Главные вкладки

    Электронные музыкально-дидактические игры для младшего дошкольного возраста
    методическая разработка (музыкально-ритмическое занятие, младшая группа) на тему

    Казурова Ирина Владимировна

    Информационные технологии (от англ. information technology) — широкий класс дисциплин и областей деятельности, относящихся к технологиям управления и обработки данных, а также создания данных, в том числе, с применением вычислительной техники.

          В последнее время под информационными технологиями чаще всего понимают компьютерные технологии.

    В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии ( а в частности музыкально-дидактические игры в электронном варианте) позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в раннем детстве - умение самостоятельно приобретать новые знания.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon elektronnye_igry.doc49 КБ

    Предварительный просмотр:

    ДЕПАРТАМЕНТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДА

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

    детский сад комбинированного вида № 337

    Ворошиловского района Волгограда

                          Методическая разработка

    «Электронные музыкально-дидактические    

     игры для младшего дошкольного возраста»

                                                                                    Разработал:

    Музыкальный руководитель

    Казурова И. В.

    Волгоград,2012

    Аннотация.

    Информационные технологии (от англ. information technology) — широкий класс дисциплин и областей деятельности, относящихся к технологиям управления и обработки данных, а также создания данных, в том числе, с применением вычислительной техники.

          В последнее время под информационными технологиями чаще всего понимают компьютерные технологии.

    В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии ( а в частности музыкально-дидактические игры в электронном варианте) позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в раннем детстве - умение самостоятельно приобретать новые знания.

    Пояснительная записка.

    1.Области применения ИКТ для развития дошкольников

    Во-первых, это дополнительная информация, которой по каким-либо причинам нет в печатном издании.

    Во-вторых, это разнообразный иллюстративный материал, как статический, так и динамический (анимации, видеоматериалы).

    В-третьих, в информационном обществе сетевые электронные ресурсы - это наиболее демократичный способ распространения новых методических идей и новых дидактических пособий, доступный методистам и педагогам независимо от места их проживания и уровня дохода.

    Возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала. Яркий светящийся экран привлекает внимание, даёт возможность переключить у детей аудиовосприятие на визуальное, анимационные герои вызывают интерес, в результате снимается напряжение.

    Использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное внимание. Информационные технологии обеспечивают личностно-ориентированный подход. Возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала. Кроме того, у дошкольников один и тот же программный материал должен повторяться многократно, и большое значение имеет многообразие форм подачи.

    Вне занятий компьютерные музыкально-дидактические игры помогают закрепить знания детей; их можно использовать для индивидуальных занятий с детьми, опережающими сверстников в интеллектуальном развитии или отстающих от них.

    2.Игра — основное условие использования компьютера в ДОУ

    • предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
    • несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
    • движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
    • проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;
    • предоставляет возможность индивидуализации обучения;
    • в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;

    Компьютер привлекателен для детей, как любая новая игрушка, а именно так в большинстве случаев они смотрят на него.

    Общение детей дошкольного возраста с компьютером начинается  с музыкально-дидактических компьютерных игр, тщательно подобранных с учетом возраста и учебной направленности.

    Так, я хочу предложить музыкально-дидактические игры, которые я сама выполнила в виде комьютерной иллюстрации. Это игры для младшего дошкольного возраста и включают три музыкально-дидактические игры:

    Музыкально-дидактическая игра «Зайцы»

    Музыкально-дидактическая игра «Лягушонок»;

    Музыкально-дидактическая игра «Птица и птенчики».

    3. Педагогические технологии.

      Эти игры могут использоваться как в музыкальной деятельности, так и воспитателями в группах.

       Музыкально-дидактическая игра «Птица и птенчики» направлена на закрепление навыков осмысленного различения высоких и низких звуков и их воспроизведения голосом. А также для расширения кругозора детей в части элементарных представлений о музыке как виде искусства. (Познание)

    Ход игры:

    На экране появляются мама-птичка и птенчики – голос за кадром предлагает послушать, кто как поет. Мама – низкие звуки, а птенчики – высокие. Затем спрашивают у детей – кто сечас поет? Если дети угадывают. То появляются соответственно мама- птица или птенчики.

       Музыкально-дидактическая игра «Лягушонок» знакомит детей с металлафоном, развивает ритмический слух. И при этом происходит формирование целостной картины мира в сфере музыкального искусства, (беседы о музыкальных инструментах). (Познание)

    Цель: знакомство с металлафоном, развитие ритмического слуха.

