Конспект тематического занятия в подготовительной группе детского сада "Город настроения".
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа) на тему

Никонова Мария Александровна

Разработка увлекательного занятия - путешествия для детей 6-7 лет  в загадочный город НАСТРОЕНИЯ...

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования Московской области

 Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида  № 29 «Росинка»

Конспект непосредственно образовательной деятельности

образовательной области  « Музыка» в ДОУ

ТЕМА:

«Город Настроения».

Музыкальный руководитель:

 Никонова М. А.

г. Егорьевск, 2013 год

Программы:

1.Элементы программы по  музыкальному воспитанию  детей дошкольного возраста «Ладушки» Каплуновой И.,

Новоскольцевой И..

2.Элементы программы « Музыкальные шедевры» Радыновой О. П..

Цель занятия:   развитие эмоциональной сферы дошкольников с использованием различных видов музыкальной деятельности

( далее НОД).

Задачи НОД:

Обучающие:

закрепить у детей знание основных эмоций; учить передавать эмоциональное состояние с помощью различных выразительных средств.

Развивающие:

развивать способность эмоционально воспринимать музыку, различать характер музыкальных пьес и средства их выразительности; обогащать словарный запас; развивать воображения, навыки музыкально-исполнительской деятельности.

Воспитывающие:

воспитывать интерес и любовь к музыке, уметь выражать свои чувства и высказываться о прослушанной музыке; воспитывать  любовь к коллективному исполнению.

Вид организации образовательного процесса - непосредственно образовательная деятельность.

Модель - совместная партнёрская деятельность взрослого и детей.

Тип НОД:  тематическое.  

Возрастная группа – от 6 до 7.

Оборудование занятия:  декорации,  оформленные  в виде города (дома, деревья, улицы); пиктограммы с выражением различных эмоций и настроений; музыкальные инструменты  (фортепиано, треугольники, металлофон), аудиоцентр, CD-диски с аудиозаписями.

Педагогические технологии:

-технология становления ассоциативно-образного мышления  обучающихся: формирование образной сферы (сопереживание музыке, проявление эмоциональной отзывчивости); развитие музыкального мышления (осознание эмоционального содержания, языка музыки); развитие творческого воображения (образные высказывания о музыке, проявление творческой активности, включение различных ассоциаций, например, графических);

-технология детского музицирования: инструментальное музицирование (игра на музыкальных инструментах), пластическое интонирование, музыкально-ритмические движения, инсценирование, драматизация песен и пьес, коллективное пение, формирование певческой культуры;

- технологии сохранения и стимулирования здоровья : использование  разнообразных видов деятельности, соответствие продолжительности каждого вида деятельности нормам СанПиН; внедрение в начало и конец занятий элементов, позволяющих настроить детей на нужный лад ( взбодрить, успокоить) ;применение элементов здоровье-сбережения в различных видах деятельности: артикуляционная гимнастика, игровой массаж в песне; в процессе восприятия музыки - различные мимические упражнения, позволяющие упражнять детей в умении эмоционально и выразительно изображать отдельные эмоции, черты характера; речевые игры, инсценировки – всё в  целом, влияет на воспитание эмоций и умение управлять ими; музыкально-ритмические движения, являясь синтетическим видом деятельности, способствуют развитию чувства ритма, двигательных навыков, артистичности, психологическому  раскрепощению и освоению своего тела как выразительного инструмента, мобилизуют физические силы, укрепляют и развивают мышцы, улучшают дыхание и активно влияют на кровообращение.

Форма конспекта

Художественный материал и виды деятельности

Педагогические задачи

Педагогические методы

Ход занятия

Время

Музыкально - дидактическая  игра «Придумай песенку».

Настроить на музыкальное занятие.

Учить самостоятельно импровизировать мелодию на заданную тему.

 Показ, напоминание, упражнение

Музыкальный руководитель: Здравствуйте, ребята!
Д.- Здравствуйте!

М.р.- Давайте поздороваемся с вами нашей «Здравной» песенкой.
Моя песенка звучит так:
(педагог поёт песенку, которая строится на 3 звуках, каждый звук соответствует определённому движению: высокий – хлопок над головой, средний – коснуться пальцем кончика носа, низкий – хлопок по коленям).
Дети придумывают сочетания звуков в различном порядке, пропевая слово: «Здравствуйте»
(песенка, по возможности, не должна повторяться). 

4

Слушание музыки

В. Калинников  «Грустная песенка».





















Д. Кабалевский   «Злюка»

Учить детей различать настроения контрастных между собой произведений,  сопоставляя их с чертами характера человека, эмоционально откликаться, высказывать свои впечатления о прослушанной музыке, различать средства музыкальной выразительности, развивать фантазию, воображение.

