ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «СКАЗКОТЕРАПИЯ» НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОУ. Из опыта работы.
методическая разработка по музыке по теме

Кокшина  Ольга Александровна

Цели.
Повышение внимания и заинтересованности детей на музыкальных занятиях, формирование у дошкольников позитивного поведения с опорой на пример положительных сказочных героев, развитие творческих способностей, познавательного интереса.

Задачи:                               

  • Развивать произвольное внимание, память, мышление, воображение, фантазию, творческие способности.
  • Развивать познавательный интерес.
  • Развивать речь, обогащать  активный словарь.
  • Обогащать положительный эмоциональный опыт.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazkoterapiya.docx30.6 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «СКАЗКОТЕРАПИЯ» НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОУ.

Из опыта работы.

Выполнил:

Музыкальный руководитель

 МБДОУ  детский сад №2 «Рябинушка»

Владимирова О.А.

                      с. Комосмольское,  2012 год

СОДЕРЖАНИЕ.

1 . ВВЕДЕНИЕ.        

2.  ИЗУЧЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. ТЕОРИЯ.        

3.ВНЕДРЕНИЕ В ПРАКТИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТЕХНОЛОГИИ «СКАЗКОТЕРАПИЯ».        

4.РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕДРЕНИЯ ПРОГРАММЫ В ПРАКТИКУ .        

ЛИТЕРАТУРА.        

Использование технологии «Сказкотерапия» на музыкальных занятиях.

1 . ВВЕДЕНИЕ.

Музыка играет большую роль в эстетическом воспитании дошкольника.

Правильно и хорошо организованное слушание музыки помогает
развитию кругозора и воображения ребенка, обогащает его целым
рядом впечатлений, развивает его слух, музыкальную память, воспитывает у детей умение понимать содержание музыки, ее характер, способствует развитию внимания и сосредоточенности.

   Но к сожалению, некоторые дети невнимательно слушают музыку, отвлекаются во время пения, не хотят заниматься, не испытывают интереса к музыкальным занятиям, речь некоторых детей  недостаточна точна и выразительна; они  не могут адекватно употреблять средства художественной выразительности в собственном речевом творчестве, затрудняются развивать сюжет при прослушивании музыкальных произведений. Отсутствие богатого литературного и жизненного опыта ограничивает творческие и речевые возможности детей.

     Дошкольники проявляют большой интерес к волшебным сказкам, осмысленно воспринимают их. Но в основном их знания и впечатления базируются на материале телепередач.

   Необходима специальная работа по привлечению внимания детей с помощью элементов сказок на занятиях, развитию навыков творческого рассказывания на основе знакомства со сказками.

Участники.

Дети, родители, педагоги.

Организация  работы проводится по трем направлениям:

  1. Групповая и индивидуальная работа с детьми.
  2. Взаимодействие с родителями.
  3. Совместная работа педагогов ДОУ.

Цели.
Повышение внимания и заинтересованности детей на музыкальных занятиях, формирование у дошкольников позитивного поведения с опорой на пример положительных сказочных героев, развитие творческих способностей, познавательного интереса.

Задачи:

  1. Развивать произвольное внимание, память, мышление, воображение, фантазию, творческие способности.
  2. Развивать познавательный интерес.
  3. Развивать речь, обогащать  активный словарь.
  4. Обогащать положительный эмоциональный опыт.

Предполагаемые итоги реализации технологии.

  1. Повышения внимания на музыкальных занятиях.
  2. Повышение эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения.
  3. Обогащение  информации о себе, о природе, об окружающем мире.
  4. Развитие у детей познавательной активности, творческих способностей.
  5. Умение детей  вести себя в различных  ситуациях, применяя положительный опыт на примере поведения сказочных героев.
  6. Позитивное  оптимистичное отношение к жизни.

2.  Изучение методической литературы.  Теория.

Свою работу я начала с изучения специальной литературы, ознакомилась с работами авторов современных программ и методик.

В настоящее время разработаны педагогические и психолого-педагогические технологии по сказкотерапии, в том числе:

-Зинкевич-Евстегнеева Т.Д. Путь к волшебству.

-Теория и практика сказкотерапии, Капская А.Ю,

-Мирончик Т.Д. Подарки фей, развивающая сказкотерапия для детей,  

Сказкотерапия эффективно используется для формирования благоприятных условий формирования креативных качеств личности.
 Дети, которые воспитываются на народных сказках, быстрее начинают говорить, и не просто выдают набор слов, а выражаются целыми предложениями на хорошем литературном языке.

  Активно  включая сказки в занятия с детьми, педагоги развивают фантазию, логику, внимание, наблюдательность, учат малышей сопереживанию. Дети не только слушают, но и сами участвуют в творческом процессе, сами сочиняя сказки или придумывая творческие рассказы.

Таким образом, сказки открывают ребенку удивительный мир.

Виды сказок:

  1. художественные (авторские истории, мудрые древние сказки)
  2. народные (с идеями добра и зла, мира, терпения, стремления к лучшему)
  3. сказки о животных, природе, растениях, явлениях;
  4. бытовые сказки;
  5. страшные сказки;
  6. волшебные и фантастические сказки.

