Главные вкладки

    Методическая разработка по музыке на тему:
    формирование певческих навыков у дошкольников с нарушением зрения.

    Бордак Елена Ивановна

    Формирование певческой деятельности слабовидящих детей, с которыми я работаю, влияет на развитие их вокальной культуры, творческих способностей, но так же сглаживает вторичные отклонения в развитии и создаёт условия их социальной адаптации. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Формирование певческих навыков как средство развития дошкольников и коррекции имеющихся у них нарушений.

    В представленной работе я  хочу описать свой опыт развития певческих навыков  и влияние пения, как основного вида музыкальной деятельности на всестороннее  развитие детей дошкольного возраста.

    Музыкальное воспитание начинается с самого раннего детства - в семье, в яслях, в детском саду, продолжается в школе. Оно способствует обогащению духовного мира человека, помогает познать окружающий мир, расширять кругозор, развивать творческие способности, способствует умственному развитию и воспитанию ребёнка. Многие выдающиеся педагоги обращали внимание на огромные возможности музыки, как средства всестороннего развития, начиная с самого раннего возраста. В.А.Сухомлинский считал, что  «…музыка способна пробудить энергию даже у самых инертных детей, влить в них какую-то чудодейственную силу». Оценивая значимость музыкального воспитания, Я.А.Коменский справедливо утверждал, что «…музыкальное воспитание должно начинаться с момента рождения ребёнка и охватывать все периоды развития, начиная с младенчества». П.П.Белинский в вопросах музыкального воспитания предлагал идти «…от ребёнка с его переживаниями, настроениями и естественным творчеством к пению,  и через пение к музыке».

     Пение  сопровождает нас всю жизнь, с самого рождения. Песня помогает выразить свои чувства, настроение, внутреннее состояние ,песня учит и воспитывает, раскрашивает нашу жизнь яркими красками.

    В своей музыкально-педагогической практике я определила для себя Пение - как один из самых важных и любимых видов музыкальной деятельности детей дошкольного возраста. Благодаря тексту песня становится доступнее и понятнее детям  по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр. Совместное пение объединяет детей, а сольное (индивидуальное) - помогает выразить  своё настроение, личное отношение к песне. С радостью замечаю, что мои дети получают удовольствие от пения. К сожалению, я  не могу не согласиться с современными педагогами, психологами, которые утверждают, что сейчас многие дети страдают различными расстройствами психо-эмоциональной сферы, чаще бывают жестокими, равнодушными, замыкаясь на телевизоре и компьютере, снижается интерес детей к творчеству, проявлению фантазии. Я считаю, что приобщение к  певческой деятельности  помогает более ярко и глубоко чувствовать содержание исполняемых произведений, обогащаются переживания ребёнка. Одновременно развивается внимание, воображение, обогащается духовный мир, прививается любовь к искусству. Так же пение следует рассматривать как средство укрепления организма детей. Дошкольный возраст, являясь самым благоприятным для интенсивного развития ребёнка, т.е. «возрастом оптимальных возможностей», помогает устранить и преодолеть многие нарушения в психическом и физическом развитии c наибольшей эффективностью, и большую роль в этом может сыграть музыкальное воспитание в целом и пение, как основной вид деятельности детей.

    Анализ всего вышесказанного позволяет сделать вывод, что обучение детей пению - одна из важных задач музыкального руководителя детского сада, требующая  знания теоретических основ и практических приёмов формирования певческих навыков детей дошкольного возраста.

    Музыкальным руководителем в детском саду я работаю с 1993 года. Все эти годы я старалась привить детям любовь к музыке, развивать их музыкальные способности, раскрывать их  таланты во всех видах музыкальной деятельности. Но со временем более углублённо  заинтересовалась обучением  дошкольников  пению, считая его одним из наиболее сложных и интересных, а так же доступных и любимых  детьми. Переходя по ряду причинам из одного детского сада в другой, я сталкивалась с совершенно разным уровнем  сформированности певческих навыков детей.

    В детском саду детей обучают простым певческим навыкам - правильному звукообразованию, правильному дыханию, хорошей дикции, чистоте интонации, слаженности в пении (ансамблевости). В начале вокально-хоровой работы  детям объясняются правила «певческой установки», т.е. правильного и удобного положения при пении. Надо обращать внимание детей на то, как они сидят, как стоят, держат голову, открывают рот.

    Результаты диагностики развития певческих навыков  за последние несколько лет так же указывали на то, что большинство детей 5 лет имеют уровень развития  ниже среднего.  

