Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с музыкальными произведениями на основе синтеза искусств
учебно-методический материал по музыке (старшая группа) по теме

Фадеева Ольга Владимировна

Выявить эффективность синтеза искусств в ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с музыкальными произведениями как условие развития творческого потенциала дошкольников,

олределить  роль синтеза искусств на музыкальных занятиях в формировании общей музыкальной культуры дошкольников старшего возраста в процессе слушания музыкальных произведений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sintez_na_sayt.docx28.15 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Берёзка»

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с музыкальными произведениями

на  основе синтеза искусств

                                                                                               

                                                                                                  Фадеева О.В.

                                                                                                 Музыкальный руководитель

                                                                                                 Первой квалификационной    

                                                                                                 категории  

р п Лысые Горы 2013г

Формирование творческой личности,  воспитание духовности и эстетического вкуса, формирование успешного творческого дошкольника – одна из наиболее важных задач педагогической практики на современном этапе.

 Человек будущего должен быть созидателем, с развитым чувством красоты и активным творческим началом

Художественно – эстетическое воспитание осуществляется в процессе ознакомления с разными видами искусства и активного включения детей  в различные виды  художественно – эстетической деятельности. Оно направлено на приобщение детей к искусству как неотъемлемой части духовной и материальной культуры

Общаясь с эстетическими явлениями жизни и искусства, ребенок, так или иначе, эстетически и художественно развивается. Но при этом ребенком не осознается эстетическая сущность предметов, а развитие зачастую обусловлено стремлением к развлечению, а без вмешательства извне у ребенка могут сложиться неверные представления о жизни, ценностях, идеалах. Б.Т Лихачев, также как и многие другие педагоги и психологи, считает, что только целенаправленное педагогическое эстетико-воспитательное воздействие, вовлечение детей в разнообразную художественную творческую деятельность способны развить их сенсорную сферу, обеспечить глубокое постижение эстетических явлений, поднять до понимания подлинного искусства, красоты действительности и прекрасного в человеческой личности [Б.Т. Лихачев, 1998, 51-60].

Развитие творческих способностей и формирование гармоничной личности ребенка происходит через восприятие музыки, умение ее слушать и анализировать.

Слушание музыки — уникальный вид музыкальной деятельности. Его уникальность состоит в тех развивающих возможностях, которые слушание обеспечивает как в плане музыкального, так и общего психического развития ребенка. Слушая музыку, ребенок познает мир во всем его многообразии. Слушание музыки — универсальный вид деятельности. В музыкальных программах для дошкольников он выделен в самостоятельный раздел, но без слушания невозможно представить себе и другие виды музыкальной деятельности: перед тем, как разучить песню, танец, оркестровую пьесу или начать работу над игрой-драматизацией, их нужно обязательно прослушать

Восприятие музыки представляет для дошкольника большую трудность, чем восприятие других искусств. Это связано  с одной стороны , со спецификой и сложностью музыкального  художественного образа, с другой стороны- с возрастными особенностями дошкольника.

Музыкальный образ  достаточно абстрактен и предполагает множественность композиторских, исполнительских и слушательских трактовок. В его основе  лежит музыкальная интонация, многозначная по своей сути.

Другое отличие музыкального образа- его динамичный характер. Музыкальный образ развёртывается во времени, раскрывая свои свойства и развития.

Эти особенности музыкального образа делают его сложным для дошкольника, который оперирует главным образом представлениями  о конкретных предметах и явлениях. Нужно помочь ребёнку войти в мир музыки, понять её содержание  овладеть сложным музыкальным языком.

Одним  из путей решения этой проблемы является использование на занятиях по слушанию музыки произведения других, более доступных ребёнку видов искусств, прежде всего изобразительного искусства и художественной литературы.

