Конспект музыкального занятия "В гости к матрешке"
план-конспект занятия (музыкально-ритмическое занятие, старшая группа) на тему

Захарчук Наталья Борисовна

Конспект тематического музыкального занятия для старших дошкольников "В гости к матрешке"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matreshka_zanyatie.docx212.81 КБ
Файл veselye_matreshki.pptx2.06 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №113»

Конспект музыкального занятия для детей старшего дошкольного возраста

Тема: «В гости к матрешке»

                                        Подготовила:

                                            Захарчук Наталья Борисовна

                                                           музыкальный руководитель

                                                 высшей  квалификационной категории

Череповец

2014

Цель: развитие творческих способностей старших дошкольников

Задачи: 1) продолжать учить сочинять окончание мелодии, завершать ее на тонике;

2) продолжать развивать умение слышать, различать, придумывать и исполнять несложные ритмы и удерживать метрический пульс;

3) закреплять навыки двигательной импровизации (отражение в свободном дирижировании средств музыкальной выразительности, составление мини-композиции пляски);

4) воспитывать чувство патриотизма, любви и уважения к России, ее истории, продолжать формировать семейные ценности.

Интегрируемые образовательные области:

Оборудование: набор из 8 матрешек, мультимедийная установка, детские музыкальные инструменты (бубны, бубенцы, металлофоны, маракасы, треугольники), музыкальная лесенка, сигнальные карточки (для сольного и коллективного пения), карточки с ритмическими формулами, видеопроект «Веселые матрешки»

Предварительная работа: знакомство с историей появления матрешки в России, слушание тематической подборки музыки и стихов «В гости к нам пришли матрешки», совместное с родителями сочинение частушек.

Ход занятия:

Дети входят в зал под рус. нар. мелодию «Светит месяц». Слышится плач младенца, дети ищут, кто может плакать и где. Находят шкатулку, в ней – маленькая матрешка.

Муз.руководитель: Ребята, вы знаете, кто это? Как вы думаете, почему матрешка плачет? Да, она одна, без своих сестер. Сколько их бывает в матрешкиной семье? Давайте поможем ей их найти. Ведь без семьи очень трудно жить на свете. Давайте успокоим малышку, развеселим ее.

Танцевальное упражнение «Зеркало» (рус.нар.мелодия в обр.М.Раухвергера) – дети поочередно импровизируют по два русских плясовых движения, остальные их повторяют.

Муз.рук.: Молодцы! Смотрите, мы не зря старались - нас услышала матрешкина сестричка. Она тоже совсем еще малышка и, как и все малыши, очень любит играть. И нас приглашает поиграть с ее разноцветными платочками.

Игра «Чей кружок быстрее соберется» (рус.нар.мелодия в обр.Т.Ломовой) – с разноцветными платочками.

Муз.рук.: Вот и эту матрешку мы порадовали. Так и бывает в настоящих семьях – большие всегда играют с малышами. А у нас появилась еще одна сестричка. (показывает 3-ю матрешку). Она – модница. Папа с мамой ее балуют, привозят ей с базаров да ярмарок красные сапожки, аленький платочек… Давайте и мы, как любящие родители, побалуем нашу модницу разными  нарядами. А делать это будем  звучащими жестами вот по такому правилу:

Дети берут ложки, предлагают по очереди свой вариант «наряда» и декламируют его в указанном ритме (например, красные сапожки, розовый платочек, синенькая юбка, беленькая блузка, вышитый передник и т.д.)

После каждых двух вариантов можно включить общий рефрен, который исполняют все дети звучащими жестами:

                                                    Мод- ни-  ца,  мод- ни- ца, вот  ка-  ка-     я  мод-ни- ца                                                              

Муз.рук.: Молодцы! А у нас появилась еще одна матрешка. Она такая фантазерка! Послушайте, что она рассказала. (чтение детьми стихов-небылиц):

Ночью в полной темноте

Ездят мыши на коте.

Петушок, пропев зарю,

Говорит цыплятам: «Хрю!»

У лягушки из пруда

Поседела борода.

Утром волк зубастый

Чистит зубы пастой. (О.Емельянова)

Муз.рук.: А мы с вами слушали музыкальные небылицы. Кто их написал? Да, наш земляк, вологодский композитор В.Гаврилин. Мы не только слушали, но и смотрели запись в исполнении череповецкого камерного хора «Воскресение». Обращали внимание на дирижера – Сергея Зуева. Как он показывал все изменения в музыке? Да, своими жестами, движениями. Я хочу предложить и вам стать дирижером и попробовать передать особенности музыки.

Слушание: «Ерунда» (муз.В.Гаврилина из сюиты «Перезвоны» )

со свободным дирижированием (желающим детям – «дирижерам» предлагается по одному куплету произведения)

Анализ выполнения задания с точки зрения отражения в жестах средств музыкальной выразительности.

Муз.рук.: Замечательно справились и с этим заданием. Смотрите, у нас становится уже 5 матрешек (показывает очередную матрешку). Эта сестрица  - первая помощница родителей и в саду, и на огороде. И все-то у нее всегда так легко и ловко получается, что все диву даются. А вот и ее любимая мелодия, слышите? (наиграть фрагмент «Во саду ли в огороде») Узнали? Предлагаю украсить эту мелодию звучанием музыкальных инструментов. Помогать нам будут картинки-помощницы. Но сегодня появятся новые – вот такие. (показ – см Приложение 1) Увидя их, вы сами будете придумывать и исполнять свой ритмический рисунок.  

Оркестр «Во саду ли в огороде» (см видеопроект)

Муз.рук.: (Появляется 6-ая матрешка) Эта матрешка –  тоже труженица. Никогда не сидит без дела, целый день хлопочет по дому – семья-то большая! А уж сколько раз за день спустится да поднимется по лесенке в своем доме – не сосчитать. Попробуйте определить, куда сейчас – вверх или вниз – идет матрешка?

