Прграмма дополнительного образования для детей 5-6 лет "Ритмоцветик"
учебно-методический материал по музыке (старшая группа)

Бойченко Марина Васильевна

Программа по дополнительному образованию для детей старшей группы детского сада

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ritmotsvetik_st.docx59.09 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное   автономное дошкольное  образовательное учреждение комбинированного вида детский сад «Теремок»

Программа по дополнительному развитию детей в старшей                         группе.

«Ритмоцветик»

                              Выполнила:

 музыкальный руководитель Бойченко М.В.

                                  п. Селенгинск.

                                       2016 г.

Пояснительная записка.

В наше социально- ориентированное время, когда жизнь человека стала оцениваться мерой успеха, признания и достижением конкретных целей, всестороннее развитие ребенка средствами музыки и ритмических движений играет немаловажную роль в развитии творческой и гармонично- развитой личности ребенка.

В жизни каждой семьи наступает момент, когда родители задумываются над тем, в какой творческий коллектив отправить ребенка заниматься и как его развивать. Очень многие выбирают для своего ребенка занятия танцем. Для малышей , как правило, все начинается с ритмики и ритмических движений. На таких занятиях ребенок не только научится красиво танцевать, двигаться, держать осанку, но и будет развиваться духовно. Ведь танец – это творчество, танец- это именно тот вид искусства, который помогает ребенку раскрыться, показать окружающим, как он видит этот мир. Что говорить о том, как важно для девочек и мальчиков понятие «первый танец», ведь они хотят чувствовать себя настоящими принцами и принцессами на балах, как в сказках. Детские танцы – это изучение основных средств выразительности( движения, позы, пластика и мимика ,ритм), которые связаны с эмоциональными впечатлениями маленького человека от окружающего мира. Детский танец начинается с ритмики, где изучение танца начинается с простых движений, зачастую занятия больше похожи на игру, но в этой игре ребенок научится тем вещам, которые очень пригодятся ему в жизни.

Цель:

Всестороннее развитие ребенка, развитие музыкальности и ритма на занятиях, формирование творческих способностей и развитие индивидуальных качеств ребенка, средствами музыки и ритмических движений.

 Задачи:

  1. Развитие музыкальности

 - развитие способности воспринимать музыку, чувствовать ее настроение, характер, понимать содержание.

 - развитие музыкального слуха, чувства ритма.

 - развитие музыкального кругозора и познавательного интереса к искусству.

 - развитие музыкальной памяти.

      2. Развитие двигательных качеств и умений координировать движения.

      3.  Развитие гибкости, пластичности, ловкости.

           - воспитание выносливости, силы.

           - формирование правильной осанки.

           - развитие умения ориентироваться в пространстве.

            - обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.

      4. Развитие фантазии и импровизации.

      5. Развитие и тренировка психических процессов, умения выражать свои   эмоции в мимике и пантомимике.

     6. Развитие умения работать в коллективе.

Структура:

  1. Подготовительная часть, разминка. ( 5 минут)

- ходьба маршевая, построения, бег, перестроение.

- ОРУ.

- танцевальные движения.

 

    2.   Развитие чувства ритма.(  5 мин.)

        -ритм в стихах.

        - упражнения с палочками.

        - упражнения с ладошками.

  1. Основная часть.(13-15 мин)

   - изучение музыкально- ритмических композиций, танцев, игр.

4. Заключительная часть.(5 мин.)

     - успокаивающие дыхательные  упражнения.

     - упражнения на расслабление, хороводы.

Предполагаемый результат:

  1. Дети становятся уверенными и самостоятельными в движениях, внимательно слушают музыку, начинают и заканчивают пляску в соответствии с продолжительностью звучания музыки.
  2. Различают музыкальные жанры. Легко показывают в движении марш, пляску и т.д.
  3. Легко прохлопывают ритмические рисунок. Выполняют ритмические упражнения с палочками, ладошками.
  4. Уверенно ходят, легко бегают, выполняют ритмические движения.
  5. Владеют определенным репертуаром, готовым для показа на выступлениях.

