ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА МУЗЫКАЛЬНОМ ЗАНЯТИИ
учебно-методическое пособие по музыке на тему

Рыжкова Евгения Викторовна

Игры для развития звуковысотного слуха

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_dlya_razvitiya_zvukovysotnogo_sluha.doc93 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Игры для развития звуковысотного слуха

Музыкальное  лото

Игровой материал. Карточки по числу играющих, на каждой нарисованы пять линеек (нотный стан), кружочки-ноты, детские музыкальные инструменты (балалайка, металлофон, триола).

Ход игры. Ребенок-ведущий играет мелодию на одном из инструментов вверх, вниз или на одном звуке. Дети должны на карточке выложить ноты-кружочки от первой линейки до пятой, или от пятой до первой, или на одной линейке.

Игра проводится в свободное от занятий время.

СТУПЕНЬКИ

Игровой материал. Лесенка из пяти ступенек игрушки (матрешка, мишка, зайчик), детские музыкальные инструменты (аккордеон, металлофон, губная гармошка).

Ход игры. Ребенок-ведущий исполняет на любом инструменте мелодию, другой ребенок определяет движение мелодии вверх, вниз или на одном звуке и соответственно передвигает игрушку (например, зайчика) по ступенькам лесенки вверх, вниз или постукивает на одной ступеньке. Следующий ребенок действует другой игрушкой.

В игре участвует несколько детей.

УГАДАЙ  КОЛОКОЛЬЧИК

Игровой материал. Карточки по числу играющих, на каждой нарисованы три линейки; цветные кружочки (красный, желтый, зеленый), которые соотвётствуют как бы высоким, средним и низким звукам; три музыкальных колокольчика (по типу «Валдай») различного звучания.

Ход игры. Ребёнок - ведущий звенит поочередно то одним, то другим колокольчиком, дети располагают кружки на соответствующей линейке: красный кружок на нижней, если звенит

большой колокольчик; желтый на средней, если звенит средний колокольчик; зеленый — на верхней, если звенит маленький колокольчик.

Играют несколько детей.

ПОВТОРИ  ЗВУКИ. БУБЕНЧИКИ.

Игровой материал. Карточки (по числу играющих) с изображением трех бубенчиков: красный - «дан», зеленый - «дон», желтый –«динь»; маленькие карточки с изображением таких же бубенчиков (на каждой по одному) или кружочки любого цвета; металлофон.

Ход игры. Воспитатель - ведущий показывает детям большую карточку с бубенчиками: «Посмотрите, дети, на этой карточке нарисованы три бубенчика. Красный бубенчик звенит низко, мы назовем его «дан», он звучит так (поет до первой октавы):

«дан-дан-дан». Зелёный бубенчик звенит немного выше, мы назовем его «дон», он звучит так (поет ми первой октавы): «дон-дон-дон.» Желтый бубенчик звенит самым высоким звуком, мы назовем его «динь», и звучит он так (поет соль первой октавы): «динь-динь-динь». Педагог просит детей спеть, как звучат бубенчики: низкий, средний, высокий. Затем всем детям раздают по одной большой карточке.

Воспитатель показывает маленькую карточку, например, с желтым бубенчиком. Тот, кто узнал, как звучит этот бубенчик, поет «динь-динь-динь-динь» (соль первой октавы). Воспитатель дает ему карточку( или кружочек), и ребенок закрывает ею желтый бубенчик на большой карточке.

Металлофон можно использовать для проверки ответов детей, а также в том случае, если ребенок затрудняется спеть (он сам играет на металлофоне).

Вариант беседы (вариант игры).

Ход. Музыкальный руководитель рассказывает:

«Жили были три веселых бубенчика: Динь, Дан и Дон. У каждого была своя песенка. Бубенчик. Динь пел тоненьким голоском. «Динь-динь» – звучала его песенка. Дан пел песенку средним голоском: «Дан-дан». А у бубенчика Дон голосок был потолще, пониже чем у его братьев. «Дон-дон» - грозно звучала его песенка.

Посмотри на эти линеечки. На каждой из них нарисован бубенчи, .бубенчики поют свои песенки. Догадайся, какой бубенчик звучит выше всех, а какой ниже? Спойте песенку каждого бубенчика и одновременно покажите рукой бубенчики, изображённые на разных линейках. ( Используется фланелеграф, на котором три линеечки и бубенчики должны быть в своих домиках).

      МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПТЕНЧИКИ

      Дидактическая игра на закрепление знаний о высоте звука (высокий и

      низкий), развитие детского творчества

      Игровой материал

      Демонстрационный: картина с изображением дерева, ветки которого

      расположены в виде нотоносца; птички — 5 шт. (см. стр. 54); набор шапочек

      для «птичек».

