Перспективное планирование логоритмических занятий в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ОНР
календарно-тематическое планирование по музыке (подготовительная группа) по теме
Планирование занятий по логопедической ритмике осуществляется по тематическому принципу, расчитано на 30 занятий в течение года. Логоритмическое занятие проводится в первой половине дня, его продолжительность - 30 минут.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
persp._planirovanie.doc | 103.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Перспективное планирование логоритмических занятий в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ОНР
В поисках новых моделей, новых форм и технологий специализированной помощи детям, имеющим проблемы в психофизическом развитии, обучении, общении и поведении была составлена Программа «Логоритмические занятия» для подготовительной к школе логопедической группы для детей с ОНР.
Новизна данной программы: включение логоритмических занятий в комплекс мероприятий по преодолению ОНР различного генеза у дошкольников подготовительной группы, адаптация приемов логоритмики для формирования некоторых параметров готовности к школе.
Цель программы — создать условия для преодоления ОНР у воспитанников логопедической группы детского сада и обеспечить для них равные стартовые коммуникативно-речевые возможности при поступлении в школу.
Задачи программы:
- Повышение мотивации воспитанников с ОНР к логопедическим занятиям.
- Коррекция неречевых функций, обеспечивающих необходимый уровень готовности к школе.
- Коррекция речевых функций, обеспечивающих необходимый уровень готовности к школе.
- Формирование предпосылок для успешного обучения чтению и грамоте в начальных классах.
- Преодоление затруднений при формировании интегративных качеств личности, возникающих как вторичные нарушения при ОНР.
Реализация поставленной цели достигается автором с помощью применения разнообразных методов и приемов логоритмики: музицирования, речедвигательных игр и упражнений (дыхательно-артикуляционного тренинга, «игрового массажа» и пальчиковой гимнастики, ролевых стихов), танцевально-ритмических игр и упражнений (игрогимнастики, игроритмики), элементов эмоционально-волевого и креативного тренинга.
Планирование занятий по логоритмике осуществляется по тематическому принципу, рассчитано на 30 занятий в течение года. Логоритмическое занятие проводится 1 раз в неделю в первой половине дня, и предполагают совместную деятельность учителя-логопеда, музыкального руководителя и воспитателя. Его продолжительность – 30 минут.
Содержание занятия связано с изучаемой лексической темой, задачами логопедической коррекции в подготовительной к школе группе, а также с программными требованиями по музыкальному и физическому воспитанию.
Главный принцип достижения эффективности в работе учителя-логопеда по программе «Логоритмические занятия» – индивидуальный подход к каждому ребенку, учет его возрастных, психофизических и речевых возможностей. За основу разработанной нами программы взята методика работы с дошкольниками, страдающими ОНР Р.Л.Бабушкиной, О.М.Кисляковой.
Месяц, неделя | Лексико-грамматическая тема | Сюжет образовательной деятельности | Цели и задачи |
Сентябрь, 4 неделя | «Овощи». «Фрукты» | «До свидания, лето» | - Закрепить знания об овощах и фруктах. - Развивать у детей сложные формы ритма, правильный захват карандаша, зрительно-моторную координацию. - Укреплять голосовые связки детей с помощью оздоровител. упражнений. |
Октябрь, 1 неделя | «Осень» | «Осенние краски» | - Закреплять знания, умения и навыки по лексической теме «Осень». - Развивать мелкую моторику пальцев рук. - Развивать у детей чувство ритма, изменять темп речи в зависимости от реч. контекста. - Тренировать умение детей двигаться, сохраняя правильную осанку. - Закреплять в речи правильное произношение звука [А]. |
Октябрь, 2 неделя | «Грибы». «Ягоды» | «Во саду ли, в огороде…» | - Закреплять знание детей о съедобных и несъедобных грибах, ягодах. - Уточнить артикуляцию звука [У], пропевая звук в чистоговорках. - Формировать правильное речевого дыхания. - Развивать зрительно-моторную координацию. - Танцевально-ритмические упражнения. |
Октябрь, 3 неделя | «Одежда» | «Марья – искусница» | - Дать детям знания классификации одежды по сезону. - Учить детей петь эмоционально, правильно брать дыхание, отчетливо произносить слова. - Уточнить артикуляцию звука [И], работать над пропеванием звука на вдохе. - Танцевально-ритмичес-кие упражнения. - Воспитывать у детей привычку соблюдать чистоту, бережное отношение к своим вещам. |