Классификация сказок, применяемых на занятиях.

  1. Дидактические, в форме учебного задания;
  2. Медитативные  (для снятия психоэмоционального напряжения), дети рисуют, сочиняют, играют, слушают звуки природы, лежат на ковре и мечтают – воображают – “колдуют”.
  3. Психотерапевтические (для лечения души, с образом главного героя “Я”, доброго волшебника), дети рисуют иллюстрации, изготавливают кукол и ставят спектакли.
  4. Психокоррекционные (для мягкого влияния на поведение ребенка), читаем проблемную сказку не обсуждая, даем возможность побыть ребенку наедине с самим собой и подумать.

   

Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно с человеческими персонажами: принцами, царевнами, солдатами…

Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки про людей, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает Мир.

     Таким образом, сказка – жанр устного народного творчества; художественный вымысел фантастического, приключенческого или бытового характера.

       Несмотря на классификацию сказок, каждая из них несет в себе огромное воспитательное и познавательное значение для ребенка.

      Сказки вызывают у ребенка напряженное внимание к зачаровывающим описаниям чудес, необычайных событий, оказывают сильное эмоциональное воздействие. Ребенок спрашивает себя: Кто я? Откуда произошел? Как возник мир? Как появились люди и животные? В чем смысл жизни? Эти жизненно важные вопросы осмысливаются малышом не абстрактно. Он думает о собственной защите и убежище. Есть ли вокруг него какие-то еще добрые силы, кроме родителей? А сами родители — являются ли они доброй силой? Что происходит с ним самим? Сказки дают ответы на эти животрепещущие вопросы.

        Многие психологи и педагоги отмечают, с каким упорством дети требуют повторения сказки с теми же деталями и подробностями, без изменения малейших мелочей, даже интонации при рассказывании.

      Для педагогов же особо значима проблема эстетического воспитания детей на материале сказки.

     Сказка, как образное отражение мира требует от ребенка особых качеств восприятия: творческого воображения, развитой наблюдательности; чувства образного слова, авторской позиции и гармонической целостности произведения; понимания внутренних психологических мотивов поведения сказочных героев.

        Существует много методов и способов работы со сказкой для развития различных способностей ребенка.

        Процесс сочинения сказки – одна из форм творческой деятельности ребенка, которая проявляется как результат индивидуального опыта, его ответная реакция на изменения в окружающем мире, системе потребностей и ценностей.

      Изучая методическую литературу, я узнала, что, соответствуя буквальной расшифровке значения слова «Сказкотерапия» - лечение сказками,  этот метод был инструментов психотерапевтов – как один из способов коррекции отклонений в психическом развитии. По мнению же  

И. Вачкова, доктора психологических наук, назвать сказкотерапию только медицинским – клиническим психотерапевтическим методом нельзя, так как  сказку используют не только врачи, но и психологи и педагоги. И каждый специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решить свои профессиональные задачи.

    Один из самых авторитетных в этой области психолог Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева определяет сказкотерапию как набор способов передачи знаний о духовном пути души и социальной реализации человека, как воспитательную систему, сообразную духовной природе человека.

Преимущества технологии «Сказкотерапия»

  1. Через анализ, придуманной ребенком сказки, педагог получает информацию о его жизни, актуальном состоянии, способах преодоления трудностей и мировоззренческих позициях.
  2. Находясь не в обыденной, а в драматической реальности ребенок и педагог эмоционально защищены. Возрастает доверие.
  3. Дополняя, изменяя, обогащая сказку, ребенок преодолевает самоограничения и дополняет, изменяет и обогащает свою жизнь.
  4. Обращаясь к сказкотерапии, педагог может использовать различные куклы, костюмы, музыкальные инструменты, художественные продукты деятельности.
  5. В процессе занятий ребенок накапливает положительный эмоциональный заряд, укрепляя свой социальный иммунитет.
  6. Сказкой можно передать ребенку, родителям и педагогам новые способы и алгоритмы выхода из проблемной ситуации.

Основные задачи технологии.

  1. Способствовать социальной адаптации.
  2. Формировать позитивную модель поведения в реальной жизни.
  3. Способствовать развитию стремления к успеху, веры в свои силы.
  4. Формировать положительные черты характера.
  5. Развивать познавательный интерес.
  6. Способствовать формированию положительных межличностных отношений.
  7. Формировать  эстетический вкус.
  8. Обогащать положительный эмоциональный опыт.
  9. Воспитывать патриотические качества, гражданскую позицию.

Сказкотерапия привлекательна тем, что имеет немного ограничений по сравнению с другими подходами. Так, например, у нее нет возрастных границ: в каждом возрасте своя сказка, легенда, басня, баллада, песня и т. д. Сказкотерапия применяется для разрешения самых разнообразных проблем: от трудностей в обучении до острых жизненных кризисов. Но, важно помнить, что в каждом случае свои комбинации, акценты.

3.Внедрение в практическую деятельность технологии «Сказкотерапия».