      Раздаточный: карточка с изображением дерева, ветки которого расположены в

      виде нотоносца (см. стр. 53); птички — 5 шт. Комплект готовится на каждого

      ребенка.

      Примечание: дерево и птички должны быть соразмерны, ветки — нотный стан,

      птички — ноты.

      Ход игры

      Музыкальный руководитель. Наступила весна, вернулись из теплых краев

      птицы, свили гнезда и вывели птенчиков. Обрадовались птенчики, что

      научились летать, и стали с веточки на веточку порхать, песенки петь.

      Музыкальный руководитель выбирает несколько детей, надевает на них шапочки

      птички-мамы и птенчиков и дает им в руки изображения птиц.

      Дети (поют полевку). Мы птенчики веселые, умеем мы летать И с веточки на

      веточку нам весело порхать.

      Ноты «Музыкальные птенчики»

      Си- бемоль 2\4 \ до\ фа фа фа ля\ до(2) до до фа\ соль соль фа ми\ фа.

      До1\ фа фа фа ля\ до(2) до до фа\ соль соль фа ми\ фа \\

      I вариант (для детей младшего возраста).

      Ребенок, изображающий маму, ставит птицу на нижнюю веточку и поет

      импровизированную песенку низким голосом.

      А мамочка волнуется: Лети-ка, птенчик, вниз! Спою я колыбельную, и ты

      уснешь, малыш!

      Дети, изображающие птенчиков, прикладывают птенчиков к веткам повыше и

      поют высокими голосами.

      Не хочу к тебе лететь, буду здесь я песни петь.

      II вариант (для детей старшего возраста).

      Выбирается мама-птичка и птенчики. Дети-птенчики поют свою песенку и

      раскладывают изображения по верхним веткам дерева, называя по их именам:

      птенчик Ре, птенчик Си и т. д.

      Затем свою песенку поет мама, она «слетает вниз» и зовет к себе малышей.

      Каждый птенчик поочередно пропевает свой звук, слетает

      с дерева и садится рядом с мамой. По окончании игры все дети пропевают

      имена (названия нот) птенчиков и возвращают их на веточки.

      Примечание: игру также можно проводить с использованием раздаточного

      материала.

      ВЕСЕЛЫЙ ПАРОВОЗИК

      Дидактическая игра на закрепление знаний о длительности звуков

      Игровой материал

      Демонстрационный: паровозик с вагончиками, в каждом окошке изображен

      ребенок (см. стр. 55). Окна прорезаны по контуру справа, слева, внизу и по

      верхнему сгибу отгибаются вверх. Открывается изображение ноты по

      длительности (целая, половинная, четвертная, восьмая).

      Ход игры

      Музыкальный руководитель. Вот смотрите — паровоз, он вагончики повез. Путь

      у него дальний, ведь поезд музыкальный. (Поет попевку.)

      Паровоз гудит, поет. Ноты он гулять везет.

      I вариант. Вызванный ребенок открывает любое окошко, показывает ноту,

      называет ее и пропевает. Все дети повторяют задание.

      II вариант. Все дети поют попевку, называя имя ребенка, который будет

      выполнять задание.

      Ноту Катенька везет, свою песенку поет.

      Названный ребенок открывает выбранное им окошко, определяет и называет

      ноту по длительности. Все отхлопывают и пропевают на слоги «ля»

      длительность ноты.

      Попевка «Веселый паровозик» 2\4 до ре\ ми фа\ соль соль\ соль \ соль фа\

      ми ре\ до до\ до \\.

      СЛАДКОЕ ДЕРЕВО

      Дидактическая игра на закрепление знаний о длительности звука

      Игровой материал

      Демонстрационный: фланелеграф; игровое поле с изображением дерева, к его

      веткам прикреплены на веревочках «конфеты», на обратной стороне которых

      изображены ноты различной длительности.

      Раздаточный: металлофон, карточки (30x9 см) и полоски из картона: широкие

      (3x6 см) — долгий звук, узкие (1,5 х 6 см) — короткий. Один комплект

      готовится на каждого ребенка.

      Ход игры

      Музыкальный руководитель. На большой зеленой ветке — музыкальные конфетки.

      Как конфетку повернешь — звук чудесный пропоешь.

      Вызванный ребенок поворачивает «конфетку» и называет длительность ноты,

      затем все ее пропевают на слоги «ля».

      Музыкальный руководитель (поет попевку). Посмотрите, наши детки, — это

      сладкие конфетки.

      Дети отхлопывают ритмический рисунок попевки, отстукивают на металлофоне и

      выкладывают его полосками на карточках.

