"Картина В.М. Васнецова "Богатыри" Занятие по ознакомлению с искусством (для среднего возраста).
план-конспект занятия (средняя группа) по теме

Тилюпо Антонина Ивановна

ознакомление с искуством по картине "Три богатыря"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kartina_v.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

"Картина В.М. Васнецова "Богатыри"

Занятие по ознакомлению с искусством (для среднего возраста).

Программное содержание:

  1. познакомить детей с картиной В.М. Васнецова "Богатыри";
  2. учить понимать ее образный строй, чувствовать настроение;
  3. формировать умение видеть художественные средства создания образа;
  4. вовлечь детей в творческую работу по вхождению в художественный образ, проникновение во внутреннее состояние изображаемых персонажей;
  5. воспитывать интерес к живописи

Материал:

  1. слайды по картине В.М. Васнецова "Богатыри";
  2. диск с записью "Богатырской симфонии" А. Бородина;
  3. ширма;
  4. предметы-заместители (лук, копье, меч, щит)

Предшествующая работа:

  1. знакомство с творчеством В.М. Васнецова ("Аленушка", "Иван-царевич на сером волке");
  2. чтение русских народных сказок,  былин о богатырях русских

Словарная работа:

палица, очи, вороной конь, стремена, стремя булатное, наровчат, лук разрывчатый, щеголь, кольчуга, колчан

Ход занятия

-  Посмотрите, ребята, - это одна из лучших картин в русской живописи. Написал ее В.М. Васнецов более 100 лет назад. Вернее закончил писать. А задумал и рисовал ее он целых 27 лет.

Однажды, насмотревшись на выставке произведений чужого искусства, Васнецов, придя в мастерскую своего друга В.Д. Поленова, сказал: "Как хочется работать!" Поленов тотчас дал ему краски, холст и вскоре из-под кисти художника появился эскиз "Богатырей". Эскиз очень понравился Поленову. Васнецов хотел подарить его другу, но тот заявил, что возьмет подарок только тогда, когда будет написана картина. С тех пор прошло 27 лет. Все эти годы художник копил материал для картины: изучил множество былин, сказаний, искал и рисовал натурщиков для богатырей, написал множество эскизов, подбирал краски.

Васнецов очень любил русские былины, сказания о богатырях русских. Много их было, богатырей, но любимые у художника Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.

Народ в своих былинах да сказаниях во всем возвеличивал своих богатырей, поэтому в будничном, обычном их виде художник не мог их представить и изобразил богатырей в богатых доспехах, на празднично убранных конях.

- Скажите, ребята, одинаковые ли богатыри? (ответы детей)

- Чем они отличаются? (ответы детей)

-Чем отличаются их кони? (ответы детей)

Когда Васнецов писал свою картину, он слушал музыку своих любимых композиторов: Глинки, Мусоргского, Римского-Корсакова, Бородина. Давайте и мы послушаем "Богатырскую симфонию" А. Бородина и полюбуемся картиной, заглянем в нее.

(звучит запись "Богатырской симфонии" А. Бородина, воспитатель читает отрывок из былины)

Под славным городом под Киевом

На тех на степях Днепровских

Стояла застава богатырская.

На заставе был богатырь Илья,

Илья Муромец сын Иванович:

А и конь под Ильей словно лютый зверь,

А  и сам на коне, как ясен сокол!

- Как вы думаете, который из богатырей Илья Муромец. Что вы можете рассказать о нем, о его коне? (ответы детей)

В центре картины Илья Муромец. Кудри его побелели и в бороде седина, но очи его острые, орлиные зорко вдаль глядят. Рука могучая легко держит тяжелую палицу. "Как махнет Илья ею прямо - проложит улицу, махнет налево - переулочек:" Сидит Илья Муромец уверенно на своем могучем вороном коне, копье наперевес держит, вдаль из-под руки вглядывается, - не видать ли злого ворога. Спокойствием и уверенностью веет от его фигуры.

А и был на заставе Добрыня, Никитич сын:

И мог его конь добрый богатырский

С горы на гору перескакивать,

С холма  на холм перемахивать:

- Как вы думаете, который из богатырей Добрыня Никитич? Что вы можете рассказать о нем, о его коне? (ответы детей)

Справа от Ильи Муромца мы видим Добрыню Никитича. Посмотрите, какое у него тонкое и умное лицо. В то время, как Илья только вглядывается в даль, Добрыня уже вынимает острый меч из ножен, щитом грудь прикрывает, ноги его уже в стременах. Насторожен и его белоснежный горячий конь, высоко поднявший голову и тонкими ноздрями нюхающий воздух. Он, как будто, чует врага, хвост и грива его развеваются. Так и кажется, что они вот-вот сорвутся с места и ринутся в бой.

