Перспективное планирование логоритмических занятий в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ОНР
календарно-тематическое планирование по музыке (подготовительная группа) по теме

Семёнова Татьяна Геннадьевна

Планирование занятий по логопедической ритмике осуществляется по тематическому принципу,  расчитано на 30 занятий в течение года. Логоритмическое занятие проводится в первой половине дня, его продолжительность - 30 минут.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon persp._planirovanie.doc103.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Перспективное планирование логоритмических занятий в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ОНР

В поисках новых моделей, новых форм и технологий специализированной помощи детям, имеющим проблемы в психофизическом развитии, обучении, общении и поведении была составлена Программа «Логоритмические занятия» для подготовительной к школе логопедической группы для детей с ОНР.

 Новизна данной программы: включение логоритмических занятий в комплекс мероприятий по преодолению ОНР различного генеза у дошкольников подготовительной группы, адаптация  приемов логоритмики для формирования некоторых параметров готовности к школе.

Цель программы —  создать условия для преодоления ОНР у воспитанников логопедической группы детского сада и обеспечить для них равные стартовые коммуникативно-речевые возможности при поступлении в школу.

Задачи программы:

  1. Повышение мотивации воспитанников с ОНР к логопедическим занятиям.
  2. Коррекция неречевых функций, обеспечивающих необходимый уровень готовности к школе.
  3. Коррекция речевых функций, обеспечивающих необходимый уровень готовности к школе.
  4. Формирование предпосылок для успешного обучения чтению и грамоте в начальных классах.
  5. Преодоление затруднений при формировании интегративных качеств личности, возникающих как вторичные нарушения при ОНР.

Реализация поставленной цели достигается автором с помощью применения разнообразных методов и приемов логоритмики: музицирования, речедвигательных игр и упражнений (дыхательно-артикуляционного тренинга, «игрового массажа» и пальчиковой гимнастики, ролевых стихов), танцевально-ритмических игр и упражнений (игрогимнастики, игроритмики), элементов эмоционально-волевого и креативного тренинга.

   Планирование занятий по логоритмике осуществляется по тематическому принципу, рассчитано на 30 занятий в течение года. Логоритмическое занятие проводится 1 раз в неделю в первой половине дня, и предполагают совместную деятельность учителя-логопеда, музыкального руководителя и воспитателя. Его продолжительность – 30 минут.

Содержание занятия связано с изучаемой лексической темой, задачами логопедической коррекции в подготовительной к школе группе, а также с программными требованиями по музыкальному и физическому воспитанию.

Главный принцип достижения эффективности в работе учителя-логопеда по программе «Логоритмические занятия» – индивидуальный подход к каждому ребенку, учет его возрастных, психофизических и речевых возможностей. За основу разработанной нами программы взята методика работы с дошкольниками, страдающими ОНР Р.Л.Бабушкиной, О.М.Кисляковой.

Месяц, неделя

Лексико-грамматическая тема

Сюжет образовательной деятельности

Цели и задачи

Сентябрь, 4 неделя

«Овощи».

«Фрукты»

«До свидания, лето»

- Закрепить знания об овощах и фруктах.

- Развивать у детей сложные формы ритма, правильный захват карандаша, зрительно-моторную координацию.

- Укреплять голосовые связки детей с помощью оздоровител. упражнений.

Октябрь, 1 неделя

«Осень»

«Осенние краски»

- Закреплять знания, умения и навыки по лексической теме «Осень».

- Развивать мелкую моторику пальцев рук.

- Развивать у детей чувство ритма, изменять темп речи в зависимости от  реч. контекста.

- Тренировать умение детей двигаться, сохраняя правильную осанку.

 - Закреплять в речи правильное произношение звука [А].

Октябрь, 2 неделя

«Грибы».

«Ягоды»

«Во саду ли, в огороде…»

- Закреплять знание детей о съедобных и несъедобных грибах, ягодах.

- Уточнить артикуляцию звука [У], пропевая звук в чистоговорках.

- Формировать правильное речевого дыхания.

- Развивать зрительно-моторную координацию.

- Танцевально-ритмические упражнения.

Октябрь, 3 неделя

«Одежда»

«Марья – искусница»

- Дать детям знания классификации одежды по сезону.

- Учить детей петь эмоционально, правильно брать дыхание, отчетливо произносить слова.