      Ноты «Сладкое дерево»

      2\4 соль соль\ ля ля\ соль соль\ фа фа\ соль фа\ ми ре\ до до\ до \\

      ДОМИК-КРОШЕЧКА

      Дидактическая игра на закрепление знаний детей о постепенном движении

      мелодии вверх и вниз

      Игровой материал

      Демонстрационный: игровое поле с изображением домика с крыльцом из семи

      ступенек Фигурки зверей: заяц, лягушка, лиса, мышка,

      петушок, кошка, собака, птичка .Рисунок домика

      увеличивается до необходимого размера, фигурки вырезаются по контуру и

      раскрашиваются.

      Ход игры

      Музыкальный руководитель. Стоит в поле теремок, теремок. Как красив он и

      высок, да высок. По ступенькам мы идем, все идем. Свою песенку поем, да

      поем. Приходите в теремок, в теремок, Будем печь большой пирог, да пирог.

      С помощью считалки выбираются трое детей, каждый берет себе любую фигурку

      зверюшки.

      Персонаж идет по ступенькам вверх и поет первую фразу: «По ступенькам я

      иду...», затем, стоя у входа в домик, поет вторую фразу: «В дом чудесный

      захожу!», придумывая свой мотив, — и «заходит» в дом.

      Каждый ребенок, придумывая мотив второй фразы, не должен повторять чужой

      мотив. Когда все персонажи «зайдут» в дом, начинается постепенное движение

      вниз, в обратном порядке.

      Персонаж спускается по ступенькам и поет: «По ступенькам вниз иду...»,

      затем, стоя у первой ступеньки, допевает вторую фразу: «По тропиночке

      уйду», также придумывая свой мотив этой фразы, и уходит.

«Солнышко» 

      и размеры кружочков сделать соответствующими нотному стану на ней.

      Ход игры

      I вариант

      Музыкальный руководитель. Нотки бегали, скакали и под вечер все устали.

      Посидим и отдохнем и у зонтика споем. Нотку-зонтик ты возьми, Сколько

      длится — назови.

      Описание игр

      Дети (поют попевку «Зонтик»). Нотка спряталась у нас, мы найдем ее сейчас.

      Быстро зонтик повернем, сколько длится — назовем.

      Дети по очереди выходят к столу педагога. Вызванный ребенок берет со стола

      любой большой зонтик, поворачивает его и называет длительность ноты

      (целая, половинная, четвертная, восьмая), затем возвращает зонтик на стол.

      II вариант. Игра проводится с самого начала (см. I вариант), затем следует

      продолжение. Педагог повторяет попевку «Зонтик». Дети отхлопывают

      ритмический рисунок ладонями, а затем проигрывают его на металлофоне.

      III вариант. Игра проводится с самого начала (см. I вариант), затем

      следует продолжение.

      Музыкальный руководитель (поет). А теперь всем покажи, на линейку положи.

      И узнаем мы тотчас, что за нота здесь у нас.

      Дети по очереди выходят к столу педагога. Вызванный ребенок берет один

      маленький зонтик и кладет на любую линейку нотного стана фланелеграфа. Он

      называет получившуюся ноту (например: «Это— "ми"»). Все дети повторяют

      название ноты, пропевают ее и выкладывают кружочек на нужную линейку у

      себя на карточке.

      Попевка «Зонтик»

      2\4 фа фа\ ми ми\ ре ре\ до \\ 2\4 \\ до до\ ре ре\ ми ми\ фа \\

ЗОНТИК

      Дидактическая игра на закрепление знаний о высоте звука и его

      длительности, расположении нот на нотоносце

      Игровой материал

      Демонстрационный: фланелеграф с изображением нотного стана. Большие и

      маленькие кружочки, на одной стороне которых изображены раскрытые зонтики.

      С обратной стороны каждого большого кружочка (диаметр 10 см) нарисована

      нота какой-либо длительности (целая, половинная, четвертная, восьмая).

      Маленькие кружочки (для фланелеграфа) соотносятся по размеру с нотным

      станом.

      Раздаточный: металлофон, карточки на каждого ребенка с нотным станом,

      маленькие кружочки-зонтики. Можно использовать карточку к игре

      МУЗЫКАЛЬНАЯ ПОЛЯНА

      Дидактическая игра на закрепление знаний о длительности звуков.

      Составление простых попевок

      Игровой материал

      Демонстрационный: фланелеграф. Составить игровое поле: в верхний угол

      прикрепить солнышко, а внизу небольшие цветочки, фигуру девочки. Три

      больших василька и пять маленьких для фланелеграфа.

      Ход игры

      Музыкальный руководитель. Как весело летом! Мы бегали по мягкой травке,

      загорали, купались и прибежали на поляну. А там девочка Танечка собрала

      цветочки, да не простые, а музыкальные. И получилась песенка.

      Василек,василек, мой любимый цветок.

      Вызванный ребенок выкладывает цветочками попевку.

