Формирование двигательных навыков у дошкольников
статья по музыке на тему

Данная статья посвящена теме формирования двигательных навыков у дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dvigatelnye_navyki_3.doc40 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Формирование двигательных навыковов у дошкольников

Музыкальному руководителю приходится решать задачи эстетического, нравственного воспитания детей средствами музыки и вместе с тем большое внимание уделять вопросам физического развития, добиваться слаженности в движениях детей.

        

Кроме игр и плясок в музыкальные занятия  я включаю большое количество общеразвивающих упражнений с предметами  (флажки, ленты, обручи, мячи), упражнения в ходьбе, беге, прыжках,

различные перестроения. Всё это помогает совершенствовать движения детей, их координацию.

 Однако, мой опыт показал, что такой результат возможен лишь в том случае, если музыкальный руководитель владеет методикой физического воспитания, хорошо ориентируется в программных требованиях для каждой возрастной группы по физкультуре и работает в контакте с воспитателями.

    В своей работе я часто сталкиваюсь с тем, что требования воспитателя или физкультурного руководителя и музыкального руководителя к движениям, выполняемым детьми, различны. Так, музыкальный руководитель  добивается, чтобы дети ходили свободным, естественным шагом под марш, а воспитатель и инструктор физкультуры считают, что маршировать - значит ходить  высоко поднимая колени  и размахивая руками.

Мне пришлось пересмотреть свою работу, проработать программму по физическому воспитанию детей, сравнить требования музыкального и физического воспитания по развитию движений. В программе этих двух видов детской деятельности дополняют друг друга. Я поняла, что ошибки это следствие того, что, мы, музыкальные педагоги, недостаточно хорошо ориентируемся в программе по другим видам деятельности. Только знание программных требований по физическому воспитанию, обогащению движений эмоциональным музыкальным содержанием (сопровождением) помогли мне научить детей выполнять все задания чётко, непринуждённо, выразительно, сделать этот вид деятельности радостным для детей.

 Чтобы выяснить причины неудачи, я стала посещать физкультурные занятия инструктора по физической культуре нашего детского сада. Оказалось, что руководитель каждый раз назначала ведущих для перестроения в коллоны. Дети становились более внимательными. Я так же стала применять этот способ  на занятиях утренней гимнастикой под музыку.

В средней группе при разучивании музыкально – ритмического движения «поскоки» я столкнулась с тем, что только самые развитые физически дети овладели этим движением легко. Остальным детям «поскок» не давался. Одни ребята заменяли его галопом, другие делали поскок только одной ногой, а другой делали шажок. Вместе с руководителем физической культуры обсудили, какие упражнения можно ввести в физкультурное занятия, чтобы дети как можно быстрее освоили движение. На утренней гимнастике предложила высокий шаг (ходьбу с высоким подниманием колен), после  чего дети переходили на поскок. Также на физкультуре дети выполняли эти движения из положения лёжа, т.е. поднимали поочерёдно согнутые  в колене ноги.

    После того, как ребята стали легко выполнять упражнение, предложила им выполнять его под русские народные потешки. Воспитатели в группе выучили с детьми некоторые потешки. Игровая ситуация, создаваемая потешками значительно повысила интерес к заданию. Например, народная потешка – «Скок – поскок»

                 

                     Скок – скок – поскок,

                     Сколочу мосток,

                     Серебром замощу,

                     Всех ребят пущу.

Скок – скок – поскок, молодой дроздок,

По водичку пошёл, молодичку нашёл,

Молодиченька – невеличенька,

Сама с вершок, голова с горшок.

Эти потешки вызывают желание действовать, принять участие в игре, а всё это способствует успешному выполнению поскока.

 

Для себя я сделала вывод, что элементарная игра со словом помогает детям легче освоить  музыкально – ритмические движения.

   

Для закрепления прямого галопа в младшей группе  можно использовать следующюю потешку:

                      Ваня, Ваня, простота,

                      Купил лошадь без хвоста,

                      Сел задом – наперёд,

                       И поехал в огород.