 Для большинства из нас синтез – это преодоление разобщенности знаний, стремление к созданию у дошкольников целостности восприятия мира. У искусства свой особый предмет для общения с человеком: эмоции, настроения, стремления, идеалы. Музыку называют «языком чувств», так как она даёт ни с чем несравнимые возможности для развития эмоциональной сферы детей. Музыкальное искусство включает в себя и интеллектуальное начало. В процессе рассказа о музыке и её анализа у дошкольников развивается речь, которая со временем становится более содержательной, образной и выразительной. Воплощая свои впечатления от музыки в художественной деятельности, ребёнок становится более свободным и творческим. Взаимосвязь изобразительного, музыкального и литературного аспекта в искусстве увеличивает радость детей. Выразительное чтение, пение, игра на детских музыкальных инструментах, инсценирование, возможность воплощения впечатлений в изображении – всё это усиливает эмоциональный настрой, развивает интерес и эстетические чувства детей, формирует их эстетическую оценку, способствует творческой активности. И, как итог, интерес детей к музыкальной деятельности возрастает.

Д.Б.Кабалевский говорил о необходимости открывать детям не только внешнесюжетные, но и глубокие внутренние связи между музыкой и другими видами искусства  « видеть» музыку и «слышать  живопись». Наиболее плодотворным, по его мнению , является синтез музыки, живописи и литературы.,дающие большие возможности для развития художественной культуры ребёнка.

Музыка и сама великолепно умеет живописать, рисовать. Уже в XVII-XVIII вв. существовали жанры музыкальной зарисовки. В фортепианном цикле «Карнавал» Р. Шуман нарисовал портреты своих выдающихся современников: скрипача Н. Паганини, композитора Ф. Шопена. В XIX в. появляется особый жанр симфоническая картина. Замечательно изображает море в «Садко» Римский-Корсаков, фантастичны сказочные персонажи А.К. Лядова.

Музыкальность живописи – это не только угадываемые, предполагаемые звуки- звуки, зарождающиеся в душе композитора, звуки музыкальных инструментов, звуки природы, - но и такие чисто изобразительные свойства картины, как её колорит, композиция линий и цветовых сочетаний, расположение ритмических элементов, вся организация художественного пространства. Такая связь живописи и музыки конечно же метафорична, но то, что она существует, подтвердит каждый художник

 Результаты воздействия литературы на музыку не только значительны, но и интересны. Обратное влияние - музыки на литературу - не менее результативно.

С искусством слова – поэзией, литературой – у музыки много общего. Им свойственно передавать жизнь в движении и развитии. Общим является то, что эти искусства человек воспринимает при посредстве слуха. Это более всего относится к стихам. Стихотворная речь особенно близка музыке.

Многие русские поэты, писатели, живописцы, обращаясь к теме дороги, воссоздавали образ русской тройки. Дорога, тройка, колокольчики воспеты в песнях ямщиков и в стихах Пушкина и Некрасова и других поэтов. П. Чайковский не раз обращался к этой теме. Среди его фортепианных пьес «Времена года» – поэтических картинок русской природы мы находим пьесу «На тройке» с эпиграфом из Некрасова:

«Что ты жадно глядишь на дорогу

В стороне от веселых подруг?..»

Понять связь музыки и танца можно при углублении в историю древнего мира. Все интересное и новое в человеческой жизни сопровождается музыкой капель дождя, танцем огня, мелодией ветра, напевами журчащей воды, трелями птиц, движением облаков. Неудивительно, что для выражения собственного эмоционального состояния человек воспользовался инструментами и движениями, соединив их в танец с музыкальным сопровождением

Таков вкратце итог размышлений о взаимодействии музыки с другими видами искусства, взаимодействии, в котором она, обогащаясь сама, делает богаче и разнообразнее всё, с чем соприкасается. В этом диалоге с различными видами искусства, музыка постоянно изменяется, обновляется и в то же время остаётся самою собой, остаётся живым источником человеческих чувств, образов, высоких духовных ценностей.

Продуманно объединить многие виды художественной деятельности, чередовать их, находить черты близости и отличия произведений разных видов искусства –вот главная задача музыкального руководителя.

 Воплощая свои впечатления от музыки в художественной деятельности, ребёнок становится более свободным и творческим. Взаимосвязь изобразительного, музыкального и литературного аспекта в искусстве увеличивает радость детей. Выразительное чтение, пение, игра на детских музыкальных инструментах, инсценирование, возможность воплощения впечатлений в изображении – всё это усиливает эмоциональный настрой, развивает интерес и эстетические чувства детей, формирует их эстетическую оценку, способствует творческой активности. И, как итог, интерес детей к музыкальной деятельности возрастает.