Октябрь, 4 неделя | «Обувь». «Головные уборы» | «Сказка старого башмака» | - Закреплять знания, умения и навыки по лексической теме «Обувь», «Головные уборы». - Закрепить правильное произношение звука [М] в чистоговорках и звуковых играх. - Учить детей делать игровой самомассаж. - Креативный тренинг. - Развивать сложные формы фонематическ. слуха, слуховое внимание, зрительную память. |
Ноябрь, 1 неделя | «Посуда» | «У нас в гостях» | - Закрепить знания детей о классификации посуды. - Совершенствовать автоматизацию звука [П] в логопедических распевках. - Закрепить костоабдоминальное дыхание, мелодико-интонационные и просодические компоненты, слуховое внимание, мелкую моторику пальцев рук. - Воспитывать в детях такие качества, как трудолюбие, бережливость, чувство сострадания. |
Ноябрь, 2 неделя | «Продукты» | «Наше меню» | - Закреплять правильное произношение звука [Н]. - Совершенствовать умение образовывать существительные ед. и мн. ч. - Развивать умение изменять силу и модуляцию голоса, слуховое внимание, темпо-ритмическое восприятие. - Развивать продолжительный выдох дыхательными упражнениями. - Воспитывать у детей уважения к труду. |
Ноябрь, 3 неделя | «Мебель» | «Путешествие по старому дому» | - Закрепить знания детей по теме. - Формирование правильной артикуляции звука [О] в слоговых рядах. - Совершенствовать умение согласовывать существительные с числительными. - Развивать мелкую моторику пальцев рук в пальчиковых играх. |
Ноябрь, 4 неделя | «Электроприборы» | «А что у вас?» | - Закрепить знания детей о правилах безопасности. - Уточнить артикуляцию звука [Б] в слоговых рядах и чистоговорках. - Формировать умение детей согласовывать движение со словами. - Инструментальное музицирование. |
Декабрь, 1 неделя | «Зима» | «Спутники зимы» | - Научить детей делать самомассаж лица, шеи. - Развивать сложные формы фонематического слуха и слуховое внимание детей. - Игроритмика. - Уточнить артикуляцию звука [Ы] в обратных слоговых рядах. |
Декабрь, 2 неделя | «Зимующие птицы» | «Птичья кладовая» | - Систематизировать знания детей о зимующих птицах. - Закрепить правильную артикуляцию звука [Т] в потешках. - Развивать чувство темпа и ритма, умение выделять сильную долю такта. - Укреплять голосовой аппарат детей с помощью фонопедических упражнений. - Воспитывать доброжелательное отношение к природе, птицам, желание им помочь в холодное время года. |
Декабрь, 3 неделя | «Зимние забавы» | «Эх, качусь я с горки…» | - Закрепить правильную артикуляцию звука [Д] в логопедических распевках. - Игрогимнастика. - Эмоционально-волевой тренинг. |
Декабрь, 4 неделя | «Новый год» | «Путешествие в новогоднюю сказку» | - Учить детей произвольно менять силу голоса, динамику, высоту. - Развивать темпо-ритмическое восприятие. - Закрепить артикуляцию звука [Х] с помощью дыхательных упражнений. |
Январь, 4 неделя | «Домашние животные» | «Дед Егор зовет во двор» | - Закрепить знание детей о домашних животных и их детенышах. - Развивать зрительное внимание. - Тренировать детей согласовывать движения со словами, определять начало и конец фразы. - Закрепить артикуляцию звука [В] в слоговых рядах, распевках. |
Февраль, 1 неделя | «Домашние птицы» | Сказка «Гадкий утенок» | - Закрепить знания детей о домашних птицах. - Развивать темпо-ритмическое восприятие музыки. - Инструментальное музицирование. - Закрепить правильную артикуляцию звука [К]. |
Февраль, 2 неделя | «Дикие животные» | «Путешествие по зимнему лесу» | - Закрепить знания детей о диких животных и их детенышах. - Формировать у детей правильную артикуляцию звуков [Р],[Л] и четкое произношение слов с этими звуками. - Развивать у детей умение ориентироваться в пространстве. - Развивать мелкую моторику, чувство ритма. - Уточнить артикуляцию звука [Г] в слоговых рядах и чистоговорках |
Февраль, 3 неделя | «Обитатели водоемов» | «В пруду» | - Закрепить артикуляцию звука [Э] в логопедическ. распевках. - Дать детям представление о многообразии обитателей водоемов. - Совершенствовать навык проговаривания слов в сочетании с движениями под музыку. - Развивать мелодико-интонационные и просодические компоненты, творческую фантазию и воображение. |
Февраль, 4 неделя | «ДЗО» | «Три богатыря» | - Учить детей образовывать сравнительные прилагательные по данной теме. - Развивать продолжительность, силу речевого выдоха, эмоциональную выразительность речи, движения, жестов, мимики и пантомимики. - Воспитывать у детей патриотические чувства, чувство гордости за свою Родину, родную Армию. - Уточнить артикуляцию звука [Ф] в дыхательных и речевых упражнениях. |
