Консультация для воспитателей.
картотека по музыке по теме

Ананьина Светлана Владимировна                        swetlanka-r@yandex.ru

«Музыкально-дидактические игры. Использование музыкально-дидактических игр в самостоятельной детской деятельности».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_dlya_razvitiya.doc46.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ИГРА «Ступеньки»

Цель: развивать звуковысотный слух.

Игровой материал: лесенка из пяти ступенек, игрушки (матрешка, мишка, зайчик), детские музыкальные инструменты (аккордеон, металлофон, губная гармошка).

Ход игры: ребенок-ведущий исполняет на любом музыкальном инструменте мелодию, другой ребенок определяет движение мелодии вверх – вниз или на одном звуке и соответственно передвигает игрушку по ступенькам лесенки вверх – вниз или постукивает на одной ступеньке. Следующий ребенок действует другой игрушкой. В игре участвует несколько детей.

Игра проводится на занятии и в свободное от занятий время.

ИГРА «Прогулка»

Цель: развивать чувство ритма.

Игровой материал: музыкальные молоточки по числу играющих, фланелеграф и карточки, изображающие короткие и долгие звуки (с обратной стороны приклеена фланель).

Ход игры: Игра соответствует аналогичной, проводимой в младшей группе, но кроме этого дети должны передать ритмический рисунок – выложить на фланелеграфе карточки. Широкие карточки соответствуют редким ударам, узкие – низким.

Например: «Тана взяла мяч, говорит воспитатель, - и стала медленно ударять им о землю».Ребенок  медленно стучит музыкальным молоточком о ладошку и выкладывает широкие карточки. «Пошел частый, сильный дождь», - говорит воспитатель. Ребенок быстро стучит молоточком и выкладывает узкие карточки.

ИГРА «Наше путешествие»

Цель: развивать чувство ритма.

Игровой материал: металлофон, бубен, угольник, ложки, музыкальный молоточек, барабан.

Ход игры: воспитатель предлагает детям придумать небольшой рассказ о своем путешествии, которое можно изобразить на каком-либо музыкальном инструменте. «Послушайте сначала, что я вам расскажу, - говорит воспитатель. – Оля вышла на улицу, спустилась по лестнице (играет на металлофоне).

Увидела подружку – она очень хорошо прыгала через скакалку. Вот так. (Ритмично ударяет в барабан.) Оле тоже захотелось прыгать, и она побежала домой за скакалкой, перепрыгивая через ступеньки. (Играет на металлофоне.)

Мой рассказ вы можете продолжить или придумать свой рассказ».

Игра проводится во второй половине дня.

ИГРА «Выполни задание»

Цель: развивать чувство ритма.

Игровой материал: фланелеграф; карточки с изображением коротких и длинных звуков (игра «Прогулка»); детские музыкальные инструменты (металлофон, арфа, баян, триола).

Ход игры: воспитатель-ведущий проигрывает на одном из инструментов ритмичный рисунок. Ребенок должен выложить карточки на фланелеграфе. Количество карточек можно увеличить. В этом случае каждый играющий выкладывает ритмический рисунок на столе.

ИГРА «Определи инструмент!»

Цель: развивать тембровый слух.

Игровой материал: аккордеон, металлофон, арфа (каждого инструмента по два), колокольчик, деревянные ложки – 4.

Ход игры: двое детей сидят спиной друг к другу. Перед ними на столах лежат одинаковые музыкальные инструменты. Один из играющих исполняет на любом инструменте ритмический рисунок, другой на таком же инструменте его повторяет. Если ребенок правильно выполняет музыкальное задание, то все дети хлопают. После правильного ответа играющий имеет право загадать загадку. Если ребенок ошибся, то он слушает задание.

Игра проводится в свободное от занятий время.

ИГРА «Музыкальные загадки»

Цель: развивать тембровый слух.

Игровой материал: Металлофон, треугольник, бубенчики, бубен, арфа, цимбалы.

Ход игры: дети сидят полукругом перед ширмой, за которой на столе находятся музыкальные инструменты и игрушки. Ребенок - ведущий проигрывает мелодию или ритмический рисунок на каком-либо инструменте. Дети отгадывают. За правильный ответ ребенок получает фишку. Выигрывает тот, у кого окажется большее число фишек.

Игра проводится в свободное от занятий время.

ИГРА «Громко – тихо запоем!»

Цель: развивать диатонический слух.

Игровой материал: любая игрушка.

Ход игры: дети выбирают водящего. Он выходит из комнаты. Все договариваются, куда спрятать игрушку. Водящий должен найти ее, руководствуясь громкостью звучания песни, которую поют все дети: звучание усиливается по мере приближения к месту, где находится игрушка, или ослабевает по мере удаления от нее. Если ребенок успешно справился с заданием, при повторении игры он имеет право спрятать игрушку.

Игра проводится как развлечение.

