сообщение для родителей "Особенности формирования музыкальности у ребенка в ДОУ"
материал по музыке (старшая группа) по теме

Можаева Елена Николаевна

 

В современных условиях конкурентоспособным ресурсом деятельности музыкального руководителя становится владение информацией, освоенние современных технологий воспитания, обучения и развития дошкольников,особое место в образовательной работе современного ДОУ отводится развитию способностей. Реализация образовательной области «Музыка» позволяет решать многие проблемы музыкального развития детей дошкольного возраста, интегрируясь с другими образовательными областями, в том числе, развитие музыкальных способностей. На фоне этих прогрессивных изменений развитию музыкальных способностей ребенка дошкольного возраста не всегда уделяется достаточное внимание.

На особую значимость развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста указывали известные педагоги: О.П. Радынова, Н.А. Ветлугина, А.В. Кенеман и др. Многие из них разработали свои программы по музыкальному воспитанию дошкольников (Н.А. Ветлугина, В.Н. Шацкая и многие др.)

Большое вклад в изучение содержания понятия "музыкальные способности" внесли труды отечественных и зарубежных педагогов и психологов (Метлов Н. А., Асафьев Б. В., Кабалевский Д. Б., Ветлугина Н. А, Карл Орф, и др.) Процесс организации музыкальных занятий у детей  дошкольного возраста будет успешным при организации следующих условий:

-индивидуальном подходе к каждому ребёнку с учётом его музыкальных особенностей;

-систематичной и планомерной работе по формированию музыкальных способностей у детей среднего дошкольного возраста посредством музыкально дидактических игр;

-учёт музыкального развития каждого ребёнка.

 

Процесс формирования музыкальных способностей у детей среднего дошкольного возраста, будет происходить успешнее, если используются музыкально-дидактические игры.

 Содержание понятия «музыкальные способности»В современной  системе непрерывного образования важная роль отводится дошкольному образованию как начальному этапу формирования общечеловеческих ценностей, развитию внутреннего мира ребенка, его духовности способностей. Ведущим мотивом обновления педагогического процесса в дошкольном учреждении является его гуманизация, которая нацеливает педагога на уважение к личности ребенка, глубокое понимание потребностей, возрастных и индивидуальных особенностей, признание неповторимости личности (А.Д. Алферов, Е.В. Бондаревская, Ветлугина Н. А., Т.С. Комарова, С.В. Петерина, В.Д. Петровский, Шацкая В.Н. и др.).

Дошкольный возраст - первоначальная ступень, на которой происходит знакомство ребенка с элементарными основами музыкального искусства. Основная задача музыкального руководителя - приобщить дошкольника к удивительному и прекрасному миру музыки, научить понимать этот мир и наслаждаться им, развивать музыкально-творческие способности дошкольников, помочь через художественное восприятие музыкальных образов осознать связь музыкального искусства с окружающим миром, сформировать и воспитать нравственно-эстетическое отношение к нему, стремление активно, творчески сопереживать воспринимаемое. Анализ проблемы развития способности во многом будет предопределяться тем содержанием, которые мы будем вкладывать в эти понятия.

В толковом словаре В. Даля «способный» определяется, как «годный к чему-либо или склонный, ловкий, пригодный, удобный». Таким образом, понятие «способный» определяется через соотношение с успехами в деятельности.

Иногда способности считают врожденными, «данными от природы». Однако научный анализ показывает, что врожденными могут быть лишь задатки, а способности являются результатом развития задатков.На основе задатков, способности развиваются в процессе и под влиянием деятельности, которая требует от человека определенных способностей. Вне деятельности никакие способности развиваться не могут. Ни один человек, какими бы задатками он не обладал, не может стать талантливым математиком, музыкантом или художником, не занимаясь много и упорно своим делом. На основе одних и тех же задатков могут развиваться не одинаковые способности, в зависимости опять-таки от характера и требований деятельности, которой занимается человек, а также от условий жизни и особенно воспитания.

 Вообще в музыкально-педагогической практике под основными музыкальными способностями подразумеваются обычно следующие три: музыкальный слух, чувство ритма и музыкальная память.

«Музыкальный слух в широком понимании, - это способность различать музыкальные звуки, воспринимать, переживать и понимать содержание музыкальных произведений». Музыкальные звуки имеют следующие качественные проявления: высоту, громкость, окраску, длительность. Когда, преимущественно внимание обращается на изменение высоты звука, то мы говорим, что это проявление звуковысотного слуха; когда это относится к громкости, мы называем его динамическим слухом; когда мы отличаем звук рояля от звука скрипки мы относим это к тембровому слуху.