    Дети поют не чисто, не ритмично, у них часто отсутствует чувство ансамбля, пение напряжённое, крикливое, маловыразительное. Так же у некоторых детей даже отсутствует желание слушать и петь, нет запаса любимых песен, из чего я сделала вывод, что во многих семьях пение теряет свою ценность. А значит работа должна проводится не только с детьми, но и со взрослыми. Что бы родители дома, воспитатели в группе, поддерживали моё стремление ввести детей в мир музыки и песни. Не секрет, что в последние годы при подготовке детей к праздникам в детском саду, выступлениям на публике правильному развитию детского голоса уделяется мало внимания, ставя основной задачей показ яркого зрелища, «шоу», разучиванию современных эффектных песен, иногда совсем не соответствующих возможностям  ребёнка. Поэтому я считаю проблему правильного певческого развития детей очень актуальной, начиная с дошкольного детства.

    Ведущая идея  опыта  -  важность формирования у детей дошкольного возраста интереса к пению, необходимость учить детей петь хорошо, красиво, выразительно, с любовью. Стараться развивать в процессе обучения пению весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональную отзывчивость, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, музыкально-ритмическое чувство, музыкальную память. Во время пения  активизировать умственные способности, расширять детский кругозор.

    Свой музыкально-педагогический опыт я копила, начав работать с детьми массовых групп. К сожалению, статистика свидетельствует о том, что велико и неуклонно растёт число детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии. Поэтому следующей ступенью моей работы на протяжении нескольких лет стала работа в логопедическом  детском саду, где я накапливала и использовала  материал и методические приёмы, которые дают ощутимые результаты в музыкальном воспитании и в коррекции недостатков, свойственных детям с речевыми нарушениями. Это и пальчиковые игры, и упражнения на координацию слова с движением, и логоритмика, и многое другое. А в данное время  в моей работе наступил ещё один, сложный, но очень интересный этап - работа с дошкольниками с нарушением зрения. И тут знания, полученные мною в работе с речевыми детьми, мне очень пригодились. Я поняла, что при грамотном подходе к решению как общепедагогических, так и  коррекционных, задач, дети с разными  отклонениями в развитии преображаются. И здесь моя задача, как музыкального руководителя - создать полноценные  эмоционально-комфортные условия для музыкального развития детей, для успешного достижения целей, стоящих передо мной, как перед педагогом.

    Ставя перед собой какую либо цель, я стараюсь продумать её пошаговое, поэтапное достижение и набор действий, который мне понадобится, прогнозирую промежуточный и окончательный результат.

    В своей работе я стараюсь придерживаться следующих принципов:

    • Принцип гуманизации - как ведущий принцип образования, предполагает учёт особенностей личности каждого ребёнка и его индивидуальной логики.
    • Принцип доступность  и систематичности.

    Ничто не должно быть заучено без понимания смысла и значения, поэтому музыкальный материал должен быть простым по форме и доступным по содержанию, а усложнения постепенными - от простого к сложному.

    • Личностно-ориентированный подход к детям и учёт возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка.

    Важно следить за тем, как выполняет задание группа детей, и каждый ребёнок в отдельности. То, что с лёгкостью даётся одному ребёнку, может вызвать значительные затруднения у другого, кто-то «схватывает на лету», а кому то для достижения ощутимого результата надо приложить немало усилий. В таких случаях большое значение имеет индивидуальная работа и обязательное поощрение ребёнка за каждый видимый прогресс.

    • Принцип педагогической поддержки.

    Вовремя увидеть и оказать необходимую помощь ребёнку, который испытывает некоторые затруднения, совместно искать решение проблемы, чтобы ребёнок почувствовал удовлетворение от результата, прошло его эмоциональное напряжение.

    • Принцип отбора музыкальных произведений.

    Подбор музыкальных произведений и песенного репертуара быть продуман и отвечать требованиям для каждой возрастной группы. Музыкальный материал должен быть интересным, доступным, созвучен настроению детей, отражать их интересы, вызывать положительный эмоциональный отклик.

    • Принцип доброжелательности, уважения и открытости в общении с детьми.

    Стараться избегать приказного тона, слушать и слышать детей, отвечать на вопросы, уважать мнение ребёнка. Детей необходимо заинтересовать не только процессом, происходящим  на занятии, но и собственно педагогом, привлечь внимание к своей личности, и тем самым усилить их желание приходить на музыкальное занятие.