Методика обучения:

В  совершенстве  овладеть  огромным  разнообразием  движений, комбинаций  и  целых  комплексов  упражнений, входящих  в  программу, возможно  лишь  при  условии  правильной  методики  обучения.

Целостный  процесс  обучения  можно  условно  разделить  на  три  этапа:

- Начальный  этап – обучение  упражнению (отдельному  движению);

- Этап  углубленного  разучивания  упражнений;

- Этап  закрепления  и  совершенствования  упражнения.

Начальный    этап

Этап  углубленного  разучивания

Этап  закрепления  и  совершенствования

- название  упражнения;

- показ;

- объяснение  техники;

- опробования  упр-ний.

- уточнение  двигательных  действий;

- понимание  закономерностей  движения;

- усовершенствование  ритма;

-свободное  и  слитное  выполнение  упражнения.

- закрепление  двигательного  навыка;

- выполнение  упр-ний  более  высокого уровня;

- использование  упр. в  комбинации  с  другими упражнениями;

- формирование  индивидуального  стиля.

Первостепенную  роль на занятиях по ритмике играет музыкальное сопровождение. Музыкальные произведения, используемые для сопровождения занятия очень разнообразны: по жанру, стилю, форме, размеру, темпу и т.д. Но при всем этом, музыкальные  произведения доступны пониманию детей, музыкальны, выразительны, пробуждают  у  детей  фантазию  и  воображение. Все это позволяет сформировать у детей наиболее полное представление о разнообразии музыкальных произведений, обогатить их эмоциональными и эстетическими переживаниями, помогает в воспитании музыкального вкуса.

Чтобы учебный процесс у  детей     был эффективным, на  занятиях  по  ритмике, максимально используется ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника – игра. Используя игровые  упражнения, имитационные  движения, сюжетно-творческие зарисовки усиливают эмоциональное восприятие музыки детьми и  помогают полнее и всестороннее  решить   поставленные   задачи.

Отдельные  игровые  упражнения могут быть использованы на занятиях в качестве динамических пауз – физкультминуток – в том случае, если достаточно большая часть занятия проводится сидя на стульях; или же наоборот – для отдыха – если всё занятие проводится в достаточно большом темпе  и   подразумевает   много   движений.

Комплексы   игровых   упражнений  включаются в различные части занятия: в разминку или в занятие целиком. Комплексы объединяются сюжетом, темой или предметом – атрибутом, с которым выполняются движения.

В  работе над выразительностью движений, над пластикой, над эмоциональной  насыщенностью   образа,    включаются  на  занятиях  имитационные  движения, которые  очень  ценны  для  дошкольного  возраста.

Занятия музыкально – ритмической  пластикой   способствуют развитию у детей музыкального восприятия, эмоциональности и образности, совершенствованию мелодического и гармонического слуха, музыкальной памяти, чувства ритма, культуры движений, умению творчески воплощать музыкально-двигательный образ. Формируется  эстетический  вкус, помогая  тем  самым  приводить  в  гармонию  внутренний  мир  ребёнка. Движения под музыку рассматриваются  как важнейшее средство развития телесного опыта ребенка и, следовательно, развития его личности в целом.

Данная  программа  основывается  на  следующих парциальных  программах:

п/п

Наименование  программы

Авторы

Выходные  данные

Гриф

1

СА – Фи – Дансе  

Фирилёва  Ж.Е.,

Сайкина Е.Г.,

Санкт – Петербург  2001

Рекомендована  отделом  дошкольного  образования  Экспертного  совета  Комитета  по  образованию  администрации  Санкт – Петербурга  

2

Ритмическая  мозаика

Буренина А.И.

Санкт – Петербург  2000

Рекомендована   Министерством  образования  и  науки  РФ

в  качестве  программы  воспитания, обучения  и  развития  детей  дошкольного  возраста

3

Этот  удивительный  ритм

Каплунова  И.М

Новоскольцева И.А.