Из – за леса из – за гор едет дедушка Егор.

Сам на лошадке, жена на коровке,

Дети на тележке щёлкают орешки.

 

                (произносить слова может воспитатель)

Ещё одну трудность ( слабое ориентирование в пространстве при ходьбе) преодолевали вместе с воспитателями. Обратила внимание, что дети в младшей группе никак не могут научиться ходить по краям площадки – всё время сбиваются к центру. Стала применять такой способ, как « зрительный ориентир». На занятия к малышам стали приходить их любимые игрушки. По всем четырём углам мы рассаживали на стульчики «игрушечных зрителей», которые наблюдали за тем, чтобы дети ходили  правильно. Вскоре дети научились самостоятельно держать круг.

Очень сложным для детей являются движения рук. Особенно трудно добиться плавных, пластичных движений. Руки у детей, чаще всего, напряжены, движения ими скованы.  Посещая физкультурные занятия, заметила, что выполняя движения с лентами, платочками , движения детей неуклюжи. Я предложила педагогу по физической культуре выполнять эти движения под музыку русских народных песен. Например таких:

 

 « Дуют, дуют, ветры..»,  « Во поле берёза стояла…»,  « Ходила  младёшенька по борочку..»

        После нескольких занятий под музыку, движения детей заметно улучшились, стали более непринуждённее, мягче.

     

Наши воспитатели многое делают для того, чтобы дети приобрели правильную осанку. Я, например, слежу за осанкой детей во время пения.

Поинтересовалась также, какие элементы корригирующей гимнастики включает на своих занятиях  педагог по физической культуре. Продумала, каким образом можно усилить влияние на формирование осанки детей во время музыкальных занятий.

  Так, в игре «Не шевелись!» (бег под музыку с остановкой по её окончании) я привлекла внимание детей к выполнению таких фигур, как «бабочки» (пятки вместе, носки врозь, руки отведены назад), « Самолёт летит» (пятки вместе, носки врозь, руки в стороны), «самолёт приземлился» ( на одно колено, руки в стороны), «Цапля» ( стоят на одной ноге, руки в стороны), «Дерево» (пятки вместе, носки врозь, руки поднять вверх, смотреть на кисти рук) и т.д..

Для закрепления этих навыков, воспитатели на прогулке так же организовывают подобные игры, так как резкая остановка, после непродолжительного легкого бега, в определённой позе,способствует укреплению мышц корпуса, формированию осанки.

   Наша совместная работа (музыкального руководителя, руководителя физической культуры и воспитателей), единство требований, плотность и динамичность физкультурных и музыкальных занятий позволяют нам более эффективно реализовывать программные требования по воспитанию физической и музыкальной культуры детей.

             

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Использование культурно – образовательного пространства групповых помещений для формирования двигательных навыков.

В дошкольном возрасте закладываются основы крепкого здоровья, правильного физического развития, высокой работоспособности. В эти годы происходит становление двигательной деятельности, а также начально...

Организация коррекционно-развивающей работы по формированию двигательных навыков с детьми раннего возраста с ЗПР в условиях «Дома ребенка»

Одним из основных условий хорошего физического развития ребенка раннего возраста с ЗПР является своевременное и всестороннее развитие его движений. Растить детей здоровыми и сильными – задача каждого ...

Формирование двигательных навыков у дошкольников Методика обучения детей основным движениям.

На современном этапе развития общества выявлена тенденция ухудшения здоровья детей. Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье как полное физическое, психическое и социально...

Формирование жизненно необходимых двигательных навыков у дошкольников на занятиях по физической культуре

Опыт работы по формированию жизненно необходимых двигательных навыков у дошкольников  на занятиях  по физической культуре...

Консультация: "Взаимодействие с родителями по формированию двигательных навыков дошкольников"

Мною была проведена консультация для родителей,как с интересом и пользой для ребенка сформировать двигательные навыки....