    • Принцип продуктивности.

    Детям очень важно видеть результат своего труда - показать спектакль, выступить на концерте.

    • Принцип профессионального  сотрудничества и совместного творчества.

    Только при тесной взаимосвязи педагогов и специалистов, работающих в детском саду, возможно достичь положительных  результатов воспитания и развития. Немало важно тесно сотрудничать с семьёй, привлекать родителей к активному участию в мероприятиях совместно с детьми.

    • Главное - не навредить!

    Эту заповедь врачей Древней Греции должны знать все, кто работает с таким нежным и хрупким существом, как ребёнок, и следовать ей  в своей работе. Работая с детьми с отклонениями в развитии нужно знать индивидуальные особенности патологии каждого ребёнка и учитывать его физические возможности.

    Следование этим принципам помогает мне в достижении целей и решении задач, которые я ставлю перед собой.

    Цели:

    • Воспитание любви и интереса к певческой деятельности.
    • Умственное и эмоциональное развитие ребёнка.
    • Расширение  детского кругозора, увеличение объёма знаний об окружающем мире.
    • Воспитание художественно-музыкального вкуса, эстетического восприятия.
    • Укрепление физического и психического здоровья ребёнка.

    Задачи:

    Образовательные – 

    • Формировать у детей певческие умения и навыки (звукообразование, дикцию, артикуляцию, певческое дыхание, чистоту интонации, согласованность ,чувство ансамбля).
    • Обучать пению по жесту дирижёра (в соответствии со зрительными возможностями детей)
    • Развивать звуковую культуру речи, связную речь, обогащать словарь детей.

    Развивающие –

    • Развивать певческий голос, расширять его диапазон.
    • Развивать музыкальный слух (звуковысотный, тембровый, динамический, интонационную  и ладовую чувствительность).
    • Развивать  эмоциональную отзывчивость и музыкальную память.
    • Развивать артистизм и творчество.

    Воспитательные-

    • Воспитывать уважительное отношение к культуре страны, народа. Создавать  основы для воспитания патриотических чувств.
    • Развивать коммуникативные качества, формировать положительное отношение ребёнка к окружающему миру, семье, сверстникам, развивать чувство товарищества.
    • Формировать исполнительскую и слушательскую культуру.

    Оздоровительные-

    • Сохранять и укреплять физическое здоровье дошкольников (используя здоровье сберегающие технологии)
    • Укреплять и сохранять психологическое здоровье ребёнка, помогая почувствовать уверенность в своих силах, свой успех, создавать условия для эмоционального благополучия детей.
    • Формировать правильную осанку.
    •  Знание основ гигиены и охраны голосового аппарата.

    В работе с детьми с нарушением зрения решаются  и специальные  коррекционные задачи:

    • Развитие слуховой и пространственной ориентировки.
    • Совмещение зрительного и слухового образов.
    • Укрепление мышц глаз.

    Для детей с нарушением зрения пение является тем видом  музыкальной деятельности, в котором мы уже с дошкольного возраста достигаем положительных результатов. И именно пение помогает такому ребёнку в преодолении сопутствующего речевого несовершенства. Формирование певческой деятельности слабовидящих детей, с которыми я работаю, влияет на развитие их вокальной культуры, творческих способностей, но так же сглаживает вторичные отклонения в развитии и создаёт условия их социальной адаптации.

    Эффективность работы всегда тесно связана с диагностикой, от начала и до достижения окончательного результата.

     Работу я строю в определённой последовательности(этапы).

    В начале работы, проводя диагностику музыкального развития детей, я веду с ними беседу, в ходе которой пытаюсь определить, какие песни дети знают и любят петь, нравится ли им слушать и петь песни, что поют и слушают у них дома. Даю прослушать детям отрывки песен в различном исполнении (детские, народные, современные и т.д.)  В результате такого общения  делаю выводы о заинтересованности ребёнка в пении, о его музыкальных предпочтениях. Так же начинаю планировать темы для консультаций с воспитателями и родителями, на которых говорю о важности пения, даю практические советы по охране детского голоса и рекомендую широкое использование пения  в повседневной жизни дома и в детском саду.

