Конспект музыкального занятия для детей 2 младшей группы "Мы с матрешками играем"
план-конспект занятия по музыке (младшая группа) на тему

Конспект музыкального занятия предполагает приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам  народного творчества и декоративно-прикладного искусства средствами музыки и художественного слова,  а также  обогащение  представлений детей об игровых возможностях русской  народной игрушки «Матрешка».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_muzykalnogo_zanyatiya_prozorova_n.a._matreshki.docx32.11 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  

   «Центр развития ребенка - детский сад №90» г. Владимир  

Конспект  музыкального занятия

«Мы с матрешками играем»

для детей младшего дошкольного возраста

(3-4 года)

На тему: «Русская матрешка»

Прозорова Наталия Александровна

                                           Музыкальный руководитель

                                                I квалификационная категория

г. Владимир

2015 год

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Направление -  Музыкально-художественная деятельность

Цель занятия:  Приобщать детей к истокам  народного творчества и декоративно-прикладного искусства средствами музыки и художественного слова,  продолжать обогащать представление детей об игровых возможностях русской  народной игрушки «Матрешка».

Задачи:

Образовательные: средствами музыки обогащать и расширять представления детей о матрешке; обогащать слуховой опыт детей и создавать запас музыкальных впечатлений; приобщать детей к выразительному исполнению не сложных музыкально-ритмических движений, вызывать желание детей с удовольствием участвовать в них и связывать движения с музыкой,  передавая особенности музыкального звучания.

Развивающие: развивать элементарное эстетическое восприятие музыки, эмоциональную отзывчивость на нее, ее характер и настроение на музыкальный образ, доступный ребенку; развивать творческие и познавательные способности, речевые умения и мелкую моторику рук; развивать самостоятельность, активность детей, умение работать в группе.

Воспитательные:  воспитывать  у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с матрёшкой; вызывать  у детей сочувствие к игровому персонажу,  желание помочь ему; воспитывать бережное отношение к игрушке, заботу о ней.

Интегрируемые образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие»,

«Физическое развитие».

Предварительная работа:  Рассматривание матрешек и беседа о матрешке в группе, игры с народными игрушками, разучивание  музыкального материала (приветствие, песни, игры, хоровод).

Демонстрационный материал: мультимедийная презентация к занятию «Мы с матрешками играем» (Приложение 1); набор из 4-х матрешек - вкладышей, большая матрешка из ватмана (высотой 1метр);

Раздаточный материал: матрешки маленького размера (высотой 5-7 см), платочки для хоровода, украшения для сарафана матрешки, детские музыкальные инструменты, шаблоны матрешек для раскрашивания.

 

Ход занятия

    Дети входят в зал друг за другом под звучание р.н.м. «Как у наших у ворот» и останавливаются лицом в  круг.

Исполняется музыкальное приветствие «Здравствуйте»

Муз. руководитель (поет): Здравствуйте, мои друзья! Всех вас рада видеть я,   а теперь, ребята, дружно, поздороваться нам нужно.

Дети: Здравствуйте!

Муз. руководитель: Будем весело играть и в ладошки ударять.      

Проводится  коммуникативная игра "Здравствуйте" 

сл. и муз. М. Картушиной

Здравствуйте, ладошки! – Вытягивают руки, поворачивают ладонями вверх. 
Хлоп-хлоп-хлоп!             - 3 хлопка.
Здравствуйте, ножки!      - Пружинка. 
Топ-топ-топ!                     - Топают ногами. 
Здравствуйте, щёчки!      - Гладят ладонями щёчки.
Плюх-плюх-плюх!           - 3 раза слегка похлопывают по щекам.
Пухленькие щёчки!         - Круговые движения кулачками по щекам.
Плюх-плюх-плюх!           - 3 раза слегка похлопывают по щекам.
Здравствуйте, губки!       - Качают головой вправо-влево.
Чмок-чмок-чмок!             - 3 раза чмокают губами.
Здравствуйте, зубки!        - Качают головой вправо-влево.
Щёлк-щёлк-щёлк!              - 3 раза щёлкают зубками.
Здравствуй, мой носик!     - Гладят нос ладонью.
Бип-бип-бип!                      - Нажимают на нос указательным пальцем.
Здравствуйте, гости!          - Протягивают руки вперёд, ладонями вверх.
Здравствуйте!                     - Машут рукой.

Муз. руководитель: Ребята, посмотрите, в нашем зале появился необычный домик, (обращает внимание детей на изображение домика на экране - Слайд №2) интересно, кто же в нем живет? (дети рассматривают домик, высказывают свои предположения).

Воспитатель: А я предлагаю вам, ребята, позвонить в колокольчик, и хозяева домика выйдут к нам (воспитатель звонит колокольчиком).

На экране появляется изображение нескольких матрешек  (Слайд №2).

Муз. руководитель: Ой, какие красивые куколки,  ребята, а вы знаете, как называются такие игрушки?

Дети: Матрешки!