    ХОД  ИГРЫ:

    Воспитатель или музыкальный  руководитель рассказывает: Лягушонок Квак пошел гулять.

    Вдруг на него упала капелька дождя

    (ударяется по пластине металлофона  1  раз).  

    Тучка закрыла солнышко, стало темно,

    и на лягушонка капнуло еще несколько капель

    (ударяется несколько раз).

    В начале капельки капали редко (редкие удары),

    а затем дождик разошелся не на шутку и капельки

    полились одна за другой все чаще и чаще.

    Дождь усилился (частые удары).

    Лягушонок прыгнул в озеро и стал ждать, когда кончится дождь.

    Вскоре дождь кончился, и опять выглянуло солнышко».

    Вопросы к детям: какой был дождь? Сильный, слабый, редкий, частый.

     А музыкально-дидактическая игра «Зайцы» помогает различать музыкальные произведения  разного характера, дает представление о музыке как виде искусства. (Познание)

    Вариант 1.

    Цель: упражнять детей в различении музыки разного характера.

    Ход игры: Воспитатель или музыкальный руководитель предлагает пойти погулять на полянку, нарисованную на картинке: «Здесь живут маленькие зайчики, а что они делают, вы узнаете сами, когда услышите музыку»

    На экране появляются танцующие зайчики, и звучит танцевальная мелодия. Дети знакомятся с танцем и колыбельной.

    Вариант 2.

        Звучит мелодия колыбельной или танцевальной музыки. На экране лесная поляна – на ней нет зайчиков. После того как дети скажут что это – танец или колыбельная, появляются соответственно танцующие или спящие зайчики.

    Данные музыкально-дидактические игры используются в музыкальной деятельности на протяжении года. К каждой игре прилагается содержание и ход игры. Музыкальный руководитель может сам варьировать использование игр, исходя из  задач и построения своей музыкальной деятельности.  

    4.Сохранение здоровья детей при работе с компьютером.

                 Говоря об использовании компьютера детьми раннего возраста, встает вопрос о сохранении здоровья и зрения. Разумно сделать ограничения занятий с ПК по времени, но непроизвольное внимание у детей данного возраста очень мало (10-15 минут), поэтому, как правило, дети не могут долго находиться за компьютером. Для детей 3-4 лет норма не должна превышать 5-7 минут. Периодичность занятий 2 раза в неделю. Нормально развивающийся ребенок в этом возрасте двигается 70-80% времени бодрствования, поэтому пока вопрос о "засиживании" за компьютером не актуален.

               В соответствии с гигиеническими требованиями к организации учебных занятий с использованием новых информационных технологий, длительность работы с компьютером зависит от индивидуально-возрастных особенностей занимающихся.

    Литература.

    1.Л. Н. Комиссарова, Э. П. Костина «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников», М., «Просвещение», 1986

    2. З.Роот Музыкально дидактические игры, М., «Просвещение», 1998

    3. Кононова Н.Г.  Музыкально-дидактические игры для дошкольников,М.: Просвещение.1982 ,96с


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Картотека музыкально-дидактических игр для детей младшего дошкольного возраста

    Музыкально-дидактические игры для детей младшего дошкольного возраста....

    годовое планирование музыкально-дидактических игр для детей младшего дошкольного возраста

    Годовое планирование музыкально-дидактических игр для детей младшего дошкольного возраста....

    Картотека музыкально-дидактических игр для детей младшего дошкольного возраста

    Применение музыкально - игровых методик способствует более успешной реализации музыкального развития детей в соответствиии с задачами программы. Все представленные музыкальные игры являются дидактичес...

    Опыт работы. "Организация музыкально-дидактических игр с детьми младшего дошкольного возраста"

    Одним из важнейших средств развития самостоятельной музыкальной деятельности детей являются музыкально-дидактические игры. Они объединяют все виды музыкальной деятельности: пение, слушание, движение п...

    Картотека музыкально-дидактических игр для детей младшего дошкольного возраста

    Подборка музыкально-дидактических игр для использования с детьми как на музыкальных занятиях , так и в  совместной образовательной деятельности воспитателя  с детьми....

    Картотека музыкально-дидактических игр для детей младшего дошкольного возраста

    Картотека музыкально-дидактических игр для детей младшего дошкольного возраста...

    Картотека музыкально- дидактических игр для детей младшего дошкольного возраста

    Картотека музыкально- дидактических игр для детей младшего дошкольного возраста по программе "От рождения до школы" Н.Е. Вераксы...