В связи с этим проведение занятий по восприятию музыки предусматривает

подбор музыкального репертуара на основе принципов художественности и доступности детям дошкольного возраста; сочетания классической, современной музыки и фольклора..

П.И.Чайковский, Р.Шуман, С.Майкапар,И .Штраус, М.И.Глинка, Л.В.Бетховен-вот тот небольшой перечень образцов русской и зарубежной классики, который входит в программный материал по слушанию

Дети с самого начала получают представление о многообразии и богатстве мира музыки,

 В процессе  восприятия музыки формируютя элементарные представления о языке музыкального искусства ,  музыкальная  восприимчивость, способность

 эмоционально откликаться на музыку, сопереживать выраженным в ней чувствам;

В содержании программы по восприятию музыки можно выделить три этапа:

Ознакомление с музыкальными произведениями, их запоминание, накопление музыкальных впечатлений.

Развитие музыкальных способностей и навыков культурного слушания музыки.

Развитие способности различать характер песен, инструментальных пьес, средств их выразительности; формирование музыкального вкуса.

привлечения внимания к отдельным элементам музыкальной выразительности, развитием музыкальной памяти

В результате частого повторения произведений дети запоминают, выделяют наиболее понравившиеся. Появляется избирательное отношение к музыке. Дети просят исполнить их любимые произведения вновь.

В старших группах продолжается и углубляется работа по восприятию музыки. Оно выступает и как раздел занятия, и как методический приём работы, и как самостоятельное занятие. Восприятие детей этого возраста становится более осознанным, управляемым. Развивается произвольная память, внимание. Дети замечают сходство музыкальных произведений одного жанра, сопоставляют знакомые произведения по их образному содержанию, характеру звучания. Появляется заинтересованность, устойчивость переживаний и чувств. Внимание детей уже более устойчиво, они подготовлены слушать сложные произведения. У детей достаточно развита речь, богатый словарный запас. Они могут высказывать свои суждения о музыке, пользоваться различными терминами. Дети живо и эмоционально реагируют на исполнение произведений педагогом.

Взаимосвязь музыки и изобразительного искусства осуществляется на занятиях двух типов.

На занятиях первого типа восприятие музыки сопровождается просмотром слайдов. Сначала детям предлагается для прослушивания тот или иной музыкальный фрагмент , после прослушивания и элементарного анализа музыки демонстрируются видеоматериалы или слайды. Такая последовательность связана  с приоритетным положением музыки на занятиях. Яркие зрительные впечатления не должны отвлекать детей от восприятия достаточно сложной музыки. Для усиления впечатлений использую  стихи. Повторное прослушивание музыкального фрагмента иногда может идти одновременно с просмотром.

На занятиях второго типа слушание музыки сочетается  с рисованием. Сначала  прослушивается тот или иной музыкальный фрагмент( как правило уже знакомый детям)  и проводится его анализ, а затем дети рисуют музыку. Для воплощения  в рисунках выбираются наиболее полюбившие им музыкальные фрагменты. В процессе рисования периодически  звучит музыка, создавая определённый эмоциональный настрой.

Очень важно, чтобы дети имели опыт посещения концертов, спектаклей.

Продуманно объединить многие виды художественной деятельности, чередовать их, находить черты близости и отличия произведений разных видов искусства позволяют интегрированные  занятия,

включающие  в себя различные виды художественной деятельности детей, а именно: слушание музыки, чтение стихов, художественной прозы, просмотр слайдов, видеоматериалов, музыкальное движение, рисование.

Основной особенностью интегрированных музыкальных занятий является наличие трех основных элементов:

1. Восприятие музыки происходит как переживание определенного

эмоционального и эстетического состояния.

2. Ребенок осознает свои эмоции, связанные с музыкой, что, в свою очередь означает развитие музыкального вкуса.

3 Дети мобилизуют свое восприятие, художественный опыт и только что пережитое эстетическое чувство от слушания музыки, и испытывают потребность воплотить свое воображение в какую-либо объективную форму.

