Универсальное средство - игра
статья по музыке по теме

Баталова Ольга Леонидовна

Наиболее привлекательной деятельностью детей в дошкольном возрасте является игра. Игра – оптимальное психолого-педагогическое средство, которое позволяет всесторонне влиять на развитие детей от самых элементарных до самых сложных процессов. По мнению педагогов-новаторов Л.А. и Б.П. Никитиных игровую деятельность можно рассматривать как мощный инструмент открытия и шлифовки многих человеческих способностей, и в первую очередь способность познать себя, окружающий мир, развитие навыков взаимодействия с людьми, а также профилактики некоторых негативных состояний и проявлений.

         Главной задачей в теории авторов нетрадиционной системы воспитания детей Л. и Б. Никитиных является максимальное развитие творческих способностей подрастающего человека и его подготовки к жизни.

“Музыкальное творчество детей – самый действенный способ их развития”. (Б. В.Асафьев)

Тенденция в современной педагогике – активизировать процесс музыкально-эстетического воспитания через творчество дошкольника обусловлена объективными факторами: высокой ролью творчества в познании мира; необходимостью всестороннего развития личности; природной активностью ребенка, требующей творческой деятельности, близкой и хорошо знакомой ему с детства.

Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Проявления творчества характерны для ребенка с самого раннего возраста, так как творчество – норма детского развития. Творческий процесс тренирует и развивает память, мышление, активность, наблюдательность, целеустремленность, логику, интуицию. В музыкальном творчестве ведущую роль играет синтез эмоциональной отзывчивости и мышления, абстрактного и конкретного, логики и интуиции, творческого воображения, активности, способности принимать быстрое решение и мыслить аналитически.

          Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию,  воображение.

 В своей работе использую разные игры: пальчиковые, логоритмические, дидактические, хороводные, коммуникативные, игры со словом, с пением, игры на развитие психических процессов, игровые импровизации и др. Музыка в игре выражает переживания, придает особую выразительность, заставляет целеустремленнее, интенсивнее и полнее воспринимать окружающий мир. Музыка усиливает эмоциональную сторону игры, погружает ребенка в мир сказочных персонажей, знакомит с народными традициями. Все это углубляет восприятие и понимание музыкального произведения, помогает сформировать музыкально-ритмические и двигательные навыки, наполняет игры интересным содержанием, а в итоге формирует творческую личность.

         Раннему развитию малышей способствует поступенность движения: от простого к сложному.

         Так, в работе над эмоциональностью и выразительностью движений, начиная с младшего возраста, дети учатся понимать и передавать образы игрушек, животных путём изображения их внешних действий, эмоционально откликаясь на музыкальное произведение, побуждающее творческую активность (изобразить зайчика, медведя, петушка и т.д.).

         Малыши с удовольствием играют в логоритмические и пальчиковые игры. Кинестетические импульсы, идущие от пальцев, способствуют развитию долговременной памяти: слова и текст прочно и надолго запоминаются детьми. Игры с пальчиками обычно весёлые, поэтому вызывают у детей положительные эмоции. А это отражается на стремлении ребенка с удовольствием повторять песенки, потешки, сопровождая мимикой, жестами, выразительной речью, демонстрировать их родным и знакомым. Положительные эмоции на музыку, образное слово, действие, контакт со взрослым (телесный и эмоциональный) чрезвычайно важны для развития ребенка, его здоровья – духовного и физического.

         В среднем возрасте учимся понимать и передавать эмоциональное состояние, настроение, внутренний мир героев (зайчик – весёлый, грустный, больной и т.д.) в соответствии с характером прослушанной музыки. Обучать выразительности движений лица и тела помогает знакомство с пиктограммами, изображающими разные эмоциональные состояния. Для того, чтобы дети лучше понимали эмоции, настроения, жесты других людей использую этюды «Дурно пахнет», «Спящий котенок», игры «Попробуем», игры-шутки «Ты почему расплакался?»

