Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему: «Экскурсия в музей ложки.»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Глушкова Любовь Ивановна

    Вызвать интерес у детей к истории возникновения деревянной ложки, понимание того, что ложки были придуманы человеком и сделаны его руками, когда появилась потребность в этих предметах и к ним необходимо бережно относиться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon glushkova.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Экскурсия в музей ложки».

     Цель: 1. Вызвать интерес к истории возникновения ложки, понимание того, что ложки были придуманы человеком и сделаны его руками, когда появилась потребность в этих предметах и к ним необходимо бережно относиться.

2. Развивать умение самостоятельно определять материалы, из которых изготовлены ложки, характеризовать качество и свойства предметов: структуру и температуру поверхности, хрупкость-прочность, твердость-мягкость.

3. Продолжать знакомить детей с народным декоративно - прикладным искусством (Хохлома), вызвать в детях чувство гордости за свою страну.

     Словарь: Расширять словарный запас детей за счет образных выражений: золотая Хохлома, золотые руки, золотая голова. Вспомнить значение слов экспонат, экскурсовод.

       Предварительная работа: 1. Чтение энциклопедии «Что было до нашей эры», сказки К.Пино «Сказка о деревянной ложке»; р.н.с. «Жихарка»; р.н.с «Три медведя».

2. Изучение свойств дерева, пластмассы, камня, металла.

3. Изодеятельность – роспись ложки.

4. Разучивание музыкальных отрывков с использованием деревянных ложек.

5. Детские игры «У куклы Кати День рождения», «Ждем гостей».

6. Сбор экспонатов для музея ложки.

      Оборудование: ширма, кукла Петрушка, набор ложек для детской игры «Узнай из чего сделана ложка», запись игры на деревянных ложках, 2 головных платка. Экспонаты музея; книги, ложки, открытки.

      Музыкальное оформление: запись игры на деревянных ложках, мелодия р.н.п. «Течет река Волга», р.н. танец «Кадриль».

Ход занятия.

Воспитатель: Дети, у нас сегодня с вами необыкновенный день. Давайте вспомним какой (дни недели)? А что нужно чтобы у нас с вами поднялось настроение? Давайте вспомним, какие пожелания мы говорим, когда встречаемся и скажите друг другу:

Дети : доброе утро!

Дети: здравствуйте!

Дети: Привет!

Воспитатель: А теперь я предлагаю вам занять свои места и внимательно меня послушать…

(Дети рассаживаются на стульчики. Из-за ширмы слышен шум. Появляется кукла Петрушка.)

Сюрпризный момент. Объявление темы занятия.

Петрушка:     Эй, конопатый из первого ряда.

                        Ты не узнал меня с первого взгляда,

                        Думал: «Что за игрушка?»,

                        А это я – Петрушка!

Воспитатель: Здравствуй, Петрушка! А с чем ты к нам сегодня пришел?

Петрушка:     Пришел я к вам себя показать,

                        Как умею на ложках играть.

(Звучит запись игры на деревянных ложках)

Воспитатель: Молодец, Петрушка! Задорно ты на ложках играешь.

Петрушка:     А давайте, я вас буду веселить, а вы станете меня хвалить!

Воспитатель: Подожди, Петрушка, не торопись, лучше

                         расскажи ребятам, что ты знаешь о ложках.

Петрушка:     Что я знаю? Знаю, что на ложках можно играть, а ещё … ещё  

                         ими  можно щи хлебать. Вот!

Воспитатель: И это всё?

Петрушка:     А что ещё?

Воспитатель: Ребята, а вам интересно про ложку узнать? Тогда я приглашаю  

                         вас в музей, музей ложки. Но сначала вспомним, как ведут себя  

                         в музее.

Закрепление правел поведения в музее. Словарь.

(Звучит музыка. Дети и воспитатели движутся по комнате и называют правела поведения в музее: ничего не приносить с собой в музей, особенно еду, не бегать, не шуметь, не трогать экспонаты руками.- А что это такое, экспонат?(предмет для рассматривания, ознакомления), внимательно слушать экскурсовода.- Кто это?(человек, который всё объясняет, рассказывает, знакомит с экспонатами.)

Знакомство с новым материалом.

- Каждый день, садясь завтракать или обедать, вы берёте ложку, которая лежит на привычном месте возле тарелки, и, наверное, ни разу не задумывались, когда впервые люди начали есть жидкую пищу ложкой. А было это давным-давно. В те далекие времена наши предки жили в пещерах, и сначала ложка им была не нужна, потому что они пили воду через край, как мы из кружки. Но, научившись добывать огонь, люди стали готовить пищу на костре. Пить горячий жидкий бульон через край и доставать мясо из бульона руками горячо и неудобно. Поэтому человек стал думать, что ему такой сделать, изобрести. И придумал ложку. Первую ложку древний человек вытесал из камня. Как вы думаете: удобная это была ложка? (ответы детей: Нет ложка была не очень удобная, потому что была тяжёлая с неровными краями, т.к. камень обрабатывать тяжело, а у них не было ни каких инструментов.)  