Санкт – Петербург

2005  

Рекомендована   Министерством  образования  и  науки  РФ

Содержание работы:

В возрасте 5-6 лет дети чрезвычайно непосредственны и эмоциональны. Движения под музыку доставляют им большую радость. Появляется возможность выполнять более сложные по координации движения, возрастает способность к восприятию тонких оттенков музыкального образа, средств музыкальной выразительности. Приоритетные задачи: развитие гибкости, пластичности. мягкости движений, а также воспитание самостоятельности в исполнении, побуждению детей к творчеству.

  1. Развитие музыкальности:

- воспитание интереса и любви к музыке, потребности слушать знакомые и новые произведения, двигаться под музыку.

- развитие умения выражать в движениях характер музыки и ее настроение.

- развитие способности различать жанры произведений – плясовая, полька, марш, танец.

                2.    Развитие двигательных качеств и умений:

- ходьба бодрая, спокойная, на носках , полупальцах, пятках.

- пружинящий шаг, топающий, танцевальный, шаг с «каблучка» , с высоким подниманием колена.

- легкий, ритмичный, пружинящий, высокий бег, передающий различный образ.

- прыжковые движения на одной, двух ногах, на месте, с продвижением вперед, различные виды галопа.

- имитационные  движения , различные образно- игровые движения, раскрывающие понятный детям образ.

- плясовые, танцевальные движения- поскоки, шаг польки, выставление ноги на пятку, на носок, пружинка, приставной шаг, элементы народных танцев и эстрадного современного танца.

  1. Развитие чувства ритма:

- игры с картинками

- игры в стихах

- ритмические карточки

- упражнения с ладошками

- игры с палочками

- стихи и палочки

  1. Развитие умений ориентироваться в пространстве:

- самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары друг с другом, в шеренги, в колонны, самостоятельно выполнять перестроения.

  1. Развитие психических процессов:

- тренировка подвижности, умения изменять движения в соответствии с различным темпом, ритмом.

- развитие восприятия, воли, мышления, на основе усложнения заданий.

- развитие умений выражать эмоции – грусть, веселье, страх, радость.

  1. Развитие творческих способностей:

- развитие умений сочетать несложные знакомые движения под незнакомую музыку.

- развитие воображения, фантазии.

  1. Развитие коммуникативных качеств:

- воспитание умения сочувствовать, сопереживать.

- воспитание чувства такта, умения вести себя в группе во время занятий.

- воспитание культурных привычек- уступить место девочке, пригласить девочку на танец, затем проводить ее на место, извиниться, если произошло столкновение.

Основные  педагогические  принципы.

1. Принцип постепенного и последовательного повышения нагрузок. Постепенное повышение требований, предъявляемых организму в процессе тренировок. Однако, для улучшения возможностей необходим « отдых». Сочетание адекватной нагрузки и полноценного восстановления дает наилучшие результаты

2. Систематичность. Все занятия происходят регулярно. Повышение возможностей организма происходит только при повторных нагрузках, которые углубляют эти изменения и способствуют более важным перестройкам в организме.

3. Вариативность. Варьируются: интенсивность и продолжительность нагрузки, разносторонность нагрузки, физическое и психическое напряжение. Варьирование необходимо для предотвращения травм. Оно улучшает не только психическое, но и психологическое состояние человека.

4. Наглядность. Это показ руководителем определенных упражнений и использование различных шапочек и спортивного инвентаря.

5. Доступность. Упражнения разучиваются от простого к сложному, от известного к неизвестному, учитывая степень подготовленности ребенка.

6. Закрепление навыков. Это выполнение упражнений на повторных занятиях и в домашних условиях.

7. Индивидуализация. Индивидуальный учет способностей каждого ребенка.

8.Взаимодействие. Применение   новейших современных зарубежных педагогических идей: «фьюжена» (сплава нескольких видов пластических направлений), «тьютерства» (практического «сотворчества» педагога и учеников – «нога в ногу», «рука в руку», не «над учениками», а «вместе, рядом с ними»).

Занятие проводится 1 раз в неделю и длится 25-30 минут.


