использование элементов логоритмики на музыкальных занятиях
методическая разработка по музыке (подготовительная группа) по теме

Леонова Галина Викторовна

опыт работы

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкальный руководитель: Леонова Галина Викторовна.

Тема: Использование элементов логоритмики на музыкальных занятиях для развития коммуникативных навыков общения у детей старшего дошкольного возраста.

Современное овладение правильной, чистой речью имеет большое значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы. И наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с окружающими, нередко накладывает тяжёлый отпечаток на характер человека. Недостатки речи могут породить неуверенность ребёнка в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия.

Выступая специфическим видом человеческого мышления, музыка несёт основную функцию – функцию человеческого общения. Исследователями доказана важнейшая роль музыкальных занятий не только в эстетическом, но и интеллектуальном развитии детей. Изучая психологию воздействия музыки, учёные отмечают, что только гармоничная системная работа обоих полушарий мозга является определяющей деятельности индивида, иначе нарушает инициативность, эмоциональный тонус, способность мыслить.

Главное назначение музыки, органически сочетающей в себе социальные функции с ведущей коммуникативной функцией, заключатся в организации художественного общения детей. Научные свидетельствуют о том, что в основу музыки заложен ритм, который является одним из самых важных средств общения между людьми. Ритм в основе своей имеет моторную природу. Всё, окружающее нас, живёт по его законам: смена времён года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено определённому ритму. Поэтому с раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме – ритмических упражнениях и играх.

В своей работе я активно использую логоритмику как одно из важнейших методических средств, опирающихся на связь слова, музыки и движения, включающих в себя пальчиковые, речевые, музыкально – двигательные  коммуникативные игры, направленные на развитие динамической стороны общения: лёгкости, вступления в контакт, готовности к общению, развитию позитивного самоощущения, сформированной положительной самооценки.

Основными задачами нашей работы являются:

 - Развитие общей и мелкой моторики, пантомимики, пространственных организаций движений;

 - Воспитание умения перевоплощаться, выразительности и грации движений, умения согласовывать их с музыкой;

 - Развитие музыкального слуха, чувства ритма, певческого диапазона детей;

 - Формирование потребности в творческом самовыражении.

Следует отметить, что ритмизированная форма речи привлекает детей своей живостью, эмоциональностью, настраивает их на игру.

Логоритмические упражнения в музыкальные занятия я включаю комплексно, то есть связываю их с разными видами музыкальной деятельности: пением, ритмическим движением,  игрой.

Разработанные мной музыкальные занятия с элементами логоритмики включают в себя следующие элементы:

 - Коммуникативные игры и танцы;

Пальчиковые игры (музыкальные и речевые);

«Хор рук»;

Речевое музицирование;

Игры звуками;

Музыкально – ритмические игры с использованием музыкальных инструментов.

Рассмотрим некоторые из них более подробно.

Коммуникативные игры и танцы.

Наиболее популярной формой коммуникативных музыкальных игр являются танцы со сменой партнёров, встречающиеся в фольклоре разных народов.

В основе танцев, как правило, лежат игровые сюжеты, что облегчает их запоминание. Построены они, в основном, на жестах и движениях, выражающих дружелюбие, открытое отношение людей друг к другу.

Тактильный контакт, осуществляемый в танцах, способствует развитию доброжелательных отношений, нормализации социального микроклимата в детской группе. Все они пронизаны идеей координации, которая выступает в них в роли двигательного «аккомпанемента», воспитывает ансамблевую слаженность.

Пальчиковые игры представляют  миниатюрный театр, где актёрами являются пальцы.

Хор рук.

Эта форма интересна детям тем, что подводит их к пониманию двигательного «двухголосия», где все участники делятся на «хор из двух голосов» и ведущих – «дирижёров». В данной форме работы используются дополнительные атрибуты – снежинки, листья, цветы и др.

В зависимости от темы, сезона и сюжета дети выполняют разные по настроению и характеру композиции («Осенний пейзаж», «Летняя поляна» и  т. д.)

Речевое музицирование.  Ритмодекламации под музыку.

Ритмодекламация  представляет собой музыкально – педагогическую модель,  в которой текст не поётся, а ритмично декламируется с более чётким произношением и утрированной декламацией. Ритмодекламации представлены множеством форм: унисонных, диалогических, с куплетным построением.

Игры звуками.

Здесь следует выделить следующие направления:

 - «звучащие жесты» (термин Т. Тютюнниковой);

 - шумовые инструменты и музыка, рождённая из шума.

Природа наделила человека огромным разнообразием звуков. Их можно произвести, используя возможности собственного тела (голоса, рук, ног, губ) как своеобразных и оригинальных инструментов.

Используемые  варианты звуковых моделей:

 - Лёгкие и тихие удары в раскрытую ладонь одним, двумя, всеми пальцами (дождь, усиливающийся ветер);

Шлёпки по коленям (хлопанье крыльев птиц;

Постукивание кулачками по полу (бег табуна лошадей);

Постукивание подушечками пальцев (бег сказочных существ).

В музыкальной деятельности с детьми я считаю необходимым использование детских музыкальных инструментов, прежде всего, шумовых, поскольку они наиболее просты и наиболее доступны детям.  В современных музыкальных методиках создание иных образов самых разнообразных предметов (пластиковые бутылки, связки ключей, баночки от кофе и йогуртов, грецкие орешки) получают всё большее распространение.

Я активно оформляю небольшие рассказы, стихотворения, песни оригинальным шумовым сопровождением.

Такие формы работы очень нравятся детям, обогащают их художественные впечатления, развивают коммуникативные навыки.

В результате данных форм работы дошкольники становятся активными, раскрепощёнными, в их действиях постепенно исчезают страх и неуверенность.

Практика показывает, что регулярное включение в музыкальные занятия элементов логоритмики формирует положительный эмоциональный настрой у детей, учит их общению со сверстниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование элементов логоритмики на музыкальных занятиях в ДОУ

Содержание:1) "Использование элементов логоритмики на музыкальных занятиях в ДОУ"...

Использование элементов логоритмики на музыкальных занятиях в ДОУ

 Логоритмика – одна из форм своеобразной активной терапии, основанной на связи движения, музыки и слова. (Г. А. Волкова) Она является частью образовательной и коррекционно-развивающей рабо...

Использование элементов логоритмики на музыкальных занятиях

Как логоритмика помогает в музыкальных занятиях....

Использование элементов логоритмики на музыкальных занятиях в ДОУ

Логопедическая ритмика - комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания...

Статья "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ЛОГОРИТМИКИ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ"

quot;Логоритмика - это движение, движение - это здорово". С развитием двигательных навыков тесно связано звукопроизношение, поэтому так важно на занятиях в детском саду использовать элементы лог...

Статья "Использование элементов логоритмики на музыкальном занятии в коррекционном детском саду"

      Для детей с речевой патологией характерно нарушение общей и мелкой моторики, дыхание у них зачастую поверхностное. Одни дети – гиперактивны, другие –  пасс...