- Уточнить артикуляцию звука [И], работать над пропеванием звука на вдохе.

- Танцевально-ритмичес-кие упражнения.

- Воспитывать у детей привычку соблюдать чистоту, бережное отношение к своим вещам.

Октябрь, 4 неделя

«Обувь».

«Головные уборы»

«Сказка старого башмака»

- Закреплять знания, умения и навыки по лексической теме «Обувь», «Головные уборы».

- Закрепить правильное произношение звука [М] в чистоговорках и звуковых играх.

- Учить детей делать игровой самомассаж.

- Креативный тренинг.

- Развивать сложные формы фонематическ. слуха, слуховое внимание, зрительную память.

Ноябрь, 1 неделя

«Посуда»

«У нас в гостях»

- Закрепить знания детей о классификации посуды.

- Совершенствовать автоматизацию звука [П] в  логопедических распевках.

- Закрепить костоабдоминальное дыхание, мелодико-интонационные и просодические компоненты, слуховое внимание, мелкую моторику пальцев рук.

- Воспитывать в детях такие качества, как трудолюбие, бережливость, чувство сострадания.

Ноябрь, 2 неделя

«Продукты»

«Наше меню»

- Закреплять правильное произношение звука [Н].

- Совершенствовать умение образовывать существительные ед. и мн. ч.

- Развивать умение изменять силу и модуляцию голоса, слуховое внимание, темпо-ритмическое восприятие.

- Развивать продолжительный выдох дыхательными упражнениями.

- Воспитывать у детей уважения к труду.

Ноябрь, 3 неделя

«Мебель»

«Путешествие по старому дому»

- Закрепить знания детей по теме.

- Формирование правильной артикуляции звука [О] в слоговых рядах.

- Совершенствовать умение согласовывать существительные с числительными.

- Развивать мелкую моторику пальцев рук в пальчиковых играх.

Ноябрь, 4 неделя

«Электроприборы»

«А что у вас?»

- Закрепить знания детей о правилах безопасности.

- Уточнить артикуляцию звука [Б] в слоговых рядах и чистоговорках.

- Формировать умение детей согласовывать движение со словами.

- Инструментальное музицирование.

Декабрь, 1 неделя

«Зима»

«Спутники зимы»

- Научить детей делать самомассаж лица, шеи.

- Развивать сложные формы фонематического слуха и слуховое внимание детей.

- Игроритмика.

- Уточнить артикуляцию звука [Ы] в обратных слоговых рядах.

Декабрь, 2 неделя

«Зимующие птицы»

«Птичья кладовая»

- Систематизировать знания детей о зимующих птицах.

- Закрепить правильную артикуляцию звука [Т] в  потешках.

- Развивать чувство темпа и ритма, умение выделять сильную долю такта.

- Укреплять голосовой аппарат детей с помощью фонопедических упражнений.

- Воспитывать доброжелательное отношение к природе, птицам, желание им помочь в холодное время года.

Декабрь, 3 неделя

«Зимние забавы»

«Эх, качусь я с горки…»

- Закрепить правильную артикуляцию звука [Д] в логопедических распевках.

- Игрогимнастика.

- Эмоционально-волевой тренинг.

Декабрь, 4 неделя

«Новый год»

«Путешествие в новогоднюю сказку»

- Учить детей произвольно менять силу голоса, динамику, высоту.

- Развивать темпо-ритмическое восприятие.

- Закрепить артикуляцию звука [Х] с помощью дыхательных упражнений.

Январь, 4 неделя

«Домашние животные»

«Дед Егор зовет во двор»

- Закрепить знание детей о домашних животных и их детенышах.

- Развивать зрительное внимание.

- Тренировать детей согласовывать движения со словами, определять начало и конец фразы.

- Закрепить артикуляцию звука [В] в слоговых рядах, распевках.

Февраль, 1 неделя

«Домашние птицы»

Сказка «Гадкий утенок»

- Закрепить знания детей о  домашних птицах.

- Развивать темпо-ритмическое восприятие музыки.

- Инструментальное музицирование.

- Закрепить правильную артикуляцию звука [К].

Февраль, 2 неделя

«Дикие животные»

«Путешествие по зимнему лесу»

- Закрепить знания детей о диких животных и их детенышах.

- Формировать у детей правильную артикуляцию звуков [Р],[Л] и четкое произношение слов с этими звуками.