Сентябрь

Маршевые перестроения

Танцевальные движения

Развитие чувства ритма

Танцевальные композиции

1 неделя

Марш по кругу с остановками, бег на носках, построение в шеренгу, игра «Найдиместо».(С.Ф.Д. с55),ОРУ(С.Ф.Д.с151)

Хороводный шаг

«Тигренок» (Э.У.Р. с 12)

«Танец сидя» (С.Ф.Д.с. 39)

2 неделя

Марш по кругу с изменением направления.  Построение шеренги  по ориентирам( С.Ф.Д. с.92).О.Р.У.

Танцевальный шаг

«Тигренок»

«Танец сидя»,»Разноцветная игра»,»Утята»

3 неделя

Марш по кругу, спиной вперед, шеренга по ориентирам. О.Р.У.

Топающий щаг

«Барабан»

«Утята», «Чебурашка»

4 неделя

1+2+3 О.Р.У.

1+2+3+русский поклон

«Барабан»

«Танец сидя»,»Разноцветная игра»,«Утята», «Чебурашка»

Октябрь

1 неделя

Марш врассыпную с четкой остановкой.О.Р.У.

Приставной шаг

«Дождик»

«Плюшевый медвежонок»

2 неделя

Марш на месте, Хлопки («Полли» №16, ст.гр.д.1, стр.22)О.Р.У

Приставной шаг с полуприседанием

«Дождик»

«Плюшевый медвежонок», «Автостоп» (С.Ф.Д. с 105)

3 неделя

Марш по кругу, легкий бег врассыпную с лентами (ст.гр. д.№2), марш на месте + хлопки («Полли»№16, ст.гр.д.1, стр 28,в.2) О.Р.У.

Тройной шаг

«Барабанщик»

«Автостоп», игра «Найди предмет» (С.Ф.Д.,с.111), «Если нравится тебе»

4 неделя

Марш колоннами с остановкой и со сменой ведущего.(№14,с.46,д.1, ст.гр),Хлопки(«поли» №6,ст.гр.,д.1.,в.3,4,с.36) О.Р.У

1+2+3+шаг с притопом

«Барабанщик»

«Если нравится тебе»,

«Автостоп», «Плюшевый медвежонок»

Ноябрь

1 неделя

Марш  с перестроениями в пары (ст.гр.,д.1 №28, стр.46). О.Р.У.

Тройной притоп, тройной притоп с поворотами»

«Колобок»

«Куклы неваляшки», «Макарена» (С.Ф.Д. с 183)

2 неделя

Марш с перестроениями по кругу №28, марш по кругу и упражнения с лентами №2 (ст.гр.С.Ф.Д. с 187) О.Р.У.

Ковырялочка с притопами

«Колобок»

«Куклы неваляшки», «Макарена» (С.Ф.Д. с 183)

3 неделя

Марш колоннами с остановкой и со сменой ведущего (№14, с.50,ст.гр.).О.Р.У.

Полуприседание с наклоном корпуса, полуприседание с поворотом корпуса.

«Наша Таня»

«Танец с лентами» (С.Ф.Д. с.189)

4 неделя

Марш по кругу, легкий бег врассыпную №1 «Попрыгунчики» (ст.гр). О.Р.У.

1+2+3+ выставление ноги на пятку с полуприседанием

«Наша Таня»

«Танец с лентами», «Куклы неваляшки», «Макарена», «Чебурашка»

Декабрь

1 неделя

Марш врассыпную с четкой остановкой( №56 ст.гр. «Побегаем  попрыгаем» №43,в.1,2 стр.58). О.Р.У.

Поклон с приставным шагом

«Веселые путешественники» Бурениена.»Кик»(С.Ф.Д. с .196)

2 неделя

Марш по кругу ( №53 «Побегаем попрыгаем №43, с.62,в.3,ст.гр). О.Р.У.

Поклон с полуприседанием

«Чебурашка», «Кик»

3 неделя

Марш (отдельно мальчики, отдельно девочки). О.Р.У.

Подскоки

«Куклы- неваляшки», «Мы пойдем сначала вправо» (С.Ф.Д. с.75)

4 неделя

Марш с перестроениями в пары. О.Р.У.