      Все дети отхлопывают ее ладошками и пропевают. Можно сделать на всех детей

      карточки и большие и маленькие цветочки, чтобы в игре участвовал каждый

      ребенок.

      Попевка «Музыкальная поляна»

         

МУЗЫКАЛЬНОЕ ОКОШКО

      Дидактическая игра на определение высоты звучания голоса

      и узнавание музыкального инструмента

      Игровой материал

      Демонстрационный: домик из настольного плоскостного театра (картонный или

      деревянный), установленный на столе. Фигурки животных.

      Раздаточный: четыре фишки, четыре карточки, разделенные пополам. На

      карточках слева — изображение животного, справа — пустое поле, куда

      ребенок кладет фишку. Комплект готовится для каждого ребенка.

      Примечание: для изготовления дидактического материала к этой игре можно

      использовать игровой материал к игре «Домик-крошечка».

      Ход игры

      Музыкальный руководитель. На окне сидела кошка и мяукала немножко. А потом

      прыг на дорожку, и не стало в доме кошки. Ну а кто остался дома и стучит

      сейчас в окошко?

      Вызванный ребенок проходит за домик, выбирает одну из лежащих там игрушек

      и с помощью звукоподражания («мяу», «гав», «и-го-го» и т. п.) «озвучивает»

      своего персонажа. Дети отгадывают, кто это, и в окошке показывается

      персонаж. Все кладут фишку на соответствующую карточку.

      Дальше окошко закрывается и игра продолжается.

      Игру можно варьировать: животные — мама-птичка, птенчик; мама-кошка,

      котенок и т.д. В этом случае дети определяют высоту голоса персонажа.

      Дети также могут озвучивать своего персонажа при помощи музыкальных

      инструментов: мишка — бубен, заяц — металлофон, петушок — дудочка, мышка —

      колокольчик и т. п. Как один из вариантов, эту игру можно проводить,

      используя большой домик для игр-драматизаций.

      СОЛНЫШКО

      Дидактическая игра на определение высоты звуков и расположения нот на

      нотном стане

      Игровой материал

      Демонстрационный: большая картина (фланелеграф), изображающая поляну с

      нотным станом. Нотки-солнышки для фланелеграфа — 8 шт. (см. стр. 34, 37,

      41). Размер солнышка соотносится с нотным станом.

      Раздаточный: карточка с нотным станом на альбомном листе, вложенная в

      файл, и нотки-солнышки на двухсторонней липучке на каждого ребенка.

      Ход игры

      Музыкальный руководитель. Жило-было солнышко. Встало утром рано,

      потянулось и запело свою песенку. (Напевает произвольно.)

      Я, солнышко лучистое, очень-очень чистое!

      Люблю я умываться и в лужицах купаться. (Говорит.)

      Мои детки засмеялись, по линейкам разбежались.

      Помогите их собрать и по именам назвать.

      Я нашла маленькое солнышко (ставит нотку-солнышко на первую линейку), вот

      оно на первой линейке, а зовут его «ми».

      Дети повторяют, выкладывают ритмический рисунок у себя на карточке и все

      пропевают ее. На каждом занятии количество использованных нот-солнышек

      может быть различным, в зависимости от поставленных задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА МУЗЫКАЛЬНОМ ЗАНЯТИИ

Игры, формирующие у детей представление о жанровом разнообразии в танцевальной музыке...

Музыкальные - дидактические игры на музыкальных занятиях в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС.

Восприятие музыки сложный процесс, требующий от человека внимания, памяти, развитого мышления, разнообразных знаний. Всего этого у дошкольников пока нет. Поэтому необходимо научить ребенка разбираться...

Презентация "Музыкальные дидактические игры на музыкальном занятии"

Музыкально-дидактические игры в детском саду являются средством активизации музыкального развития каждого ребёнка, что позволяет приобщать  к активному восприятию музыки....

Музыкально- дидактические игры на музыкальных занятиях в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС.

Восприятие музыки - сложный процесс, требующий от человека внимания, памяти, развитого мышления, разнообразных знаний. Всего этого у дошкольников пока нет. Поэтому необходимо научить ребенка разбирать...

Музыкальные - дидактические игры на музыкальных занятиях в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС

Музыкальные - дидактические игры на музыкальных занятиях в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС...

Музыкальные - дидактические игры на музыкальных занятиях в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС.

Для гармоничного всестороннего развития ребенка с младенчества , большую роль играют музыкальные занятия в ДОУ. Работа назанятиях проводится разносторонняя по всем направлениям музыкальной деятельност...

Музыкально-дидактические игры на музыкальных занятиях в ДОУ: наглядные пособия для фланелеграфа

Музыкально-дидактические игры на музыкальных занятиях в ДОУ: наглядные пособия для фланелеграфаВо время музыкальных занятий в ДОУ использование фланелеграфа как  стенда для размещения тех или ины...