Статья Движение и музыка. Роль движения в концепции Карла Орфа
статья по музыке по теме

Некрасова Ольга Викторовна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dvizhenie_i_muzyka.docx17.08 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ДВИЖЕНИЕ  И  МУЗЫКА

Роль  движения  в  концепции  Карла  Орфа

С самого раннего возраста дети любят двигаться. Крохотный малыш настойчиво тянется к погремушке, чтобы самому её потрясти, и наслаждается потом простейшим звуком. Он не хочет только слушать, он хочет быть участником пестушек  и прибауток.

Научными исследованиями доказано, что любой звук вызывает у человека сокращения мускулатуры. Весь организм отвечает на действие музыки. Восприятие и понимание музыки заключается в ощущении её связками, мышцами, движением, дыханием. Богатая информация, заключённая в музыке, считывается не рассудком, а динамическим состоянием тела – пантомимическим движением. Поэтому движение – важнейший и обязательный компонент в музыкальном воспитании.

Музыка и движение образуют неразделимое единство в концепции Орфа. Развитие навыков движения  рассматривается  Орфом как одно из средств музыкального и эмоционального совершенствования. Поэтому и обучение танцу начинается после того, как дети исследуют и изучат двигательные возможности своего тела и его отдельных частей.

Отправная  точка в работе с детьми – двигательная игра, в которой дети познают возможности своего тела: покачивание, балансировку, повороты и кружения, бег и бег вприпрыжку, ползание, вращение, наклоны и многое другое. Очень важно поддерживать присущее детям удовольствие  от возможности произвольного движения под музыку. Если вначале ребёнок движется спонтанно, сам по себе, то затем постепенно вовлекается в стихию коллективного движения вместе со всеми участниками музицирования.

Составной частью двигательных занятий является обучение детей ориентированию в пространстве: движение по кругу, квадрату, диагонали, «змейками», «восьмёрками», парами, тройками, цепочкой; со сменой партнёра, направления  движения. Ребёнок учится соблюдать дистанцию, находить свои тропинки и избегать столкновений. Используются также специальные упражнения  на реакцию, сосредоточенность, концентрацию внимания, балансировку, напряжение и расслабление. Музыкально-двигательные задания  незаменимы для развития навыков поведения в группе, умения общаться, войти в контакт с другими участниками и действовать совместно.

Новшеством  Орфа является особая форма сочетания  музыки и движения. Дети учатся показывать под свою музыку соответствующие формы движения и вместе с тем подбирать к элементарным формам движения и танца соответствующую музыку.

Движение может родиться  из предложенного детьми ритмического аккомпанемента для бега, прыжков, поскоков, кружения. Детей одновременно побуждают аккомпанировать спонтанно исполняемому движению: уловить темп и характер движения, уметь реагировать на все особенности ритмически и динамически. Инструментами для импровизации аккомпанементов к движению являются  ручные барабаны, тамбурины, клавесы, браслеты с бубенчиками и другие маленькие ударные инструменты. Дети на занятии по очереди становятся то танцорами, импровизирующими движение, то музыкантами, аккомпанирующими движению. Простейшие движения, доступные малышу: шаг, бег, наклоны, повороты, кружения ,- становятся начальной ступенью для творческих упражнений.

Детей необходимо побуждать находить индивидуальное решение  и поощрять разномыслие, позволяющее найти огромное число подходящих решений одной и той же задачи.

Если на первоначальных стадиях обучения движения ребёнка спонтанны, то позднее они становятся оправданными, превращаясь в элементарный танец. Шаг за шагом детям предоставляется возможность комбинировать известные движения, составлять из них простейшие танцевальные композиции, включать в них инструментальные части, мимические сценки, чередовать сольные и массовые части.

Движение играет ведущую роль в формировании чувства ритма. Основной задачей на начальном этапе становится воспитание и развитие чувства равномерной метрической пульсации, которое нужно длительно формировать у детей, чтобы оно стало устойчивым навыком. Его неразвитость у ребёнка закрывает ему возможность для самых элементарных форм совместного музицирования. Поэтому внимание к метру в концепции Орфа – первостепенное.

Таким образом, движение в концепции Орфа является

- неотъемлемой частью элементарного музицирования, органически связанной с музыкой и речью;

- способом внутреннего раскрепощения, умения свободно владеть своим телом;

- средством естественного творческого самовыражения в пространстве; одним из главных способов формирования навыков импровизации;

- основополагающим способом развития деятельности и мышления, тренировки нервно-психических процессов;

- основным средством развития чувства ритма;

- средством развития социально-коммуникативных навыков;

-источником радости для детей.

,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Природная музыкальность и пути её развития в концепции Карла Орфа.

В статье кратко раскрывается суть креативной музыкальной педагогики Карла Орфа. Говорится о творческом музицировании, как основе элементарного музицирования дошкольника....

Музицирование. Концепция Карла Орфа

Природная музыкальность и пути ее развития в концепции Карла Орфа.    ...

Статья для родителей по развитию музыкальных способностей ребёнка. «Нескучная» музыка для детей по методике Карла Орфа.

Статья для родителей по развитию музыкальных способностей ребёнка. «Нескучная» музыка для детей по методике Карла Орфа.Музыкальное дошкольное образование, предложенное австрийским композит...

Методика " Музыка для детей" Карла Орфа

Теоретический материал по методике Карла Орфа....

Статья: «Использование элементов системы Карла Орфа в развитии чувства ритма у дошкольников»

В татье описаны  элементы системы Карла Орфа, которые можно использовать на музыкальных занятиях в детском саду для развития чувства ритма у детей дошкольного возраста...

«Развитие природной музыкальности по принципам педагогической концепции Карла Орфа»

Орфовская педагогика представляет собой особый тип музыкальной педагогики, которую обычно называют креативной. Она создаёт условия для детей творить свою музыку. Обучение посредством творчества способ...