Конспект занятия по ознакомлению с искусством для детей 5-6 лет. Тема: "Экскурсия в картинную галерею".
план-конспект на тему

Комарькова Наталья Викторовна

Программное содержание:

  •    продолжать знакомить детей с пейзажами, учить чувствовать их настроение,
       понимать образный строй;
  •    учить видеть художественные средства создания образа, различать цветовые оттенки;
  •    развивать воображение с помощью приема «вхождения в картину»;
  •    воспитывать этику поведения в картинной галерее.

Словарная работа: ввести в словарь термин «колорит», закрепить «палитра» (богатая  - сдержанная, теплая - холодная)

Материал: кукла Незнайка, картины А. Саврасова «Грачи прилетели», «Водопад»; И. Левитана «Золотая осень», Н. Марковой «Дуб в Коломенском»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ознакомлению с искусством для детей 5-6 лет.

Тема: «Экскурсия в картинную галерею».

Программное содержание:

  1.    продолжать знакомить детей с пейзажами, учить чувствовать их настроение,
    понимать образный строй;
  2.    учить видеть художественные средства создания образа, различать цветовые оттенки;
  3.    развивать воображение с помощью приема «вхождения в картину»;
  4. воспитывать этику поведения в картинной галерее.

Словарная работа: ввести в словарь термин «колорит», закрепить «палитра» (богатая  - сдержанная, теплая - холодная)

Материал: кукла Незнайка, картины А.Саврасова «Грачи прилетели», «Водопад»; И.Левитана «Золотая осень», Н.Марковой «Дуб в Коломенском»

Ход занятия

  1. В домах живут люди, а в картинной галерее...? (картины)
  2. Правильно, картинная галерея - это дом для картин. Я предлагаю пойти сейчас к ним
    в гости. А вы помните, как нужно вести себя в гостях?
    (У воспитателя в руках кукла
    Незнайка)

Незнайка: - Я помню, я знаю! Вос-ль: - Ну и как же?

Н.

- В гостях можно бегать, кричать, шуметь, все-все трогать руками, а еще толкаться,

а еще...

 В. - Постой-постой, Незнайка! Ребята, вы тоже так думаете? (ответы детей)

В. -  Слышишь, Незнайка! А если ты будешь бегать, шуметь и толкаться, то ты не

увидишь, не услышишь, не почувствуешь красоту картины.

Н. Н. В.

  1. А разве можно услышать картину? (ответы детей)
  2. А как ее почувствовать?

-        А мы заглянем в нее. Представим, что мы - в картине. Оглядимся внимательно и почувствуем, хорошо нам в картине или неуютно, грустно или весело, спокойно или
радостно. Мы возьмем тебя, Незнайка, с собой и научим слышать, видеть и
чувствовать картину.

(Входим в картинную галерею, на стене которой висит лист бумаги со стихотворением Н. Рыленкова) В.: - Смотри, Незнайка, что здесь написано: «Здесь мало увидеть,

Здесь нужно всмотреться,

 Чтоб ясной любовью

Наполнилось сердце.

Здесь мало услышать,

Здесь вслушаться нужно,

Чтоб в душу созвучья

Нахлынули дружно.»

- Ребята, вспомните, как называются картины с изображением природы? (пейзаж). Люди начали изображать пейзаж еще в далекие времена, но почти всегда эти изображения были лишь фоном для портрета или какой-нибудь сцен. И только 300 лет тому назад появились пейзажи - картины, в которых изображение природы было главным. Посмотрите, в нашем доме для картин много пейзажей - и чем-то похожих, и совершенно разных: мрачных и радостных, веселых и грустных. Пожалуй, я не успею рассказать вам обо всех. Давайте выберем только 4 пейзажа - лето, осень, зима, весна. Посмотрим как художники разные времена года рисовали. Начинаем!

«Как ты, март, не злися,

 Как, февраль, не хмурься,

Будь хоть снег, хоть дождик,

Все весною пахнет!»

 А. Майков

-        Из какой же картины пахнет весной? (подходим к картине А.Саврасова «Грачи
прилетели»)

-        Эту картину написал русский художник А.Саврасов. Он очень любил рисовать раннюю
весну: земля еще под снегом, лишь кое-где видны первые проталины. Для Саврасова
весна - образ праздничного пробуждения природы.

«Бушует талая вода,

Шумит и глухо и протяжно, Грачей прилетные стада

Кричат и весело и важно.

Меж круглых рыхлых облаков Невинно небо голубеет

И солнце ласковое греет...» А.Майков

  1. Если встать вот здесь, около пруда, около старых кривых берез, что можно
    услышать?
    (ответы детей).
  2. А если пройти дальше, в деревню. Что там? (ответы детей).
  3. А еще дальше, в поле? Какого цвета снег? (ответы детей).
  4. Какие цвета в картине, праздничные яркие или наоборот? (ответы детей).
  5. Какое настроение вызывает картина? (ответы детей).
  6. Как интересно! Посмотрите, краски неяркие, неброские, а ощущение
    предпраздничное. Как же этого добился художник? Грачи весело копошатся, солнце
    пробивается из-за облаков, белая колоколенка светится.
  7. Как бы вы назвали эту картину? (ответы детей).
  8. А.Саврасов назвал ее «Грачи прилетели».
  9. Какое время года идет за весной? Конечно лето. Найдите в нашей галерее лето.
    (подходим к картине А.Саврасова «Водопад»)
  10. А вот еще одна картина А.Саврасова - это «Водопад».
    «Шумит, звенит ручей лесной,

Лиясь блистающим стеклом Вокруг камней больших,

Давно, как гать, лежащих в нем. Маститые, ветвистые дубы, Задумчиво поникнув головами, Как старцы древние стоят...»

