Мониторинг образовательной деятельности
методическая разработка по музыке по теме

Гаршкис Елена Александровна

Монитринг проводился на одной дошкольной группе в течении трех лет: младший, средний, старшей группы. В мониторинге прияняло  участие 20детей в возрастной категории 3 - до 7лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon monitoring.doc323 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Проведение мониторинга 2009-2011года ГБДОУ детский сад №14


Приморского района


 города Санкт-Петербург.



Подготовила и провела

музыкальный руководитель Гаршкис Е.А

 

Проблема музыкального воспитания в условиях новых современных требований я считаю одной из самых актуальной и основной. Содержание образовательной области «Музыка» направлена на достижение цели развития музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку, через развитие музыкально-художественной деятельности и приобщения к музыкальному искусству.

В современной системе образования используется широкий спектр комплексных и порциональных программ, что обеспечивает вариативность образовательных подходов с детьми в ДОУ по музыкальному воспитанию.

Работая по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, учитывая новые ФГТ для дошкольных учреждений, мной была проведена  диагностика в образовательной области «Музыка» детей дошкольного возраста по направлениям:

1.    «Слушание».

2.    «Пение»

3.    «Музыкально-ритмические движения».

4.    «Игра на детских музыкальных инструментах».

Диагностика проводилась в три этапа.

1 этап «Нормативно - установочный» имел своей целью определить единые методологические подходы, требования программы, направленных на художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста.

Мной использовались методики:

  1. Развитие у дошкольников элементарных музыкальных понятий - методика - О.П.Радыновой «Слушаем музыку».
  2. Изучение вокально-слуховой координации дошкольника – методика - Н. Метлова «Учите детей петь»
  3. Анализ развития танцевально-игрового творчества дошкольников - методика А.И. Бурениной «Ритмическая  мозаика», а также авторская  программа Т.И. Суворовой «Танцевальная ритмика».
  4. Анализ усвоения навыков игры на шумовых и звуковысотных детских музыкальных инструментах  - по программе Т. Тютюнниковой  «Элементарное музицирование с дошкольниками».

2 этап: Технологический, в процессе  которого осуществляется полный цикл методик мониторинга. Уточнялась технология его проведения  и состояние процесса музыкального воспитания в ДОУ на основании оценки его результата.

3 этап: Обобщающий, в ходе которого подведены итоги мониторинга, сравнение результатов технологического этапа, определение теоретической и практической значимости проведенного данного исследования.

Мониторинг проводился на одной  дошкольной группе в течение 3-х лет: младший, средний, старший возраст.

В мониторинге приняло участие 20 детей в возрасте от 3-до7 лет.

На начало проведения мониторинга в 2009 году музыкально-эстетическое развитие детей имело результаты:

  1. Не владело 7 человека - 35%
  2. Владело  13 человек - 65%

Проанализировав диагностические  карты  и критерии выше перечисленных авторов,  и опираясь на свой опыт работы, я разработала свою диагностику по данным направлениям.

Слушание:

  1. Эмоциональное впечатление
  2. Владение элементарными музыкальными понятиями
  3. Восприятие звука по высоте
  4. Узнавание знакомого материала
  5. Анализ

Пение:

  1. Вокально-слуховая координация
  2. Выразительное пение
  3. Умение петь: соло, хоровое пение,
  4. Песенное творчество
  5. Импровизация

Музыкально-ритмическое движение: 

  1. Развитие музыкально-ритмических движений
  2. Эмоционально-образное содержание
  3. Формирование навыков художественного исполнения программных образов
  4. Импровизация танцевально-игрового творчества.

 Игра на детских музыкальных инструментах:

  1. Знакомить с музыкальными произведениями в исполнении различных инструментов и оркестровой обработке
  2. Совершенствование навыков игры на металлофоне, ударных музыкальных инструментах, русских народных инструментах.
  3. Умение исполнять музыкальные произведения в оркестре, в ансамбле.