Рассказ, беседа,

звучание произведения в аудиозаписи, пиктограммы, декорации.

М. р.- Сегодня у нас будет необычное занятие:   мы  в гостях у жителей города Настроения. У них случилась большая беда. Усаживайтесь  поудобнее, и  я вам  расскажу, что же случилось.
 Живут в этом городе жители, похожие на нас. Они, так же как и мы, умели веселиться и грустить, смеяться и плакать, сердиться и удивляться. Но в их городе побывал  злой волшебник,  заколдовал всех жителей,  забрав у них веселье и радость.  Посмотрите какими стали их лица?

(Дети смотрят на пиктограммы)

Д. - хмурыми, грустными, печальнмие.

М. р.   Послушайте  пьесу В. Калиникова  и   скажите, соответствует ли она  настроению наших жителей.

(Звучит «Грустная песенка»).

М.р.: Какое настроение вы услышали?

Ответы детей: музыка грустная, печальная,  жалобная, неторопливая,  плавная, протяжная, напевная, задушевная, минорная, мелодия звучит в верхнем и среднем регистрах.. М.р.- Какая  пиктограмма соответствует характеру этой музыки? Придумайте ей имя.


 


Ответы детей:   Грусть, Грустинка. (Дети с помощью мимики изображают услышанное настроение)

М. р.- Сейчас мы послушаем ещё одну пьесу. Определите характер музыки (Звучит « Злюка»  Д. Кабалевского).

Ответы детей:  мелодия звучит громко, быстро, в сопровождении аккордов - жёстких, сердитых, злых, колючих.

М.р.- Выберите пиктограмму, которая соответствует характеру нашей музыки,  подберите ей имя.





Д.-: «Злюка».  (Дети с помощью мимики изображают услышанное настроение).

5

Русская народная песня  «Кошкин дом».  Обработка

Ж. Металлиди.
















         Речевая игра


 «Кошкин дом».  

Развивать чувство ритма, умение интонировать на соседних звуках,  передавать эмоциональное состояние попевки,  воспитывать коллективизм и любовь к совместному исполнению. Закрепить навыки игры на металлофоне, треугольнике.






Работать над эмоционально-выразительным исполнением

Беседа, показ.






















Объяснение, беседа, показ, упражнение.

М. р.-.А теперь вспомним попевку «Кошкин дом».  (Настраиваю детей, показываю рукой звуковысотность, дети исполняют в сопровождении фортепиано).

М.р.-Ребята! Ваши друзья из группы приготовили сюрприз. Они на индивидуальных занятиях научились исполнять попевку на музыкальных инструментах. Предлагаю всем  исполнить «Кошкин дом» в сопровождении музыкальных инструментов.

М.р.- Какой характер передаёт музыка? 

Ответы детей: музыка   тревожная, взволнованная, беспокойная.

 М.р.- Какие музыкальные инструменты помогли  создать такое настроение?

 Д.- металлофон, треугольники.

М.р.- А теперь мы все вместе встанем, сделаем круг и исполним эту попевку  речитативом. 

5












































































4

















    5











4
































3







2































1





Текст попевки


Бом-бом-бом

.  

Метроритмические действия

Дети  держатся       руками за  щеки,

Загорелся Кошкин дом

Раскачиваются корпусом в такт  ритму                                                      

Кошка ВЫскочила,                      

Делают двумя руками синхронные движения-                                                            «прыжки»  вперед (3 раза).

Глаза  Выпучила,  

Растопыривают пальцы,

 выталкивая руки вперед.

Бежит курица с ведром,

Заливать кошкин дом

Пальцами, собранными  в  щепотку, отбивают на коленях более быстрый ритм

Тух-тух-тух      

И огонь потух.                                        

Хлопки в ладоши, постепенно   приседая, 

замедляя темп и уменьшая динамику речи.

М. р.- Ребята, наша речевая игра подтвердила тревожный характер? (Ответы детей).

М.р.- Выберите соответствующую характеру игры  пиктограмму  и придумайте ей имя.

Д.- «Трусиха»,  «Тревога»



Слушание  музыки

В.Селиванов «Шуточка».

Учить детей                      различать настроения контрастных между

собой произведений,  сопоставляя их с чертами характера человека, эмоционально откликаться, высказывать свои впечатления о прослушанной музыке, различать средства музыкальной выразительности, развивать фантазию, воображение.

Рассказ, беседа,

звучание произведения на фортепиано, пиктограммы.

М. р.: Ребята, пора нам выручать  жителей города Настроения. Как вы думаете, кто нам в этом поможет?

Д.-  музыка. 

М.р. Правильно, нашей помощницей станет - музыка, ведь она лучше всех умеет передавать чувства, настроения, переживания.

