"Как увидеть воздух" занятие для детей подготовительной группы детского сада.

Занятие - эксперементирование. Область - познание, окружающий мир. экология.             Как увидеть воздух.Занятие для детей подготовительной группы детского сада....

Конспект занятия для детей подготовительной группы детского сада "Дорогою добра!"

Доброта- это солнце, которое согревает душу человека. Все хорошее в природе - от солнца, а все лучшее в жизни - от человека». (М.Пришвин). Доброта - качество, ценимое во все эпохи. Чем тяжелее в...

Собственная методическая разработка психологического занятия для детей подготовительной группы детского сада Тема «Все профессии важны»

Тема  «Все профессии важны»ЦелиРазвитие навыков вербального и невербального общения.Развитие эмоциональной сферы детей.Развитие внимания, мышления, речи.Развитие мелкой мускулатуры ру...

Собственная методическая разработка психологического занятия для детей подготовительной группы детского сада Тема «Полет к звездам» (День космонавтики)

Тема  «Полет к звездам» (День космонавтики)ЦелиРазвитие эмоциональной сферы детей.Развитие внимания, мышления, воображения, речи.Развитие навыков вербального и невербального общения.Р...

Конспект занятия для детей подготовительной группы детского сада

Цель: Закрепить с детьми полученные знания посредством игр развивающей направленности....