  1. Летний, жаркий, солнечный день, пышный лес. Слышите - хрустальная вода весело
    журчит, перекатывается через серые валуны. Деревья будто тянутся к воде, хотят
    искупаться знойный день. А в прохладной глубине леса, в полумраке, две озорные
    козочки. Как вы думаете, что они там делают?
    (ответы детей).
  2. Посмотрите, какая глубокая картина, как далеко-далеко можно зайти в нее. Пойдемте
    вдоль лесной речки. Что еще вы видите? А что слышите? Чувствуете?
    (ответы
    детей).
  3. Сколько оттенков зеленого, коричневого, голубого увидел художник в природе и
    передал в картине. Хорошо летом, правда? Но вот прошло, пролетело лето красное.
    Пожелтела травка, «высохли цветы, и глядят уныло голые кусты». Наступила...?
    Осень,
    (подходим к картине И.Левитана «Золотая осень»)
  4. Посмотрите, какая красивая осень - светлая, задумчивая, как в стихах.
    «Лес - точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

 Веселой пестрою стеной

 Стоит над светлою поляной. ... Сегодня так светло кругом,

Такое мертвое молчанье

В лесу и в синей вышине,

 Что можно в этой тишине Расслышать листика шуршанье...» Н.Бунин

  1. Прекрасные стихи и прекрасная картина! Как будто художник и поэт вместе
    любовались красотой осеннего дня.
  2. Какое настроение вызывает у вас картина? (ответы детей).
  3. А какая музыка подошла бы к этой картине и почему? (ответы детей).
  1. Написал эту картину И.Левитан и назвал ее «Золотая осень». Посмотрите, какие
    яркие и насыщенные краски на переднем плане и мягкие приглушенные на заднем.
    Благодаря этому контрасту картина кажется глубокой. А еще почему?
    (речка, уходящая
    вдаль; холмы, леса вдалеке; картина вытянута вширь)
  2. Между прочим, Левитан учился у Саврасова и очень любил его как учителя и как
    человека.
  3. Хороша осень, но и она проходит. Свинцовые серые тучи закрывают холодное небо,
    голые деревья одеваются в пушистые белые шубы, наступает...? Зима,
    (переходим к
    картине Н. Марковой «Дуб в Коломенском»)

«Роща, как стадо оленей, Сбившихся в холода,

И на корявом дубе

 Озябших галок чета.» А.Яшин

  1. Какое настроение вызывает у вас картина? (ответы детей).
  2. А давайте поиграем в игру «Назови больше!». Мы по очереди будем называть все,
    что изображено на картине, и узнаем, кто у нас самый внимательный, кто больше
    увидит и лучше расскажет. Начинаю я.
  3. На этой картине нарисовано небо. Оно пасмурное, тревожное, коричневое, серое,
    зеленое...
    (далее дети описывают все, что изображено на картине, педагог
    добавляет сравнения, эпитеты, цветовые обозначения)
  4. Для создания картины художники используют много красок. Сочетание красок в
    картине называют
    колоритом. Он может быть спокойным или резким. Может быть
    гармоничным, когда краски как будто дополняют друг друга. Колорит помогает
    передать настроение картины. Давайте
    сравним по колориту картины, которые мы
    сегодня рассматривали.

  1. «Золотая осень» - резкий, контрастный, радостный;
  2. «Грачи прилетели» - мягкий, спокойный;
  3. «Дуб в Коломенском» - тревожный, сдержанный;
  4. «Водопад» - гармоничный, радостный.

-У многих художников есть любимые краски. Иногда про художника говорят: «Какая богатая у него палитра». Это значит, что картины этого художника отличаются богатством красок.

  1. Про картины каких художников мы можем сказать, что у них богатая палитра? А
    сдержанная? (богатая - «Золотая осень», «Водопад», сдержанная - «Грачи
    прилетели», «Дуб в Коломенском»)
  2. А еще палитра бывает теплой или холодной. Найдите их.
  3. Существует такая легенда. Однажды один греческий художник, Апеллес, написал на
    холсте гроздь винограда. Он оставил картину на террасе, и вдруг прилетели птицы и
    стали клевать нарисованный виноград. Это говорит о том, что художник с помощью
    красок может очень живо, похоже передать мир, который мы видим вокруг себя. Вот и
    мы с вами как будто побывали в гостях у времен года, благодаря искусству великих
    художников. Запомнили каких? Назовите,
    (ответы детей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим для детей подготовительной группы "Двенадцать месяцев"

Образовательная область: познание, коммуникация.Занятие интегрированное.Цель: систематизировать знания детей о временаз года. В занятии используются схемы....

конспект занятия по ознакомлению с искусством для детей старшей группы на тему "Экскурсия в художественный салон."

Занятие для детей старшей группы, направленное на ознакомление детей с творчеством художника Е.И. Чарушина....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему: «Экскурсия в музей ложки.»

  Вызвать интерес у детей к истории возникновения деревянной ложки, понимание того, что ложки были придуманы человеком и сделаны его руками, когда появилась потребность в этих предметах и ...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему: «Экскурсия в музей ложки.»

Тема: «Экскурсия в музей ложки».     Цель: 1. Вызвать интерес к истории возникновения ложки, понимание того, что ложки были придуманы человеком и сделаны его руками, когда появилас...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему:«Экскурсия в зоопарк»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему:«Экскурсия в зоопарк» Программное содержание: Расширять представления детей о разнообразии животного мира,...

Конспект занятия по «Познанию» в первой младшей группе (2 – 3 года) Тема: Экскурсия в медицинский кабинет

Конспект занятия по «Познанию»в первой младшей группе (2 – 3 года)Тема: Экскурсия в медицинский кабинетДоминирующая образовательная область: познавательное развитиеИнтеграция образов...