Музыка, игра, общение.
статья (подготовительная группа) на тему

Кислицына Светлана Анатольевна

Материал по развитию навыков общения дошкольников и определения степени готовности к общению со сверстниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл музыка, игра, общение25.61 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыка, игра, общение.

          Общение – это одна из основных психологических категорий. Ребёнок становится личностью в результате взаимодействия с другими детьми. Через коммуникацию происходит развитие сознания и высших психологических функций. Умение ребёнка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей; благодаря общению ребёнок не только познаёт другого человека (взрослого или сверстника), но и самого себя.

           Музыка  – пожалуй, самое действенное и организующее средство общения. Восприятие музыки не требует предварительной подготовки и доступно детям. Именно этот вид творческой деятельности ярко и эмоционально окрашен, включает различные способы взаимодействия ребенка,  как с взрослыми, так и с детьми своего возраста (совместное пение, музицирование, музыкальные игры), помогает детям лучше узнать друг друга.

           Игровая  деятельность развивает эмоциональную сферу дошкольников, помогает развитию коммуникативных способностей, усвоению новых требований и правил, коррекции личностных черт детей. Если ребёнок эмоционально раскован и свободен, он открыт к общению и к выражению себя.

           Музыкальные игры (коммуникативные подвижные, малоподвижные, организующие, дидактические) снимают психоэмоциональное напряжение, воспитывают навыки адекватного группового поведения, то есть социализируют ребенка.

          Музыкально - дидактическая игра - одна из форм развития у детей музыкальных и коммуникативных способностей. Такая игра имеет две цели: одна из них - обучающая, которую преследует взрослый, другая - игровая, ради которой действует ребенок.

Музыкально-дидактическая игра дает возможность не только выявления уровня развития музыкальных способностей, но и уровня социально-психологического развития ребенка (коммуникативности). Другими словами - деликатное диагностирование (на фоне  игры).

Музыкально-дидакические  игры  для определения готовности детей к общению.

Критерии:

-легкость вступления в контакт - характеризуется свободой и естественностью в установлении контактов;

-инициативность общения - характеризуется способностью к самостоятельным, активным действиям в совместной деятельности и в общении, умении преодолевать стеснение, оказавшись в центре внимания;

-эмпатия в общении - характеризуется умением определять эмоциональное состояние другого человека, относиться к другим людям сочувственно и доброжелательно.

«Тряпичная кукла»

(Дети объединяются в пары).

Ход игры: один ребёнок в паре изображает тряпичную куклу – мягкую, расслабленную, которой легко управлять. Второй ребёнок играет с «куклой», придумывает для нее движения и управляет ею под звучащую музыку. При повторе игры дети меняются ролями.

Правильность выполнения игрового задания: «кукла» полностью доверяет своему партнеру, не напрягается, не зажимается, позволяет управлять собой. Ребёнок, который играет с «куклой», выполняет свою роль ответственно: старается не причинить ей боль, придумать для нее удобную и эстетически выигрышную позу.

 

«Найди пару»

Ход игры: дети стоят в произвольном порядке, договорившись предварительно, кто из них будет ведущими, а кто ведомыми.

С началом звучания музыки ведомые закрывают глаза и протягивают вперед руки. Каждый ведущий берет за руки любого партнера и под музыку водит его в различных направлениях. По правилам игры, ведущие должны время от времени менять своих партнеров. Ведомые с закрытыми глазами стоят на месте и ждут, когда их найдут новые партнеры и поведут под музыку. При повторе игры ведущие и ведомые меняются ролями.

Правильность выполнения игрового задания: ведомые не открывают глаз, не подают никаких сигналов, не проверяют, кто и куда их ведет, т.е. полностью доверяют своим партнерам по игре. Ведущие ведут свою пару аккуратно, осторожно, избегая препятствий, а также заботятся о том, чтобы никто не остался стоять в одиночестве.

«Имена»

Ход игры: дети стоят по кругу лицом к центру.

Ведущий делает шаг вперед и представляет свое имя в каком-либо образе («Марина – как море», «Юля – как юла», «Антон – как мерседес» и т.д.), а затем выражает этот образ жестами, движениями, мимикой, выразительной интонацией. Остальные – в точности его копируют. Роль ведущего передается каждому по очереди по кругу.