Март, 1 неделя | «Международный женский день. Семья» | «Добрые советы» | - Закрепление знаний детей правильно произносить глаголы настоящего времени 3 лица. - Развивать слуховое внимание, общую и мелкую моторику, звуковысотный слух и чувство ритма. - Воспитывать у детей уважение к маме, бабушке, сестре. - Тренировать умение детей дифференцировать звуки [П – Б] в слоговых рядах. |
Март, 2 неделя | «Профессии» | «Давайте познакомимся» | - Закреплять знания детей о профессиях. - Учить детей петь выразительно, чисто интонировать мелодию, четко проговаривать слова, удерживать дыхание до конца фразы. - Речедвигательные игры. - Воспитывать у детей уважение к труду, представителям различных профессий. - Тренировать умение детей дифференцировать звуки [В – Ф] в слоговых рядах и логопедических распевках. |
Март, 3 неделя | «Инструменты» | «Откуда берутся вещи?» | - Расширить словарный запас детей по теме. - Тренировать умение детей дифференцировать звуки [Д – Т] в слоговых рядах. Развивать двигательное внимание детей. - Развивать коммуникативные навыки детей в совместной деятельности. |
Март, 4 неделя | «Мой город» | «Путешествие на воздушном шаре» | - Дать детям знания по данной теме. - Закрепить артикуляцию звука [С] в слоговых рядах и логопедических распевках. - Формировать умение образовывать существительные единственного и множественного числа. - Воспитывать у детей любовь к своему краю, своим землякам, традициям, творчеству. |
Апрель, 1 неделя | «Транспорт» | «Мы едем, едем, едем» | - Закреплять знания детей по теме. - Развивать умение детей образовывать существительные единственного и множественного числа. - Использование логического ударения в речи. - Тренировать автоматизацию звуков [З – С] в дыхательных упражнениях. |
Апрель, 2 неделя | «Весна» | «Путешествие капельки» | - Закрепление знаний об изменениях в природе весной. - Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику. - Воспитывать бережное отношение к природе. - Закреплять правильную артикуляцию звука [Ш] в дыхательных играх. |
Апрель, 3 неделя | «Перелетные птицы» | «С ветром наперегонки» | - Закрепить знания детей о перелетных птицах. - Развивать зрительно-моторную координацию. - Речедвигательные игры. - Закреплять правильную артикуляцию звука [Ж] в чистоговорках и потешках. |
Апрель, 4 неделя | «Цветы» | «Цветик-семицветик» | - Закреплять представления детей об объектах окружающего мира (о цветах), умение классифицировать по месту произрастания. - Формировать умение детей согласовывать движения со словами текста. - Развивать чувство ритма, метра, такта. - Воспитывать у детей чувство бережного отношения к природе, цветам, умение наслаждаться красотой родного края. - Закрепить правильную артикуляцию звуков [Л – Л’] в чистоговорках и потешках. |
Май, 1 неделя | «День Победы» | «Солнце и тучка» | - Закрепить знания детей по теме. - Уточнить правильную артикуляцию звука [Ч] в дыхательных играх. - Развивать силу и модуляцию голоса. - Воспитывать у детей уважение к старшим, к истории своей страны. |
Май, 2 неделя | «Деревья и кустарники» | «В лесу» | - Закрепить знания детей по теме. - Совершенствовать умение детей образовывать сравнительные прилагательные по теме. - Развивать речевое дыхание, долгий выдох, умение произносить фразу целиком на одном дыхании. - Закреплять правильную артикуляцию звука [Щ] в логопедических распевках, скороговорках. |
Май, 3 неделя | «Насекомые» | «В траве сидел кузнечик» | - Закрепить знания детей о насекомых и способах их передвижения. - Учить детей петь выразительно, брать дыхание в начале песни и между фразами. - Эмоционально-волевой тренинг. - Закрепить правильную артикуляцию звука [Ц] в слоговых рядах, чистоговорках. |
Май, 4 неделя | «Школа» | «Здравствуй, школа!» | - Закреплять умение детей согласовывать числительные и существительные. - Креативный тренинг - Воспитывать у детей стремление хорошо учиться в школе, вести активный образ жизни. - Закрепить правильную артикуляцию звука [Р] в слоговых рядах, чистоговорках. |
Все дети, посещающие занятия по логопедической ритмике, показывают положительную динамику развития просодической стороны речи, повышается уровень развития их речи в целом, и они успешно адаптируются в группе детского сада. Формируются предпосылки для успешного обучения чтению и грамоте в начальных классах.