При анализе диагностики  развития детей и усвоения ими различных знаний, умений, навыков в образовательной области «Музыка»  в течение трех лет (от младшей до старшей группы), получены определённые результаты..

Они представлены в таблице  № 1  в процентном содержании, с учетом количества детей владеющих и не владеющих знаниями, умением, навыками в образовательной области «Музыка».

Таблица №1

Диагностика воспитанников в образовательной области «Музыка»

Виды деятельности

2009 год

Младшая группа

2010 год

Средняя группа

2011 год

Старшая  группа

Начало года

%

Конец года

%

Начало года

%

Конец года

%

Начало года

%

Конец года

%

1. Слушание

65

75

75

80

80

85

2. Пение

60

70

70

75

75

85

3. Музыкальные ритмические движение

50

55

55

70

70

80

4. Игра на музыкальных инструментах

50

55

55

70

70

80

Критерии оценки уровня овладения необходимыми навыками и изменениями

по направлению «Художественно-Эстетического развития»

в образовательной области «Музыка»

1. Выполняет задания в полном объеме или с минимальной помощью взрослого

Слушание;

  1. Ребенок по своей инициативе и поддержке взрослого определяет  прослушанного произведения и инструмент, на котором исполняется.
  2. Определяет общее настроение и характер музыкального произведения
  3. Различает  части музыкального произведения
  4. Имеет активный словарный запас .
  5. Музыкально эрудирован, имеет представления о жанрах и направлениях классической и народной музыки, творчестве разных композиторов

2.  Для выполнения заданий требуется постоянная помощь взрослого

Слушание;

  1. Ребенок при постоянной активной поддержке взрослого частично определяет жанр избранного произведения и инструмента на котором было исполнено произведение.
  2. Без поддержки взрослого не может определить настроение и характер музыкального произведения
  3. Не различает части музыкального произведения
  4. Не узнает музыку известных композиторов

Диагностика знаний умений и навыков воспитанников

 в общеобразовательной области «Музыка»

ГБДОУ детский сад № 14 Приморского района

Диаграмма 1

СЛУШАНИЕ

Критерии оценки уровня овладения необходимыми навыками и изменениями

по направлению «Художественно-Эстетического развития»

в образовательной области «Музыка»

1.  Выполняет задания в полном объеме или с минимальной помощью взрослого

Пение;

  1. Может петь песни в удобном диапазоне ,исполняя их выразительно, правильно передавая мелодию
  2. Может петь соло, хором и под аккомпанемент.
  3. Хорошо запоминает тексты песен, стихотворений ,ролей
  4. Проявляет себя во всех видах музыкальной исполнительской деятельности, на праздниках.

2. Для выполнения заданий требуется постоянная помощь взрослого

Пение;

  1. Совместно со взрослым исполняет песни
  2. Имеет ограниченный словарный запас  при заучивание запоминает отдельные слова или короткие фразы, нуждается в постоянной помощи взрослого.
  3. Имеет слабые навыки вокального пения

Диаграмма 2         

ПЕНИЕ

Критерии оценки уровня овладения необходимыми навыками и изменениями

по направлению «Художественно-Эстетического развития»

в образовательной области «Музыка»

1. Выполняет задания в полном объеме или с минимальной помощью взрослого

Музыкально-ритмические движения;

  1. Умеет выразительно и ритмично двигаться в соответствии разнообразным характером музыки, музыкальными образами ,передавать не сложный музыкально-ритмический рисунок.
  2. Умеет выполнять танцевальное движение согласно программным требованиям.
  3. Инсценирует игровые песни ,придумывает варианты образных движений в играх и хороводах.
  4. Исполняет соло и в ансамбле на ударных ,шумовых и звуковысотных детских музыкальных инструментах не сложные песни и мелодии.
  5. Владеет артистическими навыками в плане переживания и воплощения образа
  6. Принимает участие в театрализованных представлениях, досугах, развлечениях

2.  Для выполнения заданий требуется постоянная помощь взрослого

Музыкально-ритмические движения;

  1. При активной поддержке взрослого исполняет не сложные музыкально-ритмические движения
  2. Принимает пассивное участие в утренниках, досугах и развлечениях.
  3. Плохо ориентируется в пространстве при исполнении танцев и перестроении с музыкой.
  4. Слабо развиты музыкальные способности.

