"Музыкальная деятельность как средство коммуникативного развития дошкольников"
статья по музыке по теме

Перетолчина Нина Александровна

 

      По определению известного  психолога Р.С.Немова, коммуникативные способности – это умение и навыки общения человека с людьми.
Общение является важным условием психологического развития человека, формирование его личности, его социализации. Умение общаться – важное качество для человека и особенно для ребенка.
Коммуникативные способности – это те способности, которые можно и нужно развивать, нужно учить детей умению общаться, учить культуре общения, и начинать как можно раньше. Необходимо использовать для этого различные виды деятельности , в том числе и музыкальную.
     Развитию коммуникативных способностей способствует «Музыкотерапия».
Музыкотерапия – особая форма с детьми, с использованием музыки в любом виде ( прослушивание, пение, игра на музыкальных инструментах).
     Музыкотерапия – дает возможность активизировать ребенка, преодолевать неблагоприятные установки и отношения, улучшать эмоциональное отношение. Музыкотерапия помогает наладить отношения между педагогом и ребенком, между сверстниками, развивает чувство внутреннего контроля, открывает новые способности, повышает самооценку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nina_aleksandrovna.doc35.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

              МАДОУ «Детский сад № 15 с.Кабанск»

Перетолчина Нина Александровна, музыкальный руководитель    

«Музыкальная деятельность  как  средство развития

коммуникативных способностей»

      По определению известного  психолога Р.С.Немова, коммуникативные способности – это умение и навыки общения человека с людьми.

Общение является важным условием психологического развития человека, формирование его личности, его социализации. Умение общаться – важное качество для человека и особенно для ребенка.

Коммуникативные способности – это те способности, которые можно и нужно развивать, нужно учить детей умению общаться, учить культуре общения, и начинать как можно раньше. Используя для этого различные виды деятельности , в том числе и музыкальную.

     Развитию коммуникативных способностей способствует « Музыкотерапия».

Музыкотерапия – особая форма с детьми, с использованием музыки в любом виде,( прослушивании, пении, игре на музыкальных инструментах).

Музыкотерапия – дает возможность активизировать ребенка, преодолевать неблагоприятные установки и отношения, улучшать эмоциональное отношение. Музыкотерапия помогает наладить отношения между педагогом и ребенком, между сверстниками, развивает чувство внутреннего контроля, открывает новые способности, повышает самооценку.

Основные направления в музыкотерапии- это слушание музыки и исполнительство.

К слушанию музыки относятся:

  -  беседы или занятия, когда музыка звучит как фоном;

  -  специально прослушивание музыкальных произведений или фрагментов с     анализом  услышанного;

Музыкотерапия подразделяется на активную и  пассивную.

Активная индивидуальная музыкотерапия  - целью которой  - является преодоление коммуникативных расстройств, она  осуществляется в виде занятия  педагога  музыкой совместно с ребенком.

 Пассивная музыкотерапия – представлена следующими видами:

 Музыкопробуждение:

  - включение  записи  произведений с  мажорным, солнечным звучанием, в  момент  приема  детей  в  детский  сад, и тихой, нежной  легкой музыки в  момент  пробуждения после  дневного сна.

 Музыкосон:

 - прослушивание сдержанной, успокаивающей  музыки  при организации дневного  сна  детей.

Музыконаслаждение:

- слушание  релаксационных музыкальных  произведений,  включающих звуки природы  леса, воды, подбор классических произведений  для физического и психологического  оздоровления.

При  восприятии музыки обращается внимание детей на культуру слушания (умение слушать вдумчиво, высказываться только по окончании звучания, слушать не перебивая друг друга).

 Начиная знакомиться  с детьми  ясельной группе, я использовала песню « Ладошечка» на мелодию русской народной песни « Я на горку шла». Эта песня - упражнение способствует  установлению теплых, доверительных отношений между муз. руководителем и ребенком.

                    1.Дай ладошечку, моя крошечка,

                       Я поглажу тебя по ладошечке.

                    2. На- ладошечку, моя крошечка,

                        Ты погладь меня по ладошечке.

В пении используются методические приемы, развивающие умение слушать товарища, подстраивать свой голос под его пение, такие как пение по куплетам, по очереди мальчики и девочки, передавая волшебную палочку, пение в небольшом ансамбле  с солистами, творческие задания «спой свое имя»,  « придумай и спой свою песенку», « спой и сыграй на металлофоне  песенку дождя, капелек» на кружке  и т.д.