- Конечно, нет. Она была неровная и тяжёлая. Во время еды обжигала губы, т.к. камень быстро нагревается от горячей еды. Потом люди стали делать ложки из кости или рога. Как вы считаете, а эти ложки были такими же неудобными как каменные?

(ответы детей: Такие ложки были удобнее, крепче, легче чем каменные.)

- Да, действительно, костяные ложки были более гладкими и легкими, не обжигали губы во время еды, как это случалось с каменными ложками.

- Потом ложки стали делать из бронзы, серебра и даже золота. А вы знаете, кто ел серебряными и золотыми ложками?

(ответы детей: Богатые люди: цари, князья, бояре.)

- А какими ложками ели простые люди в давние времена? (Деревянными.)

- Правильно. Простые люди ели щи и кашу деревянными ложками. Кто знает: из какого дерева на Руси их вырезали? (Липы, осины, берёзы, клёна.) ложка получалась лёгкая, красивая и не нагревалась от горячей еды. Вот посмотрите, какие деревянные ложки красивые!

Петрушка: А об этом можно я расскажу? В старину русские люди ложки

                    носили при себе в особых футлярах. Многие ложки носили на

                    поясе на шнуре. Поэтому на конца их ручек есть круглые

                    отверстия. Без своей ложки в гости не ходили. Даже царь Пётр

                    первый, если случалось ему обедать в гостях, приказывал слуге

                    брать с собой царскую ложку. Он, как простые люди, ел

                    деревянной ложкой украшенной слоновой костью.

(Дети останавливаются у витража с ложками.)

- А с этими ложками вы уже знакомы, назовите их.

(ответы детей: металлическая, пластмассовая, керамическая, деревянная.)

Определение материала, из которого сделан предмет при помощи осязания.

Воспитатель: Давайте проверим, как вы умеете определять материал, из  

                        которого сделана ложка на ощупь, при помощи осязания.

 Детская игра «Узнай из чего сделана ложка».

(Детям завязывают глаза и предлагают для обследования ложку (деревянная, пластмассовая, алюминиевая, нержавеющая). Дети называют признаки: легкая- тяжелая, теплая- холодная, гнётся - не гнется, делают выводы из чего сделана ложка.)

- Ложки на Руси делали с выдумкой. Расписные, вырезные, в разных краях были свои ложки, не похожие друг на друга.

Петрушка: Да , да знаю! У моего друга Жихарки тоже есть золотая                      

                       деревянная ложка!

Воспитатель: Так золотая или деревянная?

Петрушка: Говорю же золотая деревянная.

Воспитатель: Мне всё понятно, а вы дети, поняли Петрушку? (Нет) Тогда

                        пройдёмте дальше, я вам всё объясню и покажу.

(дети садятся на стульчики. Звучит мелодия р.н. песни «течёт река Волга»)

Воспитатель: (Показывая детям картинки) Наша страна очень большая. В ней

 много городов, сёл, рек. Одна из самых больших рек – это наша Волга.

      Искусство хохломской росписи возникло давно. Хохлома – это название большого торгового села в Заволжье, куда мастера из окрестных сёл и деревень издавна привозили на продажу свои изделия. Позже и сами эти изделия получили название «хохлома». Возник этот промысел здесь неслучайно.

      Как вы думаете, почему? Верно! Хохлому делают из дерева. Заволжье, где находится село Хохлома, очень богато лесами. А вот земли здесь не плодородные, хлеба родилось мало, и людям приходилось заниматься каким-либо ремеслом  (делом), чтобы прокормить себя. И то, чего не давала земля, давал лес.

      Издавна жители деревни свей семьёй, от мала до велика, занимались изготовлением посуды. Жили они в окружении лесов, отрезанные от остального мира: деревушки стояли далеко друг от друга. Как они могли общаться, куда могли сбывать посуду?

       Река была единственным средством сообщения. Именно по ней люди и доставляли свой товар в крупные сёла. Особое значение для жителей края имела близость селений к Волге – главной водной дороге страны. Волга вместе со своими притоками соединяла самые отдаленные края страны.

       В этом селе на ярмарках продавали красивые ложки, такая ложка, видно была у Жихакри. Простые люди знали, что у богатых людей есть золотая и серебряная посуда. Им тоже хотелось иметь красивую посуду. Но где же взять простому бедному человеку золото? И тогда крестьяне придумали очень интересный способ изготовления такой золотой посуды из дерева. Сначала они вырезали посуду. Готовые деревянные изделия несколько дней сушили (рассмотреть ложку сделанную из дерева без обработки), а затем покрывали тонким слоем жидкой глины, смешанной с мелом. Потом снова сушили, полировали, наконец покрывали «серебряным» порошком (алюминием) и расписывали.

