Богатыри
методическая разработка (музыкально-ритмическое занятие, подготовительная группа) по теме

Кирсанова Татьяна Ивановна

Занятие, проводимое к празднику 23 февраля.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bogatyri.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                           

                       « Богатыри »

 конспект  комплексного  занятия  для  детей  старшего  дошкольного  возраста

Программное  содержание:

         - Воспитывать  в  детях   чувство  гордости  нашими  воинами,

           чувство  любви  к  Родине,  желание  защищать  её  от  посягательства

           врагов.

         - Вызвать  интерес  к  русской  культуре,  дать  представление

            исторических  особенностей  внешнего  облика  русского  воина.

         -  Передавать  образ  богатыря.

- Закрепить  у  детей  знание  жанров (портрет)                                              

Материал  к  занятию:

  1. Отрывки  из  мультфильмов  «Сказка  о  царе  Салтане»  и  «Сказка  о

     Мертвой  царевне  и  семи  богатырях».

  1. Репродукции  картин:  В.Васнецов  «Богатыри»,   И.Глазунов

«Витязь»;  гравюра  Н.Соколовой  «Три  богатыря».

  1. Отрывок  из  учебного  фильма  «Виктор  Васнецов»  видео  студии

     «Кварт» (студия  «Видеопрограммы  для  образования»  Москва.

      Телефон:  157-57-03)  

  1. Изобразительные  материалы:  сангина,  уголь,  растушёвка,  кисти,

вода,  резинки,  салфетки.

  1. Аудиокассета  с  записью  симфонии  №2 «Богатырская» А.Бородина.
  2. Атрибуты  воина- богатыря  (шлем, меч, щит,  лук  и  стрелы.)

Ход  занятия:

       Ведущий  педагог:    Скоро  праздник  - День  защитника  Отечества.

                                     А  кто  такие  защитники?

        Нашей  стране  очень  часто  приходилось   защищаться  от  врагов.

 Более   300  лет  тому  назад  древние  русичи  подвергались  набегам  врагов,  которые  жестоко  с  ними  расправлялись:  жгли  дома,  отбирали  всё,  что  наживалось  трудом  -  выращенный  хлеб,  добытые  меха  и  пр.  Вот  тогда  и  появились  воины  -  защитники  мирных  людей.   Они  собирались  в  дружины,  ковали  из  железа  оружие,  специальную  одежду -  кольчугу  и  бились  с  врагами,  которых  русский  народ  называл   «чудищами».   Вот  как  это  описывается  в  сказке  «Бой  на  Калиновском  мосту».

                  « . . .  подъехали  богатыри  ко  двору,  ко  тесовому  крыльцу.  Выбежала  царица,  слезами  заливается: «Сыны  мои  милые!  Напали  на  нашу  страну  страшные  вороги. Змеи  лютые,  идут  на  нас  через  речку  Смородину,  через  чистый  Калинов  мост.  Всех  людей  окрест  в  плен  взяли.  Землю  разорили, ближние  царства  огнём  пожгли.  Вся  земля  кровью  полита . . .»

              Как  же  назывались  воины  Древней  Руси?      (Богатыри)

Педагог   по  изобразительному  искусству:         Давно  это  было.   Замечательный  русский  художник  Виктор  Михайлович  Васнецов  очень  много  читал   о  Древней  Руси  и  решил  написать  картину  о  русских  богатырях,  защитниках  Русской  земли.  Эту  картину  он  писал  целых  18  лет  и  назвал  её  «БОГАТЫРИ»    Сейчас  она  находится  в  Третьяковской  галерее,  а  мы  с  вами  рассмотрим  репродукцию  этой  картины.

         (Далее педагог  предлагает детям   рассмотреть  картину  В.Васнецова    «Богатыри»  и  ответить  на  вопросы:

         -    Каким  оружием  пользовались  воины – богатыри?

  1. Для  чего  надевали  кольчугу ,  шлем?

         -  А  что  значит – быть  защитником?

  ( Дети  отвечают,  ведущая   размышляет  вместе  с  ними,  отмечая  удачные  ответы.)

        Слово  «защитник» имеет  в  своей  основе  слово  «щит».  Каков  смысл

        этого  слова?  (Ответ  детей. -  Щит  заслонял,  укрывал,  оберегал  в  бою.  Вот  поэтому  и  возникло  слова  «защитник» -  тот,  кто  защищает,  укрывает  от  беды

  1. А  каким  характером  должен  обладать  воин?

         -   В   центре  картины  изображен  главный  богатырь  - Илья  Муромец.

             Как  вы  думаете,  какой  у  него  характер?   Как  это  передал

             художник?

-  Слева  от  Ильи  Муромца  Добрыня  Никитич.  Какое  движение

    изобразил  художник?

  1. С правой  стороны  стоит  Алеша  Попович,  самый  младший  из

     богатырей.  Что  о  нём  хотел  рассказать  художник?  Какой  у  него

     характер?  

Музыкальный  руководитель:             Я  предлагаю  вам  послушать

                                      1ую  часть  симфонии  Александра  Бородина, 

                                       которая  называется  «Богатырская»,  послушать  и 

                                       определить  как   композитор  при  помощи  музыки

                                       изобразил  воина  богатыря.