А и был там Алеша млад,

Что из красна города Ростова,

А Алешенька, он наровчат был,

Он наровчат был, да увертлив ведь.

А и в та поры он догадлив был:

Свой тугой лук разрывчатый отстегивал,

От правого стремени булатного,

Накладывал стрелочку каленую,

А оттягивал тетивочку шелковеньку:

- Что вы можете рассказать об Алеше Поповиче, о его коне? (ответы детей)

Слева от Ильи Алеша Попович - молодой, да удалой, красавец с золотистыми кудрями. Из-под темных бровей его остро смотрят очи соколиные. А и щеголь Алеша - красная рубаха под кольчугою, желтые сапожки с острыми загнутыми носами да с высокими каблуками, пояс узорчатый. Алеша, как будто, отстал; кажется, что он подъезжает к другим богатырям на своей маленькой, рыжей, лохматой лошадке. Он сидит на ней свободно и непринужденно, но мы видим, что он настороже - глаза внимательно глядят вдаль, левой рукой Алеша крепко держит тугой лук, а правой достает из колчана стрелу каленую. Да и лошадка его косится в сторону опасности.

- Какие разные богатыри, но их объединяет в картине одно. Как вы думаете, что? (ответы детей)

Готовность защищать Родину от врагов.

В народном творчестве часто используется красный цвет. Вот и Васнецов нарисовал красным: (ответы детей). Щит и сбруя у коня Добрыни, копье у Ильи, рубаху у Алеши. Красный цвет сочетается с белым, серым, черным и придает картине торжественное, приподнятое настроение.

- А теперь посмотрите на пейзаж, окружающий  богатырей. Опишите его. (ответы детей)

Холмистые луга, лес, маленькие елочки, сосенки - родные деревца земли русской, показывают, что богатыри стоят на родной земле, сторожат ее покой. Маленькие деревца подчеркивают силу богатырей.

Луга, холмы нарисованы простой, плавной линией, картина вытянута вширь - эти выразительные средства передают простор. А белые, клубящиеся облака, темно-зеленый цвет холмов - этот контраст придает картине величие, какую-то грозность.

Сам Васнецов говорил о картине: "Картина моя -  Добрыня, Илья, Алеша Попович на богатырском выезде примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого".

Вот какая замечательная картина. В ней вся сила и доброта народа русского.

А теперь попробуем оживить ее! Кто хочет быть Алешей Поповичем, Ильей Муромцем, Добрыней Никитичем? А их богатырскими конями?

(дети выбирают персонаж, предметы-заместители)

При "оживлении" - вспоминают характер выбранного персонажа; стараются мимикой, жестами, позой его передать; используют предметы-заместители (лук, копье, меч, щит).

Картина составляется на фоне бело-зеленой ширмы (облака, холмы).

- А чтобы лучше увидеть нашу картину, мы будем смотреть на нее в видоискатель.

(дети, не занятые в картине, рассматривают ее, советуют, что можно исправить)

При рассматривании воспитатель читает повторно отрывки из былины или включает запись "Богатырской симфонии" А. Бородина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с искусством для детей 5-6 лет. Тема: "Экскурсия в картинную галерею".

Программное содержание:   продолжать знакомить детей с пейзажами, учить чувствовать их настроение,    понимать образный строй;   учить видеть художественные ср...

Интегрированное занятие по ознакомлению с искусством "Клуб знатоков"

Закрепление знаний о живописи, скульптуре, графике, декоративно - прикладном искусстве....

конспект занятия по ознакомлению с искусством для детей старшей группы на тему "Экскурсия в художественный салон."

Занятие для детей старшей группы, направленное на ознакомление детей с творчеством художника Е.И. Чарушина....

КОНСПЕКТ КОМПЛЕКСНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ИСКУССТВОМ И КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКОЙ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: « МЫ РИСУЕМ МУЗЫКУ»

Цель: Развивать умение осознанно оценивать произведения изобразительного искусства, чувствовать колорит, замечать особенности использования художником тёплой и холодной цветовой гаммы для создания опр...

Комплексное занятие по ознакомлению с искусством и лепке «История русской народной игрушки»

комплексное занятие в старшей группе «История русской народной игрушки»...

Занятие по ознакомлению с искусством и составлению рассказа по картине В.М.Васнецова «Богатыри»

Занятие по ознакомлению с искусством и составлению рассказа по картине В.М.Васнецова «Богатыри»...