"Композиция cпортивного танца"
учебно-методическое пособие по музыке (средняя группа) по теме

зинаида владимировна макарова

 

Цель:

 Поделиться опытом работы с инструкторами по физической культуре в умении составлять композицию спортивного танца для воспитанников ДОУ.

 

Задачи:

  • Раскрыть роль спортивного танца в развитии двигательных качеств у детей дошкольного возраста.
  • Показать  схематичную запись танца и музыкального произведения.
  • Научить правильному использованию рисунка танца.
  • Расширить диапазон танцевальной лексики.
  •  

Композиция – это связь между всеми составляющими танец элементами. 

В этот термин входит ряд понятий, в число которых включается и понятие о построении танца в целом, и понятие о соподчинении и взаимосогласовании образующих танец частей как крупных, так и мелких. Сюда входит также планировка движений в пространстве (рисунок танца), планировка движений во времени (т.е. расположение их в порядке последовательности). К композиции относятся и комбинации, т.е. сочетание отдельных движений, или, иначе говоря, танцевальные фразы.

Каждый танец состоит из начала, середины и концовки,  или, если пользоваться терминами драматургии:

  • Экспозиция
  • Завязка
  • Кульминация
  • Развязка

Экспозиция знакомит зрителя с действующими лицами. В экспозиции дается танцевальная характеристика действующего лица.

В сюжетном танце завязка говорит о характере взаимоотношений между действующими лицами.

В кульминации показывается момент высшего подъема, высшего напряжения этих взаимоотношений.

Это напряжение разрешается развязкой.

Четкое и последовательное  развитие действия в танце имеет очень важное значение для художественного уровня танцевальной постановки.

Большое значение имеет также построение танца – его рисунок. 

Рисунком называется совокупность тех линий (направлений), по которым  танцор движется по сцене, по площадке.

Танец, построенный из одних прямых линий, будет казаться примитивным по  рисунку.

Движение по прямой линии, пересекающей сцену по диагонали, наискось, внесет уже в рисунок некоторое разнообразие. 

Точно так же движение только по кругу покажется зрителю однообразным. Но можно обогатить, оживить рисунок танца, если круг распадется на несколько маленьких кружков или хотя бы на два.

 Например:

  • Внешний и внутренний круг детей вращается в разные стороны 
  • Круговое построение чередуется  с движением по прямой, по косой линии 
  • С  движением по спирали (улиткой)
  • Извивами (змейкой) и т .п. 
  • Линии могут развертываться, пересекаться, сплетаться. 

 

Крест, кольцо, звезда, корзинка, зигзаг – таков краткий перечень рисунков движения по площадке. Танец может быть построен из очень простых, несложных  движений и в то же время будет казаться очень разнообразным, если рисунок его будет богат.

Помимо разнообразия рисунка, необходимо помнить о других требованиях.

 Например, учет соотношения между размерами площадки и количеством участников. Следует заботиться о более или менее равномерном заполнении всей площадки линиями движения, с правильным распределением их в пространстве. В понятие композиции входит и последовательность движений. Запоминание движений исполнителями облегчается, если переход из одного движения в другое логичен, подсказывается смыслом и, кроме того, удобен.

Танцевальная лексика – язык танцев для детей не должен быть упрощенным. Он должен быть полноценным средством выражения мысли и чувства, т.е. языком художественным, языком искусства. Но будучи художественным, он вместе с тем должен быть прост и доступен. 

Танец должен находить эмоциональную опору в музыке.

Между  танцем и музыкой существует двойная взаимосвязь. Содержание и форма музыки должны отвечать содержанию и форме танца. Иначе говоря, каждый танец требует определенной музыки. В свою очередь идейное содержание музыкального произведения и особенности его формы требуют соответствующего выражения в танце.

Содержание танца либо непосредственно подсказывается музыкой, «вычитывается» из музыкального текста, либо, если оно задумано ранее, подбирается такая музыка, которая по содержанию и форме наиболее точно отвечала бы содержанию и форме задуманного хореографического произведения. Следовательно, общий характер танца, его темп, динамические оттенки, кульминация, деление танца на части, повторы и другие особенности диктуются музыкой.  Постановщики чаще всего пользуются уже готовой музыкой. Но при этом хореографический замысел обычно предшествует музыке, определяет подбор музыки, помогает ее найти.

Только после того как найдена музыка, подходящая по содержанию и форме, начинается процесс приспособления ее хореографическому замыслу.

В помощь постановщикам издаются специальные сборники с записью танцев. Они знакомят руководителей с разными танцами, с их основными движениями и построениями.

Запись танца, обычно, состоит из четырех частей.