Муз. руководитель: Правильно, ребята, это – матрешки, они очень веселые и любят играть в разные игры. Я матрешек приглашаю с нами вместе поиграть, приходите к нам матрешки, вас не будем обижать.

(Звучит запись голоса слайда №2)

Матрешки: К вам сейчас придем, ребята.

Посчитаем: «Раз, два, три», мы на стульчиках – смотри!

(Дети подходят к стульчикам, берут матрешек в руки и садятся на стульчики).

Проводится пальчиковая игра-массаж «Мы с матрешками  играем» (авторская разработка Прозорова Н.А.)

Муз. руководитель и воспитатель выполняют действия вместе с детьми.

Мы матрешку в руки взяли          - дети катают матрешек между ладошками

И в ладошках покатали

И вперед, и назад.

Играть с матрешкой каждый рад.

Подружитесь вы, матрешки        - дети поочередно поглаживают каждым            

С каждым пальчиком в ладошке.               пальчиком голову матрешки

А теперь в другую руку               - перекладываю матрешку в другую руку

Мы матрешку все возьмем

Пальчики  другой ладошки         - поглаживают каждым пальчиком

Гладят добрую матрешку                   матрешку по голове

А теперь наша матрешка         - дети слегка поднимают матрешку  и опускают Попляши-ка на ладошке!               ее на ладошку «матрешка танцует»

Покачаем мы матрешку             - дети кладут матрешку на одну ладошку и

Пусть поспит она в ладошке.             накрывают другой рукой, качают.

Воспитатель: А матрешка-то не спит, она мне что-то говорит (прикладывает свою матрешку к уху).  Матрешка просит ребят угадать – танцевать ей или спать.

Муз. руководитель: А мы, ребята, с вами такую игру знаем, что делает матрешка, быстро угадаем. Музыка веселая танцевать зовет, а с медленной и тихой  музыкой матрешка отдохнет.

Проводится музыкально-дидактическая  игра «Что делают матрешки?»

Музыкальный руководитель поочередно исполняет веселую плясовую («Плясовая» р.н.м)  и медленную, тихую музыку( «Колыбельная», муз.

 С. Разоренова).  По звучанию исполненной пьесы, дети отгадывают,   что делают матрешки и выполняют действия в соответствии с музыкой - матрешки танцуют по ладошке детей (веселая музыка), качают матрешку в ладонях (медленная, тихая музыка). После каждого отгаданного  фрагмента музыки, на экране появляется соответствующее изображение (Слайд №3, №4).

Муз. руководитель: Молодцы наши ребятки, отгадали все загадки! А моя матрешка спряталась в ладошке, позову ее «ау!», слышишь, я тебе пою? Нет, не слышит, надо нам ее всем вместе позвать.

Проводится распевание (подготовка голоса к пению) «Ау!»

Музыкальный руководитель проигрывает на фортепиано терцию вниз и вверх и одновременно интонирует  ее голосом на слог «Ау», дети повторяют за педагогом.  

Муз. руководитель: Вот она моя матрешка, спасибо вам, ребята, что помогли ее позвать. Пусть наши матрешки послушают, как мы с вами песенки поем.

(Воспитатель помогает собрать матрешек  на поднос и ставит на столик недалеко от детей).

Исполняется песня «Есть у солнышка дружок» сл. Е. Крагановой,

муз. Е. Тиличеевой; «Кап-кап» сл. и муз. Ф. Филькенштейна.

Муз. руководитель: Интересно, кто еще живет в таком красивом домике? (Слайд №5).

Воспитатель: В колокольчик позвоню, и гостей к нам позову (звонит).

На экране  появляется изображение большой матрешки (Слайд №5 звучит запись голоса матрешки).

Матрешка: Я веселая матрешка,

                   В гости к вам хочу прийти,

                   Но дорожку к вам, ребята,

                   Очень трудно мне найти.

                   Вы похлопайте в ладошки

                   И кричите все: «Матрешка!»

                   Я услышу и приду

                   Вам веселье принесу.

Дети зовут матрешку.

Воспитатель выносит к детям большую матрешку (на экране Слайд №6 )

Муз. руководитель (берет большую матрешку в руки):

-Ой ты барышня-матрёшка,

 Я возьму тебя в ладошки,

 Покажи мне тех девчат,

 Что внутри тебя сидят! (С. Иванов)

Как в большой-большой матрешке, (поочередно достает матрешек и ставит  
Есть поменьше, на немножко,            перед детьми на столик).
Ну а в ней – еще немножко,
Ну а в ней – матрешка-крошка,
Ну а в крошке – никого.
Их четыре же всего. (Р. Карапетьян)

Любят музыку матрешки, принесли они нам ложки, колокольчик, бубен, да  погремушку – звонкую игрушку. Инструменты мы возьмем, и в кружок играть пойдем. (Дети выбирают инструмент для игры, и встают в круг).

Исполняется оркестр «Музыканты мы сейчас»  сл. и муз. Г. Вихаревой (Приложение 3) 

Муз. руководитель: В домике нашем еще кто-то живет. Позвоним мы в колокольчик, позовем сюда гостей.