      Расписную посуду покрывали лаком и ставили в горячую духовку. От жары лак становился золотым, а серебро под лаковой плёнкой начинало гореть как золото.

Петрушка: Да, да, ложка у Жихарки золотая и вся в ягодах.

- Неслучайно искусство хохломы возникло и развивалось на Русской земле вблизи красавицы Волги. Хохлома отразила в себе всё богатство и всю красоту нашей природы. Всем сердцем любя родную сторону и любуясь ею, русские люди издавна не только воспевали в песнях и сказках ее красоту, но и создавали домашнюю утварь, украшали её яркой, нарядной росписью, в которой оживали картины природы.

Воспитатель: Такую роспись могут делать только в нашей стране – России и больше нигде. Вот такие прекрасные мастера жили и живут в нашей стране.

Петрушка: Да у них же золотые руки!

Воспитатель: Дети, а что значит «золотые руки»?

(умелые, мастеровые, трудолюбивые, одаренные.)

А чтобы сотворить такие золотые изделия мастерам нужно иметь золотую голову.

Петрушка: Это что ж, голова вся золотая или только волосы?

Воспитатель: Дети, что я имею в виду, говоря «золотая голова»?

(ответы детей: умные, фантазёры, выдумщики.)

- Когда вы станете взрослыми, может быть, кто-то из вас захочет стать мастером хохломской росписи, и вашими изделиями будут любоваться все люди, как мы сейчас любуемся вот этими красивыми изделиями. И вы будите прославлять Россию так же, как прославляют её мастера хохломской росписи.

Петрушка: Погодите. Послушайте, что я скажу. В России ложка – это не только посуда, но ещё и музыкальный инструмент. Музыканты – ложечники играют, постукивают ложками друг о друга и звучит задорная плясовая мелодия. Давайте сыграем со мной на ложках!

Игра детей на деревянных ложках на мелодию «Кадриль».

Подведём итоги занятия.

Воспитатель: Дети, а вы знаете, что ложки бывают разные и поэтому по-разному их используют. А как мы узнаем на следующем занятии.

 Петрушка: Что уже всё? Уже конец? А давайте сыграем в последнюю распоследнюю игру. Можно?

Воспитатель: Можно.

Детская игра «Закончи предложение».

Петрушка: Ребята, я начну предложение, а вы должны его закончить. Слушайте: «Сегодня я узнал про ложку, что … (люди придумали ложку очень давно, первой была каменная ложка, люди научились делать ложки из кости, рогов убитых животных; серебряными и золотыми ложками ели богатые люди, а бедные ели деревянными; ложки могли носить на поясе на шнуре или в футляре; хохломские ложки знамениты даже за границей…)»

Воспитатель: Молодец, Петрушка, хорошую игру придумал. Ну, а теперь нам действительно пора прощаться.

Петрушка: А можно я к вам на следующее занятие приду?

Воспитатель: Приходи, пожалуйста, будем тебя ждать. Ну что же, наше путешествие в музей ложки подходит к концу, я благодарю вех детей за активное участие.

Дети: До свидание, Петрушка. Приходи к нам ещё. Будем рады видеть тебя!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе "Необыкновенное путешествие"

КОНСПЕКТзанятия по ознакомлению с окружающим миромв старшей группе «НЕОБЫКНОВЕННОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ"Тип занятия:развивающее, обучающееВид занятия: ознакомление  с окружающим миромТема: «Нео...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для старшей группы детского сада, тема занятия: «Моя семья и родственники»

Задачи:Закрепить и расширить представления детей о своих родственниках, их обязанностях в общем семейном хозяйстве.Воспитывать положительные родственные взаимоотношения, взаимовыручку, любовь, у...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему: «Экскурсия в музей ложки.»

Тема: «Экскурсия в музей ложки».     Цель: 1. Вызвать интерес к истории возникновения ложки, понимание того, что ложки были придуманы человеком и сделаны его руками, когда появилас...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе для детей с нарушение слуха и речи. Тема занятия «Одежда».

Конспект занятия    по ознакомлению   с окружающим   миром в старшей группе для детей с нарушение слуха и речи.Тема занятия «Одежда»....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему:«Экскурсия в зоопарк»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему:«Экскурсия в зоопарк» Программное содержание: Расширять представления детей о разнообразии животного мира,...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему «В мире металла».

Цель: Формирование первичных представлений о металле, его свойствах и качествах, развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со свойствами и качествами металла.Задачи:Познакомить ...