Список литературы:
- Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М. «Логопедическая ритмика. Методика работы с дошкольниками, страдающими ОНР». С-Пб.: КАРО, 2005г.
- Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика: Пособие для учителя. – М.: Гуманит.изд.центр «ВЛАДОС», 1996г.
- Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. М.: Владос, 2003г.
- Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. С-п.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001г.
- Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М., 1982г.
- Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2009г.
- Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. «Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии». С.-Петербург «Образование» 1994 г.
- Лопухина И. Логопедия (речь, ритм, движения). Спб.: «Дельта», 1997г.
- Макарова Н.Ш. Коррекция речевых и неречевых нарушений у детей дошкольного возраста на основе логопедической ритмики. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009г.
- Новиковская О.А. «Логоритмика». С-Пб.: КОРОНА принт, 2005г.
- Овчинникова Т.С. «Подвижные игры, физминутки и общеразвивающие упражнения с речью и музыкой дошкольного возраста с недоразвитием
речи ». С-Пб., 2006г.
- Программа Филичевой Т.Б. «Программа воспитания и обучения детей речи»». Москва, 1984г.
- СанПиНы.
- Таран В.Т. Логоритмические занятия в системе работы логопеда ДОУ. СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011г.
- Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Приказ Минобрнауки РФ от 23.11.2009 № 655.
16. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада». М.: Альфа, 1993г. (2 год обучения)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН-КОНСПЕКТ занятия по развитию связной речи в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ОНР.Пересказ рассказа «Воробей» по И.С.Тургеневу.
Составление плана пересказа путём выделения из авторского текста двусоставных предложений. Пересказ по собственному плану. Обогащение лексики синонимами к слову героический. Развитие диалогической ...
Конспект комплексного фронтального занятия по развитию речи в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ОНР. Тема: «Зимние виды спорта.»
Тема: «Зимние виды спорта.» Цели занятия:коррекционно-образовательные:- расширять и уточнять словарь по лексической теме «Зимние виды спорта»;- учить детей давать сравнительную характеристику зву...
Методические рекомендации по организации планирования образовательной работы подготовительной к школе логопедической группы для детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Планирование образовательной работы с детьми на 1 сентября 2014 г.(понедельник)...
Перспективный план работы с родителями. Подготовительная к школе логопедическая группа.
Перспективный план работы с родителями на 2016 - 2017 учебный год....
Перспективное планирование физкультурных занятий в подготовительной к школе группе.
Перспективное планирование физкультурных занятий в подготовительной к школе группе.По Пензулаевой Л.И...
Занятие по коррекционно-логопедической работе в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ТНР на тему: «Школа. Школьные принадлежности.» ( квест)
Занятие в пдготовительной логопедической группе для детей с ТНР на тему: "Школа. Школьные принадлежности" (квест)....
Перспективное планирование коррекционной работы в подготовительной к школе логопедической группе.
Программа соответствует рабочему плану и рассчитана период с сентября по май месяц. Учебная нагрузка в соответствии с требованиями СанПин и ФГОС составляет 36 недель в учебный год. Занятия проводятся ...