Интегрированные занятия направлены на развитие эмоциональной сферы детей. Общеизвестно, что чем богаче художественный опыт ребенка, тем точнее его суждения, оценки, тем выразительнее его творчество. Разрабатывая методику интегрированного музыкального занятия, в основу был взят тематический подход, при котором художественный образ рассматривается взаимосвязано. Детям предоставляется возможность познать, как одно и то же явление отражается в разных видах искусства, какие художественные средства использовали композитор, художник, поэт. Такие занятия позволяют мне, как музыкальному руководителю не только дать ребенку знания, умения, но и обобщить их, представить то или иное явление целостно. «Осень», «Весна» , «Зима», «Лето».

Наиболее эффективными методами приобщения детей к мировой классической музыке считаю:

Беседа-разновидность словесного метода, направленная на выявление эмоционального отклика ребёнка на прослушанное музыкальное произведение.

Метод поисковых ситуаций, побуждающих к творческим и практическим действиям.

Метод создания художественного контекста(Л.В. Горюнова) направлен на  на развитие музыкальной культуры ребёнка через «выходы» за пределы музыки. Механизмом создания художественного контекста выступают при этом разнообразные связи музыки с другими видами искусства-живописью, поэзией.

Метод  контрастного сопоставления произведений.

        Прием интересного внесения произведений искусства « Музыкальная загадка»

На экране скрыта картина . Педагог предлагает  угадать при помощи музыки, о чем эта картина.

Метод пластического интонирования-передача музыкального образа в пластике.

. Воплощая свои впечатления от музыки в художественной деятельности, ребёнок становится более свободным и творческим. Взаимосвязь изобразительного, музыкального и литературного аспекта в искусстве увеличивает радость детей. Выразительное чтение, пение, игра на детских музыкальных инструментах, инсценирование, возможность воплощения впечатлений в изображении – всё это усиливает эмоциональный настрой, развивает интерес и эстетические чувства детей, формирует их эстетическую оценку, способствует творческой активности. И, как итог, интерес детей к музыкальной деятельности возрастает.

Программно-изобразительная музыка «рисует» конкретные образы, которые особенно близки к реальной жизни, окружающей детей. В связи с этим такой вид музыки очень привлекателен для детей и доступен для восприятия. Дошкольникам понятна музыка, воплощающая образы природы. Само название пьес раскрывает их содержание. Слушая такую музыку, дети прекрасно чувствуют, что хотел выразить в ней композитор, рисуют в своем воображении картины природы (концертный цикл А. Вивальди «Времена года», «Утро» из сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига, «Подснежник» (апрель), «Белые ночи» (май), «Баркарола» (июнь), «Осенняя песня» (октябрь) из фортепианного цикла п. И. Чайковского «Времени года», «Океан-море синее» - вступление к опере «Садко» Н. А. Римского-Корсакова и т. д.).

Прекрасно воспринимают детьми музыкальные произведения, рисующие сказочных персонажей («В пещере горного Короля» и «Шествие гномов» из сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига, музыкальные характеристики белочки, тридцати трех богатырей и Царевны-Лебедь из оперы «Сказка о царе Салтане» Н. А. Римского-Корсакова, «Гном» и «Избушка на курьих ножках» «Баба-Яга» из цикла «Картинки с выставки» М. П. Мусоргского, «Кикимора» А. К. Лядова и т. д.).

Дети легко воспринимают музыку, рисующую образы животных и птиц (пьесы из цикла «Карнавал животных» К. Сен-Санса, «Песня и пляска птиц» из оперы «Снегурочка» и «Полет шмеля» из оперы «Сказка о царе Султане», «Песня жаворонка» (март) из фортепианного цикла П. И. Чайковского «Времена года» и т.д.). Важно, чтобы дети, слушая программную музыку, учились раскрывать ее выразительные возможности, различали эмоции и настроения, выраженные в произведении. При этом очень важен эмоциональный опыт дошкольников - способность сопереживать чувствам, которые выражены в произведении.

Взаимодействие различных видов искусства является наиболее органичным и естественными в жанрах, систематических по самой своей природе,- в опере и балете. Они объединяют в себе музыку, литературу, изобразительное искусство(декорации, костюмы). В балете неразрывно слиты хореография, музыка, изобразительное искусство, драмматургия(литературная основа балета).