Музыкальный ритм. «Обычно под ритмом понимают регулярную повторяемость однородных или взаимосвязанных различных предметов или явлений.  Ритмическими по этому можно назвать смену времен года, смену дня. Темп - это основная скорость движения которая обусловлена характером и жанром музыкального произведения. Он настраивает психику на восприятие всего музыкального произведения. Ритмом музыкального произведения называют временную организацию музыкального движения, образующего форму данного сочинения.

Таким образом, «музыкально-ритмическое чувство - это способность активно переживать временную организацию музыкального движения,  с помощью которой осуществляется восприятие, переживание.

Выделим три основные музыкальные способности.

Ладовое чувство, то есть способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии.  Ладовое чувство непосредственно проявляется в восприятии мелодии, в узнавании её, в чувствительности к точности интонации. Оно наряду с чувством ритма образует основу эмоциональной отзывчивости на музыку. В детском возрасте его характерное проявление - любовь и интерес к слушанию музыки.

Способность к слуховому представлению, то есть способно произвольно пользоваться слуховыми представлениями, отражающими звуковысотные движения. Эту способность можно иначе назвать слуховым или репродуктивным компонентом музыкального слуха. Она непосредственно проявляется в воспроизведении по слуху мелодий, в первую очередь в пении.  Эта способность образует основное ядро музыкальной памяти и музыкального воображения.

Музыкально-ритмическое чувство, то есть способность активно переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его. В раннем возрасте музыкально-ритмическое чувство проявляется в том, что слышание музыки непосредственно сопровождается теми или иными двигательными реакциями, более или менее передающими ритм музыки. Наряду с ладовым чувством оно образует основу эмоциональной отзывчивости на музыку.

Музыкальная память. Она активно включается во все познавательные процесса и все проявления психики: внимание, ощущение, восприятие, представление, мышление, входит в такие сложнейшие структуры личности, как темперамент, характер и способности. Содержанием музыкальной памяти, так же как и в других видах деятельности, является накопление, сохранение и использование индивидуального музыкального опыта.

Ранние и яркие успехи детей в исполнительской музыкальной деятельности каждый раз позволяют думать, что мы имеем дело с явлением редкостным, исключительным. Но есть основания предполагать, что способность к восприятию музыкального произведения также не всегда находится в прямой зависимости от возраста.Сроки начала музыкального развития и воспитания надо искать в предпосылках возникновения определенного отношения к музыке, появления эмоциональной и слуховой отзывчивости.

Дети  дошкольного возраста проявляют уже большую самостоятельность и активную любознательность. Это период вопросов. Ребенок этого возраста наблюдателен, он уже способен определить, какая исполняется музыка: веселая, радостная, спокойная; звуки высокие, низкие, громкие, тихие; на каком инструменте играют (рояль, скрипка, баян). Ему понятны требования, как надо спеть песню, как двигаться в пляске. Голосовой аппарат ребенка дошкольного возраста укрепляется, поэтому голос приобретает некоторую звонкость, подвижность. Налаживается вокально-слуховая координация. Значительно укрепляется двигательный аппарат. Освоение основных видов движений (ходьба, бег, прыжки) в процессе занятий физкультурой дает возможность шире их использовать в музыкально-ритмических играх, танцах. Дети способны запомнить последовательность движений, прислушиваясь к музыке. В этом возрасте более отчетливо выявляются интересы к разным видам музыкальной деятельности. Большинство детей способны различить высокий и низкий звук. У некоторых детей пяти лет голос приобретает звонкое, высокое звучание, появляется более определенный тембр.

Пользуясь движением, ребенок в состоянии творчески проявить себя, быстрее ориентироваться в поисковой деятельности. Исполнение песен, плясок, игр подчас становится достаточно выразительным и свидетельствует о попытках передать свое отношение к музыке.

Помимо пения, слушания музыки, музыкально-ритмических движений, большое внимание уделяется игре на детских музыкальных инструментах (индивидуально и в ансамбле). Дети овладевают простейшими приемами игры на ударных (барабан, бубны, треугольники и др.).