             В старшем дошкольном возрасте дети учатся моделировать игру, т.е. согласовывать свои действия со сверстниками, участниками совместных игр, соотносить свою деятельность с общественными нормами поведения. Например: «Нарядим елку», «Возьми и передай другому» – дети мимикой и жестами изображают действия с воображаемыми предметами.                                    Моделирование игровых композиций начинаем с обыгрывания стереотипных ситуаций, закрепленных в бытовой культуре как известные обряды и традиции. Например, празднование домашних праздников – дни рождения, Новый год и другие. Игры, имеющие опору на опыт детей и дающие богатую пищу для воображения «За стеклом», «Картина», «Фруктовый сад», в которых особенно поощряю вариативность, самостоятельность, фантазию.

Детское творчество на занятиях представляет собой познавательно-поисковую музыкальную деятельность, связанную с самостоятельными действиями, с умениями оперировать знаниями, навыками, применять их в ранее неизвестных условиях и обстоятельствах. Детям необходимо творить и переживать, чтобы помнить. «Я слышу и забываю. Я вижу и помню долго. Я делаю и понимаю» (китайская народная мудрость). Поэтому уделяю большое внимание творчеству детей в различных видах музыкальной деятельности: при слушании музыки, пении, игре на музыкальных инструментах, в музыкально-ритмических движениях

          Задача музыкального воспитания – комплексное развитие нравственно-эстетических чувств ребенка, его воображения, творческих и специальных музыкальных способностей.

Творчество детей в музыкальной деятельности понимаю как умение и желание сделать что-то по-своему, индивидуально, возможно, даже оригинально.

          Совместное музицирование – игра в оркестре, в ансамбле – прекрасно решает многие психологические проблемы общения: застенчивый ребенок, участвуя в таком музыкальном действе, чувствует себя в центре жизни; а творческий ребенок – проявляет свою фантазию на деле. В творческом коллективе дети учатся проявлять терпение, выдержку, взаимопонимание и уважение. Шумовой оркестр – это игра в оркестр, которая активизирует восприятие детей, помогает почувствовать себя причастным к творчеству.

В разделе «Восприятие музыкальных произведений» детям не сообщаю название пьесы, а предлагаю, прослушав, определить характер произведения и попытаться назвать его. Воображение у ребят, как правило, яркое, живое и «музыкальные картинки» они слушают с удовольствием. Свои ощущения изображают в рисунках или в танцевальных зарисовках, отражающих настроения, навеянные прослушанной музыкой.

Эмоционально-выразительная активность, любознательность, интерес к новому позволяет каждому ребенку раскрыться в сюжете. Играя в предложенном сюжете, ребенок переживает в действии воспринимаемое и изучаемое, познает все изнутри, постигая и суть и терминологию.

Приобщая детей к музыкальному искусству, способствующему творческому развитию ребенка, прибегаю к активной музыкальной деятельности – пению. В игровых вокальных  импровизациях дети с удовольствием изображают пение сказочных персонажей, игрушек, любимых героев. Выступая с собственной мелодией, дети даже недостаточно владеющие своим голосом, чувствуют себя увереннее, потому что не бояться спеть ее неверно. «Спой как собачка, как кошечка, как дюймовочка и т.д.»

Часто использую хороводные игры и игры с пением. Они способствуют развитию певческих навыков, выработке высокой культуры общения между детьми, воспитывают выдержку, чувство меры, выносливость, внимание к окружающим, их настроению, доброжелательность, приветливость.

Хороводные игры способствуют развитию ориентировки в пространстве, умению выполнять различные перестроения. Всё это дает возможность вслушиваться в музыкальное произведение, в его настроение, слышать смену частей музыки и менять движения, действовать выразительно и пластично.     Музыкальное произведение, в котором ясно выступают музыкальные характеристики различных персонажей, вызывают у детей стремление и готовность действовать. Дети начинают обсуждать, что должен делать каждый персонаж, как двигаться – и самостоятельно распределяют роли.

Игра является оптимальной моделью ролевого взаимодействия взрослого и ребенка. При этом позволяет включать в обыгрывание любое содержание. В процессе игры развивается прежде всего способность к вербальному и невербальному общению, что так важно для дошкольников. Когда в  игры, наравне с детьми, играют взрослые, это вызывает у детей чувство гордости за своих родителей, желание им подражать, общаться с ними, обсуждать общие интересы; способствует их сближению и поднятию авторитета взрослых в глазах детей.