- Развивать у детей умение ориентироваться в пространстве.

- Развивать мелкую моторику, чувство ритма.

- Уточнить артикуляцию звука [Г] в слоговых рядах и чистоговорках

Февраль, 3 неделя

«Обитатели водоемов»

«В пруду»

- Закрепить артикуляцию звука [Э] в логопедическ. распевках.

- Дать детям представление о многообразии обитателей водоемов.

- Совершенствовать навык проговаривания слов в сочетании с движениями под музыку.

- Развивать мелодико-интонационные и просодические компоненты, творческую фантазию и воображение.

Февраль, 4 неделя

«ДЗО»

«Три богатыря»

- Учить детей образовывать сравнительные прилагательные по данной теме.

- Развивать продолжительность, силу речевого выдоха, эмоциональную выразительность речи, движения, жестов, мимики и пантомимики.

- Воспитывать у детей патриотические чувства, чувство гордости за свою Родину, родную Армию.

- Уточнить артикуляцию звука [Ф] в дыхательных и речевых упражнениях.

Март, 1 неделя

«Международный женский день. Семья»

«Добрые советы»

- Закрепление знаний детей правильно произносить глаголы настоящего времени 3 лица.

- Развивать слуховое внимание, общую и мелкую моторику, звуковысотный слух и чувство ритма.

- Воспитывать у детей уважение к маме, бабушке, сестре.

- Тренировать умение детей дифференцировать звуки [П – Б] в слоговых рядах.

Март, 2 неделя

«Профессии»

«Давайте познакомимся»

- Закреплять знания детей о профессиях.

- Учить детей петь выразительно, чисто интонировать мелодию, четко проговаривать слова, удерживать дыхание до конца фразы.

- Речедвигательные игры.

- Воспитывать у детей уважение к труду, представителям различных профессий.

- Тренировать умение детей дифференцировать звуки [В – Ф] в слоговых рядах и логопедических распевках.

Март, 3 неделя

«Инструменты»

«Откуда берутся вещи?»

- Расширить словарный запас детей по теме.

- Тренировать умение детей дифференцировать звуки [Д – Т] в слоговых рядах. Развивать двигательное внимание детей.

- Развивать коммуникативные навыки детей в совместной деятельности.

Март, 4 неделя

«Мой город»

«Путешествие на воздушном шаре»

- Дать детям знания по данной теме.

- Закрепить артикуляцию звука [С] в слоговых рядах и логопедических распевках.

- Формировать умение образовывать существительные единственного и множественного числа.

- Воспитывать у детей любовь к своему краю, своим землякам, традициям, творчеству.

Апрель, 1 неделя

«Транспорт»

«Мы едем, едем, едем»

- Закреплять знания детей по теме.

- Развивать умение детей образовывать существительные единственного и множественного числа.

- Использование логического ударения в речи.

- Тренировать автоматизацию звуков [З – С] в дыхательных упражнениях.

Апрель, 2 неделя

«Весна»

«Путешествие капельки»

- Закрепление знаний об изменениях в природе весной.

- Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.

- Воспитывать бережное отношение к природе.

- Закреплять правильную артикуляцию звука [Ш] в дыхательных играх.

Апрель, 3 неделя

«Перелетные птицы»

«С ветром наперегонки»

- Закрепить знания детей о перелетных птицах.

- Развивать зрительно-моторную координацию.

- Речедвигательные игры.

- Закреплять правильную артикуляцию звука [Ж] в чистоговорках и потешках.

Апрель, 4 неделя

«Цветы»

«Цветик-семицветик»

- Закреплять представления детей об объектах окружающего мира (о цветах), умение классифицировать по месту произрастания.

- Формировать умение детей согласовывать движения со словами текста.

- Развивать чувство ритма, метра, такта.

- Воспитывать у детей чувство бережного отношения к природе, цветам, умение наслаждаться красотой родного края.

- Закрепить правильную артикуляцию звуков [Л – Л’] в чистоговорках и потешках.

Май, 1 неделя

«День Победы»

«Солнце и тучка»

- Закрепить знания детей по теме.

- Уточнить правильную артикуляцию звука [Ч] в дыхательных играх.

- Развивать силу и модуляцию голоса.

- Воспитывать у детей уважение к старшим, к истории своей страны.