1+2+3+подскоки

«Веселые путешественники», «Кик», «Мы пойдем сначала справо»

Январь

3 неделя

Марш и подскоки (№53,с.76,ст.гр. «Побегаем- попрыгаем» № 43, с.62). О.Р.У.

Перескоки с вытянутой ногой.

Стихи и палочки «Рак» (Э.У.Р., А и Б)

«Кузнечик» Буренина.

4 неделя

Марш врассыпную с игрой на бубнах и замиранием в красивой позе.(  №53 ,ст.гр, стр.85). О.Р.У.

Перескоки с вытянутой ногой

«Рак» (В,Г)

«Кузнечик» Буренина»

Февраль

1 неделя

Марш подгруппами с флажками (№61 ст.гр, стр 101). Побегаем с лентами ( №67 ст.гр, стр. 103)О.Р.У.

Боковой галоп

Стихи и палочки «Бегемот»

« Кузнечик», «Макарена»

2 неделя

Марш с перестроениями в пары (№61, ст.гр)

«Кто лучше скачет» (№64, с.113 ) О.Р.У.

Боковой галоп

«Бегемот»

«Кузнечик», «Если нравится тебе».

3 неделя

Марш по диагонали, змейкой (№100, с.136, ст.гр).Бег врассыпную (№96,ст.гр). О.Р.У.

Боковой галоп с поворотом

«Цапля» (А)

«Плюшевый медвежонок», «Мы пойдем сначала вправо», «Кузнечик»

4 неделя

Марш змейкой, по диагонали (№100, с. 136, ст.гр). Бег врассыпную  . О.Р.У.

Боковой галоп с поворотом

«Цапля» (Б)

«Макарена», «Кузнечик»

Март

1 неделя

Марш с перестроениями (№100, стр.146, ст.гр). Легкий бег по кругу и прыжок в обруч (№96  ст.гр). О.Р.У.

Танцевальный бег

Игра с ладошками с партнером ( Э.У.Р.  Б стр.31)

«Чунга- Чанга» Буренина

2 неделя

Марш с перестроениями в полукруг. Побегаем с лентами. О.Р.У.

Выставление ноги на пятку, носок.

Игра с ладошками с партнером( Б)

« Чунга- Чанга»

3 неделя

Марш змейкой. По диагонали. «Побегаем -попрыгаем»( №43. В.1,2,3. Стр.58,62,ст.гр). О.Р.У.

2 шага вперед- пружинка, 2 шага назад- пружинка

Стихи с движением (А,Б, стр.32 Э.У.Р)

«Чунга –Чанга», «Плюшевый медвежонок», «Автостоп»

4 неделя

Марш с перестроениями в пары. О.Р.У.

1+2+3+ выставление ноги на носок и руки в стороны.

Стихи с  движением (В)

 «Чунга-Чанга»,«Веселые путешественники», «Чебурашка».

Апрель

1 неделя

Марш по диагонали, марш змейкой. О.Р.У.

2 удара каблучком 3 притопа

Стихи и палочки « на машине» (Э.У.Р., стр.32)

Танцевальные композиции по желанию детей

2 неделя

Марш с перестроениями в пары. О.Р.У.

Пружинка и полочка

«На машине»

3 неделя

Марш врассыпную и бег  по кругу. О.Р.У.

Пружинка и полочка с поворотом и наклоном

« Если был бы я большим» (Э.У.Р. стр.33)

4 неделя

Марш с перестроениями. О.Р.У.

1+2+3

«Если был бы я большим»

Май- повторение , закрепление, диагностика.

ДИАГНОСТИКА   УРОВНЯ  МУЗЫКАЛЬНОГО  И  ПСИХОМОТОРНОГО   РАЗВИТИЯ  ДЕТЕЙ.

               

Цель диагностики: выявление   уровня   музыкального   и психомоторного развития детей (начального уровня и динамики развития), эффективности педагогического воздействия

 Метод диагностики: наблюдение за детьми в процессе выполнения специально   подобранных заданий.