Главное, и это подчеркнуто в программе музыкального воспитания, дети получают опыт слушания.Не все дети одного возраста одинаковы по уровню музыкального развития. Существуют значительные отклонения в силу их индивидуальных особенностей. Если сопоставить общую структуру музыкальности с проявлениями музыкальности у отдельных детей, то увидим, что одни из них музыкальны по всем показателям, другие же отличаются своеобразным сочетанием отдельных музыкальных способностей. Так, при очень качественном музыкальном восприятии некоторые дети слабее проявляют себя в пении, в танцах или хорошее развитие музыкального слуха не всегда сопровождается склонностью к творчеству. Следовательно, необходимо учитывать как возрастные, так и индивидуальные особенности детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8_marta_2_ml_gr.raspechatat.docx19.57 КБ
Файл 23_fevr.v_starshey_gruppe.docx14.52 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 В зал под музыку  заходят дети, встают к стульчикам.

Вед: Здравствуйте дорогие гости! Сегодня мы собрались в этом зале, чтобы поздравить наших женщин с праздником 8 марта.

1 реб: Дует тёплый ветер.

 Солнце ярко светит,

 Отражаясь в лужах.

 Больше шарф не нужен.

2 реб:Вот уходит прочь зима,

 В гости к нам спешит весна!

Звучит мелодия.Входит Весна.

 ВЕСНА: Я раскрываю почки,

 Бужу в полях цветочки.

 Деревья одеваю,

 Посевы поливаю,

 Я солнышка полна,

 Меня зовут Весна.

 Здравствуйте! Долго Зима колдовала, долго снега насыпала. Но пришло время ей дорогу мне, Весне, уступить. И первым о Весне напомнило солнышко. Давайте-ка, ребята, встанем, солнышко встретим.

Танец "Нарядилось солнышко".(кол.№41.2008 стрю4)

Выносится обруч, изображающий солнышко, прикрепив к нему длинные ленты-лучики. Дети под  народную музыку выполняют ряд движений: идут по кругу, держась за лучики в одну сторону, потом- в обратную. Затем "Солнышко" поднимают вверх, сходясь вплотную к обручу, потом расходятся. Потом "Солнышко" кладут на пол, берутся за руки и идут хороводом в одну сторону, затем обратно. В конце руки поднимаются вверх, и дети, привстав на носочки, машут кистями рук.

 ВЕСНА: Встало солнышко, выглянуло в окошко, а тут дети наши играют, Весну встречают.

Дети поют русскую народную песню-веснянку "Ой, бежит ручьём вода". Поёт муз.руководитель, а дети только подхватывают слова припевов. Во время пения идут хороводом.

 1. Ой, бежит ручьём вода,

 Нет ни снега, нет ни льда.

 Припев (2 раза): Ой, вода, ой, вода,

 Нет ни снега, нет ни льда.

 2. Прилетели журавли

 И соловушки малы.

 Припев (2 раза): Журавли, журавли

 И соловушки малы.

 3. Мы весняночку поём,

 Весну красную зовём.

 Припев (2 раза): Ой, поём, ой, поём,

 Весну красную зовём.

 Вед: А весна приходит не одна, а с праздником. Да праздник особенный - тёплый, ласковый, когда мы поздравляем самых главных, самых любимых наших мам, сестричек и бабушек. Что же это за праздник такой?

 ДЕТИ (хором): Восьмое марта!

Дети читают стихи.

 1.реб: В марте в первого числа

 Начинается весна.

 Мамин день - восьмое марта -

 Отмечает вся страна!

 2. реб: Встану утром рано,

 Поцелую маму.

 Подарю цветов букет,

 Лучше мамы друга нет!

 3.реб: В этот день, весенний самый,

 Мы хотим поздравить маму.

 Пусть мамуле о любви

 Напевают соловьи!

4.реб: Мама, мамочка моя

Мама я люблю тебя

С восьмым марта поздравляю,

Счастья я тебе желаю!

 6.реб:  Обещаем маму слушать,

 Умываться, кашку кушать.

 Будем быстро мы расти,

 Будет мамочка цвести!

Исп. «Пирожки»

 ВЕСНА: Как мы можем показать нашим мама и бабушкам, что мы их любим? Ну, конечно же, мы должны помогать маме и бабушке, и не только в праздник, а каждый день. Вот сейчас посмотрим, хорошие ли вы помощники.

Исп.Танец мальчиков «Вот они какие».(кол.№37.2007 стр.18)

Игра "Бельё".