Воспитатель звонит в колокольчик. На экране появляется матрешка, сарафан которой не раскрашен (Слайд №6, звучит запись голоса матрешки).

Матрешка: Здравствуйте, мои хорошие, ребятки красивые, пригожие!

                    Поиграть хочу я с вами,

                    Да только нет украшений  на моем сарафане.

Муз. руководитель: Выходи, матрешка, к нам. Мы с ребятами поможем украсить твой сарафан, станешь ты такой же красивой, как твои сестрицы – матрешки.

Воспитатель вносит большую матрешку, сделанную из ватмана и ставит в середину круга детей (на экране Слайд №7).

Муз. руководитель: Ребята,  вот какие у меня красивые цветочки, ими мы с вами украсим нашу матрешку (дети берут цветы и украшения с наклеенной с другой  стороны рисунка липкой лентой и крепят на сарафан).  

Муз. руководитель: Вот какая красивая стала наша матрешка! Ребята, а вам нравится?

Ответ детей.

Муз. руководитель: Мы платочки все возьмем, вокруг матрешки танцевать начнем.

Исполняется «Танец с платочками» 

Муз. руководитель (помогает детям собрать платочки в корзинку): Мы платочки аккуратно соберем в корзинку…Ой, кажется в нашей  корзинке кто-то спрятался, (достает небольшую матрешку из-под платочков), кто это, ребята?

Дети: Матрешка!

Муз. руководитель: Наверное, матрешка захотела с вами, ребята, поиграть. Мы в кружочек встанем, с матрешкой поиграем.

Проводится игра  «Матрешка, ты где?» [1] (Приложение 5)

После игры муз. руководитель спрашивает детей, кто приходил сегодня на занятии к ним в гости, что им больше всего понравилось, предлагает еще раз рассмотреть матрешку из ватмана, «случайно» находит под сарафаном, небольшие шаблоны матрешек для раскрашивания, предлагает раскрасить этих  матрешек в группе с воспитателем.[2]

Муз. руководитель: А теперь, мои друзья, попрощаться нам пора

                                   (поет) До свидания!

Дети: (поют) До свидания!

Под звучание р.н.м. «Как у наших у ворот» дети покидают зал.

Список использованной литературы

1.Бондаренко Т.М.  «Комплексные занятия в младшей группе детского сада»      

   ТЦ Учитель. Воронеж 2009.

2. Волчкова В.Н.,  Степанова Н.В. «Конспекты занятий во второй младшей  

    группе детского сада».

3. Картушина М.Ю. Русские народные праздники в детском саду.

     Москва, 2008.

4. Кравцова Е.Е. «Разбуди в ребенке волшебника» Москва, Просвещение 1996.

5. Чусовская А. Н. «Знакомство с народным изобразительно-прикладным

     искусством в ДОУ» АРКТИ. 2014.

6. Ресурсы интернета:

     http://nsportal.ru/

     http://www.maam.ru/

     http://dohcolonoc.ru/ 


[1] Можно постепенно усложнять игру, включив вторую и третью матрешку-вкладыш.

[2] В качестве  сюрпризного момента можно положить в сарафан матрешки угощение для детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект музыкального занятия для детей младшего дошкольного возраста с применением ИКТ и технологии элементарного музицирования "Трусливый заяц"

АннотацияКонспект непосредственно образовательной деятельности образовательной области «Музыка»Автор: Усольцева Ольга Юрьевна, музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад № 38» г.Березники, Перм...

Конспект музыкального занятия для детей младшего дошкольного возраста "На поиски цыплят"

Конспект музыкально-ритмического  занятия для детей младшего дошкольного возраста"На поиски цыплят"Цель. Способствовать развитию эмоционального отклика на музыку через театрализованную деятельнос...

Конспект музыкального занятия для детей младшего возраста "День рождения елочки"

Конспект для занятия с детьми младшего дошкольного возраста....

КОНСПЕКТ МУЗЫКАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ для детей младшего дошкольного возраста «ДАВАЙТЕ ПОИГРАЕМ»

         Цель: Развитие и формирование музыкальных и творческих способностей.Задачи:—  вызывать у детей положительные эмоции во время занятия музыкальной дея...

Конспект музыкального занятия для детей подготовительной группы "Русская Матрешка"

Конспект музыкального занятия для детей подготовительной группы "Русская Матрешка"...

Конспект музыкального занятия для детей младшего дошкольного возраста "В поисках мышат"

Конспект музыкального занятия для детей младшего дошкольного возраста «В поисках мышат» Цель: Развитие эмоциональной отзывчивости на музыкальном занятии. Задачи: - побуждать к эмоциональной отзывчи...

Конспект музыкального занятия для детей младшей группы. Название: "Вот, как мы умеем!"

Цель. Пассивно обучать родителей приёмам игрового взаимодействия с детьми. Пробуждать интерес детей к игре и желание действовать вместе с взрослым.Задачи. Формировать у детей коммуникативные навы...