Хоровое пение является эффективнейшим средством воспитания не только эстетического вкуса, но и инициативы, фантазии, творческих способностей детей. Хоровое пение воспитывает чувство  коллективизма, дружбы, оказывает на детей организующее и дисциплинирующее воздействие.

При  игре на музыкальных инструментах  дети активно общаются между собой, между ними – возникают  коммуникативно - эмоциональные  взаимо- отношения. Игра в оркестре помогает детям научиться  исполнять музыкальные произведения слаженно, не выделяясь из общего звучания.

В музыкально – ритмической деятельности делается акцент на привитие навыков культуры поведения: мальчиков – умение пригласить девочку на танец, и проводить на место по его окончании: девочкам – умение принять приглашение, или отказать не обидев партнера.

В работе по музыкально- ритмическому воспитанию детей мы используем разнообразный репертуар: упражнения, игры, парные танцы, сюжетные пляски и т.д. Среди всего этого разнообразия  коммуникативные танцы – игры занимают особое место. Поскольку они и развивают, и развлекают.

Каковы же особенности  коммуникативных танцев- игр?

Во – первых, это, в основном, танцы с несложными движениями, включающими элементы невербального общения, смену партнеров, игровые задания и т.д. движения и фигуры в таких плясках очень просты, доступны, для исполнения даже маленьким детям. В этих танцах как правило, есть игровые сюжеты, что еще более облегчает их запоминание.

 В коммуникативных танцах – играх ( помимо развития музыкального слуха, выразительности движений, ориентировки в пространстве и т.д.) могут быть эффективно реализованы следующие направления воспитательной работы:

  • Развитие динамической стороны общения: легкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению:
  • Развитие эмпатии, сочувствия к партнеру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения;
  • Развитие позитивного самоощущения, что связано с состоянием  раскрепощенности, уверенности в себе, ощущением собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе, сформированной положительной самооценки.

Поскольку многие коммуникативные танцы построены, в основном на жестах и движениях, которые в житейском обиходе выражают дружелюбие, открытое отношение людей друг другу. То в целом они производят положительные, радостные эмоции. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, еще более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и, тем самым, нормализации социального климата в детской группе.

Такие танцы как, пляска « Приглашение», танец- игра « Плетень», танец-  игра  « Найди себе пару», игра  « Ищи» решают такие задачи: развитие слухового внимания, самостоятельности, ориентировки  в пространстве, чувства ритма, культуры  поведения.

Танец « Доброта» - развитие музыкального слуха, чувства ритма, воспитание  дружелюбных отношений, развития внимания, быстроты реакции.

Есть такие танцы, например « Потанцуй со мной, дружок»,( становись скорей в кружок, потанцуй со мной дружок, шаг назад шаг вперед и на месте поворот),которые могут танцевать все, и без определенной  подготовки  ( в тексте проговариваются все движения)для детей старших групп, их можно использовать в работе с детьми на утренниках с родителями.

Ценность и польза коммуникативных танцев – игр очевидна, использовать их можно в самых разнообразных формах работы детьми- и на занятиях, для совместных игр – танцев, старших  детей с младшими, детьми с родителями,  на праздниках, и развлечениях . Дети и родители с большим удовольствием танцевали вместе танец «Приседай» (поплясать становись, и дружку поклонись) в конце 1 младшей группы на концерте. Во 2-й младшей и средней группах использовали  танец «Разноцветная игра». А в старших на празднике для мам, приглашали  мам  на вальс.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс Использование музыкальных пальчиковых игр в непосредственно образовательной деятельности как средство речевого развития дошкольников с ОВЗ

Цель мастер-класса:  ознакомление педагогов с музыкальными пальчиковыми играми, используемыми в непосредственно образовательной деятельности....

«Театрализация, как средство коммуникативного развития дошкольников младшего возраста».

«Театрализация, как средство коммуникативного  развития дошкольников младшего возраста».Театр для ребенка – это всегда праздник, яркие незабываемые впечатления. Ведь театрализованная деятельность...

Коммуникативные танцы и музыкальные игры как средство творческого развития дошкольника.

Коммуникативные танцы и музыкальные игры как средство творческого развития дошкольника....

Статья "Интерактивный стол как средство коммуникативного развития дошкольников"

В статье описывается опыт использования интерактивного стола как средства коммуникативного развития детей дошкольного возраста, имеющих тяжелые нарушения речи. Опубликована в соавторстве в сборнике &q...

Театрализованная деятельность как средство коммуникативного развития ребенка дошкольника

Театрализованная деятельность стимулирует активную речь за счёт расширения словарного запаса, работы по совершенствованию артикуляционного аппарата и расширения зоны общения (с игрушками, сверстниками...