Выбираются 2 ребёнка, каждый - со своей мамой (бабушкой). Два воспитателя натягивают верёвочку. В бельевой корзине лежат вперемешку красные и жёлтые платочки, по 5 штук каждого цвета. Каждой играющей маме выдаётся мешочек с прищепками. По сигналу дети начинают выбирать из корзинки платочки - один только красные, другой только жёлтые. Они носят платочки своей маме, а та прикрепляет платочки к верёвочке. Побеждает команда, первой повесившая все платочки своего цвета. Игру повторяют ещё один раз.

 ВЕСНА: Ну, я вижу, у нас дети настоящие помощники! Хорошо к празднику 8 марта подготовились, все постарались. А вы знаете, что даже зверята поздравляют своих мам с праздником 8 марта? Сейчас я расскажу вам про это сказку.

Кукольный театр.

 Жил себе в лесу обыкновенный ёжик-колючка. Каждую зиму он долго-долго спал с мамой в своём лесном домике. А весной он просыпался, выходил на полянку и радовался солнышку.

Ёжик выходит на полянку.

 ЁЖИК: ФР-ФР… Здравствуй, солнышко! Здравствуйте, весенние ручейки! Здравствуйте, первые цветочки!

Выскакивает Заяц.

 ЗАЯЦ: Привет, Ёжик!

 ЁЖИК: Привет, Зайчик! А что это у тебя в руках?

 ЗАЯЦ: Это у меня свежие листики салата в подарок для моей мамочки.

 ЁЖИК: А что, у твоей мамы день рождения?

 ЗАЯЦ: Нет, Ёжик, что ты! У моей мамы нет сегодня дня рождения. Но разве ты не знаешь, что в начале весны есть чудесный праздник 8 марта?

 ЁЖИК: А что это за праздник?

 ЗАЯЦ: Это праздник всех мам и бабушек. И вот я моей маме несу подарок - эти чудесные листики. А ты что подаришь своей маме-Ежихе?

 ЁЖИК: Ой, а я не знаю… Нет у меня никакого подарка.

 ЗАЯЦ: А ты что-нибудь придумай! Ой, я слышу чьи-то шаги. Я боюсь, что это лисица! Я боюсь лисицу, она меня съесть может. Ну ничего, ноги у меня быстрые, я от неё убегу! Прощай, Ёжик!

 ВЕСНА: Убежал зайчик, а Ёжик задумался. Скоро праздник, 8 марта, надо маме подарок сделать. Что же ему подарить? Но пока он думал, на полянку выскочила рыжая лисица.

 ЛИСА: Ох, бежала я за Зайцем, да не догнала, уж очень он быстро бегает! А кем это тут пахнет? Ой, так это же Ёжик! Вот его-то я и съем! Какая вкуснятина - маленький Ёжик! НЯМ-НЯМ… Эй, Ёжик, сейчас я тебя ням-ням съем! Вот сейчас только зубки наточу, и съем!

 ЁЖИК: Что же мне делать? Я же не умею так быстро бегать, как заяц, и я не могу убежать от Лисицы.

 ВЕСНА: Испугался Ёжик. Кто же Ёжику поможет? И вдруг он услышал чьи-то голоса.

 ЦВЕТЫ: Мы тебя спрячем, иди сюда!

 ЁЖИК: Кто вы?

 ЦВЕТЫ: Мы - цветы!

 ЁЖИК: Спрячьте меня, пожалуйста, цветы!

Исп. « танец цветов» (кол. №54 2013.стр.28)

 ВЕСНА:  И ёжик превратился в цветущий кустик. Опомнилась лисица, давай ёжика искать.

 ЛИСА: А где же это Ёжик? Куда же он делся? Был тут - и нет! Только цветочки на полянке остались! Наверное, и он убежал, не удалось мне Ёжика съесть. Пойду я в лес, ещё кого-нибудь поищу.

Лиса убегает.

 ВЕСНА: Не заметила лисица Ёжика, за кустик весенних цветов его приняла. И вот, когда Лиса убежала, Ёжик решил поблагодарить цветы за их помощь.

 ЁЖИК: Спасибо вам, цветочки, что от Лисы меня спрятали. Вы такие красивые! Можно я подарю вас своей маме.

Дети: Да!

  Звучит музыка.

 КОНЕЦ СПЕКТАКЛЯ.

 Вед: Ай да Ёжик, молодец, маме своей цветы подарил. Ребята, а что вы обычно дарите своим мамам Кто расскажет?

Дети говорят по очереди по одной строчке.