Правильность выполнения игрового задания: оригинальные, положительные образы своего имени, уверенность, четкость интонаций, удовольствие от демонстрации своего придуманного образа и внимания к себе  всех присутствующих.

«Миксер»

Ход игры: дети стоят парами, держась за руку партнера, в произвольном порядке.

1-2 такты - шагают парами в такт музыке в произвольном направлении.

3 такт - четыре шага в направлении друг от друга.

4 такт - три хлопка, затем три притопа.

5-6 такты - кружатся со своим партнером, соединив правые руки.

7-8 такты - находят нового партнера и кружатся с ним, соединив левые руки.

Танец повторяется несколько раз. Особый азарт этой танцевальной игре придает непарное количество участников. В этом случае при каждом повторе танца кто-то рискует остаться без пары, что, с одной стороны, активизирует игроков-танцоров, а с другой, - учит с юмором и оптимизмом относиться к временному проигрышу (и импровизировать танцевальные движения самостоятельно, без пары).

Правильность выполнения игрового задания: в каждом новом повторе танца дети стараются найти нового партнера, а не выбирают одних и тех же. Если танцор остался без пары, то не стоит на месте, а либо быстро разыскивает такого же одиночного танцора и создает с ним пару, либо импровизирует танцевальные движения самостоятельно, без пары.

 

 «Зеркало»

Ход игры: дети встают в пары лицом друг к другу и распределяют роли: один из играющих – «зеркало», а другой – «дама» или «кавалер», собирающийся на бал (или исполняющий любой другой образ и действия). «Зеркало» должно в точности копировать движения своего партнера по игре. При смене образно-игровой ситуации партнеры меняются ролями.

Затем включается музыкальное сопровождение и детям предлагается «нарисовать» звучащую музыку. Ведущий в паре импровизирует движения под музыку – рисует ее, а  «зеркало» воспроизводит движения. В процессе игры партнеры  меняются ролями («теперь ты – зеркало»).

Играя в эту игру, можно вставать не только друг против друга, но и рядом, в одну линию. В этом случае «зеркалу» нужно боковым зрением наблюдать за партнером, предугадывая его движения, а «художнику», рисующему музыку, в своих движениях ориентироваться на партнера. В игре могут быть использованы различные предметы: газовые шарфики, надувные шарики, цветы и т.д. Предмет будет конкретизировать музыкальный образ, делать его наглядным.

Правильность выполнения игрового задания: «зеркало» предугадывает движения партнера, как и «художник», рисующий музыку, ориентируется на партнера в своих движениях.

«Магниты»

Ход игры: дети стоят по одному в произвольном порядке; в руке у каждого по два камешка.

Звучит музыка, и  дети «рисуют» мелодию в воздухе своими камешками как мелками. Затем педагог предлагает детям представить, что камешки в их руках – магниты, и они могут притянуть к себе другие камешки, которые в руках у других детей, и они будут двигаться вместе. Под звуки музыки дети находят себе партнера  и «рисуют» камешками-магнитами в паре. Когда им захочется расстаться и сменить партнера, они говорят друг другу «пока» и дважды ударяют по камешкам.

Правильность выполнения игрового задания: импровизация движений,  выразительные линии рук, «рисующих» музыку, выразительные варианты совместного пластического творчества, предугадывание движений партнера, подстройка друг к другу, ориентация на партнера в  движениях.

«Главный стульчик»

Ход игры: дети сидят на стульчиках, расставленных по кругу, лицом к центру. Количество стульчиков точно совпадает с количеством детей. Один из стульчиков назначается стулом ведущего (это можно сделать с помощью считалки).

Первая часть танца-игры связана с импровизацией жестов и поз ребенка, оказавшегося на стуле ведущего. Поза принимается и фиксируется на звук в конце каждой музыкальной фразы. Остальные участники игры копируют позу ведущего, сидя на своих стульчиках.

Во второй части характер музыки меняется: она становится подвижной и веселой. Дети бегают под музыку в кругу и между стульчиками. К концу второй части каждый должен сесть на оказавшийся рядом стул.