Комментарии
Занятия по логоритмике
В поисках новых моделей, новых форм и технологий специализированной помо-щи детям, имеющим проблемы в психофизическом развитии, обучении, общении и пове-дении была составлена Программа «Логоритмические занятия» для подготовительной к школе логопедической группы для детей с ОНР.
Новизна данной программы: включение логоритмических занятий в комплекс ме-роприятий по преодолению ОНР различного генеза у дошкольников подготовительной группы, адаптация приемов логоритмики для формирования некоторых параметров го-товности к школе.
Цель программы — создать условия для преодоления ОНР у воспитанников лого-педической группы детского сада и обеспечить для них равные стартовые коммуника-тивно-речевые возможности при поступлении в школу.
Задачи программы:
1. Повышение мотивации воспитанников с ОНР к логопедическим за-нятиям.
2. Коррекция неречевых функций, обеспечивающих необходимый уро-вень готовности к школе.
3. Коррекция речевых функций, обеспечивающих необходимый уро-вень готовности к школе.
4. Формирование предпосылок для успешного обучения чтению и гра-моте в начальных классах.
5. Преодоление затруднений при формировании интегративных ка-честв личности, возникающих как вторичные нарушения при ОНР.
Реализация поставленной цели достигается автором с помощью применения разнооб-разных методов и приемов логоритмики: музицирования, речедвигательных игр и упраж-нений (дыхательно-артикуляционного тренинга, «игрового массажа» и пальчиковой гим-настики, ролевых стихов), танцевально-ритмических игр и упражнений (игрогимнастики, игроритмики), элементов эмоционально-волевого и креативного тренинга.
Планирование занятий по логоритмике осуществляется по тематическому прин-ципу, рассчитано на 30 занятий в течение года. Логоритмическое занятие проводится 1 раз в неделю в первой половине дня, и предполагают совместную деятельность учителя-логопеда, музыкального руководителя и воспитателя. Его продолжительность – 30 ми-нут.
Содержание занятия связано с изучаемой лексической темой, задачами логопеди-ческой коррекции в подготовительной к школе группе, а также с программными требо-ваниями по музыкальному и физическому воспитанию.
Главный принцип достижения эффективности в работе учителя-логопеда по про-грамме «Логоритмические занятия» – индивидуальный подход к каждому ребенку, учет его возрастных, психофизических и речевых возможностей. За основу разработанной на-ми программы взята методика работы с дошкольниками, страдающими ОНР Р.Л.Бабушкиной, О.М.Кисляковой.
Все дети, посещающие занятия по логопедической ритмике, показывают положи-тельную динамику развития просодической стороны речи, повышается уровень развития их речи в целом, и они успешно адаптируются в группе детского сада. Формируются предпосылки для успешного обучения чтению и грамоте в начальных классах.
Список литературы:
1. Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М. «Логопедическая ритмика. Методика работы с дошкольниками, страдающими ОНР». С-Пб.: КАРО, 2005г.
2. Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика: Пособие для учителя. – М.: Гуманит.изд.центр «ВЛАДОС», 1996г.
3. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. М.: Владос, 2003г.
4. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в ус-ловиях дошкольного образовательного учреждения. С-п.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001г.
5. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М., 1982г.
6. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2009г.
7. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. «Логопедическая работа в группах дошкольни-ков со стертой формой дизартрии». С.-Петербург «Образование» 1994 г.
8. Лопухина И. Логопедия (речь, ритм, движения). Спб.: «Дельта», 1997г.
9. Макарова Н.Ш. Коррекция речевых и неречевых нарушений у детей дошкольного возраста на основе логопедической ритмики. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009г.
10. Новиковская О.А. «Логоритмика». С-Пб.: КОРОНА принт, 2005г.
11. Овчинникова Т.С. «Подвижные игры, физминутки и общеразвивающие упражне-ния с речью и музыкой дошкольного возраста с недоразвитием
речи ». С-Пб., 2006г.
12. Программа Филичевой Т.Б. «Программа воспитания и обучения детей речи»». Москва, 1984г.
13. СанПиНы.
14. Таран В.Т. Логоритмические занятия в системе работы логопеда ДОУ. СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011г.
15. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Приказ Минобрнауки РФ от 23.11.2009 № 655.
16. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специ-ального детского сада». М.: Альфа, 1993г. (2 год обучения)