Дидактическая игра «Лесенка» (педагог или ребенок на металлофоне играет последовательность звуков в восходящем или нисходящем движении, другой ребенок передвигает матрешку соответственно вверх или вниз по лесенке)

Муз.рук.: И с этим заданием справились, значит встречаем 7-ую матрешку. Она уже достаточно взрослая, ее и на посиделки, и на гулянья приглашают. А там наша матрешка – первая мастерица частушки петь. А вы знаете, что такое частушка? Да, короткая веселая песенка. Дома вместе с родителями вы придумывали свои частушки. Давайте послушаем, что у вас получилось.

Исполнение частушек, сочиненных совместно с родителями. После каждой частушки дети все вместе поют припев: Нам частушки петь не лень,

                                                                        Мы бы пели целый день!

Муз.рук.: Замечательные у вас получились частушки! Ну а мы встречаем самую старшую, самую большую матрешку – матушку этого почтенного семейства. Она много знает, много умеет и, как все русские женщины, очень любит петь. Не случайно народная мудрость гласит: «Беседа дорогу коротает, а песня – работу». Она поет то одна – соло, то вдвоем – получается дуэт. А то и втроем – это уже трио. Определите, сколько сейчас матрешек поет.

Дидактическая игра «Сколько нас поет» (дети на местах показывают нужное количество пальцев, один ребенок работает с пособием: ставит стрелку на картинку с нужным количеством матрешек) – Приложение 2

Муз.рук.: А за мамой и дочки песню подхватят и получится целый хор. Больше всего любят петь матрешки песню о нашей Родине – России. Давайте и мы им поможем, споем «Песню о России» Г.Струве с солистами. Когда поет хор, а когда солист, покажут сигнальные карточки.

Исполнение: «Песня о России» Г.Струве (выбираются солисты на каждый куплет, чередование солиста и хора происходит согласно сигнальным карточкам, которые показывает музыкальный руководитель – см Приложение 3)

Муз.рук.: Посмотрите, перед нами  вся большая и дружная семья матрешек. Больше ста лет назад придумали их русские мастера - токарь Василий Звездочкин и художник Сергей Малютин. И с тех пор радуют матрешки людей всего мира. Напоминают нам о том, какая нежная и заботливая наша мама, как сильно она любит нас. Желают, чтобы и в наших, пусть небольших семьях мы жили дружно да ладно, друг другу помогали, никого не обижали, друг о друге заботились. Ведь не случайно народная мудрость говорит: «В семье согласно, так идет дело прекрасно». А наша самая маленькая матрешечка, смотрите, уже не плачет, а весело на всех глядит-поглядывает, да  плясать нас всех зовет, ведь «Певцы да плясуны – первые люди на миру»!

Общий танец «Кадриль» муз. В. Темнова

        

Список использованной литературы

  1. Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников.- М.: Просвещение, 1982.
  2. Комиссарова Л.Н., Костина Э.П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников: Пособие для воспитателей и муз. руководителей дет. садов.- М.: Просвещение, 1986.
  3. Музыка и движение: (Упражнения, игры и пляски для детей 5-6 лет)/Авт.-сост.: С.И.Бекина, Т.П.Ломова, Е.Н.Соковнина.- М.: Просвещение, 1983 .
  4.  «Мир, где мечты сбываются» - сайт Олеси Емельяновой: http://www.olesya-emelyanova.ru/index.html

Приложение 1.

Карточки для инструментальной импровизации

Приложение 2.

Пособие «Сколько нас поет?»

Приложение 3.

Сигнальные карточки для сольного и хорового исполнения

                                                                                           

                                                                                                                 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Весёлые матрешки

Слайд 29

Видеопроект Захарчук Н.Б. Г.Череповец


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект музыкального занятия с использованием музыкально-дидактических игр «В гости к Бабушке-загадушке»

Цель: Использовать музыкально - дидактические пособия и игры в различных видах музыкальной деятельности. Развитие музыкальный   слух и координацию движений в игровой формеЗадачи:1. Познакоми...

Конспект музыкального занятия на тему "В гостях у матрешки".

Цель: развивать у детей эмоциональную отзывчивость на знакомые музыкальные  и игровые образы, слух, музыкальную память, коммуникативные навыки.Ход занятия: дети под музыку входят в зал. Матр...

Конспект музыкального занятия для детей 2 младшей группы "Мы с матрешками играем"

Конспект музыкального занятия предполагает приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам  народного творчества и декоративно-прикладного искусства средствами музыки и художественного с...

Конспект музыкального занятия "Красная шапочка в гостях у бабушки" с использованием музыкально-дидактических игр.

Конспект музыкального занятия "Красная шапочка в гостях у бабушки" с использованием музыкально-дидактических игр. Для детей среднего возраста...

Конспект музыкального занятия "Русская матрешка" (4-5 лет)

Привить любовь к народному фольклору, к народной игрушке – матрешке. Увлечь детей игрой, активизировать их внимание и обогащать новыми знаниями....

«В гости к ежику» Конспект музыкального занятия по развитию чувства ритма для детей старшей группы Цель. Развитие музыкально-ритмического слуха у детей старшей группы.

laquo;В гости к ежику»Конспект музыкального занятияпо развитию чувства ритма для детей старшей группы Цель.  Развитие музыкально-ритмического слуха у детей старшей группы.Задачи:- учи...

Конспект музыкального занятия для детей подготовительной группы "Русская Матрешка"

Конспект музыкального занятия для детей подготовительной группы "Русская Матрешка"...