Сказки в своей деятельности с детьми  я использовала всегда, в основном в праздниках и развлечениях, а так же по слушанию музыки.  Когда я поставила перед собой  задачу повышение внимания и заинтересованности детей на музыкальных занятиях, то решила более тщательно подойти к использованию этого мощного средства в своей деятельности.

В моей практике основные задачи «сказкотерапии»:

  1. повышение внимания детей на занятиях,
  2. развитие эмоциональной отзывчивости,
  3. развитие   воображения, фантазии, творческих способностей.

       В процессе использования технологии  можно применять  методы и приёмы: куклотерапии, релаксирующие приемы песочной терапии, психогимнастику, мнемотехнику, моделирующую технику, пальчиковые игры, словесное комментирование, словесное фантазирование по музыкальной композиции, словесное рисование, пантомимические этюды и др.

На своих занятиях я в основном использую следующие приемы.

  1. Сказка, предваряющая слушание или пение.

Короткая красочная сказка предваряет прослушивание программного произведения, помогает заинтересовать детей, настроить на нужный лад.

  1. Сказка, иллюстрируемая музыкой.

Особый интерес у детей вызывает слушание музыки, которая иллюстрирует рассказ, сказку. Они  помогают активному восприятию и усвоению детьми новых музыкальных произведений. Музыка, сопровождающая сказку, должна быть несложной и разнообразной по характеру, темпу, средствам .музыкальной выразительности. Обычно сказки сопровождают музыкой уже знакомой детям, иногда новой.

Исполнение' музыкального произведения должно быть высоко-
художественным; рассказывать и петь нужно обяз
ательно на память,
чтобы
-дети видели выражение лица исполнителя, и чтобы, в свою
очередь, исполнитель видел лица детей и мог судить, какое впечатление производит на них рассказ
, музыка.

Перед началом слушания музыки по сказке  хорошо сделать
небольшое вступление, например: «Сейчас я вам расскажу про девочку Аленку». Она не послушала маму, побежала в лес за белочкой, и вот что с ней потом случилось».

Такая форма занятий очень увлекает детей. Песни и музыку через
некоторое время нужно повторять. Когда дети хорошо усвоят музыку
и песни
, можно провести концерт-загадку. Музыкальный руководитель говорит детям: «Я буду играть, а вы внимательно слушайте и постарайтесь отгадать, что я играю». Исполняется музыка уже знакомая детям.
После прослушивания музыки и песен дети о
хотно слушают сказку еще раз.

  1.  Кукольный театр.

В ходе занятия разучиваем короткие этюды сказочного содержания. («Лисичка и зайчик»,  и др.)

Играем в подвижные игры с участием сказочных героев.

 Инсценируем сказки в кукольном театре. (Взрослые показывают сказку детям в кукольном театре ).

 Элементы сказок присутствуют в большинстве праздников и развлечений.

  1. Придумывание сказок детьми.

Используется методика "Придумай сказку"(старшая, подготовительная группы).

Детям дается задание придумать сказку, после прослушивания музыкального произведения (1-3 предложения)

4.Результаты внедрения программы в практику.

  1. Обобщила и систематизировала теоретический материал. Изучила опыт других педагогов. Подобрала практический материал.
  2. Сделала подборку коротких сказок для  каждого возраста (по разделу «Слушание музыки»).
  3.  Сделала подборку сказок, иллюстрируемых музыкой.
  4. Провожу занятия, праздники, развлечения с использованием данной технологии.
  5. Подобрала материал для консультаций воспитателей, наглядный материал.
  6.  Подобрала материал для консультаций родителей, наглядный материал.

Литература.

  1. Зинкевич-Евстегнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии,
  2. Капская А.Ю, Мирончик Т.Д. Подарки фей, развивающая сказкотерапия для детей,
  3. Шорохова О. А. Играем в сказку: сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕАТРАЛЬНО-ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОУ. Из опыта работы.

Основной задачей моей работы в этом направлении стало развитие театральных  способностей дошкольников через все виды  музыкальной деятельности.Самый короткий путь эмоциона...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОУ. Из опыта работы.

Цель:Формирование у детей музыкальных способностей в доступной игровой форме - посредством  музыкально - дидактических пособий и игр.  Использование в играх всех видов музыкальной деят...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «СКАЗКОТЕРАПИЯ» НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОУ

Особый интерес у детей вызывает слушание музыки, которая иллюстрирует рассказ, сказку. Они помогают актвному восприятию и усвоению детьми новых музыкальных произведений....

Использование технологии " Сказкотерапия" на музыкальных занятиях в ДОУ

       Музыка играет большую роль в эстетическом воспитании дошкольника.Правильно и хорошо организованное слушание музыки помогаетразвитию кругозора и воображения ребенка, о...

Статья " ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «СКАЗКОТЕРАПИЯ» НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОУ"

В статье описана специальная работа по привлечению внимания детей с помощью элементов сказок на занятиях, развитию навыков творческого рассказывания на основе знакомства со сказками....

Использование технологии «Сказкотерапия» на музыкальных занятиях.

Дошкольники проявляют большой интерес к волшебным сказкам, осмысленно воспринимают их. Но в основном их знания и впечатления базируются на материале телепередач. Необходима специальная работа по ...