Май, 2 неделя

«Деревья и кустарники»

«В лесу»

- Закрепить знания детей по теме.

- Совершенствовать умение детей образовывать сравнительные прилагательные по теме.

- Развивать речевое дыхание, долгий выдох, умение произносить фразу целиком на одном дыхании. 

- Закреплять правильную артикуляцию звука [Щ] в логопедических распевках, скороговорках.

Май, 3 неделя

«Насекомые»

«В траве сидел кузнечик»

- Закрепить знания детей о насекомых и способах их передвижения.

- Учить детей петь выразительно, брать дыхание в начале песни и между фразами.

- Эмоционально-волевой тренинг.

- Закрепить правильную артикуляцию звука [Ц] в слоговых рядах, чистоговорках.

Май, 4 неделя

«Школа»

«Здравствуй, школа!»

- Закреплять умение детей согласовывать числительные и существительные.

- Креативный тренинг

- Воспитывать у детей стремление хорошо учиться в школе, вести активный образ жизни.

- Закрепить правильную артикуляцию звука [Р] в слоговых рядах, чистоговорках.

Все дети, посещающие занятия по логопедической ритмике, показывают положительную динамику развития просодической стороны речи, повышается уровень развития их речи в целом, и они успешно адаптируются в группе детского сада. Формируются предпосылки для успешного обучения чтению и грамоте в начальных классах.

Список литературы:

  1. Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М. «Логопедическая ритмика. Методика работы с дошкольниками, страдающими ОНР». С-Пб.: КАРО, 2005г.
  2. Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика: Пособие для учителя. – М.: Гуманит.изд.центр «ВЛАДОС», 1996г.
  3. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. М.: Владос, 2003г.
  4. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. С-п.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001г.
  5. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М., 1982г.
  6. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2009г.
  7.   Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. «Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии». С.-Петербург «Образование» 1994 г.
  8. Лопухина И. Логопедия (речь, ритм, движения). Спб.: «Дельта», 1997г.
  9. Макарова Н.Ш. Коррекция речевых и неречевых нарушений у детей дошкольного возраста на основе логопедической ритмики. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009г.
  10. Новиковская О.А. «Логоритмика». С-Пб.: КОРОНА принт, 2005г.
  11.  Овчинникова Т.С. «Подвижные игры, физминутки и общеразвивающие упражнения с речью и музыкой дошкольного возраста с недоразвитием

          речи ». С-Пб., 2006г.

  1. Программа Филичевой Т.Б. «Программа воспитания и обучения детей     речи»». Москва, 1984г.
  2. СанПиНы.
  3. Таран В.Т. Логоритмические занятия в системе работы логопеда ДОУ. СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011г.
  4. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Приказ Минобрнауки РФ от 23.11.2009 № 655.

     16. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада». М.: Альфа, 1993г. (2 год обучения)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-КОНСПЕКТ занятия по развитию связной речи в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ОНР.Пересказ рассказа «Воробей» по И.С.Тургеневу.

Составление плана пересказа путём выделения из авторского текста двусоставных предложений. Пересказ по собственному плану. Обогащение лексики синонимами к слову героический. Развитие диалогической ...

Конспект комплексного фронтального занятия по развитию речи в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ОНР. Тема: «Зимние виды спорта.»

Тема: «Зимние виды спорта.» Цели занятия:коррекционно-образовательные:- расширять и уточнять словарь по лексической теме «Зимние виды спорта»;- учить детей давать сравнительную характеристику зву...

Перспективный план работы с родителями. Подготовительная к школе логопедическая группа.

Перспективный план работы с родителями на 2016 - 2017 учебный год....

Перспективное планирование физкультурных занятий в подготовительной к школе группе.

Перспективное планирование физкультурных занятий в подготовительной к школе группе.По Пензулаевой Л.И...

Занятие по коррекционно-логопедической работе в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ТНР на тему: «Школа. Школьные принадлежности.» ( квест)

Занятие в пдготовительной логопедической группе для детей с ТНР на тему: "Школа. Школьные принадлежности" (квест)....

Перспективное планирование коррекционной работы в подготовительной к школе логопедической группе.

Программа соответствует рабочему плану и рассчитана период с сентября по май месяц. Учебная нагрузка в соответствии с требованиями СанПин и ФГОС составляет 36 недель в учебный год. Занятия проводятся ...