Звучит музыка первой части, и ребенок, севший на стул ведущего, показывает движения. Игра повторяется.

Правильность выполнения игрового задания: оказавшийся на стуле ведущего без смущения и заминок выразительно показывает оригинальные движения под музыку, получает удовольствие от выполнения роли ведущего.

         

        Дети, зачастую, в разной степени испытывают трудности в выполнении правил предложенных им игр, проявляют агрессию по отношению к сверстникам,  имеются застенчивые и замкнутые дети. В связи с этим необходимо:

- работу по развитию навыков общения  у дошкольников проводить посредством включения в музыкальную деятельность музыкальных коммуникативных игр.

- создавать условия, необходимые для возникновения музыкальных коммуникативных игр (периодически вносить необходимое оборудование, музыкальные инструменты; прослушивать с детьми музыкальное сопровождение к таким играм и др.).

-  в процессе игр осуществлять умелое руководство, оставаясь при этом равноправным участником.

        Музыкальные коммуникативные игры — это игры с использованием музыки, основной задачей которых является включение детей дошкольного возраста в межличностные отношения, создание условий для свободного и естественного проявления их индивидуальных качеств.

Музыкально-коммуникативные игры для развития навыков общения.

  • Способствовать развитию интереса к сверстникам.
  • Приобщать к совместной деятельности.
  • Формировать у детей потребность в общении.

«Доброе утро»

  1. Доброе утро! Привет, привет! – (помахивают руками)

Доброе утро! Большой привет!(2 раза)
Припев:Здравствуйте, здравствуйте!

С добрым утром, здравствуйте!(2 раза) – (кружатся
взявшись за руки)

2.  Здравствуйте, ручки! Привет, привет! – («ладушки»)

Здравствуйте, ручки! Большой привет!(2 раза)
Припев:
Здравствуйте, здравствуйте!

С добрым утром, здравствуйте!(2 раза)

3. Здравствуйте, ушки! Привет, привет! – (дотрагиваются до ушей)

Здравствуйте, ушки! Большой, привет!(2 раза)
Припев:Здравствуйте, здравствуйте!

С добрым утром, здравствуйте!(2 раза)

4. Здравствуйте, плечи! Привет, Привет! – (дотрагиваются до  плеча)

Здравствуйте, плечи! Большой, Привет! (2 раза)
Припев:
Здравствуйте, здравствуйте!

С добрым утром, здравствуйте!(2 раза)

И так далее.

«Как тебя зовут»

Дети стоят парами лицом друг к другу.

Если добрый день с утра («пружинка»)

- топ, топ, топ - хлоп, хлоп, хлоп  (движения по тексту)
Поиграть пришла пора(«пружинка»)

- топ, топ, топ - хлоп, хлоп, хлоп  (движения по тексту)
Здравствуй, здравствуй, милый друг («пружинка»)

- топ, топ, топ - хлоп, хлоп, хлоп  (движения по тексту)
Как тебя зовут?
(слова обращены к одной из танцующих пар, в ответ они
пропевают  свое имя)

-Анеч - ка!

- Ми - шень - ка!

Игра повторяется, пока не споют все дети.

«Здравствуй, мой дружочек»

Здравствуй, мой дружочек– (ребенок протягивает руки вперед ладонями
вверх)

Здравствуй, мой дружочек- (второй протягивает руки к нему, кладет ладонь на ладонь)

Улыбнись скорей (2 раза) – (раскачивают руки)
Здравствуй, мой дружочек
(2раза) – (то же)

Лучший из друзей (2 раза )– (раскачивают руки)

Припев:

Давай с тобой подружимся - да, да, да

(кружатся «лодочкой»)

Давай с тобой подружимся - да, да, да (кружатся в другую сторону)

В ладоши поиграем мы - да, да, да (играют в «ладушки»)

И друга поменяем мы - да, да, да (машут руками прощаясь)

И переходят по часовой стрелке к другому партнеру. Игра продолжается до окончания музыки.