           «Сорадование – это и награда за найденное решение, и стимул к будущим победам» (Б. Никитин). Поэтому всегда рекомендую родителям игры на развитие коммуникативных навыков, игры на развитие эмоциональности и выразительности движений, речи.    Совместные действия взрослых и детей решают многие задачи и проблемы общения. Застенчивый ребенок станет участником общего дела; неуправляемый подчинится единому, строгому замыслу; одаренный сможет воплотить свои творческие фантазии. Становится ощутимой ценность каждого в общем деле, и дети чувствуют это. Так формируется эмоциональная сфера ребенка, его душевное здоровье

Согласна с мнением, что важно не мешать развитию ребенка, а понимать, не давить на детей, а создавать условия для дальнейшего их развития, ориентируясь на самочувствие и желание ребят действовать и придумывать свои игры, поощряя самостоятельность. Педагогическая ценность игры очевидна: углубляются знания и в области речи, и в музыке; легче устанавливается рабочая дисциплина; занятия проходят интереснее; воспитывается внимание и, что не маловажно, личность ребенка раскрывается, становится свободнее, мысль его работает самокритичнее, к ошибкам товарищей он начинает относиться терпимее, становится благожелательнее. Все это способствует сплочению детского коллектива и повышению усвоения материала. «Игра – это ключ в организации воспитания ребенка» (Б. Никитин)

 Ребенок творит ради радости. И эта радость есть особая сила, которая питает его. Радость собственного преодоления и успеха в труде способствует приобретению веры в себя, уверенности в своих силах, воспитывает целостную, творческую личность.

          «Каждый, кто хоть немного ощутил в какой-либо сфере искусства радость творчества, будет в состоянии воспринимать и ценить все хорошее, что делается в этой сфере, и с большей интенсивностью, чем тот, кто только пассивно воспринимает». (Б. В. Асафьев.)                                        Именно в условиях игры перед ребенком открывается путь в мир фантазии, творчества, находчивости, изобретательности, где он не скован почти никакими ограничениями.

 

Список литературы:

 

1.     Никитин Б. П., Никитина Л. А. Мы, наши дети и внуки. – 3 изд. доп. – М.: Мол. Гвардия, 1989, - 303 с.

2.     Никитин Б. П. Развивающие игры. – 2 изд. – М. Педагогика, 1985. – 120 с.

3.     Архистратиг «Развитие творческих способностей детей на уроках музыки через различные виды деятельности», 2011.

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвижные игры в детском саду как универсальное средство развития физических способностей детей

Огромную потребность в движении дети обычно стремятся удовлетворить в играх. Играть для них – это, прежде всего, двигаться, действовать. Во время подвижных игр у детей совершенствуются движения, разви...

Подвижные игры в детском саду -универсальное средство развития физических способностей детей.

П.Ф. Лесгафт, создавший систему физического воспитания, видел в игре большую воспитательно-образовательную силу, считал ее лучшим средством воспитания личности ребенка. Особо он подчеркивал тот факт, ...

Дидактическая игра как универсальное средство сенсорного развития детей раннего возраста

Одна из важных задач воспитания детей раннего возраста — их своевременное умственное и речевое развитие. По словам исследователей, в преддошкольном детстве умственное воспитание ребенка осуществ...

Памятка для педагога "Народная игра как универсальное средство коррекции недостатков личностного развития и неконструктивного поведения детей".

 Эмоции регулируют все виды деятельности и поведения человека. Ребенок дошкольного возраста находится во власти внешних эмоциональных впечатлений и возникающих чувств....

Развивающие игры «МЕРСИБО» - современное, универсальное средство обучения детей»

Развитие речи детей с помощью игр «Мерсибо» – отличный вариант и для детей, и для родителей. Игры «Мерсибо» – это качество и...

Презентация "Подвижные игры как универсальное средство формирования здорового образа жизни детей 2-3 лет.

Вырастить здорового человека-одна из главных задач нашего века.Оптимальный двигательный режим-важнейшее условие здорового образа жизни. Для решения этого сложного вопроса вв детском саду использу...

Музыкально-дидактическая игра как универсальное средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста

В данной статье рассматриваются музыкально-дидактические игры, направленные на развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста, с точки зрения их влияния на развитие музыкальной культуры ...