(Звучит «Шуточка» В.Селиванова)

М.р.- Изменилось настроение в музыке? Какое оно стало?

Д.-  музыка быстрая, лёгкая, полётная,  игривая, шутливая, смешная, забавная, звучит в верхнем регистре, аккомпанемент отрывистый.  (Дети с помощью мимики изображают услышанное настроение).

Т. Суворова

Танец «Весна - красна».

Способствовать дальнейшему развитию навыков танцевальных движений, умения выразительно и ритмично двигаться в соответствии с характером музыки.

 Показ, повторение

М.р.- Давайте продолжим возвращать радость и веселье в этот чудесный город. Предлагаю вспомнить веселый танец «Весна-красна .

Пение.

Слова и музыка Л.А. Старченко «Отличное настроение» 

Учить детей передавать веселый, радостный характер песни. Исполнять легким звуком в оживленном темпе. Чисто интонировать мелодию, точно выполнять ритмический рисунок элементов артикуляционной гимнастики и элементов игрового массажа Петь умеренно громко, не форсируя звук.

Беседа, объяснение, показ певческих приёмов

М.р. А ведь у нас с вами и песня есть веселая, давайте ее исполним. Вспомните, как она называется?

Д.-  «отличное настроение»

М.р.- Посмотрите как изменились лица наших жителей . Эмоции у них стали совсем другими. Какими, ребята? (Ответы детей.) 








М.р-. Наверное, изменились и их имена, подберите их.

Д.- «Шутница», «Радость», «Веселушка».

М.р.-  Я очень рада, что в этот город снова вернулось веселье,  радость и улыбки.

Танец

Музыка Б.Савельевой

«Чимби- Римби» .

Закрепить навыки

танцевальных движений, умения выразительно и ритмично двигаться в соответствии с характером музыки.

Исполнение в концертном варианте

М.р.- В конце нашего занятия закрепим положительные эмоции шуточным, веселым танцем. «Чимби - Римби, который вы хорошо знаете. Согласны?

Д.-Да!

Итог  

Дать оценку работы детей, определить перспективы на следующее занятие.

Беседа

М.р.- У нас сегодня было очень необычное занятие. Мы выручали жителей города Настроения из беды. Кто помогал нам?

Д.-музыка!

М. р.- На занятии мы слушали разнохарактерную музыку. Какую?

Д.-Грустную, сердитую, весёлую.


М.р.- А что больше всего понравилось?

Д.- «Кошкин дом». танцы и песня «Отличное настроение».

М.р.- В конце занятия, что мы пожелаем  жителям города?

Д.- Чтобы настроение у них всегда было хорошим.

М.р.- Вы сегодня занимались очень хорошо, молодцы. Я  хочу попросить вас к следующему занятию нарисовать рисунки, выражающие разное настроение. Мы с вами устроим выставку рисунков, поговорим о них. Если  вы постараетесь, то у вас все получится. До свидания!

Детская вокальная группа  «Волшебники двора».

Песня «Хорошее настроение».

Закрепить положительные эмоции

Звучание произведения в аудиозаписи

Дети выходят из музыкального зала под песню «Хорошее настроение»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегративного занятия в подготовительной группе детского сада № 7

Обогащать знания детей о национальной традиционной культуре: о бытовых традициях русского народа, его обычаях. Познакомить детей с происхождением посиделок, их связи с фольклором ( сочинялись небылиц...

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе детского сада на тему: "Транспорт".

Интегрированное занятие на тему "Транспорт". Занятие рассчитано на детей подготовительной группы массового детского сада. Проведено и подготовлено занятие учителем - логопедом и воспитателем группы....

«Музыка чувашских композиторов». Конспект музыкального занятия в подготовительной группе детского сада.

Введение ребенка в родную культуру, приобщение его к основополагающим ценностям национального искусства, являющегося базисом национального развития....

Конспект тематического занятия в подготовительной группе детского сада «Музыкальное путешествие»

Показать виды певческой деятельности для развития певческих навыков и творческих способностей....

Конспект тематического занятия для средней группы детского сада «В гостях у осени».

Тематического занятия для средней группы детского сада...

конспект тематическое занятия в подготовительной группе "Мой любимый город - Колпино"

Конспект «Мой любимый город – Колпино»Составила воспитатель Горская Наталья АлексеевнаУчастники дети подготовительной группыДлительность: 25-30 мин.Цель:  Расширение представлен...

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе детского сада "Мой любимый город"

Цель: Продолжать знакомить детей с малой родиной.Задачи:-Расширять представления детей о родном городе;-Вызвать у детей чувство восхищения красотой родного города;-Учить детей рисовать большой до...