ИГРА «Передай ритм»

Цель: развивать ритмическое восприятие и музыкальную память.

Ход игры: Дети становятся друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящего. Ведущий (последний в цепочке) отстукивает ритм на плече того, за кем стоит. И тот передает ритм следующему ребенку. Последний участник (стоящий впереди всех) «передает» ритм, хлопая в ладоши.

Примечание. Ведущим может быть музыкальный руководитель, воспитатель, ребенок.

Дети стоят паровозиком или сидят друг за другом на стульях, на скамье.

ИГРА «Музыкальные стульчики»

Цель: развивать ритмическое восприятие и музыкальную память.

Ход игры: Стулья стоят по кругу, на каждом – шумовой или музыкальный инструмент. Под музыку дети ходят по кругу вокруг стульчиков, а с окончанием мелодии берут в руки тот инструмент, который лежит перед ними на стуле. Ведущий отбивает ритмический рисунок, который дети повторяют.

Примечание. Игру детей педагог может сопровождать музыкальным аккомпанементом. С началом нового тура один стул убирают.

ИГРА «Барабанщики»

Цель: развивать ритмическое восприятие и музыкальную память.

Ход игры: Дети строятся друг за другом в колонну. Под звуки марша идут по залу. Как  только меняется ритмический рисунок, останавливаются и поворачиваются лицом к центру. По очереди имитируют игру на барабане или просто отхлопывают в ладоши заданный ритм. Тому, кто точнее передаст ритмический рисунок, дают настоящий барабан. Он идет впереди колонны и играет на барабане.

ИГРА «Замри»

Цель: учить определять мажорный и минорный лады.

Ход игры: Дети свободно перемещаются по залу под определенную (например, мажорную) мелодию. Как только звучит минорная, они мгновенно замирают.

ИГРА «Сосульки»

Цель: развивать чувство ритма.

Ход игры: Дети делятся на три группы по 4-5 человек в каждой.

Первая группа выполняет движения на счет четвертями: наклоны головы вправо-влево, вверх-вниз, сопровождаемые словами «кап, кап».

Вторая группа – на счет восьмыми: движения кистями рук вверх-вниз, сопровождаемые словами «кап-кап, кап-кап».

Третья группа – на счет шестнадцатыми: движения пальчиками вверх-вниз, произносятся слова «кап-кап-кап-кап».

Сначала игра проводится поочередно с каждой группой детей. Затем группы соединяются.

Примечание. Можно использовать музыкальное сопровождение.

ИГРА «Чиж».

Цель: музыкально-дидактическая игра, основанная на народном материале.

Ход игры: Дети по одному идут по кругу и напевают:

По дубочку постучишь –

Вылетает пестрый чиж.

У чижа, у чижика –

Хохолочек рыженький.

Чиж, чиж, вылетай,

Себе пару (тройку и т.д.) выбирай!

Дети становятся в пары (тройки и т.д), идут по кругу и снова поют.

ИГРА «Выбери инструмент».

ЦЕЛЬ: развивать у детей представление об изобразительных возможностях музыки.

Ход игры:

          Педагог беседует с детьми о музыке, объясняя, что она может не только передавать разные чувства, но и рассказывать своими выразительными средствами о том, что встречается в жизни.

          Детям исполняются две пьесы, в которых переданы характерные особенности звучания разных музыкальных инструментов. первая пьеса («Белка» Н.Римского-Корсакова ) звучит нежно, в высоком регистре, напоминая по звучанию металлофон или колокольчики; вторая («Парень играет на гармошке» Г.Свиридова) напоминает характер звучания гармошки.

           После прослушивания дети должны выбрать соответствующий инструмент.

ИГРА «Весёлый поезд».

ЦЕЛЬ: закреплять умение различать изменение темпа музыки.

Ход игры:

          Педагог исполняет музыкальную пьесу, в которой передан образ движущегося поезда: сначала он движется медленно, затем всё быстрее и быстрее, а концу пьесы движение поезда постепенно замедляется и он останавливается.

          При повторном исполнении пьесы педагог предлагает желающим передвигать игрушечный поезд, внимательно слушая музыку, чтобы точно передать изменение темпа.

ИГРА «Копилка».

ЦЕЛЬ: закреплять слова художественного словаря, характеризующие настроение музыкального произведения и музыкальный образ.

Ход игры:

          После прослушивания музыкального произведения педагог просит ребят сложить ладошки  «чашечкой», затем обращается к детям: «Какая вместительная у каждого у вас копилка! Давайте собирать в копилку красивые слова, которые правильно расскажут о прослушанной музыке. Если слово нам подходит, мы закроем его в копилку, если слово, которое я назову, не соответствует настроению музыки, вы разведёте ладошки в стороны, чтобы оно не попало в копилку».

         Игра заканчивается повторением всех слов из копилки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»

Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...

Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....

Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей

Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...