В первой части – описывается содержание танца, его характерные особенности, манера исполнения, костюмы,  количество исполнителей.

Во второй – дана композиция танца с указанием движений и рисунка, количества тактов в каждой фигуре.

В третьей – описаны танцевальные движения.

В четвертой – музыкальное сопровождение с указанием музыкального размера, темпа.

Направление движения танцующих обозначается стрелкой, путь продвижения – пунктиром. Музыка к каждому танцу имеет свой размер.

Для того чтобы сделать схематичную запись танца нужно: разделить лист бумаги на три части, слева условными обозначениями записать продвижение участников по сцене (рисунок танца), а справа количество тактов музыки, и далее название танцевальных движений. 

Для одновременного и точного исполнения движения под музыку руководитель сначала громко и четко произносит «и» (счет последней восьмой такта).

Закончив общую постановку танца, следует работать над его выразительностью, правильной манерой исполнения, характерными для данного танца движениями ног, рук, корпуса и головы. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл posobie_mister_zhuk.pptx1.24 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Районный семинар для инструкторов по физической культуре «Развитие физических качеств у детей дошкольного возраста в разных формах организации двигательной деятельности» Педагог дополнительного образования Макарова Зинаида Владимировна Декабрь 2013 г.

Слайд 2

Мастер класс Мастер - класс «Композиция спортивного танца»

Слайд 3

Практическая часть Танцевальная лексика через разучивание спортивных танцев Танец «Раз ладошка, два ладошка»» Танец «Лягушачья гимнастика» Танец «Планета друзей» Танец «В стиле Диско»

Слайд 4

Теоретическая часть Запись танца Рисунок танца Подбор музыкального материала Работа с музыкальным материалом Постановка спортивного танца

Слайд 5

Вступление 8,8,8,8 Первый куплет 8,8,8,8 Припев 8,8,8,8 8 – без слов Второй куплет 8,8,8,8 Припев 8,8,8,8 4 – без слов 8,8,8,8 4 - концовка «Раз ладошка, два ладошка»

Слайд 6

«Лягушачья гимнастика» Вступление 8,8 Первый куплет 8,8,8,8,8 Припев 8,8,8,8 Второй куплет 8,8,8,8,8 Припев 8,8,8,8 Третий куплет 8,8,8,8,8

Слайд 7

Запись танца

Слайд 8

Название танца Название музыкального материала Авторы

Слайд 9

1

Слайд 10

2

Слайд 11

3

Слайд 12

4

Слайд 13

5

Слайд 14

6

Слайд 15

7

Слайд 16

1 2 3 4 5 6 7 Рисунок танца «В стиле Диско»

Слайд 17

Литература «Сочинение танца. Страницы педагогического опыта» - Захаров Р., М., Искусство, 1989г. «Методика хореографической работы в школе и внешкольных заведениях» – Л.А.Бондаренко, К.:Муз . Украина, 1985г. «Хореографическая работа со школьниками» - В.П.Ивинг , Е.В.Конорова , В.Н.Светинская , В.В.Окунева, - Москва, 1956г. «Музыкальное развитие ребенка» - Ветлугина Н., М., 1968г. «Ритм» – Далькроз Ж., М., 1992г. «Основы сценического движения /Под ред.: И.Э.Коха – М., Просвещение, 1976г.

Слайд 18

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад № 48 Красносельский район Санкт-Петербург Мастер класс подготовила: Педагог дополнительного образования Макарова Зинаида Владимировна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Композиции танцев для детей поготовительной группы

"Берлинская полька" - парный танец, "Матросский танец" - для мальчиков, "Танец с павлопосадскими платками" - для девочек....

Танцевальная композиция танца «Разноцветная осень»

Материал предназначен для использования музыкальными руководителями танцевальной композиции к празднику "Осени"...

Композиция танца «Грибочки» на мелодию песни «Рыжик» в исполнении Тамары Миансаровой.

Данный материал может быть использован музыкальными руководителями для проведения утренников в средней группе....

"Композиция cпортивного танца"

ель: Поделиться опытом работы с инструкторами по физической культуре в умении составлять композицию спортивного танца для воспитанников ДОУ. Задачи:Раскрыть роль спортивного танца в развитии...

Картотека композиций для постановки танцев "Конфетти"

Картотека композиций для постановки танцев"Губки бантиком" (исп. К. Орбакайте)"Девочки и мальчики" (гр. Барбарики) п др....

Картотека композиций для постановки танцев

Картотека композиций для постановки танцев"Губки бантиком" (исп. К. Орбакайте)"Девочки и мальчики" (гр. Барбарики) п др....