Знакомство с оперой и балетом вызывают у детей живой и яркий интерес.

Дети старшего дошкольного возраста знакомятся с «Маршем» Черномора из оперы М.Глинки, «ПА-де-труа» из балета «Лебединое озеро» П.И.Чайковского,»Полётом шмеля»» Н.Римского-Корсакова из оперы «Сказка о Царе Салтане».

Яркие фрагменты опер и балетов, которые дети слушали на занятиях , могут включаться в музыкальную ткань праздничных утренников

Взаимосвязь музыки и изобразительного искусства осуществляется на занятиях двух типов.

На занятиях первого типа восприятие музыки сопровождается просмотром слайдов. Сначала детям предлагается для прослушивания тот или иной музыкальный фрагмент , после прослушивания и элементарного анализа музыки демонстрируются видеоматериалы или слайды. Такая последовательность связана  с приоритетным положением музыки на занятиях. Яркие зрительные впечатления не должны отвлекать детей от восприятия достаточно сложной музыки. Для усиления впечатлений использую  стихи. Повторное прослушивание музыкального фрагмента иногда может идти одновременно с просмотром.

На занятиях второго типа слушание музыки сочетается  с рисованием. Сначала  прослушивается тот или иной музыкальный фрагмент( как правило уже знакомый детям)  и проводится его анализ, а затем дети рисуют музыку. Для воплощения  в рисунках выбираются наиболее полюбившие им музыкальные фрагменты. В процессе рисования периодически  звучит музыка, создавая определённый эмоциональный настрой.

Главная задача, которую я  ставлю перед собой – воспитать и  развить такие качества и способности, которые позволят личности не только достигнуть успеха в какой либо деятельности, но и  помогут быть творцом эстетических ценностей

Моя цель : доказать роль синтеза искусств на музыкальных занятиях в формировании общей музыкальной культуры дошкольников в процессе слушания музыкальных произведений.

Моя музыкально-педагогическая позиция основывается на том, что дети дошкольного возраста должны воспитываться на высокохудожественных классических образцах искусства

В программу  музыкального воспитания «Ладушки» И.Каплуновой и И.Новоскольцевой, ,входит раздел  «слушание». Дети слушают музыку разных стилей и направлений, после чего проводится беседа о характере музыкального произведения, дети учатся воспринимать и различать высоту звука, тембр, сила продолжительность. В прцессе восприятия музыки обогащаютя представления детей о свойствах звука и особенностях музыкальных инструментов, учатся различать их тембровую окраску, для  более эффективного запоминания использую наглядность, стихи. Для  знакомство с инструментами симфонического оркестра,  русского народного оркестра использую соответствующие презентации.

  В своей  работе я использую  различные виды художественной деятельности детей, произведений художественной литературы и изобразительного искусства (слушание стихов и прозы; рисование, просмотр репродукций картин, слайдов, видеоматериалов и т.д.).

Очень важно, чтобы дети имели опыт посещения концертов, спектаклей.

Продуманно объединить многие виды художественной деятельности, чередовать их, находить черты близости и отличия произведений разных видов искусства позволяют интегрированные  занятия,

включающие  в себя различные виды художественной деятельности детей, а именно: слушание музыки, чтение стихов, художественной прозы, просмотр слайдов, видеоматериалов, музыкальное движение, рисование.

Основной особенностью интегрированных музыкальных занятий является наличие трех основных элементов:

1. Восприятие музыки происходит как переживание определенного

эмоционального и эстетического состояния.

2. Ребенок осознает свои эмоции, связанные с музыкой, что, в свою очередь означает развитие музыкального вкуса.

3 Дети мобилизуют свое восприятие, художественный опыт и только что пережитое эстетическое чувство от слушания музыки, и испытывают потребность воплотить свое воображение в какую-либо объективную форму.