               (после  прослушанной  1ой   часть  симфонии   дети  отвечают  на  вопросы  педагога  о  характере  музыки,  о  особенностях   музыкального  языка)

 Ведущий  педагог:    А  в  каких  сказках  вам  встречались  богатыри;  

                                       у   каких  авторов?

                                      (ответ  детей)

 Педагог  приглашает  детей  к  волшебному  экрану,  чтобы  посмотреть  отрывки  из   сказок  А.С.Пушкина,  

 «Сказка  о  Царе  Салтане»  и    «Сказка о  Мертвой  царевне  и  семи  богатырях»

(стихотворный  текст  могут  читать  дети)

                            …Где –то  вздуется  бурливо

                            Океан,  поднимет  вой

                            Хлынет  на  берег  пустой

                            Расплеснется  в  шумном  беге

                            И  очутятся  на  бреге

                            В  чешуе,  как  жар  горя,

                            Тридцать  три  богатыря.

                            Все  красавцы  молодые,

                            Великаны  удалые,

                            Все  равны,  как  на  подбор,

                            С  ними  дядька  Черномор . . .

                                               *   *   *

                          . . .  День  за  днем  идет  мелькая,

                            А  царевна  молодая  всё  в  лесу,

                            Не  скучно  ей  у  семи  богатырей.

                            Перед  утренней  зарёю

                            Братья  дружною  толпою

                            Выезжают  погулять,

                            Серых  уток  пострелять,

                            Руку  правую  потешить,

                            Сорочина  в  поле  спешить,

                            Иль  башку  с  широких  плеч

                            У  татарина  отсечь,

                            Или  вытравить  из  леса

                            Пятигорского  черкеса .. .

        Затем  предлагается   посмотреть  отрывок  из  видеофильма  «Виктор  Васнецов»,  где  рассказывается  о  картине  «Богатыри».

Педагог  по  изобразительному  искусству  приглашает  детей  к    репродукции   картины  И.Глазунова  «Витязь»,  и,  рассмотрев  её,  разобрав  детали,   предлагает  запечатлеть   воина   богатыря,  напоминая,  что  рисовать  они  будут  в  жанре  портрета. 

                   ДЕТИ   РИСУЮТ

(во  время  рисования  негромко  звучит  музыка   «Богатырской  симфонии»   А.Бородина)


Ведущий  педагог:
     Ребята,  во  все  времена,  каждый  народ  всегда

                                     защищал  свою  родину  от  врагов.    

                           А  какими  качествами  должен  обладать  защитник - воин ?

                           Сила,  отвага,  мужество  -  эти  качества  всегда  отличали

                            русского  воина.

                            Я  предлагаю  мальчикам  продемонстрировать  нам

                            воинскую  отвагу  и  мужество,  а  помогут  им  в  этот   вот

                            эти  атрибуты.

 Мальчики  инсценируют  фрагмент  из  оперы  Римского-Корсакова  «Сказка  о  царе  Салтане» -  выход   33х  богатырей.

      Можно   исполнить   танец  «Деревянных  солдатиков»  на  музыку  П.И.Чайковского

Ведущий педагог:      Наши  люди  любят  свою  страну  и  хотят,  чтобы  она

                 была  самой  сильной,  самой  красивой,  чтобы  в  ней  жили  самые

                 добрые  и  самые  умные  люди.   Вот  почему   сегодняшние  

                 защитники  Родины  служат  в  Армии,   на   границе,  на  военных  

                 кораблях  и  охраняют  покой  мирных  жителей.

                                    Об  отчем  крае,  родной  стране  всегда   слагались

                 стихи  и  песни.  Я  предлагаю  вам  спеть  любимую  песню  о

                 нашей  Родине.

              Исполняют  песню   «Моя  Россия»

                                              музыка  Г. Струве,  слова Н.Соловьевой

 

В  честь  праздника  Дня  защитника  Отечества  детям  предлагается  подарить  портрет  воина  богатыря  своему  папе.    

                                                                     из  опыта  работы  музыкального

                                                             руководителя  Кирсановой  Т.И.

                                                             и  педагога   дополнительного

                                                             образования  Бахристовой  Л.А.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Богатыри земли Русской.

Дать детям знания о былинах, как жанре народного творчества; сообщить элементарные исторические сведения об эпохе Древней Руси (в те времена русский народ славился богатырской силой)...

В рамках проекта "Русские богатыри". Конспект занятия по рисованию «Богатыри земли русской»

                         Конспект занятия по рисованию «Богатыри земли русской»Программное содержание:  - учить рисовать ру...

Конспект НОД тема: «Богатыри земли русской», Приобщение детей к истокам русской народной культуры, интегрированное занятие в старшей группе. В рамках проекта «Славна богатырями земля русская»

Цель занятия: Формирование представления о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.Задачи.· Закрепить названия элементов костюма рус...

Конспект НОД по рисованию в старшей группе «Русские богатыри». В рамках проекта «Славна богатырями земля русская»

Цель:  Формировать представление о героических защитниках русской земли.Задачи: 1.Продолжить знакомство с одним из видов изобразительного искусства (портрет).2.Развивать умение передавать пропорц...

Конспект НОД «Беседа о богатырях с использованием иллюстрации картины В. Васнецова «Три богатыря»

Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской.Оживить представление о былине, о былинных героях - Илье Муромце, Алё...


 

Комментарии

Кирсанова Татьяна Ивановна

Комплексное музыкальное занятие