    Следующим этапом при помощи различных заданий определяю развитие певческих умений  и навыков детей :

    • чистоту интонации (пропевание любимой  песни с сопровождением и без сопровождения).
    • правильность  дыхания (спокойный  бесшумный вдох, взятие дыхания в начале пения и между фраз)
    • дикцию (соблюдение логического ударения ,правильное произношение гласных, протягивание гласных, правильное произношение согласных в конце слова)
    • слаженность (одновременное начало пения после вступления, согласованность)
    • звукообразование (естественный, высокий светлый звук, без крика и напряжения)

      Тут надо подробнее остановиться на строении детского голосового аппарата, который ещё очень раним и нежен . Гортань с голосовыми связками  недостаточно развиты, связки короткие и звук слабый. Помогают его усилить два резонатора, головной и грудной, но преобладает верхний (головной) резонатор, поэтому при пении детский голос не сильный, но звонкий.  

    Так же, на этом этапе, используя музыкально-дидактические  игры и задания  определяю особенности музыкального слуха детей:

    • Звуковысотного («лесенка», «куда идёт мелодия»)
    • Гармонического («весёлый и грустный клоун»)
    • Тембрового («чей голос», «музыкальный домик»)
    • Динамического («громко-тихо», «два барабана»)
    • Интонационной чувствительности («прятки с песенкой»).

    Для слабовидящих детей развитие музыкального слуха необходимо как для компенсации патологии зрения, так и для преодоления типичного отставания речевой и,соответственно,

    мыслительной функции.

    Исходя из результатов диагностики, я определяю, как развивается каждый ребёнок, на кого надо обратить особое внимание, какие успехи и затруднения видны и требуют дальнейшей работы, составляю план индивидуальной работы с детьми.

    Работа со слабовидящими детьми проводится в тесной взаимосвязи музыкального руководителя с воспитателями группы и тифлопедагогом. Мне даются рекомендации, объясняются противопоказания и ограничения относительно каждого ребёнка.

    Фамилия,имя,возраст ребёнка

    рекомендации

    Противопоказания, рассадка.

    1 Иван.6 лет.

    Очки постоянно.

     Закреплять умение локализовать неподвижный и перемещающийся источник звука. Оценивать удалённость звучащего предмета. Развивать силу голоса.

    Резкие наклоны, прыжки, столкновения. Исключить упражнения со статическим напряжением.

    Расположение слева от педагога.

    2. Петя.6 лет.

    Режим охраны зрения.

    Окклюзия(заклейка)

    Ориентировка в пространстве, снятие зрительного напряжения.

    Быстрый темп смены деятельности. Исключить работу с мелкими предметами.

     Совместно происходит и подбор музыкального материала, направленного на решение коррекционных задач с учётом зрительных особенностей детей.

    Музыкально-дидактические игры на этом этапе обогащают музыкально-слуховые представления детей, помогают развивать музыкальный слух ,вокально-слуховую координацию. Они  не только требуют от ребёнка умственного напряжения, активности, но  и вызывают интерес, радость, отвлекая его от зрительного недуга. Например:

    Игры на развитие слуховой и пространственной ориентировки, cлухового внимания, укрепление мышц глаз.

    • «Это я - узнай меня», «Чей голос» - все дети сидят на стульчиках или на ковре, один ребёнок (водящий)  отворачивается, музыкальный руководитель жестом выбирает того, кто  пропоёт музыкальную фразу «это я -узнай меня». Повернувшись, водящий должен отгадать кто и с какой стороны его позвал песенкой. (тембровый слух, слуховое внимание, пространственная ориентировка)

    • «Угадай, какой инструмент звучал»-аналогичная игра, но с использованием музыкальных инструментов, когда водящий должен определить  какой инструмент звучал и с какой стороны.

    • Музыкально-дидактическая игра «Лесенка» при присоединении ручного показа направления движения мелодии способствует укреплению мышц глаз и развитию звуковысотного слуха.

    • «Силуэты  и контуры»- дети должны по силуэту или прорисованному контуру определить, какой музыкальный инструмент изображён на картинке(экране использую ИКТ) или звучит (развитие слухового внимания, остроты зрения, мышления). 

    • «Паровоз гудит»- в игре используются цвета, тренирующие сетчатку глаза, и развивается чистота интонирования. Если ребёнок правильно повторил заданный звук-то поднимается зелёный кружок (паровоз может ехать дальше), если ребёнок ошибся, то поднимается красный кружок (паровоз надо отремонтировать).

    В ходе таких игр решаются параллельно задачи музыкального развития и коррекционные.

    Для повышения и сохранения у детей интереса к пению на занятии развиваем певческие умения детей в процессе игровых упражнений. Включение игры делает процесс обучения и развития незаметным  для детей. Играя, дети не задумываются легко это или трудно.