Диаграмма 3

МУЗЫКАЛЬНЫЕ РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ

Критерии оценки уровня овладения необходимыми навыками и изменениями

 по направлению «Художественно-Эстетического развития»

в образовательной области «Музыка»

1. Выполняет задания в полном объеме или с минимальной помощью взрослого

Игра на детских музыкальных инструментах:

  1. Слабо развиты музыкальные способности.
  2. Узнавание музыкального произведения в исполнение различных инструментов
  3. Умение играть на различных детских музыкальных инструментах (шумовые и звуковысотные)
  4. Исполнение не сложных музыкальных произведений, попевок.
  5. Импровизация музыкальных произведений
  6. Сочинение не сложных песенок

2. Для выполнения заданий требуется постоянная помощь взрослого

Игра на детских музыкальных инструментах:

  1. По показу взрослого играет на шумовых детских музыкальных инструментах
  2. Не узнает самостоятельно музыкального произведения в исполнение различных инструментов
  3. Самостоятельно не может исполнить простейшие музыкальные попевки.

Диаграмма 4

ИГРА НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ

Диагностика  знаний умений и навыков воспитанников

в общеобразовательной области «Музыка»

ГБДОУ детский сад № 14 Приморского района

Виды деятельности

2009 год

Младшая группа

2010 год

Средняя группа

2011 год

Старшая  группа

Начало года

%

Конец года

%

Начало года

%

Конец года

%

Начало года

%

Конец года

%

Общее развитие

56,25

63,75

63,75

73,75

73,75

82,5

Показатель  развития  в период с 2009 года по 2011 год

Диаграмма 5

В процессе формирования музыкального воспитания дошкольников, в целом преобладает положительная динамика развития.

Более  низкий показатель наблюдается в оценке развития содержательного компонента на «Детских музыкальных инструментах».

 При качественном анализе выяснилось, что этот компонент является наиболее сложным для детей дошкольного возраста, так как он включает в себя необходимость иметь высокие показатели по основным компонентам: «Слушание», «Пение», «Музыкально-ритмические  движения», но положительная динамика в развитии данного компонента наблюдается. Это подтверждается выступлением оркестра на районных  и городских  конкурсах.

 Развитие музыкального воспитания  в ДОУ, я считаю, требует более  расширенного и детального мониторинга по каждому виду  деятельности в образовательной области «Музыка», в свете требований новых ФГТ.

.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мониторинг образовательной деятельности у начинающего воспитателя

Карта результатов наблюдений педагога-наставника за организацией образовательного процесса у начинающего педагога. Карта самоанализа организации образовательного процесса  начинающего п...

Мониторинг образовательной деятельности у начинающего воспитателя

Карта результатов наблюдений педагога-наставника за организацией образовательного процесса у начинающего педагога. Карта самоанализа организации образовательного процесса  начинающего п...

Сравнительный анализ мониторинга образовательной деятельности в динамике за три года.

Представлена диаграмма результатов освоения обучающимися воспитанниками образовательной программы и показатели динамики их достижений в динамике за  три года....

Педагогический мониторинг образовательной деятельности по ФГОС

Предлагаемая диагностика разработана с целью оптимизации образователь­ного процесса в любом учреждении, работающим с группой детей подгото­вительного к школе возраста, вне зависимости от приоритетов р...

мониторинг образовательной деятельности

Результат мониторинг образовательной деятел ООП ДО воспитанникамиьности...

мониторинг образовательной деятельности

мониторинг  одной образовательной деятельност...

Педагогический мониторинг образовательной деятельности, индивидуального образовательного маршрута дошкольника 3-7 лет в соответствии ФГОС ДО.

Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"3.2.3. При реализации Программы может проводиться оценка ...