«Мы танцуем возле сливы»

Мы танцуем возле сливы (3 раза) - солнечным осенним днем.
Так мы кружимся на месте
(3 раза) - солнечным осенним днем.
Так мы топаем ногами
(3 раза)- солнечным осенним днем.
Так мы хлопаем руками
(3 раза) - солнечным осенним днем.
А   так мы моем руки
(3 раза) - солнечным осенним днем.
Так мы руки вытираем
(3 раза) - солнечным осенним днем.
Так мы руки вытираем и бежим скорее к маме.
По хлопку ведущей дети бегут и садятся на стульчики.

«Подари улыбку»

1-й вариант.

По дорожке я иду и улыбку всем дарю (начинающий игру  красиво проходит через зал к любому напротив сидящему ребёнку)

Улыбнись и ты скорей, вместе будет веселей  (с улыбкой кланяется, протягивает руку и выводит друга в центр зала)

Под музыку дети кружатся в паре. Затем идут приглашать («дарить улыбку») другого любого ребёнка и танцуют уже две пары. Игра продолжается, пока все дети не выйдут в круг.

2-й вариант.

По дорожке я иду и улыбку всем дарю (начинающий игру  красиво проходит через зал к любому напротив сидящему ребёнку)

Улыбнись и ты скорей, вместе будет веселей  (с улыбкой кланяется, протягивает руку и выводит друга в центр зала)

Дети встают спиной друг к другу. На счёт «три» поворачивают голову в любую сторону. Если в одну сторону – обнимают друг друга, если повернулись в разные стороны – пожимают друг другу руку.

«Если нравится тебе»

Дети сами придумывают и показывают каждый своё движение.

Если нравится тебе, то делай так - (любое движение  на раз-два, например: хлоп-хлоп, шлёп-шлёп, топ-топ и т.д.)

Если нравится тебе, то делай так –

                                                     (хлоп-хлоп…)

Если нравится тебе, то и другому покажи.

Если нравится тебе, то делай так – (хлоп-хлоп…)

Повторяется 3 раза с разными движениями.
(Для окончания:
Все движения показанные детьми объединяются.)

«На зелёном на лугу»

На зелёном на лугу пляшет ... (Имя девочки или мальчика) в кругу,

А мы песенку поем и в ладоши громко бьем.

(Дети двигаются по кругу «боковым галопом»)

(Имя)..., веселей! Своих ножек не жалей! (хлопают в ладоши, в кругу ребенок танцует используя любое танцевальное движение, следующие дети не должны повторяться)

Поклониться не забудь! (кланяется)

Выбирай кого-нибудь!

(Приглашает любого стоящего в кругу выводит его в центр, сам становится на его место)

«Сердечко»

Дети поют песенку и передают бережно бутафорское сердечко по кругу.

Катись-катись сердечко, по нашему кружочку,

Найди-найди сердечко для себя дружочка.

У кого сердечко оказалось с окончанием песенки, тот признаётся в любви маме или лучшему другу, подруге)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыка в общении с ребенком (консультация для родителей)

Музыка в общении с ребенком (консультация для родителей)...

Консультация для родителей "Музыка в общении с ребенком"

Музыка в общении с ребенком. Музыка дарит и родителям, и детям радость совместного творчества, насыщает жизнь яркими впечатлениями. Не обязательно иметь музыкальное образование, чтобы р...

Музыка в общении с ребёнком Путешествие в удивительный мир музыки

Музыка дарит и родителям, и детям радость совместного творчества, насыщает жизнь яркими впечатлениями. Не обязательно иметь музыкальное образование, чтобы регулярно отправляться с вашим малышом в удив...

Музыка в период беременности. Музыка в общении с грудным ребёнком.

Период вынашивания ребёнка – это не только время радостного ожидания, но и процесс формирования будущего человека. Развитие ребёнка до рождения происходит через ежедневные переживания беременной женщи...

Музыка в общении с ребенком

Консультация для родителей...

МУЗЫКА В ОБЩЕНИИ С РЕБЕНКОМ

МУЗЫКА  В  ОБЩЕНИИ  С  РЕБЕНКОМ...

Консультация для родителей «Музыка в общении с ребенком»

Музыка дарит и родителям и детям радость совместного творчества, насыщает жизнь яркими впечатлениями....