    Главное - заинтересовать детей, создать игровую ситуацию. Опыт работы показал, что лучше всего начинать занятие с концентрации внимания ребёнка на самом себе, снять зажатость рук и ног, выпрямить спину (работа над осанкой). Для детей с нарушением зрения важны тактильные прикосновения к различным предметам и  к различным частям своего тела. Поэтому для активизации внимания детей хорошо включать в начало занятий игры и упражнения с использованием звучащих жестов ,игры со словом, валеологические песенки-приветствия. Это поднимает настроение, задаёт позитивный тон, улучшает эмоциональный климат на занятии, подготавливают голос к пению.

    Переходя непосредственно к вокальной работе нужно придерживаться ряда правил. Детям объясняется  важность«певческой  установки», которe. потом мы вспоминаем на каждом занятии  в игровой форме:

     «Петь приятно и удобно» (сл. и муз. Т.Абелян)         

    Если хочешь сидя петь, не садись ты как медведь.

    Спину выпрями скорей, ноги в пол упри смелей.

    Раз! Вдох! И запел! Птицей звук полетел.

     Руки, плечи-всё свободно, Петь приятно и удобно.

    Произнесение или пропевание этих слов, сопровождая их соответствующими действиями помогает детям понять и выработать правильную позу для пения. Вся певческая работа- и распевание, и разучивание песен, должна проводится в удобном диапазоне, но рассаживая детей необходимо учитывать особенности патологии каждого ребёнка. Наряду со снижением остроты зрения у некоторых детей сужено поле зрения, если ребёнку прописана окклюзия(заклейка)на один глаз, его нужно расположить так, что бы он мог другим глазом охватить максимальное пространство.

     Поэтому я считаю необходимым использовать в своей работе с детьми современные  здоровье сберегающие технологии. С дошкольниками необходимо проводить эту работу в игровой форме. То есть привычные виды музыкальной деятельности можно разнообразить с пользой для здоровья.Музыкально-оздоровительная работа в детском саду достаточно новое направление, но оно очень созвучно с той, которую веду я, и  предполагает использование на каждом музыкальном занятии следующих здоровьесберегающих технологий:

    • Валеологические песенки-распевки.

    С них начинаются все музыкальные занятия. Это песенки-приветствия, которые поднимают настроение, задают позитивный тон, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голос к пению.

    • Дыхательная гимнастика.

    Нарушением функции речевого дыхания считается: подъем грудной клетки вверх и втягивание живота на выдохе; слишком большой вдох; учащенность дыхания; укороченность выдоха; неумение делать незаметный добор воздуха; неправильная осанка. Необходимо в  музыкальные занятия включать упражнения дыхательной гимнастики. 

    • Артикуляционная гимнастика.

    Основная цель её включения – выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем. Как результат этой работы – повышение уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшение музыкальной памяти, внимания.

    • Оздоровительные и фонопедические упражнения.

    Разработки В. Емельянова, М. Картушиной способствуют развитию носового, диафрагмального, брюшного дыхания, стимулированию гортанно – глоточного аппарата и деятельности головного мозга. Используются оздоровительные упражнения для горла, интонационно-фонетические и голосовые сигналы доречевой коммуникации, игры со звуком.

    • Оздоровительные упражнения для профилактики заболеваний горла.

    Дети имитируют плач, громко всхлипывают, дыхание «рыдающее».

     Дети протяжно произносят пары гласных: а-я, о-ё, у-ю, ы-и, э-е.

    Затем упражнение повторяется беззвучно.

    • Игровой массаж.

          Обучение простейшим массажным приемам происходит в игре. На музыкальных занятиях массаж происходит под музыку – слова пропеваются, или ритмодекларируются, или музыка звучит просто фоном.

    • Пальчиковые игры.

    Игры развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координацию пальцев рук, способствуют развитию мозга ребенка.

    • Речевые игры.

    Позволяют детям овладеть всеми выразительными средствами музыки. Речевое музицирование необходимо, так как музыкальный слух развивается совеместно с речевым.

    • Зрительная гимнастика.

    Помогает снять напряжение, утомление с глаз, укрепляет мышцы глаз,развивают внимание, память.

    Небольшие по объёму и длительности оздоровительные игры и упражнения приносят детям радость и пользу для здоровья. А в сочетании с играми и упражнениями на развитие слуха и голоса помогают в работе по формированию и совершенствованию певческих умений и навыков.