Интегрированные занятия направлены на развитие эмоциональной сферы детей. Общеизвестно, что чем богаче художественный опыт ребенка, тем точнее его суждения, оценки, тем выразительнее его творчество. Разрабатывая методику интегрированного музыкального занятия, в основу был взят тематический подход, при котором художественный образ рассматривается взаимосвязано. Детям предоставляется возможность познать, как одно и то же явление отражается в разных видах искусства, какие художественные средства использовали композитор, художник, поэт. Такие занятия позволяют мне, как музыкальному руководителю не только дать ребенку знания, умения, но и обобщить их, представить то или иное явление целостно. «Осень», «Весна» , «Зима», «Лето».

Наиболее эффективными методами приобщения детей к мировой классической музыке считаю:

Беседа-разновидность словесного метода, направленная на выявление эмоционального отклика ребёнка на прослушанное музыкальное произведение.

Метод поисковых ситуаций, побуждающих к творческим и практическим действиям.

Метод создания художественного контекста(Л.В. Горюнова) направлен на  на развитие музыкальной культуры ребёнка через «выходы» за пределы музыки. Механизмом создания художественного контекста выступают при этом разнообразные связи музыки с другими видами искусства-живописью, поэзией.

Метод  контрастного сопоставления произведений.

Прием интересного внесения произведений искусства « Музыкальная загадка».

На экране скрыта картина . Педагог предлагает  угадать при помощи музыки, о чем эта картина.

Метод пластического интонирования- передача музыкального образа в пластике.

 Воплощая свои впечатления от музыки в художественной деятельности, ребёнок становится более свободным и творческим.

 Взаимосвязь изобразительного, музыкального и литературного аспекта в искусстве увеличивает радость детей. Выразительное чтение, пение, игра на детских музыкальных инструментах, инсценирование, возможность воплощения впечатлений в изображении – всё это усиливает эмоциональный настрой, развивает интерес и эстетические чувства детей, формирует их эстетическую оценку, способствует творческой активности. И, как итог, интерес детей к музыкальной деятельности возрастает.

Художественно – эстетическое воспитание осуществляется в процессе ознакомления с разными видами искусства и активного включения детей  в различные виды  художественно – эстетической деятельности. Оно направлено на приобщение детей к искусству как неотъемлемой части духовной и материальной культуры

Взаимодействие искусств  способствует их взаимообогащению, усиливает их познавательные и воспитательные возможности и воздействие на личность ребенка. Литература, музыка и живопись охватывают духовную жизнь ребенка всесторонне и полно, а их взаимодействие, синтез -обогащают каждое из них новыми чертами и возможностями


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Организация работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством"

В методической разработке говорится о ценности народного искусства в воспитании детей дошкольного возраста, описаны направления работы, цели, задачи и примерный тематический план....

статья "Подготовка детей старшего дошкольного возраста к восприятию произведений искусства, основанных на античных мифах"

Эту небольшую статью я хочу адресовать родителям, которые заинтересованы всесторонне развивать своих детей: приучают слушать классическую музыку, водят в музыкальные и драматические театры, в музеи, н...

К проблеме развития образной речи детей старшего дошкольного возраста на материале произведений изобразительного искусства

Проблема развития культуры речи приобретает на современном этапе всё большее значение, она является важнейшей частью воспитания дошкольников. Речевая культура характеризуется специалистами как совокуп...

статья "Подготовка детей старшего дошкольного возраста к восприятию произведений искусства, основанных на античных мифах"

Эту небольшую статью я хочу адресовать родителям, которые заинтересованы всесторонне развивать своих детей: приучают слушать классическую музыку, водят в музыкальные и драматические театры, в музеи, н...

Перспективный план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с художественными произведениями коренных народностей Красноярского края

Данная методическая разработка предназначена для воспитателей ДОО   в работе с детьми старшего дошкольного возраста...

Сборник дидактических материалов «Мир музыкальных профессий» по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с профессиями, связанными с искусством

Ранняя       профессиональная       подготовка ребенка старшего дошкольного  возраста понимается нами как создание условий, способствую...

Ознакомление с изобразительным искусством детей старшего дошкольного возраста. Примерный перечень произведений по лексическим темам.

Данный материал поможет воспитателям детей старшего дошкольного возраста подобрать картину или иллюстрацию для рассматривания и составления рассказа в соответствии с лексической темой недели и учетом ...