 1-й: Можно вышить ей платок,

 2-й: Можно вырастить цветок,

 3-й: Можно дом нарисовать, речку голубую.

 4-й: А ещё расцеловать маму дорогую!

Исп «Очень любим мамочку»

Вед: А наши ребята тоже подготовили подарок для мам и бабушек и подарят вам его в группе.

 ВЕСНА : И хотя стоят морозы,

 И сугробы под окном,

 Но пушистые мимозы

 Продают уже кругом.

 Капли солнечного света,

 Брызги солнечного лета,

 Мы несём сегодня в дом,

 Дарим бабушке и маме,

 Поздравляем с женским днём!

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад № 17 «Солнышко»

Уренник в средней и старшей группе посвященный международному женскому дню 8 марта

Муз.руководитель:Можаева Е.Н.

г. Ликино-Дулево

2013г..



Предварительный просмотр:

23 февраля, День Защитника Отечества. Сценарий для старшей группы.

Ведущая:

 Пусть зима с морозом ходит,

 Но собрались мы гурьбой.

 День Защитника приходит,

 Праздник самый наш мужской!

 Да, растут, растут мальчишки,

 Мы надеемся на них,

 Чтоб героями, как в книжке,

 Стали дети для своих!

     Исп.песня «

Перекличка девочек:

 1.День Защитника опять.

 Но кто нас будет защищать?

 Только обзываются,

 Игрушками бросаются!

2.Плохо ведь себя ведут,

 Они, видно, не растут!

 Чтоб Защитниками стать,

 Нужно быстро подрастать!

3.Неужели нет надежды?

 Так и будем, как и прежде,

 Мы друг друга охранять,

 Без Защитников опять!

Ведущая:

 Мы проверим, непременно,

 Ведь игра у нас, наверно,

 Будет интересная,

 Забавная, полезная!

      Мальчики играют в игру «перетяни канат».

Перекличка мальчиков:

 1.Вот мы должны вас защищать,

 И от злодеев охранять?

 Ну, в чем необходимость,

 Скажите мне, на милость?

2.Девчонки любят нас дразнить,

 Когда хотим лишь пошутить.

 Капризы этих дам

 Не нравятся всем нам!

3.Какая польза нам от них?

 Лишь только визг, лишь только крик!

 Пускай выходят танцевать,

 Коль мы должны их защищать!

     Девочки танцуют .

Ведущая:

 Да, девочки у нас – что надо!

 Плясать готовы до упаду.

 Теперь посмотрим на мальчишек

 На силачей и шалунишек!

Танец мальчиков.

  Ведущая:

 Кто Защитник? Вот вопрос!

 Призадумалась всерьез!

 Кто ловчее? Поиграем,

 И конечно же, узнаем!

     Между мальчикам и девочками проводится эстафета «Кто быстрее?»

     После игры девочки поздравляют мальчиков.

 Исп. «Танец с приглашением»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование музыкально-творческих способностей ребенка на музыкальных занятиях в дошкольных образовательных учреждениях

Данная методическая работа рассчитана на обучение детей с пяти лет. Дети этого возраста характеризуются активной любознательностью. Начинают осмысливать связь между явлениями и событиями, ...

"Формирование музыкальных способностей ребенка".Советы родителям.

Педагоги, музыканты пришли к мнению о том, что задатки музыкаль­ной деятельности (т.е. физиологические особенности строения организма, например, органа слуха или голосового аппарата) имеются у ка...

Информационное сообщение для родителей "Самодельные музыкальные инструменты в развитии музыкальности детей"

Информационное сообщение для родителей "Самодельные музыкальные инструменты в развитии музыкальности детей" . Каждый ребёнок музыкален от природы и только от взрослого зависит, каким станет в дальнейш...

Консультация для родителей "Первые шаги в формировании музыкального вкуса ребенка"

Тема раскрывает вопрос влияния семьи на формирование музыкального вкуса детей. Даются рекомендации родителям по прослушиванию классической музыки....

Сообщение из опыта работы: «Музыкально – педагогическая технология «Хор рук» в музыкальном развитии детей».

Технология «Хор рук» является одной их форм арттерапии,артпедагогики, музыкотерапии, как активная релаксация. Ее применение в работе направлено на развитие двигательной фантазии детей, спо...

Формирование музыкальной культуры ребенка в образовательном процессе ДОУ

Формирование музыкальной культуры ребенка в образовательном процессе ДОУ...