Педагогический анализ (диагностика) проводится  2 раза в год (вводный – в сентябре, итоговый – в мае).

Музыкальность — способность воспринимать и передавать в движении образ и основные средства выразительности, изменять движения в соответствии с фразами, темпом и ритмом. Оценивается соответствие исполнения движений музыке (в процессе самостоятельного исполнения — без показа педагога).

Для каждого возраста  определяют разные критерии музыкальности в соответствии со средними возрастными показателями развития ребенка, ориентируясь на объем умений, раскрытый  в задачах.

Пример оценки детей 4-го года жизни:

3балла — умение передавать характер мелодии, самостоятельно начинать и заканчивать движение вместе с музыкой, менять движения на каждую часть музыки;

2 балла — в движениях выражается общий характер музыки, темп; начало и конец музыкального произведения совпадают не всегда;

1 балл — движения не отражают характер музыки и не совпадают с темпом, ритмом, а также с началом и концом произведения.

Эмоциональность — выразительность мимики и пантомимики, умение передавать в мимике, позе, жестах разнообразную гамму чувств исходя из музыки и содержания композиции (страх, радость, удивление, настороженность, восторг, тревогу и т.д.), умение выразить свои чувства не только в движении, но и в слове. Эмоциональные дети часто подпевают во время движения, что -то приговаривают, после выполнения упражнения ждут от педагога оценки. У неэмоциональных детей мимика бедная, движения невыразительные. Оценивается этот показатель по внешним проявлениям (Э-1, Э—3).

По тому, какое место ребенок занимает в зале (если предлагается встать на любое место) и насколько этот выбор постоянен, можно оценивать проявление экстраверсии или интроверсии. Если ребенок постоянно встает поближе к педагогу, чтобы его было видно, то это характеризует его как экстраверта, и наоборот, если ребенок всегда старается спрятаться за спину других, то, скорее всего, его можно определить как интроверта. При сопоставлении этих наблюдений с другими проявлениями детей педагог может делать важные выводы о внутреннем мире ребенка (благополучии или наличии тревожности в эмоциональном фоне), о его состоянии на данный момент по типичности или   нетипичности   поведения и т.д.

Можно условно оценить проявление данных характерологических особенностей детей: зрительно разделить пространство зала на 5 зон по степени удаленности от педагога и посмотреть, какое место выбирает ребенок на занятии.

Примечание: при подсчете баллов этот параметр не учитывается в среднем показателе.

 Творческие проявления — умение импровизировать под знакомую и незнакомую музыку на основе освоенных на занятиях движений, а также придумывать собственные, оригинальные "па". Оценка конкретизируется в зависимости от возраста и обученности ребенка. Творческая одаренность проявляется в особой выразительности движений, нестандартности пластических средств и увлеченности ребенка самим процессом движения под музыку. Творчески одаренные дети способны выразить свое восприятие и понимание музыки не только в пластике, но также и в рисунке, в слове. Степень выразительности, оригинальности также оценивается педагогом в процессе наблюдения.

Внимание — способность не отвлекаться от музыки и процесса движения. Если ребенок правильно выполняет ритмическую композицию от начала до конца самостоятельно —- это высокий уровень, оценка — 3 балла. Если выполняет с некоторыми подсказками, то 2балла. В случае больших затруднений в исполнении композиции из-за рассеянности внимания — оценка 1 балл.

Память — способность запоминать музыку и движения. В данном виде деятельности проявляются разнообразные виды памяти: музыкальная, двигательная, зрительная. Как правило, детям необходимо 6-8 повторений композиции вместе с педагогом для запоминания последовательности упражнений. Это можно оценить как норму. Если ребенок запоминает с 3-5 исполнений по показу, то это высокий уровень развития памяти — оценка 3 балла. Неспособность запомнить последовательность движений или потребность в большом количестве повторений (более 10 раз) оценивается в 2-1 балл.

Подвижность (лабильность) нервных процессов проявляется в скорости двигательной реакции на изменение музыки. Норма, эталон — это соответствие исполнения упражнений музыке, умение подчинять движения темпу, ритму, динамике, форме и т.д.