    Активизируем проявления певческих умений и навыков детей на музыкальных занятиях.

    Для этого используем различные методы (основной в работе со зрительными детьми-словесный , наглядно-слуховой) и  игровые приёмы: пение вслух и про себя, пение со сменой интонации, пение приёмом «эхо», «цепочкой», с сопровождением и без, используем сюрпризные моменты.

    Для более успешного освоения детьми певческих навыков необходима совместная работа музыкального руководителя с воспитателями и родителями. Это могут быть консультации и беседы об охране детского голоса и пользе пения, советы и рекомендации в родительских уголках групп, проведение совместных праздников и досугов непосредственно с участием родителей в процессе, заранее проводя с ними работу по разучиванию песен. Родители  с удовольствием принимают участие в предлагаемых им мероприятиях, участвуют в создании музыкальной развивающей среды. Для воспитателей проводятся беседы, консультации и мастер-классы, индивидуальная работа.

    В результате  слаженных действий достигается цель:

    • Положительная динамика в развитии певческих умений и навыков.
    • Постоянное развитие музыкального слуха.
    • У детей появляется желание петь, выступать.
    • Развивается детская самостоятельная музыкально-игровая деятельность.
    • Успешно происходит социальная адаптация слабовидящих  детей.

    Соединяя музыку и слово мы учим детей самовыражаться, развиваться. Целенаправленная  работа повышает интерес детей к музыкальным занятиям, песенному творчеству. Песня прочно входит в жизнь детей.

    Список используемой литературы.

     

    1. Арсеневская О.Н.. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду. Издательство «Учитель»,2010.
    2. Буренина А.И. «Коммуникативные танцы-игры для детей». Санкт-Петербург. Музыкальная Палитра-2004.
    3. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А.. «Детство с музыкой»,Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2013.
    4. Гоголева М.Ю.. «Логоритмика в детском саду». Академия развития,2006.
    5. Ермаков В.П., Якунин Г.А.. Основы тифлопедагогики. Гуманитарный издательский центр «Владос»,2000.
    6. Журнал «Музыкальный руководитель» №6-2007.
    7. Зайцева Л.И. «Речевые, ритмические и релаксационные игры для дошкольников». Санкт-Петербург. Детство –Пресс, 2013.
    8. Зимина А.Н. «Основы музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста».  Гуманитарный издательский центр «Владос»,2000.
    9. От  рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.Мозайка-Синтез,2011.
    10. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4 вида (для детей с нарушением зрения). Коррекционная работа в детском саду. Под.ред. Л.И.Плаксиной.-М.:Издательство «Экзамен», 2003.
    11. Рубан Э.Д., Шереминская Л.Г.. «Мой ребёнок носит очки». Ростов-на-Дону, ООО «Феникс», 2008.
    12. Судакова Е.А. «Логопедические музыкально-игровые упражнения для дошкольников», Санкт-Петербург. Детство – Пресс, 2013.
    13. Феоктистова В.А. «Развитие навыков общения у слабовидящих детей». Издательство «Речь»,2005.
    14. Чевычелова Е.А.. Зрительная гимнастика для детей 2-7 лет. Издательство «Учитель», 2011.

             


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ "МУЗЫКА" И "ЗДОРОВЬЕ"»

    Презентация и доклад для музыкальных руководителей по теме " «ФОРМИРОВАНИЕ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ "МУЗ...

    Формирование мотивационной готовности детей с нарушением зрения к обучению в школе.

    Методические рекомендации, мониторинг  и особенности готовности детей с нарушением зрения к обучению....

    Коммуникативные навыки дошкольников с нарушением зрения

    Коммуникативные навыки дошкольников с нарушением зрения...

    Формирование социальной адаптации детей с нарушением зрения к окружающему миру через знакомство с неречевыми звуками

    Для детей с нарушением зрения большое значение имеет развитие и использование слухового анализатора, который при отсутствии зрения является одним из главных в компенсаторной системе.Необходимо целенап...

    О роли воспитателя в формировании речевых навыков дошкольника ( с точки зрения логопеда)

     Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития речи и формирования культуры речевого общения.   Развитие речи включает в себя умение четко произносить звуки и различать и...

    Мастер-класс «Театрализованная деятельность как средство формирования коммуникативных навыков детей с нарушением речи»

    Общение – основное условие всестороннего развития личности. У детей, имеющих общее недоразвитие речи (ОНР) и заикание  коммуникативная функция речи часто бывает нарушена, что обусловлено ...