 

Комментарии

Семёнова Татьяна Геннадьевна

В поисках новых моделей, новых форм и технологий специализированной помо-щи детям, имеющим проблемы в психофизическом развитии, обучении, общении и пове-дении была составлена Программа «Логоритмические занятия» для подготовительной к школе логопедической группы для детей с ОНР.
Новизна данной программы: включение логоритмических занятий в комплекс ме-роприятий по преодолению ОНР различного генеза у дошкольников подготовительной группы, адаптация приемов логоритмики для формирования некоторых параметров го-товности к школе.
Цель программы — создать условия для преодоления ОНР у воспитанников лого-педической группы детского сада и обеспечить для них равные стартовые коммуника-тивно-речевые возможности при поступлении в школу.
Задачи программы:
1. Повышение мотивации воспитанников с ОНР к логопедическим за-нятиям.
2. Коррекция неречевых функций, обеспечивающих необходимый уро-вень готовности к школе.
3. Коррекция речевых функций, обеспечивающих необходимый уро-вень готовности к школе.
4. Формирование предпосылок для успешного обучения чтению и гра-моте в начальных классах.
5. Преодоление затруднений при формировании интегративных ка-честв личности, возникающих как вторичные нарушения при ОНР.
Реализация поставленной цели достигается автором с помощью применения разнооб-разных методов и приемов логоритмики: музицирования, речедвигательных игр и упраж-нений (дыхательно-артикуляционного тренинга, «игрового массажа» и пальчиковой гим-настики, ролевых стихов), танцевально-ритмических игр и упражнений (игрогимнастики, игроритмики), элементов эмоционально-волевого и креативного тренинга.
Планирование занятий по логоритмике осуществляется по тематическому прин-ципу, рассчитано на 30 занятий в течение года. Логоритмическое занятие проводится 1 раз в неделю в первой половине дня, и предполагают совместную деятельность учителя-логопеда, музыкального руководителя и воспитателя. Его продолжительность – 30 ми-нут.
Содержание занятия связано с изучаемой лексической темой, задачами логопеди-ческой коррекции в подготовительной к школе группе, а также с программными требо-ваниями по музыкальному и физическому воспитанию.
Главный принцип достижения эффективности в работе учителя-логопеда по про-грамме «Логоритмические занятия» – индивидуальный подход к каждому ребенку, учет его возрастных, психофизических и речевых возможностей. За основу разработанной на-ми программы взята методика работы с дошкольниками, страдающими ОНР Р.Л.Бабушкиной, О.М.Кисляковой.
Все дети, посещающие занятия по логопедической ритмике, показывают положи-тельную динамику развития просодической стороны речи, повышается уровень развития их речи в целом, и они успешно адаптируются в группе детского сада. Формируются предпосылки для успешного обучения чтению и грамоте в начальных классах.
Список литературы:
1. Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М. «Логопедическая ритмика. Методика работы с дошкольниками, страдающими ОНР». С-Пб.: КАРО, 2005г.
2. Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика: Пособие для учителя. – М.: Гуманит.изд.центр «ВЛАДОС», 1996г.
3. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. М.: Владос, 2003г.
4. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в ус-ловиях дошкольного образовательного учреждения. С-п.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001г.
5. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М., 1982г.
6. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2009г.
7. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. «Логопедическая работа в группах дошкольни-ков со стертой формой дизартрии». С.-Петербург «Образование» 1994 г.
8. Лопухина И. Логопедия (речь, ритм, движения). Спб.: «Дельта», 1997г.
9. Макарова Н.Ш. Коррекция речевых и неречевых нарушений у детей дошкольного возраста на основе логопедической ритмики. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009г.
10. Новиковская О.А. «Логоритмика». С-Пб.: КОРОНА принт, 2005г.
11. Овчинникова Т.С. «Подвижные игры, физминутки и общеразвивающие упражне-ния с речью и музыкой дошкольного возраста с недоразвитием
речи ». С-Пб., 2006г.
12. Программа Филичевой Т.Б. «Программа воспитания и обучения детей речи»». Москва, 1984г.
13. СанПиНы.
14. Таран В.Т. Логоритмические занятия в системе работы логопеда ДОУ. СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011г.
15. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Приказ Минобрнауки РФ от 23.11.2009 № 655.
16. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специ-ального детского сада». М.: Альфа, 1993г. (2 год обучения)