Запаздывание, задержка и медлительность  отмечаются как заторможенность. Ускорение движений, переход от одного движения к последующему без четкой законченности предыдущего (перескакивание, торопливость) отмечаются как повышенная возбудимость.

Оценки выставляются следующим образом: N — норма (3 баллов); В (возбудимость), 3 (заторможенность) — от 1 до 3 баллов (В-1, В-2, 3-1, 3-2 и т.д. — в зависимости от степени выраженности данного качества).

Координация, ловкость движений — точность, ловкость движений, координация рук и ног при выполнении упражнений (в ходьбе, общеразвивающих и танцевальных движениях); правильное сочетание движений рук и ног при ходьбе (а также и в других общеразвивающих видах движений).

Гибкость, пластичность — мягкость, плавность и музыкальность движений рук, подвижность суставов, гибкость позвоночника, позволяющие исполнять несложные акробатические упражнения ("рыбка", "полушпагат" и др. — от 1 до 3 баллов).

В результате наблюдений и диагностики педагог может подсчитать средний суммарный балл для общего сравнения динамики в развитии ребенка на протяжении определенного периода времени, выстроить диаграмму или график показателей развития.

Ритмические композиции подобраны из программы по ритмопластике А.И. Бурениной «Ритмическая мозаика».

«Танец сидя» ( любая полька), «Чебурашка» ( Муз. В. Шаинского)

«Плюшевый медвежонок» ( муз. В. Кривцова), «Разноцветная игра» (муз. Б. Савельева)

«Куклы – неваляшки» (муз.З Левиной).

«Кузнечик» (муз. В.Шаинского).

«Белочка» (муз. В. Шаинского), «Лошадки»  (муз.- ритм. композ.)

«Белые кораблики» ( муз.ВШаинского), «Чунга – Чанга» ( муз. В. Шаинского).

«Упражнение с цветами» ( музыкальна  пьеса «Добрая фея» В. Гладкова), «Волшебный цветок» (муз. В.Чичкова)

ТАБЛИЦА   ДИАГНОСТИКИ   УРОВНЯ  МУЗЫКАЛЬНОГО  И  ПСИХОМОТОРНОГО   РАЗВИТИЯ  ДЕТЕЙ.

Кружок «Ритмоцветик»

Ф. И. ребенка

Музыкальность

Эмоциональная  сфера

Проявление характерологических особенностей ребенка

Творческие проявления

Внимание

Память

Подвижность   нервных процессов

Пластичность гибкость

Координация движений

итог

1.Настя П.

1

2

3

3

2

2

2

2

1

3

1

3

2

3

1

2

2

3

15-н

23-в

2.Вероника О.

2

3

3

3

2

2

1

2

1

2

2

3

2

2

1

2

2

3

16-с

22-в

3.Геля. П

2

3

3

3

2

3

2

3

1

3

3

3

2

3

2

3

3

3

20-с

27-в

4.Ульяна  В.

3

3

2

3

1

2

1

2

3

3

3

3

1

2

2

2

3

3

19-с

23-в

5. Света Т.

1

2

1

2

1

2

1

1

1

2

1

2

1

2

1

1

1

2

9-н

16-с

6.Таня Л.

2

3

1

2

1

2

1

2

1

2

2

3

1

2

1

2

2

3

12-н

21-с

7.Кристина Ч

2

3

1

2

1

2

1

2

2

3

2

3

1

2

2

2

1

2

13-н

20-с

8.Катя Р.

2

3

2

3

1

2

1

3

3

3

3

3

2

3

1

2

3

3

21-в

25-в

9. Олеся Р.

2

3

1

2

1

2

1

2

2

3

2

3

2

2

1

2

3

3

15-н

22-в

Начало года :

Высокий уровень  (21-27 б) -  1 чел.- 11%

Средний уровень  (16 -20 б) – 3 чел.-33 %

Низкий уровень  (9-15 б) -5 чел.- 56%

Конец года:

 Высокий- 6 чел.- 67%

Средний – 3 чел. – 33%

Низкий- 0 чел.

