Электронные музыкально-дидактические игры для младшего дошкольного возраста
методическая разработка (музыкально-ритмическое занятие, младшая группа) на тему

Казурова Ирина Владимировна

Информационные технологии (от англ. information technology) — широкий класс дисциплин и областей деятельности, относящихся к технологиям управления и обработки данных, а также создания данных, в том числе, с применением вычислительной техники.

      В последнее время под информационными технологиями чаще всего понимают компьютерные технологии.

В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии ( а в частности музыкально-дидактические игры в электронном варианте) позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в раннем детстве - умение самостоятельно приобретать новые знания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektronnye_igry.doc49 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДА

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 337

Ворошиловского района Волгограда

                      Методическая разработка

«Электронные музыкально-дидактические    

 игры для младшего дошкольного возраста»

                                                                                Разработал:

Музыкальный руководитель

Казурова И. В.

Волгоград,2012

Аннотация.

Информационные технологии (от англ. information technology) — широкий класс дисциплин и областей деятельности, относящихся к технологиям управления и обработки данных, а также создания данных, в том числе, с применением вычислительной техники.

      В последнее время под информационными технологиями чаще всего понимают компьютерные технологии.

В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии ( а в частности музыкально-дидактические игры в электронном варианте) позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в раннем детстве - умение самостоятельно приобретать новые знания.

Пояснительная записка.

1.Области применения ИКТ для развития дошкольников

Во-первых, это дополнительная информация, которой по каким-либо причинам нет в печатном издании.

Во-вторых, это разнообразный иллюстративный материал, как статический, так и динамический (анимации, видеоматериалы).

В-третьих, в информационном обществе сетевые электронные ресурсы - это наиболее демократичный способ распространения новых методических идей и новых дидактических пособий, доступный методистам и педагогам независимо от места их проживания и уровня дохода.

Возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала. Яркий светящийся экран привлекает внимание, даёт возможность переключить у детей аудиовосприятие на визуальное, анимационные герои вызывают интерес, в результате снимается напряжение.

Использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное внимание. Информационные технологии обеспечивают личностно-ориентированный подход. Возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала. Кроме того, у дошкольников один и тот же программный материал должен повторяться многократно, и большое значение имеет многообразие форм подачи.

Вне занятий компьютерные музыкально-дидактические игры помогают закрепить знания детей; их можно использовать для индивидуальных занятий с детьми, опережающими сверстников в интеллектуальном развитии или отстающих от них.

2.Игра — основное условие использования компьютера в ДОУ

  • предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
  • несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
  • движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
  • проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;
  • предоставляет возможность индивидуализации обучения;
  • в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;

Компьютер привлекателен для детей, как любая новая игрушка, а именно так в большинстве случаев они смотрят на него.

Общение детей дошкольного возраста с компьютером начинается  с музыкально-дидактических компьютерных игр, тщательно подобранных с учетом возраста и учебной направленности.

Так, я хочу предложить музыкально-дидактические игры, которые я сама выполнила в виде комьютерной иллюстрации. Это игры для младшего дошкольного возраста и включают три музыкально-дидактические игры:

Музыкально-дидактическая игра «Зайцы»

Музыкально-дидактическая игра «Лягушонок»;

Музыкально-дидактическая игра «Птица и птенчики».

3. Педагогические технологии.

  Эти игры могут использоваться как в музыкальной деятельности, так и воспитателями в группах.

   Музыкально-дидактическая игра «Птица и птенчики» направлена на закрепление навыков осмысленного различения высоких и низких звуков и их воспроизведения голосом. А также для расширения кругозора детей в части элементарных представлений о музыке как виде искусства. (Познание)

Ход игры:

На экране появляются мама-птичка и птенчики – голос за кадром предлагает послушать, кто как поет. Мама – низкие звуки, а птенчики – высокие. Затем спрашивают у детей – кто сечас поет? Если дети угадывают. То появляются соответственно мама- птица или птенчики.

   Музыкально-дидактическая игра «Лягушонок» знакомит детей с металлафоном, развивает ритмический слух. И при этом происходит формирование целостной картины мира в сфере музыкального искусства, (беседы о музыкальных инструментах). (Познание)

Цель: знакомство с металлафоном, развитие ритмического слуха.

ХОД  ИГРЫ:

Воспитатель или музыкальный  руководитель рассказывает: Лягушонок Квак пошел гулять.

Вдруг на него упала капелька дождя

(ударяется по пластине металлофона  1  раз).  

Тучка закрыла солнышко, стало темно,

и на лягушонка капнуло еще несколько капель

(ударяется несколько раз).

В начале капельки капали редко (редкие удары),

а затем дождик разошелся не на шутку и капельки

полились одна за другой все чаще и чаще.

Дождь усилился (частые удары).

Лягушонок прыгнул в озеро и стал ждать, когда кончится дождь.

Вскоре дождь кончился, и опять выглянуло солнышко».

Вопросы к детям: какой был дождь? Сильный, слабый, редкий, частый.

 А музыкально-дидактическая игра «Зайцы» помогает различать музыкальные произведения  разного характера, дает представление о музыке как виде искусства. (Познание)

Вариант 1.

Цель: упражнять детей в различении музыки разного характера.

Ход игры: Воспитатель или музыкальный руководитель предлагает пойти погулять на полянку, нарисованную на картинке: «Здесь живут маленькие зайчики, а что они делают, вы узнаете сами, когда услышите музыку»

На экране появляются танцующие зайчики, и звучит танцевальная мелодия. Дети знакомятся с танцем и колыбельной.

Вариант 2.

    Звучит мелодия колыбельной или танцевальной музыки. На экране лесная поляна – на ней нет зайчиков. После того как дети скажут что это – танец или колыбельная, появляются соответственно танцующие или спящие зайчики.

Данные музыкально-дидактические игры используются в музыкальной деятельности на протяжении года. К каждой игре прилагается содержание и ход игры. Музыкальный руководитель может сам варьировать использование игр, исходя из  задач и построения своей музыкальной деятельности.  

4.Сохранение здоровья детей при работе с компьютером.

             Говоря об использовании компьютера детьми раннего возраста, встает вопрос о сохранении здоровья и зрения. Разумно сделать ограничения занятий с ПК по времени, но непроизвольное внимание у детей данного возраста очень мало (10-15 минут), поэтому, как правило, дети не могут долго находиться за компьютером. Для детей 3-4 лет норма не должна превышать 5-7 минут. Периодичность занятий 2 раза в неделю. Нормально развивающийся ребенок в этом возрасте двигается 70-80% времени бодрствования, поэтому пока вопрос о "засиживании" за компьютером не актуален.

           В соответствии с гигиеническими требованиями к организации учебных занятий с использованием новых информационных технологий, длительность работы с компьютером зависит от индивидуально-возрастных особенностей занимающихся.

Литература.

1.Л. Н. Комиссарова, Э. П. Костина «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников», М., «Просвещение», 1986

2. З.Роот Музыкально дидактические игры, М., «Просвещение», 1998

3. Кононова Н.Г.  Музыкально-дидактические игры для дошкольников,М.: Просвещение.1982 ,96с