 СВОДНАЯ ДИАГРАММА ДИАГНОСТИКИ   УРОВНЯ  МУЗЫКАЛЬНОГО  И  ПСИХОМОТОРНОГО   РАЗВИТИЯ  ДЕТЕЙ.

Кружок « Ритмоцветики»

Как видно из гистограмм в развитии детей произошли значительные изменения.Так, на начальном этапе детей с высоким уровнем развития- 1 человек, а на контрольном этапе свой результат улучшило 6 человек (67%), 5 человек улучшили свой результат и показали средний уровень развития (33%)

Анализируя индивидуальные изменения, можно сделать вывод об эффективности проделанной работы по разработанной и опробованной системе музыкально - ритмических упражнений, для музыкального   и психомоторного развития детей.


Список   литературы

  1. Бекина С.И. и др. Музыка и движение: Упражнения, игры и пляски для детей 5-6 лет. – М., 1983.
  2. Буренина А.И. Ритмическая мозаика. Санкт-Петербург, 2000.
  3. Васильева Т.К. Секрет танца. – СПб, 1997.
  4. Каплунова  И.М.  и  Новоскольцева  И.А «Праздник  каждый  день»

«Композитор» - Санкт- Петербург, 2007.

  1. Каплунова  И.М.  и  Новоскольцева  И.А «Этот  удивительный  ритм»

«Композитор» - Санкт- Петербург, 2005.

  1. Кряж В.Н. и др. Гимнастика. Ритм. Пластика. – Минск, 1987.
  2. Лисицкая Т. Пластика, ритм. – М.: Физкультура и спорт, 1985.
  3. Лифиц И.В. Ритмика: Учебное пособие. – М.: Академия, 1999.
  4. Нестерюк Т.В. Гимнастика маленьких волшебников. – «ДТД», 1993.
  5. Ротэрс Т.Т. Музыкально – ритмическое воспитание  и художественная гимнастика. – М.: Просвещение, 1989.
  6. Руднева С., Фиш Э. Ритмика. Музыкальное движение. – М.: 1972.
  7. Тюрин Аверкий. Самомассаж. – СПб.: Москва, Минск, Харьков, 1997.
  8. Шукшина З. Ритмика. – М., 1976.
  9. Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. «Са-фи-дансе». Танцевально-игровая гимнастика для детей. – СПб; «Детство –ПРЕСС», 2000.
  10. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь.  – СПб., 1996.
  11. Шевченко Ю.С. Музыкотерапия детей и подростков // Психокоррекция: теория и практика. – М., 1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Занимательная математика» Программа по дополнительному образованию для детей 6-7 лет.

«Занимательная математика» Программа по дополнительному образованию для детей 6-7 лет.( по Колесниковой)...

ПРОГРАММА Дополнительного образования для детей раннего возраста с недостатками в психофизическом развитии «Раз – ладошка, два - ладошка!»

Логоритмические занятия дают положительный результат в развитии двигательной и эмоциональной сферы ребенка, тем самым своевременно формируют его речевое развитие, укрепляют здоровье малышей....

Прграмма дополнительного образования "Пластилиновое чудо"

В программе подробно описана цель дааной работы. Актуальность использования имеено данной программы по лепке. Собраны разнообразные развивающие занятия....

Программа дополнительного образования для детей старшей группы «В гостях у сказки» (художественно-творческое развитие детей 5-6 лет)

Программа дополнительного образования для детей старшей группы «В гостях у сказки» (художественно-творческое  развитие детей 5-6 лет)Анализ работы с программой доп.образования "В...

Рабочая программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста «ЛОГОРИТМИКА» для детей 4-6 лет по музыкально- ритмическому развитию

Речь – чудесный дар природы – не даётся человеку от  рождения. Взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребёнка развивалась правильно и своевременно.Полноценное развитие ли...

ПРОГРАММА КРУЖКА дополнительного образования для детей старшей группы «Творческое развитие детей»

ПРОГРАММА КРУЖКА дополнительного образованиядля детей старшей группы«Творческое развитие детей»           Программу составила:Павленк...